РАЗДЕЛ 5. ВИДЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Спектр учебно- и научно-исследовательских работ достаточно широк. К ним относятся: контрольные работы, доклады, тезисы, ре- фераты, курсовые и выпускные квалификационные работы, дис- сертации. Отличаются они друг от друга объемом, целями, наличием эмпирического эксперимента или его отсутствием и т.д. Вместе с тем они имеют множество моментов сходства и требуют от исследователя определенных умений и критического мышления. Ниже изложены некоторые аспекты сходства и различия определенных видов иссле- довательских работ.

 

Контрольная работа

Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвое- ния знаний, получения информации о характере познавательной дея- тельности, об уровне самостоятельности обучающихся, эффективно- сти методов, форм и способов учебной деятельности.

Различают аудиторные и домашние; текущие и экзаменацион- ные; письменные, графические и практические; фронтальные и инди- видуальные контрольные работы.

Отличительной чертой письменной контрольной работы явля- ется ее большая объективность по сравнению с устным опросом.

Система заданий письменных контрольных работ направлена на выявление знаний обучающихся по определенной теме (разделу) про- граммы, а также на выявление понимания ими сущности изучаемых явлений, предметов, их закономерностей; на выявление умений само- стоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать зна-


ния и навыки. Отсюда следует, что контрольная работа – это своеоб- разный исследовательский отчет о знаниях, требующий определен- ной подготовки.

При подготовке контрольной работы сначала надо четко сфор- мулировать тему, разработать план, подобрать литературу. Далее необходимо приступить к процедуре изучения подобранной лите- ратуры. При прочтении ее обязательно отмечать и выписывать на от- дельных листках материал, представляющий важность для раскрытия темы. Затем весь подготовленный материал систематизируется со- гласно плану, уточняются цитаты, составляется список ис- пользованной литературы, а затем собранный материал излагается в логической последовательности. В заключительной части работы автором делаются выводы.

Контрольная работа имеет титульный лист (см.: приложение 6), план, основную часть (перечень вопросов, заданий), заключение, библиографический список.

Требования к работе: аккуратность, логичность изложения, пол- нота раскрытия темы, ссылки на изученную и использованную лите- ратуру, наличие всех структурных элементов работы, библио- графическое описание согласно стандартам.

 


Доклад

Доклад – вид самостоятельной работы, способствующий фор- мированию навыков исследовательской деятельности, расширяющий познавательные интересы, развивающий критическое мышление. Подготовка доклада у многих людей вызывает затруднения. Для того чтобы избегнуть затруднений, необходимо придерживаться некото- рых рекомендаций:

– определить цель доклада;


– четко сформулировать тему, ибо название темы выполняет ряд функций (навести на мысль, привлечь внимание, заинтриговать, вве- сти в проблему и т.д.);

– плохо, когда тема выражена многословно, не запоминается, непонятна, непривлекательна, сформулирована штампованной фра- зой, не интригует новизной. В названии темы должно обязательно со- держаться опорное понятие, которое несет главную мысль. Начинать осмысление нового понятия нужно с его определения, с анализа раз- личных трактовок, концепций. Процесс осмысления понятия задает направления в докладе (выступлении) и служит основой для форму- лировки вопросов в план выступления.

В процессе написания доклада необходимо:

– составить план доклада (стратегический «мостик» к цели);

– по каждому пункту плана выделить стержневую мысль и оформить ее в виде тезиса, т.е. суждения, которое необходимо в даль- нейшем обосновать, доказать;

– подобрать факты и аргументы для обоснования стержневой мысли каждого пункта плана доклада (записи при отборе материала нужно делать четко, только на отдельных листах и обязательно ссы- латься на используемый источник);

– проструктурировать набранный для доклада материал, при- держиваясь логики доказательства;

– ориентироваться на интеллектуальные и другие психосоци- альные особенности тех, кому адресован доклад;

–обратить внимание на эмоциональную сторону материала. Начиная излагать материал, помните замечательные слова  рус-

ского риторика М.М. Сперанского: «Во всяком сочинении есть изве- стная царствующая мысль, к сей-то мысли должно все относиться. Каждое слово, каждая буква должна идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, а все излишнее несносно... Обозревать


свой предмет, раздробить его на части и, слив одну часть с другой, приметить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг от друга отли- вают света, приметить все сие и установить их в сим положении – есть единое правило на расположение» (цит. по [34, с. 25–26]).

По форме и содержанию можно выделить различные виды док- ладов:

теоретический (как правило, делается на научных конферен- циях);

тематический (доклад-сообщение на собрании, практической конференции, семинаре);

доклад-отчет о проделанной практической работе;

доклад-представление, целью которого является представление результатов курсового, дипломного проектов или диссертационного исследования.

Последний вид доклада (доклад-представление) имеет следую- щую структуру:

– обращение к присутствующим и комиссии (совету);

– озвучивание темы и изложение причин, побудивших автора исследовать данную тему, т.е. определение актуальности темы (ак- туальность, как правило, задается противоречиями, требующими сво- его разрешения, поэтому эти противоречия необходимо четко сфор- мулировать);

– краткий анализ разработанности исследуемой темы в науке и практике, выделение того аспекта темы, который далее будет пред- ставляться в виде исследования;

– сообщение о методологических аспектах проблемы (цель, за- дачи, объект, предмет, гипотезы);

– озвучивание структуры работы (плана) и краткое изложение содержания каждого раздела плана работы.


Материал должен излагаться логично, с ориентировкой на цели, задачи и гипотезы исследования. В процессе изложения аргумента- цию необходимо выстраивать, ссылаясь на мнение авторитетов в на- уке и практике, но обязательно делать свои суждения и умозаклю- чения.

По необходимости излагаемый материал иллюстрируется ви- зуальными средствами (таблицы, схемы, статистические данные, диа- граммы, рисунки, графики и т.д.). При изложении материала можно пользоваться вводными словами и словосочетаниями: на наш взгляд…, вместе с тем…, позвольте представить…, есть ли необхо- димость останавливаться более подробно…, общеизвестно, что…, таким образом…, вынужден(а) констатировать…, наверное…, ду- мается…, Вы согласитесь со мной, что..., нет противоречия в том, что…, чем продиктовано желание... и т.д.

В заключении доклада делаются выводы, обобщения, рекомен- дации, ставятся задачи, требующие своего разрешения в дальнейшей исследовательской работе.

– выражается благодарность за внимание, а также благодарность руководителю исследовательского проекта и другим персонам, ока- завшим помощь в процессе исследования.

 




Реферат

Более сложным видом исследовательской работы, чем конт- рольная работа, является реферат.

Реферат (от лат. refero – сообщаю) – краткое изложение в пись- менном виде содержания научного труда (трудов), литературы по те- ме, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит раз- личные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над рефератом:


– формулировка темы (должна быть актуальной по своему зна- чению, оригинальной и интересной по замыслу и звучанию);

– подбор и изучение основных источников (для реферата необ- ходимо изучить не менее 8–10 различных источников);

– составление библиографии;

– обработка и систематизация информации;

– разработка плана реферата;

– написание реферата (при необходимости – составление тези- сов публичного выступления).

 


Примерная структура реферата

Титульный лист (см.: приложение 7): название учреждения, где выполняется данная исследовательская работа; ниже – слово «Рефе- рат»; ниже – название темы; ниже справа – сведения об авторе и ру- ководители работы; на нижней строке – название города, год.

Оглавление (см.: приложения 8): последовательное изложение названий пунктов реферата; указание страниц, с которых начинается каждый пункт.

Введение: формулирование сути исследуемой проблемы, обо- снование выбора темы, определение ее значимости и актуальности, указание цели и задач реферата; характеристика используемой лите- ратуры.

Основная часть: каждый раздел ее, доказательно раскрывая от- дельную проблему или одну из ее сторон, логически является про- должением предыдущего; могут быть представлены графики, табли- цы, схемы.

Заключение: подведение итогов или обобщенный вывод по теме реферата; предложение рекомендаций.

Список литературы.


Требования к оформлению реферата:

– объем реферата может колебаться в пределах 7–15-ти печат- ных страниц; приложения в объем не входят;

– реферат должен быть изложен грамотно, научным языком;

– обязательно должны быть ссылки на используемую литера- туру;

– библиографический список должен быть составлен в соответ- ствии с требованиями (см.: глава I данного пособия).

Критерии оценки реферата:

– актуальность темы исследования;

– соответствие содержания теме;

– глубина проработки материала;

– правильность и полнота использования источников;

– соответствие оформления реферата требованиям.

 


Курсовая работа

Курсовая работа представляет собой более глубокое и объемное исследование избранной темы учебного курса, чем реферат, доклад, контрольная работа. К выполнению и оформлению курсовой работы предъявляются определенные требования. Эти требования зафикси- рованы в рекомендациях Министерства образования России.

В зависимости от цели курсовая работа может носить рефера- тивный, практический или опытно-экспериментальный характер. Цель, как правило, задает структуру работы. Поэтому в курсовой ра- боте реферативного характера в теоретической части дается история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы в теории и практике, исходя из сравнительного анализа изученной литературы.

В курсовой работе практического характера основная часть со- стоит из двух глав или разделов. В первом разделе содержатся теоре-


тические основы разрабатываемой темы, во втором, как правило, по- мещаются практические материалы: расчеты, методики, графики, таблицы, схемы, иллюстрации и т.п.

Курсовая работа опытно-экспериментального характера пред- полагает проведение эмпирического исследования (эксперимента) или его фрагмента, анализ результатов и разработку практических рекомендаций. Описание эмпирического исследования осуществляет- ся во втором разделе основной части. В ходе описания дается харак- теристика методов экспериментальной работы и обосновывается их выбор, раскрываются основные этапы эксперимента, методы обра- ботки и анализа результатов.

Структура курсовой работы, независимо от ее характера, вклю- чает в себя следующие компоненты: титульный лист (оформление типовое, см.: приложение 9), оглавление (см.: приложение 10), введе- ние, основная часть, заключение, библиографический список, по необ- ходимости – приложение.

По объему курсовая работа должна занимать не менее 15–20 страниц печатного текста или 20–25 страниц рукописного. Прило- жения в объем курсовой работы не включаются.

Критерии оценки курсовой работы:

– актуальность темы исследования;

– соответствие содержания работы теме;

– глубина проработки материала;

– правильность и полнота разработки и описания поставленных вопросов;

– репрезентативность и валидность полученных данных эмпи- рического исследования (см. Терминологический словарь в кон- це пособия);

– значимость выборов для последующей практической деятель- ности;


– соответствие оформления работы требованиям.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 298.