Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, другим людям, себе самой; также составляет основу мировоззрения и яд- ро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «фило- софии жизни». В нашей стране это понятие, в частности, используется в диспо- зиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядова.
Первой, наиболее широко используемой и наиболее жизнеспособной ме- тодикой изучения ценностных ориентации был тест изучения ценностей Г. Ол- порта, П. Вернона и Г. Линдзея (1951), основанный на классификации типов людей Э. Шрангера.
В этом опроснике измеряется сила шести основных ценностных ориента-
ций.
1. Теоретическая – интерес к поиску истины, критический, ра-
циональный, «интеллектуальный» подход.
2. Экономическая – полезные и практические ценности делового челове- ка, бизнесмена.
3. Эстетическая – стиль, гармония формы, изящность, симметрия и соот- ветствие ситуации.
4. Социальная – любовь к людям, альтруизм и филантропия.
5. Политическая – личная власть, влияние, известность не только в сфере политики.
6. Религиозная – мистический настрой, стремление осознать единство мира и космоса.
Авторы теста подчеркивают личностную природу этих показателей и не рекомендуют пользоваться нормативными типами показателей.
У нас в настоящее время наиболее распространенной является методика изучения ценностных ориентации У. Рокича, основанная на прямом ранжиро- вании списка ценностей.
Автор различает два класса ценностей:
1) терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель ин- дивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испыту- емый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надеж- ные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем – набор инструментальных ценностей.
У нас в стране адаптация теста выполнена А. Гоштаутасом, А.А. Семено- вым и В.А. Яловым. В МГУ проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможностей методики. Результаты этой работы опи- саны Д.А. Леонтьевым.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономич- ность в проведении и обработке результатов, гибкость, возможность варьиро- вать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Суще- ственным недостатком является влияние социальной желательности, возмож- ность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольность и наличие контакта между психологом и ис- пытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и эксперти- зы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникнове- ния в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, кото- рые дадут диагностическую информацию и позволят сделать более обоснован- ные выводы. Так, после основной серии работы можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
– В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?
– Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким меч-
тали?
– Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, современный во всех отно-
шениях?
– Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?
– Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?
– Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?
– Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?
Анализируя иерархии ценностей, испытуемым следует обратить внима- ние на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, «конкретные» и «абстрактные» ценности; ценности профессиональ- ной самореализации и личной жизни и т.д.
Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, дела, индивидуалистические и конформистские, альтруи- стические ценности, а также ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации.
Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить не- сформированность системы ценностей или даже неискренность ответов.
Степень сходства индивидуальных ценностных ориентации двух или од- них и тех же людей по разным инструкциям ранжирования ценностей можно определить с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Крити- ческие значения этого коэффициента при п = 18 – 0,401 (5%) и 0,550 (1% – уро- вень значимости).
Таким же способом можно сравнить близость индивидуальной иерархии с обобщенной иерархией ценностей группы. Для получения групповых резуль- татов для каждой ценности подсчитывается среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем средние значения вновь ранжируются.
Инструкция
«Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18-ти карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выберите ту, которая для Вас наиболее значима. Поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конеч- ный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Карточки
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
– жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затрудне- ний);
– наличие хороших и верных друзей;
– общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товари- щей по работе);
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих воз- можностей, сил и способностей);
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совер- шенствование);
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, от- сутствие обязанностей);
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
– счастливая семейная жизнь;
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
– творчество (возможность творческой деятельности);
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних про- тиворечий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
– воспитанность (хорошие манеры);
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
– жизнерадостность (чувство юмора);
– исполнительность (дисциплинированность);
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
– непримиримость к недостаткам в себе и в других;
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);
– ответственность (чувство долга, умение держать слово);
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностя-
ми);
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать
другим их ошибки и заблуждения);
– широта взглядов (уметь понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
– честность (правдивость, искренность);
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
– чуткость (заботливость).
Следует подчеркнуть, что в данном случае мы изучаем установку, т.е. го- товность действовать в соответствии с осознаваемой иерархией ценностей, но сама реализация установок зависит и от факторов ситуации, и от уровня само- регуляции личности.
Для изучения уровня саморегуляции и отношения к собственной судьбе Дж. Роттером разработана специальная шкала локус-контроля, которая была модифицирована советскими психологами. По этой классификации люди де- лятся на экстерналов и интерналов.
Экстерналы убеждены, что успехи или неудачи являются результатом действия внешних сил, удачи, окружения и т.п., в то время как интерналы счи- тают, что их жизнь полностью в их руках и зависит от собственных усилий.
У нас в стране разработана методика измерения ценностей личности. Ее авторы: Е.С. Махлак, В.П. Павлов, К.К. Байчинская и И.А. Рапопорт. Она пред- назначена для выявления иерархии ценностей личности. Методика состоит из 4 частей-этапов:
1) нахождение референтных групп личности;
2) выявление иерархии значимых ценностей в зависимости от целей, на которые эти ценности ориентированы;
3) определение степени активности в реализации ценностей;
4) оценка реального распределения времени на деятельность по реализации каждого типа ценностей.
Еще одна методика диагностики индивидуальных ценностей и ценност- ных ориентации личности разработана Н.Л. Силантьевой. В качестве базовых были выделены три вида направленности: «на себя», «на объект», «на группу».
Производными от базовых являются направленности «на позицию», «на сохранение отношений», «на самоутверждение», «на другого человека», «на дело», «на самореализацию».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 292.