а) Первосвященство Мелхиседека (7, 1-10)
Прообразом первосвященства Христа было не Аароново, левитское священство, а священство Мелхиседека. Поэтому ап. Павел раскрывает сущность последнего, чтобы тем самым показать высоту священства Иисуса Христа, Который стал "Первосвященником навек по чину Мелхиседека" (6, 20). Сам Мелхиседек, упоминаемый в истории Авраама (Быт. 14, 18-20), был ветхозаветным предызображением Иисуса Христа: "без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда" (7, 3). Эти слова Бытописателя надо понимать не в том смысле, что Мелхиседек вовсе не имел родителей, а в том, что они неизвестны, и сам он давно скончался, но он был образ, жизнь которого сокрыта в первообразе Христа.
Само имя Мелхиседека, царя Салима имеет прообразовательное значение: 1) Мелхиседек - царь правды (мелек - по-евр. царь; седок - правда); 2) царь Салима - царь мира (салим - мирный); 3) он - "священник Бога Всевышняго" (7, 1), т.е. священство заповедано ему Самим Богом, а не сообщено в помазании, как левитским священникам.
Мелхиседек принял дары и поклонение от Авраама, благословил последнего и сам предложил ему хлеб и вино, предзнаменуя таинство Евхаристии. Авраам был совершенно свободен от какой бы то ни было зависимости по отношению к Мелхиседеку: однако он отдал ему десятину из своей добычи (7, 1-7). В лице же Авраама все левитское священство поклонилось и признало превосходство священства по чину Мелхиседека (7, 9). А так как Мелхиседек есть священник, пребывающий вовек и "имеющий с себе свидетельство, что он живет" (7, 8), значит, он принял дань и от всех потомков Авраама. Таким образом, в этом, казалось бы, простом и случайно взятом историческом факте богодухновенному взору св. Апостола Павла открыто было намерение Господа изобразить пришествие иного, совершенного первосвященства Иисуса Христа. Не случайно описание этой таинственной встречи Авраама с Мелхиседеком (Евр. 7, 7-17) Церковь предлагает как Апостольское чтение на Сретение Господне.
б) Первосвященство Иисуса Христа (7, 11 - 8, 6)
Тот факт, что существовал чин священства Мелхиседека независимо от священства левитского, по чину Аарона, говорит о несовершенстве последнего и необходимости замены его новым,- замены, которая прообразовательно уже произошла в факте поклонения Авраама Мелхиседеку. Но "с переменой священства необходимо быть перемене и закона" (7, 12). А поэтому ап. Павел доказывает, что первосвященство Христа соответствует закону - но не Моисеевому, "плотскому", а новому и вечному закону "по силе жизни непрестающей" (7, 16). Так,
1. Иисус Христос принадлежал не к колену Левиину, а к колену Иудину, чем напоминает Мелхиседека, который вообще не был из семени Авраама (7, 13-14). Переменой колена священства Христос соединил в Своем Лице и царское, и священническое служение.
2. Иисус Христос получил священство не по закону наследства от предков и не с тем, чтобы по смерти передать его иным смертным наследникам: Он воссиял "по силе жизни непрестающей" (7, 15-16), ибо по воскресении стал священником бессмертным. В этом тоже образ Мелхиседекова, о котором сказано, что "он живет" (7, 3).
3. Первосвященство Христово клятвенно удостоверено Самим Богом, и оно не имеет конца: "клялся Господь и не раскаялся: Ты священник вовек по чину Мелхиседекову" (7, 21; Пс. 109, 4).
Сам же закон Моисеев обнаружил свою немощность и бесполезность (7, 18), он "ничего не довел же до совершенства" (7, 19), поэтому требовалось иное основание жизни, которое и открылось в лучшем и совершенном завете Бога с людьми, поручителем которого сделался Иисус Христос (7, 22). Во Христе воссиял совершенный Первосвященник, Который "может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу" (7, 25). Христос есть священник истинной, небесной скинии, т.е. Церкви; престол Его "одесную престола величия" Божия (8, 1-2). И принес Он туда единократную жертву Своей Плоти и Крови (8, 3-4; 9, 12).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.