Уровень образования
Неполное среднее
Среднее
Начальное
Профессиональное
В целях наглядности группировка информации может представ- ляться не только в таблицах, но и на графиках, диаграммах и т.д. (рис.11).
Рис. 11. Пример графической группировки информации Каждый рисунок (график, диаграмма, гистограмма и т.д.) дол-
жен иметь свое название, отражающее суть размещенной на нем ин- формации, а также порядковый номер внутри каждого вида рисунка.
Итак, в таблицы, графики, диаграммы заносятся данные двух типов:
1) разброс ответов респондентов на вопросы;
2) показатели взаимной сопряженности, т.е. устойчивых связей (корреляционных зависимостей) между ответами на различные во- просы.
Все данные необходимо прокомментировать, объяснить, ис- толковать, определить тенденции, объяснить предположительные причины полученных ответов.
Например, было выявлено, что более 70% подростков не посе- щают организованных мероприятий в учреждениях досуга, а пред- почитают «пустое времяпровождение». Необходимо понять, почему это происходит. Связано ли это с уровнем организации и плани-
рования свободного времени, с уровнем культуры, образования под- ростков, с влиянием на них социокультурной среды, референтной группы, семьи и т.д.
Полученные данные нужно сопоставить с гипотезами иссле- дования, установить, какие гипотезы подтвердились или оказались опровергнутыми, о чем это свидетельствует, какие результаты ока- зались неожиданными, какие можно сделать выводы в итоге.
Обратимся еще к одному примеру. В результате исследования выяснилось, что 60% слушателей курсов повышения квалификации удовлетворены новой формой организации занятий, введенной год назад. Возникает закономерный вопрос: «Как оценить эту величи- ну?». Казалось бы, однозначно положительно: число удовлетворен- ных достигло 60%, что, несомненно, является важным показателем эффективности предпринятых специалистами усилий. Но чтобы дан- ный вывод был более доказательным и менее ошибочным, необходи- мо ответ на вышеозначенный вопрос скоррелировать с другими пока- зателями исследования, например, с ответами на вопросы: «Что способствовало этой удовлетворенности?», «На каких результатах удовлетворенность сказалась?», «Какие изменения произошли с ре- спондентами на личностном уровне?».
После выявления зависимостей между изменением параметров сопоставляемых характеристик можно переходить к формулировке окончательных выводов и практических рекомендаций.
Оформление результатов исследования
Итоги анализа и интерпретации данных исследования поме- щаются в документах «Отчет по итогам исследования» и «Прило- жение к отчету». Эти документы содержат информацию, выводы и рекомендации, в опоре на которые в последующем принимаются управленческие решения, разрабатываются планы и программы раз-
вития, мероприятия, связанные с коррекционной деятельностью, ре- формированием и т.д.
В научно-исследовательском смысле данные документы – это банк информации для проведения повторных исследований; для изу- чения динамики объекта, ибо они включают базовые показатели, не- обходимые при вторичном анализе в целях поиска ответов на новые вопросы и т.д.
Главный документ – отчет по итогам исследования. Структура отчета строится по определенной логике, выбранной исследователем. Общее число разделов в отчете, как правило, соответствует числу ги- потез, требующих ответа. Но в практике чаще всего придерживаются следующей структуры отчета:
– глава первая включает краткое обоснование актуальности ис- следовательской проблемы, дается характеристика выборки, ме- тодов исследования, обосновывается репрезентативность дан- ных;
– во второй главе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам;
– третья и последующие главы посвящены поиску ответов на сформулированные в исследовании гипотезы;
– последняя глава отчета включает общие выводы, а также прак- тические рекомендации.
На основе отчета составляется аналитическая справка. Она от- ражает информацию, содержащуюся в отчете, но в отличие от него, построена в обратном порядке. Если в отчете при написании главы сначала осуществляется анализ и интерпретация данных, а потом на этой основе делаются выводы, то в справке каждый пункт излагается в форме выводов и рекомендаций, а данные приводятся лишь для подтверждения и иллюстрирования последних. Поэтому в аналитиче- ской справке графики, таблицы, диаграммы не используются; в каче-
стве сопровождающих показателей берутся общие и усредненные числовые величины.
Приложение к отчету содержит все методологические и мето- дические документы исследования (программу, план, инструмен- тарий, инструкции и т.д.), а также таблицы, графики, индивидуаль- ные мнения и т.д., которые не вошли в отчет.
Овладение научными методами сбора, анализа, интерпретации информации об объекте исследования поможет студентам, учащимся, педагогам, руководителям образовательных учреждений и другим специалистам успешно выполнять различные виды учебно-ис- следовательских и научно-исследовательских работ (рефератов, кур- совых и выпускных квалификационных работ, диссертаций и пр.).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте понятия «шкала», «измерение», «кодирова- ние», «группировка информации» и объясните, какую роль ука- занные процедуры эмпирического исследования выполняют.
2. Выпишите на листе бумаги требования к оформлению таблиц, диаграмм и других носителей информации и попытайтесь сфор- мулировать их названия, исходя из данных, содержащихся в них.
3. Какие методы обработки данных исследования Вы знаете?
4. Каких важных требований должен придерживаться исследова- тель при анализе статистических данных исследования?
Рекомендуемая литература
1. Бережнова, Е.В. Основы исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебное пособие для студентов сред. учеб. заведе-
ний / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 3-изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 128 с.
2. Герасимов, И.Г. Структура научного исследования: Фило- софский анализ познавательной деятельности в науке [Текст] / И.Г. Герасимов. – М.: Мысль, 1985.
3. Герцог, Г.А. Учимся проводить исследование: методоло- гия, методика, техника [Текст]: учебное пособие / Г.А. Герцог. – Че- лябинск, 2003. – 136 с.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 208 с.
5. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педа- гога [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. За- гвязинский. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 176 с.
6. Зборовский, Г.Е. Общая социология. Курс лекций [Текст] / Г.Е. Зборовский. – Екатеринбург, 1997. – 600 с.
7. Краевский, В.В. Методология педагогического исследова- ния [Текст] / В.В. Краевский. – Самара, 1994.
8. Найн, А.Я. Методология и методика научного исследова- ния [Текст] / А.Я. Найн. – Челябинск, 1993. – 52 с.
9. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. кол- леджей [Текст] / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: 1996. – С. 33–56.
10. Педагогика и логика [Текст] / под. ред. Г.П. Шедровицкого.
– М.: Издат. дом «Касталь», 1992. – 415 с.
11. Ядов, В.А. Социологическое исследование [Текст]: мето- дология, программа, методы / В.А. Ядов. – 2-е изд. – М.: Наука, 1987.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 281.