Послание к Евреям вызвано заботой Апостола о духовном состоянии христиан из иудеев, которые никак не могли отрешиться от своих национальных мессианских идей и от мечты видеть пришествие Христа в качестве земного царя. Они не могли отказаться от своей обрядности и закона, от своего узко-национального патриотизма. Когда же начались гонения, то христиане из иудеев, видя, что мессианские ожидания, которые они связывали с христианством, не сбываются, вообще разочаровывались в вере и возвращались в иудейство.
Целью послания било поддержать и утешить уверовавших евреев ввиду их тяжелой участи среди братьев-преследователей. Апостол ставит целью показать преимущество Нового Завета перед Ветхим и значение последнего как прообраза будущих благ, и тем самым убедить христиан хранить веру и не колебаться в ожидании Небесного Царства, невзирая на нынешние временные страдания.
4. Разделение и содержание Послания
Главная тема послания - изображение превосходства Нового Завета перед Ветхим. В центре повествования - Христос как действительный и превосходнейший Установитель нового и вечного союза Бога с человеком. Он - вечный Первосвященник, поставленный Богом не в земной, а в небесной скинии. Его жертва - Он Сам, вошедший в эту скинию с жертвой собственной Крови, которой Он омыл грехи верующих и навсегда искупил их (гл. 7).
Другая тема - спасение, которое достигается только в Церкви, через единение со Христом в Евхаристии (10, 19-20). Земная, историческая Церковь - страждущая, но в своей эсхатологической завершенности она есть торжествующий собор праведников на небеси. Небесный Иерусалим (12, 22-23), Художник и Устроитель которого есть Бог (11, 10).
На протяжении всего послания проходит мысль об исполнении, завершении Ветхого Завета и в Новом через принесение жертвы Христовой, в которой совершилось и наше искупление (10, 14). И хотя в действительности христиане переживали скорби, стоял еще и храм Иерусалимский с его жертвами, послание возводит мысль верующих к конечному завершению начатого прославления. В послании временное и историческое рассматривается в неразрывной связи с вневременным, вечным. С этой точки зрения надо понимать и жертву Христову, и наше участие в ней в служении, и наше спасение.
Послание, кроме краткого послесловия (13, 22-26), состоит из 2-х разделов:
1. Догматического (1, 1 - 10, 18);
2. Нравоучительного (10, 19 - 13, 21).
В догматической части раскрывается превосходство Иисуса Христа как установителя Нового Завета над ветхозаветными установителями. Это достигается через изображение:
а) превосходства Христа над пророками (1, 1-3);
б) высшего достоинства Христа перед Ангелами (1, 4 - 2, 17);
Христос есть Сын Божий (1, 2-3), Ангелы же - служебные духи, посылаемые Богом для спасения людей (1, 14);
в) превосходство Христа перед Моисеем (2, 18 - 4, 13), поскольку Бог выше твари и Сын выше слуги;
г) превосходства первосвященства Христа над священством Аароновым, левитским (4, 14 - 8, 5);
д) новозаветные таинства и обряды тоже превосходнее ветхозаветных (6, 6 - 10, 18), которые есть только "тень будущих благ" (8, 5). Место служения вечного Первосвященника есть небесное святилище. Скиния истинная, "которую воздвиг Господь, а не человек" (8, 1-2), в то время, как земное святилище - несовершенное и кровь его жертв "не может сделать в совести совершенным приносящего" (9, 9).
Нравоучительная часть (10, 13 - 13, 21) начинается с увещания к твердости исповедания веры, к взаимной любви, к дисциплине жизни и др. (10, 19 - 11, 4). Апостол предлагает примеры веры ветхозаветных праведников (11, 1-40), вера которых нашла оправдание в христианстве (12, 1-3).
Различными способами Апостол побуждает христиан к терпеливому прохождению земного поприща (12 гл.):
а) увещает подражать вере праведников (12, 1-4);
б) грозно предостерегает о неминуемых наказаниях за отступничество (12, 5-29).
В гл. 13 Апостол призывает евреев к братолюбию (13, 1-7), призывает их подражать вере и добродетельной жизни своих наставников и молиться о них (13, 7-18).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 217.