Научные исследования, в том числе социально-педагогические, проводятся на основе разнообразной методики и научного инстру- ментария получения информации об объекте исследования. Педагоги, менеджеры, студенты, участники НОУ (научного общества учащих- ся) чаще всего прибегают к методам, используемым в социологии и психологии. Психология, как правило, предлагает готовую к прак- тике исследования методику, разработанную и адаптированную уче- ными. Примеры некоторых психологических методик предложены в приложении данного издания.
В социологии принято методику и соответствующий ей инст- рументарий конструировать самому исследователю. Для этого он должен владеть определенными знаниями и умениями, как-то:
1) знание методов из области социологии;
2) знание специфики каждого метода и его возможностей;
3) умение конструировать инструментарий с учетом специфики методики;
4) владение общенаучными методами интерпретации получен- ной информации (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и др.);
5) умение использовать компьютерные технологии для обра- ботки и анализа информации.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какими компетенциями должен овладеть любой исследова- тель, в том числе студент, чтобы провести учебное или научное ис-
следование? Определите, какими из них владеете Вы.
2. Прочитайте несколько рекомендованных по данной теме ли- тературных источников и определите роль программы исследования и необходимость ее разработки при подготовке к написанию курсо- вых и дипломных работ.
3. Дайте определение понятию «программа исследования» и выделите основные ее функции.
4. Перечислите структурные элементы методологического раз- дела программы исследования. Объясните, какова взаимосвязь между ними.
5. Продолжите предложение: «Формулировка проблемной ситу- ации обосновывается…».
6. Каково соотношение между целью и задачами исследования? Сформулируйте цель исследования на тему: «Формирование учебных мотивов студентов как фактора их профессионального становления». Разложите эту цель на задачи.
7. В чем сходство и различие объекта исследования в таких от- раслях знания, как педагогика, психология, социология, культуроло- гия, философия?
8. Какова функция процедуры «системный анализ объекта» в методологическом разделе исследования?
9. Назовите виды гипотез и приведите примеры формулировок, названных Вами гипотез.
10. Как Вы понимаете высказывание Д.И. Менделеева о том, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой.
11. Что такое «интерпретация понятий исследования», для чего нужна эта процедура в программе исследования?
12. Охарактеризуйте методико-процедурный раздел программы исследования. Перечислите процедуры, которые входят в данный раздел.
13. Процедура выборки, какую функцию она выполняет в иссле- довании?
14. Сформулируйте тему для исследования волнующей Вас про- блемы и разработайте методологический раздел программы исследо- вания.
15.Проанализируйте несколько источников информации, реко- мендуемых по теме, и попытайтесь для себя уяснить какова взаимо- связь между структурными элементами методологического раздела программы исследования и как их можно использовать для написания введения, дипломной и курсовых работ.
Рекомендуемая литература
1. Герцог, Г.А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника: учеб. пособие / Г.А. Герцог. – Челябинск, 2003. – 136 с.
2. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – 2-е изд., исп. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 296 с.
3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
4. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
5. Зборовский, Г.Е. Общая социология: курс лекций / Г.Е. Збо- ровский. – Екатеринбург, 1997. – 600 с.
6. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования
/ В.В. Краевский. – Самара, 1994.
7. Найн, А.Я. Методология и методика научного исследования / А.Я. Найн. – Челябинск, 1993. – 52 с.
8. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. кол- леджей / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: 1996. – С. 33–56.
9. Педагогика и логика / под. ред. Г.П. Шедровицкого. – М.: Изд. дом «Касталь», 1992. – 415 с.
10. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – 2-е изд. – М.: Наука, 1987.
Методы исследования
Методы исследования, используемые в науке, отличаются большим разнообразием и спецификой относительно каждой научной дисциплины. Различные методы исследования выполняют опреде- ленные и свойственные им функции в каждом конкретном исследо- вании. Одно дело, когда возникает необходимость проанализировать научную литературу согласно задачам исследования, другое – когда стоит задача изучения конкретной реальности, а третье – когда нужно статистически обработать и затем интерпретировать полученную ин- формацию, четвертое – рассчитать коэффициент эффективности и т.д. Отсюда, используемые в науке методы исследования можно разделить на определенные классы.
В литературе существует множество подходов к классификации методов исследования. Одни классификации построены на строго научных методологических основаниях, другие носят произвольный характер. Продуктивным основанием для процедуры классификации
является функциональный подход, т.е. разделение методов в зависи- мости от функций, которые они выполняют в исследовании. Таким образом, можно выделить теоретические, эмпирические методы ис- следования, методы статистической обработки и анализа информа- ции, математические методы исследования и т.д. В педагогических исследованиях в общепринятом смысле все методы исследования можно условно разделить на две группы: общенаучные (теоретиче- ские) и эмпирические.
К общенаучным (теоретическим) методам исследования отно- сятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и д.р. Данные методы совпадают с названием мыслительных операций, используемых исследователем в процессе изучения тех или иных явлений и генерирования нового знания об изучаемых объектах.
Распространенными среди эмпирических методов являются: опросные методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование, мини-сочинения); документальные методы (качественный анализ, контент-анализ); наблюдение, социометрия, эксперимент и др.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 327.