Сти»
Для определения личностной направленности Б. Баас опубликовал в 1967 году ориентационную анкету, которая использовалась в ряде стран и в СССР.
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возмож- ны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности лично- сти. Респондент в рамках соответствующего пункта должен выбрать один от- вет, который в наибольшей степени выражает его мнение или, как он считает, соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» по- лучает 2 балла, «наименее» – 0, оставшийся невыбранным – 1 балл.
Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью методики выявляются следующие направленности.
1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение с игнорированием качества работы и мнения сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, направленность на совместную деятель- ность, но часто в ущерб качеству выполнения конкретных заданий или реаль- ному оказанию помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависи- мость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотруд- ничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, кото- рое полезно для достижения общей цели.
Инструкция
Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени со- ответствует Вашему мнению и более всего ценен для Вас.
Букву, которой обозначен ответ, т.е. А, Б или В, напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой
«более всего».
2. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, ко- торой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
3. Для ответа на каждый из вопросов используйте, таким образом, две буквы, которые запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы ни- где не записываются.
Старайтесь быть максимально честны!
Среди вариантов ответов нет «хороших» или «плохих», поэтому не ста- райтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.
Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете от- веты. В случае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы направление было четко видно.
Благодарим Вас.
Опросный лист
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: Я А. одобрения своей работы;
Д Б. сознания того, что работа сделана хорошо;
О В. сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы стать:
Д А. тренером, который разрабатывает тактику игры;
Я Е. известным игроком;
О В. выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
Я А. проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Д Б. вызывает интерес к предмету, и учащиеся с удовольствием углубля- ют знания;
О В. создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
Д А. радуются выполненной работе;
О Б. с удовольствием работают в коллективе;
Я В. стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
О А. были отзывчивыми и помогали людям, когда для этого представля- ется возможность;
Я Б. были верными и преданными мне;
Д В. были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю:
О А. тех, с кем складываются хорошие взаимоотношения;
Д Б. тех, на кого всегда можно положиться;
Я Б. тех, кто может многого достичь в жизни.
7.Больше всего я не люблю:
Д А. когда у меня что-то не получается;
О Б. когда портятся отношения с товарищами;
Я В. когда меня критикуют.
8.По-моему, хуже всего, когда педагог:
Я А. не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмеха- ется и подшучивает над ними;
О Б. вызывает дух соперничества в коллективе;
Д В. недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось: О А. проводить время с друзьями;
Д Б. ощущение удовлетворения от выполненных дел;
Я В. когда меня за что-нибудь хвалят.
10. Я хотел быть похожим на тех, кто: Я А. добился успеха в жизни;
Д Б. по-настоящему увлечен своим делом;
О В. отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
Д А. научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Я Б. развивать индивидуальные способности ученика;
О В. воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если у меня было больше свободного времени, охотнее всего я исполь- зовал бы его:
О А. для общения с друзьями;
Я Б. для отдыха и развлечений;
Д В. для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
О А. работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Д Б. у меня интересная работа;
Я В. мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
Я А. другие люди меня ценят;
Д Е. испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
О В. приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне хотелось бы, чтобы: Д А. рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, рабо-
той, спортом и т.п., где мне довелось участвовать;
Я Б. написали о моей деятельности;
О В. обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
Я А. использует ко мне индивидуальный подход;
Д Б. сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
О В. устраивает коллективное обсуждение изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
Я А. оскорбление личного достоинства;
Д Б. неудача при выполнении важного дела;
О В. потеря друзей.
18. Больше всего я ценю: Я А. успех;
О Б. возможности хорошей совместной работы;
Д В. практичный ум и смекалку.
17. Мне не нравятся люди, которые: Я А. считают себя хуже других;
О Б. часто ссорятся и конфликтуют;
Д В. возражают против всего нового.
18. Приятно, когда:
Д А. работаешь над важным для всех делом;
О Б. имеешь много друзей;
Я В. вызываешь восхищение и всем нравишься.
19. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть: О А. доступным для общения;
Я Б. авторитетным;
Д В. требовательным.
20. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
О А. о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
Я Б. о жизни знаменитых и интересных людей;
Д В. о последних достижениях науки и техники.
21. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
О А. дирижером;
Д Б. композитором;
Я В. солистом.
22. Мне бы хотелось:
Д А. придумать интересный конкурс;
Я Б. победить в конкурсе;
О В. организовать конкурс и руководить им.
23. Для меня важнее всего знать: Я А. что я хочу сделать;
Д Б. как достичь цели;
О В. как организовать людей для достижения цели.
24. Человек должен стремиться к тому, чтобы: О А. другие были им довольны;
Д Б. прежде всего выполнить свою задачу;
Я В. его не нужно было упрекать за выполненную работу.
25. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: О А. в общении с друзьями;
Я Б. просматривая развлекательные фильмы;
Д В. занимаясь своим любимым делом.
Ключи
№ п/п | Я | Общение | Дело |
1 | А | В | Б |
2 | Б | В | А |
3 | А | В | Б |
4 | В | Б | А |
5 | Б | А | В |
6 | В | А | Б |
7 | В | Б | А |
8 | А | Б | В |
9 | В | А | Б |
10 | А | В | Б |
11 | Б | В | А |
12 | Б | А | В |
13 | В | А | Б |
14 | А | В | Б |
15 | Б | В | А |
16 | А | В | Б |
17 | А | В | Б |
18 | А | Б | В |
19 | А | Б | В |
20 | В | Б | А |
21 | Б | А | В |
22 | Б | А | В |
23 | В | А | Б |
24 | Б | В | А |
25 | А | В | Б |
26 | В | А | Б |
27 | Б | А | В |
Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
Наибольшее количество баллов выявляет ведущий вид направленности личности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 261.