Отмена крепостного права. Основные положения царского Манифеста 19 февраля 1861 г. и пути его реализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Николай I скончался вскоре после полудня 18 февраля 1855 г. Он уже накануне знал, что умирает. Исповедался и причастился. Рано утром позвал свою родню и объявил о близкой своей кончине и всех благословил крестным знамением. В этот момент императрица упала на колени, обхватила царя‑супруга руками и, обливаясь слезами, воскликнула: «Боже! Отчего я не могу умереть вместе с тобою!» «Ты должна жить для них», – сказал царь, обведя взглядом детей.

Затем обратился к сыну‑наследнику со словами напутствия, которые Александр II помнил всю жизнь: «Ты знаешь, что все мои попечения, все усилия стремились к благу России, я хотел продолжать трудиться так, чтобы оставить тебе государство благоустроенное, огражденное безопасностью извне, совершенно спокойное и счастливое, но ты видишь, в какое время и при каких обстоятельствах я умираю. Видно, так угодно Богу. Тяжело тебе будет». Цесаревич рыдая вымолвил, что надеется, что батюшка «там будет молиться Ему о России, о нас всех». Твердым, но уже прерывающимся голосом царь ответил: «Да, я всегда молился Ему за Россию и за всех вас, буду молиться и там. Вы же останьтесь навсегда, как было доселе, в тесном союзе любви семейной».

После этого Николай I впал в забытье. Как только сознание воротилось, выказал новый пример великого мужества, отдав последние приказания. Сам назначил место в Зимнем дворце, где должны быть выставлены для прощания его останки, и указал место для могилы в Петропавловском соборе. Еще насчет одного распорядился: чтобы погребение было совершено с возможно большей скромностью, без пышного катафалка, без «всяких великолепных в зале и церкви убранств». Потом нашел силы поблагодарить дворцовых служащих за службу. Голос его начал слабеть и вскоре совсем пропал. 18 февраля 1855 г. вскоре после полудня император скончался. Похороны Николая Павловича прошли 5 марта 1855 г. Повелителем империи стал Александр II.

Он принял бразды правления в тяжелый исторический момент. Россия вела неудачную войну, положение внутри страны становилось напряженным: финансы были расстроены, денег не хватало ни на что. Всюду царило безрадостное настроение. Надлежало как можно быстрее завершить дорогостоящую неудачную войну. В первый год царствования основное внимание было уделено решению именно этой задачи.

С конца 1855 г. в Петербург из Западной Европы начали поступать сигналы о желании стран антирусской коалиции заключить мир. Они не остались без внимания. В марте 1856 г. долгожданный мир был подписан в Париже, а в апреле 1856 г. министром иностранных дел был назначен умный и энергичный князь A. M. Горчаков (1798–1883). Он сменил на этом важном посту престарелого графа К. В. Нессельроде (1780–1862), назначенного главой внешнеполитического ведомства еще в 1814 г. С именем этого «живого реликта» связывали многие дипломатические неудачи и провалы царствования Николая Павловича.

Завершив войну, перед царем и его правительством встали проблемы внутреннего порядка. Александр II очень скоро убедился, что управлять по‑старому нельзя, что требуется основательная перестройка всего громоздкого государственного здания, что нужны реформы почти повсеместно. Уже на первом представленном отчете министра внутренних дел, где говорилось о многих проблемах и трудностях, новый царь сделал надпись‑комментарий: «Читал с большим интересом и благодарю, в особенности за откровенное изложение всех недостатков, которые с Божией помощью и при общем усердии с каждым годом будут исправляться».

Особое место в этом ряду занимала проблема крепостных отношений. Выступая в 1856 г. перед московским дворянством, царь уже во весь голос заявил о необходимости упразднить крепостничество. «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Путь этот оказался непростым и долгим. Лишь через пять лет крепостное право отошло в область истории. За это время была проведена огромная подготовительная работа. Учреждались различные комиссии на государственном и местном уровне, рассматривавшие юридические, финансовые и административные аспекты грядущей социальной перестройки.

Царь хотел, чтобы будущий великий акт раскрепощения отражал волеизъявление всей нации. Однако некоторая часть дворянства не хотела перемен. Александр II имел возможность превозмочь эти настроения и единым волевым актом перевернуть темную страницу истории. Для этого у него имелось достаточно и сил, и средств. Однако он не хотел этим оскорблять первое сословие, так много сделавшее для монархии и империи. Он надеялся, что дворянство само осознает неизбежность грядущих изменений. Это была одна часть проблемы, объясняющая столь продолжительный подготовительный период. Другая диктовалась самой сутью планируемого преобразования, затрагивавшего в той или иной степени все стороны социальной жизни огромной империи.

Проект отмены крепостного права был составлен особой комиссией, созванной царем в начале 1859 г. В нее вошли высшие государственные чиновники и известные деятели не из правительственных кругов. К концу 1860 г. план освобождения крестьян от крепостной зависимости был разработан. Выступая в Государственном совете при его обсуждении, Александр II сказал, что «счастлив свидетельствовать об этом перед потомством». В феврале 1861 г. был подписан Манифест, извещавший об отмене крепостного права. Это была великая и благотворная мера. Если бы даже в царствование Александра II больше ничего не случилось, если бы тогда он покинул земные пределы, то все равно бы в памяти народной, в летописях истории остался бы крупным преобразователем. Он пошел на то, на что даже его отец, император Николай I, сильный и властный правитель, не отважился.

Сложность решаемой задачи состояла в том, что земля в большинстве случаев принадлежала помещикам. Принять просто закон о том, что земледельцы с такого‑то числа считаются юридически свободными, значило лишить их средств к существованию. Поэтому требовалось не просто дать свободу 25 % крестьян (именно такая часть испытывала к тому времени тяготы личной несвободы), но и обеспечить им экономические условия для дальнейшей жизни.

Власть заботило и будущее положение дворянского сословия, представители которого являлись главными владельцами земельных угодий. (Среди землевладельцев имелись и представители иных сословий – купечества, мещанства, крестьянства, но в тот период им принадлежало около 10 % всего земельного фонда, находившегося в руках частных лиц.) Благополучие первого, или так называемого «благородного сословия», дававшего основную часть офицерского корпуса и чиновничества, напрямую было связано с положением крестьянства. Правительство, приступая к выработке преобразовательных мер, стремилось, с одной стороны, предоставить свободу простым («черносошным») крестьянам, обеспечить им необходимый минимум для самостоятельного существования, а с другой – защитить интересы дворянства.

19 февраля 1861 г., в шестую годовщину восшествия на престол вместе с Манифестом о ликвидации крепостного права монарх утвердил несколько законодательных актов, составивших «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

С этого дня крепостное право отменялось, а крестьянам присваивалось звание «свободных сельских обывателей». Их юридическая принадлежность помещику раз и навсегда ликвидировалась. Манифест и новые законы были опубликованы и зачитывались в церквах по всей России.

Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Полицейская власть, до тех пор принадлежавшая помещикам, переходила к органам сельских общин. Судебные полномочия частично передавались избираемым крестьянами волостным судам, а частично к мировым судьям.

Помещики сохраняли право на всю принадлежащую им землю, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьян «усадебную оседлость» (землю около крестьянского подворья), а также полевой надел (сельскохозяйственные угодья за пределами поселений).

За пользование получаемой землей крестьяне должны были или отрабатывать ее стоимость на землях помещика, или платить оброк (деньгами или продуктами). Размеры усадебного и полевого надела определялись особыми «уставными грамотами», для составления которых отводился срок в два года. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела. Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами‑собственниками, а не осуществившие этого – «временнообязанными».

Выходившие из‑под опеки помещиков крестьяне теперь обязаны были объединяться в сельские общества и все дела своего местного управления решать на сельских сходах. Исполнять решения таких собраний должны были сельские старосты, избираемые на три года. Расположенные в одной местности сельские общества составляли крестьянскую волость, делами в которой ведали собрания сельских старост и особые выборные от сельских обществ. На волостном сходе избирался волостной старшина. Он исполнял не только административные (управленческие), но и полицейские обязанности. Таковы были общие черты крестьянского самоуправления, утверждавшегося после падения крепостного права.

Правительство считало, что со временем вся земля, предоставленная, согласно реформе, крестьянству, должна стать их полной собственностью. Так как большинство крестьян не имело средств, чтобы выплатить помещику всю причитающуюся сумму, то деньги за них вносило государство. Эти деньги считались долговыми. Крестьянам предоставлялась возможность погашать земельные долги небольшими ежегодными выплатами, получившими название «выкупных платежей». Предполагалось, что окончательно расчет крестьян за землю завершится в течение 49 лет.

Выкупные платежи платило ежегодно совокупно общество, а крестьянин не мог бросить просто так свой надел и уехать в другое место. На это надо было получить согласие сельского схода. Такое согласие давалось с большим трудом, так как платежи являлись общей повинностью. Это называлось «круговой порукой».

Конечно, проведенные преобразования многих не удовлетворили. Помещики теряли дармовую рабочую силу и хотя и сохраняли рычаги финансового воздействия, но в перспективе должны были потерять свое влияние на крестьян. Крестьян не устраивало то, что землю они получали «не просто так», а за выкуп, который следовало платить долгие годы.

В нескольких местах даже возникли беспорядки, так как крестьяне поверили слухам, что «настоящая царская грамота», где им якобы передавалась вся земля без всякого выкупа, «была спрятана барами». Получили известность события в селе Бездна в Казанской губернии и в селе Кандеевка в Пензенской губернии, где крестьяне прогнали всех государственных служащих и установили свою, «правильную» власть. В этих селах дело дошло до кровавых столкновений между крестьянами и войсками. Погибло несколько десятков человек.

В целом же историческое событие огромного значения произошло без серьезных социальных потрясений. В России наконец‑то было ликвидировано права собственности на людей. В ряде западноевропейских стран подобное утвердилось уже давно, но в целом ряде других государств право собственности на людей сохранялось и после отмены крепостного права в России. Например, в Соединенных Штатах Америки рабство (не крепостное право, когда крестьянин имел свой дом, инвентарь и скот, а именно рабство, когда человек вообще ничего своего не имел) было ликвидировано лишь в 1865 г. в результате жесточайшей Гражданской войны, в которой погибло около 600 тыс. человек – больше, чем потеряла Россия на полях сражений за весь XIX в.

В России же все обошлось почти без жертв, и при всем несовершенстве реформы 1861 г. государству удалось решить трудную историческую задачу: ликвидировать унизительное крепостное право и открыть путь к интенсивному социальному преобразованию страны.

 

§ 3. Земская, городская, судебная, военная реформы. Изменение системы образования

 

Освобождение от крепостной зависимости крестьян совершенно меняло весь характер общественной жизни. В начале 1859 г. Александр II учредил особую комиссию, которой поручил выработать проект устройства новых местных учреждений. Формулируя их задачу, царь писал: «Необходимо предоставить хозяйственному управлению в уезде большее единство, большую самостоятельность и больше доверия».

Несколько лет шла подготовка новых законов, а 1 января 1864 г. царь утвердил Положение о земских учреждениях. Согласно этому Положению лицам всех сословий, владевших в пределах уездов землей или иной недвижимой собственностью, а также сельским крестьянским обществам, предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных гласных, составлявших уездные и губернские земские собрания. Эти собрания собирались несколько раз году. Для повседневной деятельности избирались уездные и губернские земские управы.

К земствам перешли все местные нужды: строительство и поддержание в порядке дорог, продовольственное обеспечение населения, образование, медицинская помощь. Для осуществления этого необходимы были средства, и органы местного самоуправления получили право устанавливать местные налоги («земские сборы»).

Земское самоуправление вводилось постепенно. Первое земство было учреждено в начале 1865 г. в Самарской губернии. До конца того года подобные учреждения были введены еще в 17 губерниях. К 1881 г. земство уже существовало в 33 губерниях Европейской России.

Через несколько лет после открытия земств право широкого самоуправления получили и города. В 1870 г. Александр II утвердил Городовое положение, в силу которого городские думы, образованные из выборных гласных от городских сословий, и избранные этими думами городские управы стали ведать в городах теми же делами, которыми занимались земства в сельской местности. Участие в выборе гласных городских дум предоставлялось представителям всех сословий, имеющих в данном городе недвижимое имущество (дом, землю) или занимающихся каким‑либо торговым делом. Органы городского самоуправления получили право вводить местные налоги («городские сборы»).

Еще одной важной реформой царя Александра II стало преобразование судопроизводства. Старый суд был негласный, дела в нем вершились канцелярским способом, обвиняемые часто даже не призывались в суд, расследование проводилось часто неумело и небеспристрастно. Дела тянулись долго, а судебная волокита вызывала всеобщее недовольство. 20 ноября 1864 г. царь утвердил новые «Судебные уставы», призванные создать суд скорый, правый, равный и открытый. Новое судебное устройство соответствовало самым современным мировым нормам. Вводился суд присяжных и институт присяжных поверенных (адвокатов).

Царствование Александра II ознаменовалось проведением и еще одной важнейшей реформы – военной. 1 января 1874 г. был подписал Указ о введении всеобщей воинской повинности. Более ста лет высшие сословия в России были освобождены от обязательной воинской обязанности. Вся тяжесть лежала главным образом на крестьянстве, среди которого и проводились ежегодные рекрутские наборы. «Забритые», как тогда называли рекрутов, отрывались от семьи на многие годы и возвращались в свою деревню уже в преклонных летах (срок службы равнялся 25 годам).

В Манифесте о введении всеобщей воинской повинности говорилось, что «дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного». К отбыванию воинской повинности с 1874 г. стали призываться все молодые люди, достигшие 21 года. Предусматривались и льготы. Освобождались от службы по семейному положению (единственный сын в семье), срок службы для лиц с высшим образованием был сокращен, а некоторые категории, например учителя, вообще освобождались от призыва. Срок службы составлял теперь в армии – 6 лет, во флоте – 7 лет.

В период царствования Александра II произошли большие изменения и в сфере образования. Были открыты два новых университета: в Одессе и в Варшаве, два историко‑филологических университета, археологический и сельскохозяйственный институты, Высший лицей в Москве («Катковский»). В 1863 г. был утвержден Университетский устав, предоставлявший высшим учебным заведениям широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления переходили теперь от чиновника‑попечителя к совету, избиравшемуся из среды преподавателей. Не только изменения текущего преподавания, но вся внутренняя организация университетской жизни сосредоточивалась теперь в руках самого университета, во главе с избираемым ректором. Были сняты ограничения для студентов: отменено обязательное ношение формы, все административные проступки студентов теперь рассматривались студенческим судом.

В 1864 г. был утвержден новый Школьный устав, вводивший два вида гимназий: классические и реальные. Первые, где преподавались главным образом гуманитарные предметы и языки, в том числе латинский и греческий, должны были готовить учащихся к поступлению в университеты; вторые же, где предпочтение отдавалось естественнонаучным знаниям, и ориентировали выпускников на поступление в высшие технические заведения. Те и другие давали законченное среднее образование.

При Александре II получило широкое развитие начальное (двух– и четырехклассное) школьное образование для детей из малообеспеченных семей, главным образом крестьян.

Всего за 26 лет его царствования число различного рода школ, гимназий, училищ увеличилось многократно. В 1880 г. количество учебных заведений превышало 23 тысячи (учащихся около 1,5 млн человек), в то время как в 1861 г. количество учебных заведений разного профиля не достигало и 5000.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 337.