Выпускная квалификационная работа выполняется студентами в форме дипломной работы или дипломного проекта. Дипломная ра- бота может носить практический, опытно-экспериментальный, а в отдельных случаях – и теоретический характер. Это зависит от цели, которую автор в данной работе формулирует.
Дипломная работа теоретического плана состоит из таких раз- делов:
– титульный лист;
– оглавление;
– введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, основные характеристики работы, формулируются цели и зада- чи;
– основная часть, где на основе глубокого анализа литературы раскрывается содержание работы, освещается история исследуемой проблемы, уровень ее разработанности в теории и практике, а так же дается ее обоснование с позиции той науки (дисциплины), в рам- ках которой выполняется данная квалификационная работа;
– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации по дальнейшему использованию материалов теоретического иссле- дования;
– список используемой литературы;
– приложение.
В структуру дипломной работы, выполняемой на практическом
уровне, входят:
– титульный лист;
– оглавление;
– введение, где так же, как и во введении к теоретической рабо-
те, раскрываются актуальность и значение темы (проблемы), ос- новные характеристики работы, формулируются цели и задачи;
– основная часть, которая, в отличие от основной части выпус- кной работы теоретического характера, состоит из теоретического и практического разделов. В первом рассматриваются теоретические основы разрабатываемой темы, дается анализ различных подходов, взгляд автора. Второй раздел посвящен проектированию средств, ме- тодов, программ, концепций, моделей и т.д., используемых в профес- сиональной деятельности, описанию их реализации в практике, оцен- ке их результативности. В данный раздел могут войти разработанные автором уроки, мероприятия, планы, тренинги и т.д., рекомендации по их применению;
– заключение, в котором автор делает выводы, показывает ре- зультаты и дает рекомендации;
– список используемой литературы;
– приложение.
Дипломная работа, носящая опытно-экспериментальный харак- тер, отличается от предыдущих более глубокой проработкой теории вопроса; автор в ней должен показать знание теоретических и мето- дологических основ темы, историю возникновения вопроса.
При анализе парадигм, подходов необходимо сосредоточить свое внимание на более приемлемых из них для данной темы ис- следования; на этой основе разработать и провести эмпирическое ис- следование, описать его методику, этапы и результаты, разработать рекомендации к использованию результатов в практике. В этом ди- пломная работа опытно-экспериментального характера похожа на диссертационное исследование.
Отличие заключается в объеме и уровне обобщения. Объем ди- пломной работы составляет 30–50 страниц печатного текста, объем диссертационного исследования – 120–180 страниц. Кроме того,
в диссертации во введении автор, наряду с обоснованием актуально- сти темы и формулировкой целей и задач исследования, выделением его объекта, предмета и гипотез, должен охарактеризовать новизну и выносимые на защиту научные положения.
Дипломный проект отличается от дипломной работы тем, что в нем роль теоретической части и введения выполняет пояснительная записка. В которой определяется актуальность темы данного проекта, формулируются цели и задачи, а также предполагаемый результат, предоставляется анализ необходимых для проектирования источни- ков информации (теоретических, технических, технологических, эко- номических и т.д.), характеризуются методы анализа и проектирова- ния, описывается методика оценки эффективности проекта. В основ- ной части дипломного проекта представляется непосредственно спроектированный автором объект. В заключительной части предла- гаются данные о внедрении проекта в практику.
В табл. 8 дан обобщенный анализ сходства и различий некото- рых видов исследовательских работ.
Таблица 8
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ, ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ
Количе- ственные и качест- венные показатели | Курсовая рабо- та | Дипломная работа | Диссертация |
Объем | 0,75–1 печатный лист (15–24 стр. машинописного текста) | 1,5–2 печатных ли- ста (30–48 страниц машинописного текста) | 5–7,5 печатных листов (120–180 страниц ма- шинописного текста) |
План | Простой: выде- ление пунктов | Сложный: выделе- ние глав, параг- рафов | Сложный: выделение глав, параграфов |
Анализ тео- ретических | До 20-ти источ- ников: анализи- | Более 20-ти источ- ников в рамках дан- | Не менее 100 источ- ников: анализируются |
источников по теме ис- следования (количество) | руются источни- ки по теме из определенной области знания (дисциплины) | ной дисциплины и смежных дис- циплин, а также ин- формация о практи- ческом опыте и ис- тории описываемой проблемы | теории, подходы, ис- тория описываемой проблемы, литератур- ные источники отече- ственных и зарубеж- ных исследователей |
Изучение проблемы | Общие подходы к ее решению | Характеристика об- щих подходов и разработка конкрет- ного пути разреше- ния описываемой проблемы | Характеристика раз- личных концепций, парадигм, на- правлений, разработка методологии для кон- кретного пути разре- шения описываемой проблемы. Для док- торской диссертации – разработка авторской концепции разреше- ния проблемы |
Выдвижение гипотез | Описательная гипотеза | Объяснительная ги- потеза | Объяснительная гипо- теза, гипотетическая теория |
Опытно-экс- перимен- тальная ра- бота | Констатирую- щий экспери- мент или фраг- мент форми- рующего | Констатирующий, формирующий экс- перименты. Выво- ды, рекомендации | Констатирующие, формирующие экс- перименты, проек- тирование |
Характер опытно-экс- перимен- тальной ра- боты | Добывание фак- тов на эмпири- ческом уровне (наблюдение, описание, ана- лиз, выводы) | Добывание фактов для доказательств, гипотез на теорети- ческом и эмпириче- ском уровнях | Доказательство гипо- тез через теоретиче- ский анализ и резуль- таты проведенного конкретного научного исследования |
Уровень обобщения | Обобщения но- сят эмпириче- ский характер, обобщаются ре- зультаты непро- должительного наблюдения | Обобщение более широкого теорети- ческого характера, атак же результатов более длительного наблюдения | Обобщение нап- равлено на всесто- роннее познание изу- чаемой проблемы, на анализ результатов эксперимента, выде- ление закономерно- стей и связей изучае- мого явления |
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что структура любой исследовательской работы, к какому бы виду она ни относи- лась, будь то: реферат, курсовая работа, дипломный проект или дис- сертация – однотипна. Отличие их друг от друга состоит в глубине и объеме проработки исследования, в используемых методах иссле- дования, в уровне обобщения результатов исследования.
При выполнении любых видов исследовательских работ следует придерживаться определенных правил и рекомендаций.
Рекомендации для выполнения исследовательских работ
1. При выборе темы исследовательской работы старайтесь руко- водствоваться Вашими возможностями, научными интересами и накопленным опытом. Тему сформулируйте конкретно.
2. Выбрав тему, определите перечень необходимой литературы для ее анализа.
3. Прочитывая литературу, выбирайте материал, который для Вашей темы представляет особую важность.
4. При работе с источниками делайте выписки с указанием на- звания источника, его автора (авторов), места издания и года. Записи должны быть точными, четкими, и вести их необходимо на от- дельных листках или в тетради, но на одной стороне.
5. Составьте список источников в алфавитном порядке по пер- вой букве фамилии автора или названия книги, если она выпущена без автора под редакцией.
6. На основе проработанной литературы и мысленного анализа собственного опыта составьте план исследовательской работы. Помните, что в зависимости от цели план может быть простым или сложным. Обдумайте формулировки глав, пунктов, параграфов пла- на. В процессе написания работы их можно уточнять, соблюдая
логику исследования.
7. Начиная излагать материал теоретической главы, помните, что не следует стремиться к изложению всего и всякого материала, перечисляя один источник за другим. Необходимо попытаться рас- крыть существо выявленных научных подходов, выделить главные положения, ведущие идеи в соответствии с поставленными вопро- сами плана исследовательской работы. Излагать мысли необходимо литературным языком, используя общедоступные для понимания научные термины.
8. Анализируя проблему на основе источников, следует отра- жать собственное ее понимание, делать оценочные суждения.
9. Анализ научных источников, доказательство каких-либо по- ложений необходимо строить с привлечением цитат. Ссылки на авто- ра и его работу очень важны для читателя. В конце цитаты следует указывать источник высказывания. Сноски на используемую литера- туру в последнее время принято давать в квадратных скобках в соот- ветствии с нумерацией в списке литературы. Например: «Иванов И.П. [15]».
10. В тексте при ссылке на высказывания или суждения цити- руемых авторов и выражении к ним отношения приходится исполь- зовать различные глаголы, подбор которых часто вызывает затруд- нение у многих авторов исследовательских работ. И.В. Усачева, И.И. Ильясов [53] предлагают использовать следующие глаголы: ана- лизирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, на- чинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отличает, поддержи- вает, подтверждает, позволяет, полагает, принимает точку зре- ния, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует,
соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, счи- тает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.
Можно также использовать следующие речевые клише:
· автор рассматривает такие аспекты проблемы, как …;
· проблема …приобретает особую актуальность в связи с …;
· весьма важной, с нашей точки зрения, является идея …;
· изучив результаты исследования данной проблемы, нами выяв- лен целый ряд нерешенных вопросов, а именно…;
· вслед за автором, под …, мы понимаем …;
· из данного определения следует …;
· многие авторы связывают это положение с необходимостью разработки и применения …;
· данные выводы сделаны на анализе следующих положений …;
· данная точка зрения позволила нам определиться с подходами к разработке …;
· из вышеупомянутого определения следует, что …;
· можно согласиться с автором в том, что …, однако …;
· полученные результаты использовались нами в процессе …;
· для подтверждения данной точки зрения необходимо сделать ряд пояснений …;
· авторская позиция весьма привлекательна, вместе с тем …;
· исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что
…;
· в совокупности все эти факторы обеспечивают …;
· ориентируясь на воззрения вышеозначенных авторов, следует
сделать вывод о том, что …;
· можно согласиться с утверждением, что данное условие может выступать как определяющее, однако … .
11. Запомните размерные показатели для оформления иссле-
довательской работы:
– работа печатается на одной стороне писчей бумаги формата А4 (210x297 мм), оттиски шрифта должны быть четкими;
– размер шрифта 2 – 2,7 мм по высоте для строчных литер;
– расстояние между строками – 1,5–2 интервала;
– напечатанный текст имеет поля следующих размеров: верх- нее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – не менее 20 мм, нижнее – не менее 20 мм;
– заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интер- валами.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме
1. Проанализируйте несколько источников информации, ре- комендуемых по теме, и попытайтесь для себя уяснить, в чем сход- ство и различие структур различных исследовательских работ (кон- трольных, курсовых, дипломных и т.д.).
2. Перечислите структурные элементы, входящие во введение к курсовой или дипломной работе. Подумайте, зависит ли набор элементов введения от характера выполняемой курсовой или ди- пломной работы. Какие структурные элементы входят во введение курсовой (дипломной) работы теоретического характера, а какие опытно-эксперементального?
3. Охарактеризуйте этапы работы при подготовке различных видов учебно- и научно-исследовательских работ, выполняемых студентами в процессе учебы.
4. Разработайте содержание курсовой (дипломной) работы, ориентируясь на задачи исследования.
5. Вспомните, из каких структурных элементов состоит до- клад-представление, напишите доклад для защиты курсовой работы,
используя речевые клише, вводные слова и глаголы, рекомендован- ные Вам в разделе 5.6 данного пособия.
Рекомендуемая литература
1. Бережнова, Е.В. Основы исследовательской деятельности сту- дентов [Текст]: учебное пособие для студентов сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 3-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 128 с.
2. Герасимов, И.Г. Структура научного исследования: Философ- ский анализ познавательной деятельности в науке [Текст] / И.Г. Герасимов. – М.: Мысль, 1985.
3. Герцог, Г.А. Учимся проводить исследование: методология, ме- тодика, техника [Текст]: учебное пособие / Г.А. Герцог. – Челя- бинск, 2003. – 136 с.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 208 с.
5. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. За- гвязинский. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 176 с.
6. Зборовский, Г.Е. Общая социология. Курс лекций [Текст] / Г.Е. Зборовский. – Екатеринбург, 1997. – 600 с.
7. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования [Текст] / В. В. Краевский. – Самара, 1994.
8. Найн, А.Я. Методология и методика научного исследования [Текст] / А.Я. Найн. – Челябинск, 1993. – 52 с.
9. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: 1996. – С. 33–56.
10. Педагогика и логика [Текст] / под. ред. Г.П. Шедровицкого. – М.: Издат. дом «Касталь», 1992. – 415 с.
11. Ядов, В.А. Социологическое исследование [Текст]: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – 2-е изд. – М.: Наука, 1987.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время в научной литературе интенсивно обсужда- ется проблема необходимости владения основами научной исследо- вательской деятельности для каждого специалиста, независимо в ка- кой сфере он работает. При этом многие приверженцы такого мнения настаивают на том, что знания основ научного исследования у специ- алистов должны носить профессиональный характер. Конечно же, можно не согласиться с таким мнением и обозначить круг специаль- ностей, носители которых вовсе не нуждаются в этих знаниях в силу особенностей их профессиональной деятельности. Однако современ- ные цивилизационные процессы, экспоненциальное накопление ин- формации в различных областях жизнедеятельности человека, появ- ление новых технологий, новой техники ставят любого человека в та- кую ситуацию, которая требует от него высокой степени адаптивно- сти, профессиональной и социальной мобильности. Это означает то, что он должен постоянно учиться, переучиваться, т.е. развиваться и самосовершенствоваться. Для этого ему потребуются знания и уме- ния поиска нужной информации, ее анализа, сопоставления, создания новых источников знаний, необходимых для успешной профессио- нальной деятельности в динамично меняющихся условиях.
Овладение навыками научно-исследовательской деятельности – процесс достаточно сложный. Любому субъекту, занимающемуся научно-исследовательской деятельностью необходимо иметь доста- точно развитое научное мышление (владение такими мыслительными операциями как анализ, сравнение, классификация, обобщение и др., умение работать с понятиями и т.д.). Важно знать методы исследова- ния, уметь использовать валидные из них применительно к конкрет- ной исследовательской ситуации.
Изучая данное пособие, пользователь не только познакомиться с азами научно-исследовательской деятельности, но и овладеет мето- дикой и техникой проведения исследовательских работ как в учебной деятельности, так и в профессиональной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аберкромби, Н. Социологический словарь [Текст] / Н. Аберкром- би, С. Хилл, Б. Тернер. – М., 1999.
2. Аванесов, B.C. Теоретические основы разработки заданий в тесто- вой форме [Текст] / В.С. Аванесов. – М., 1995.
3. Анастази, А. Психология тестирования [Текст] / А. Анастази. – М.: Просвещение,1982.
4. Андреев, О.А. Техника быстрого чтения [Текст] / О.А. Андреев, П.Н. Хромов. – Минск, 2002.
5. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы [Текст] / А.Ф. Ануфриев. – М., 2002.
6. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности пе- дагогических исследований [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М, 1992.
7. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. – Ростов-н/Д, 1999.
8. Басаков, М.И. От реферата до дипломной работы: рекомендации студентам по оформлению текста [Текст] / М.И. Басаков. – Ро- стов-н/Д, 2001.
9. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике [Текст] / Е.В. Бережнова. – М., 1999.
10. Бережнова, Е.В. Основы исследовательской деятельности сту- дентов [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 3-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 128 с.
11. Большая советская энциклопедия [Текст] / под ред. А.М. Прохо- рова. – М., 1974.
12. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. [Текст] / под ред. А.М. Прохорова. – М., 1991.
13. Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалифика- ционную работу [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Борикова, Н.А. Виноградова. – М, 2000.
14. Ботвинников, А.Д. Организация и методика педагогических ис- следований [Текст] / А.Д. Ботвинников. – М., 1981.
15. Введение в научное исследование по педагогике [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.
16. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат [Текст] / Ю.Г. Волков. – Ростов-н/Д, 2001.
17. Галагузова, М.А. Диссертационные исследования по педагогике: вопросы и ответы [Текст]: научно-практическое пособие / М.А. Галагузова. – Екатеринбург: СВ-96, 2011. – 256 с.
18. Герасимов, И.Д. Научное исследование [Текст] / И.Д. Гераси- мов. – М., 1982.
19. Герцог, Г.А. Учимся проводить исследование: методология, ме- тодика, техника [Текст]: учебное пособие / Г.А. Герцог. – Челя- бинск, 2003.
20. Гецов, Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы [Текст] / Г.Г. Гецов. – М., 1994.
21. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – 2-е изд., исп. – М.: Книжный дом «Универси- тет», 2002. – 296 с.
22. Демидова, А.К. Научный стиль. Оформление научной работы [Текст] / А.К. Демидова. – М., 1991.
23. Дюркгейм, Э.О. О разделении общественного труда / Э. Дюрк- гейм. – М., 1996.
24. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. – М., 1981.
25. Загвязинский, В.И. Учитель как исследователь [Текст] / В.И. За-
гвязинский. – М., 1980.
26. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально- педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. – М., 1995.
27. Зиганов, М.А. Как повысить культуру чтения [Текст] / М.А. Зи- ганов. – М., 1996.
28. Как провести социологическое исследование [Текст] / под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. – М., 1990.
29. Косырев, В.И. Культура учебного труда студента [Текст]: учеб. пособие / В.И. Косырев. – Тамбов, 1997.
30. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ [Текст] / В.В. Краевский. – М., 1977.
31. Краткий словарь по социологии [Текст] / автор-сост. П.Д. Пав- ленок. – М., 1988.
32. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: мето- дика подготовки и оформления [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.
33. Кыверялг, А.А. Методы исследований в профессиональной пе- дагогике [Текст] / А.А. Кыверялг. – Таллин, 1980.
34. Методы педагогических исследований [Текст] / под ред. В.И. Журавлева. – М., 1972.
35. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в пе- дагогике [Текст] / И.В. Михеев. – М., 1987.
36. Новый социально-философский словарь [Текст] / под ред. В.Е. Кемерова. – Екатеринбург, 1993.
37. Основы социологии [Текст]: учеб. пособие для преподавателей и студентов / под ред. В.И. Добренькова. – Екатеринбург, 1993.
38. Пискунов, А.И. Методы педагогических исследований [Текст] / А.И. Пискунов, Г.В. Воробьев. – М., 1979.
39. Полонский, В.М. Оценка качества научно-педагогических ис-
следований [Текст] / В.М. Полонский. – М., 1987.
40. Пуанкаре, Ж.А. Наука и гипотеза / Ж.А. Пуанкаре. – СПб., 1906.
41. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. Г.В. Давыдов. – М., 1999.
42. Российская социологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998.
43. Рогожкин, Ю.М. Подготовка и защита письменных работ [Текст]: учебно-практическое пособие / Ю.М. Рогожкин. – М., 2001.
44. Сборник нормативно-методических документов для обра- зовательных учреждений среднего педагогического образования [Текст]. – М., 1999.
45. Семенов, В.В. Качественные методы: Введение в гумани- стическую социологию [Текст] / В.В. Семенов. – М., 1998.
46. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального ма- стерства преподавателя [Текст]: учеб. пособие для студ. педву- зов, учителей, слушателей ФПК / В.П. Симонов. – М., 1995.
47. Скалкова, Я. Методология и методы педагогических исследова- ний [Текст] / Я. Скалкова [и др.]. – М., 1989.
48. Современный словарь иностранных слов [Текст] / под ред. О.Т. Казаковой. – М., 1992.
49. Стандарты по библиотечному делу [Текст]. – СПб.: Профессио- нал, 2001. – С. 134–152.
50. Стешов, А.В. Устное выступление: логика и композиция [Текст] / А.В. Стешов. – Л., 1989.
51. Ткаченко, Е.В. О понятийном аппарате диссертационного ис- следования по педагогике / Е.В. Ткаченко, Г.Д. Бухарова // Про- фессиональное образование. Столица. – 2010. – № 8. – С. 38–42.
52. Уваров, А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: Практические советы по подготовке и защите
[Текст] / А.А. Уваров. – М., 2001.
53. Усачева, И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования [Текст] / И.В. Уса- чева, И.И. Ильясов. – М., 1986.
54. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.
55. Штернберг, Л.Ф. Скоростное конспектирование [Текст] / Л.Ф. Штернберг. – М., 1988.
56. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современ- ности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Шаповалов. – 2-е изд., доп. – М., 2001.
57. Штоф, В.А. Проблемы методологии научного познания [Текст] / В.А. Штоф. – М., 1994.
58. Шумилова, Г.Г. Как писать квалификационную работу [Текст]: метод, реком. в помощь преподавателям и мастерам производ- ственного обучения учреждений НПО / Г.Г. Шумилова. – Челя- бинск, 2001.
59. Эхо, Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руковод- ство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации [Текст] / Ю. Эхо. – М., 2001.
60. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: понима- ние, объяснение, описание [Текст] / В.А. Ядов. – М., 1998.
61. Jonson J. Political Science Research Methods / J. Jonson, R. Joslin. – Washington: Congressional Guarterly inc, 1986. – P. 16–22.
Приложение 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
61.1. Образец анкеты для изучения интересов, потребностей, притяза- ний учащихся НПО, реализуемых в досуговой деятельности в
учреждениях дополнительного образования
Уважаемый(ая) современник(ца)!
Просим Вас поучаствовать в социологическом исследовании по проблемам современной молодежи. Опрос анонимный.
Ваши искренние ответы помогут разрешить некоторые проблемы, с которыми сталкиваются Ваши сверстники, в том числе и Вы.
Пожалуйста, внимательно прочтите вопросы анкеты и обведите
в кружок цифровой код варианта ответа, который совпадает с Вашим мне- нием,
или допишите свой вариант ответа.
Заранее благодарим Вас!
1. Назовите учреждение, в котором Вы учитесь.
2. Какая сфера деятельности привлекает Вас больше всего?
2.1 – работа с техникой, оборудованием
2.2 – работа с людьми
2.3 – работа с документами, цифрами, справочниками
2.4 – создание творческих моделей, проектов
2.5 – работа с животными, с растительным материалом
3. Считаете ли Вы, что у современной молодежи есть серьезные про- блемы?
3.1 – да, проблемы есть
3.2 – нет, проблем нет
3.3 – затрудняюсь ответить
4. Если Вы считаете, что у современной молодежи есть проблемы, то в каких областях жизни они сосредоточены? Отметьте не более трех наиболее важных из них.
4.1 – учеба
4.2 – досуг
4.3 – взаимоотношения со сверстниками
4.4 – взаимоотношения с родителями и родственниками
4.5 – взаимоотношения с педагогами
4.6 – материальное положение
4.7 – отсутствие возможности в полной мере удовлетворять свои по- требности и интересы
4.8 – какие еще, напишите
5. Разделяете ли Вы взгляды родителей по следующим вопросам?
Варианты ответов Предмет отношения | Разделяю полностью | Скорее разделяю | Скорее не разделяю | Не разделяю | Затрудняюсь ответить |
Отношения с людьми | 5.1 | 5.2 | 5.3 | 5.4 | 5.5 |
Отношение к религии | 5.6 | 5.7 | 5.8 | 5.9 | 5.10 |
Отношение к работе | 5.11 | 5.12 | 5.13 | 5.14 | 5.15 |
Отношение к социальным проблемам | 5.16 | 5.17 | 5.18 | 5.19 | 5.20 |
Отношение к сексу | 5.21 | 5.22 | 5.23 | 5.24 | 5.25 |
Политические взгляды | 5.26 | 5.27 | 5.28 | 5.29 | 5.30 |
6. К кому Вы обратитесь за советом или помощью в трудной жизненной ситуации?
6.1 – к родителям
6.2 – к родственникам
6.3 – к друзьям
6.4 – к педагогам
6.5 – к кумиру
6.6 – к службе доверия
6.7 – к литературным источникам
6.8 – к кому еще, напишите
6.9 – ни к кому, всегда нахожу выход сам
7. В какой степени удовлетворяют лично Вас различные стороны жиз-
ни?
Варианты ответов Сферы жизни | Полностью удовлетво- ряет | Отчасти удовлетво- ряет | Отчасти не удовле- творяет | Не удовле- творяет полностью | Затрудня- юсь отве- тить |
Жизнь в целом | 7.1 | 7.2 | 7.3 | 7.4 | 7.5 |
Учеба | 7.6 | 7.7 | 7.8 | 7.9 | 7.10 |
Работа | 7.11 | 7.12 | 7.13 | 7.14 | 7.15 |
Досуг | 7.16 | 7.17 | 7.18 | 7.19 | 7.20 |
Общение со сверстниками | 7.21 | 7.22 | 7.23 | 7.24 | 7.25 |
Отношения с родителями | 7.26 | 7.27 | 7.28 | 7.29 | 7.30 |
Здоровье | 7.31 | 7.32 | 7.33 | 7.34 | 7.35 |
Семья | 7.36 | 7.37 | 7.38 | 7.39 | 7.40 |
Брак | 7.41 | 7.42 | 7.43 | 7.44 | 7.45 |
Любовь | 7.46 | 7.47 | 7.48 | 7.49 | 7.50 |
Секс | 7.51 | 7.52 | 7.53 | 7.54 | 7.55 |
Религия | 7.56 | 7.57 | 7.58 | 7.59 | 7.60 |
Город | 7.61 | 7.62 | 7.63 | 7.64 | 7.65 |
Общество, страна | 7.66 | 7.67 | 7.68 | 7.69 | 7.70 |
8. С каким чувством Вы смотрите в будущее?
8.1 – с оптимизмом
8.2 – скорее оптимистично, чем пессимистично
8.3 – скорее пессимистично, чем оптимистично
8.4 – пессимистично
8.5 – другое
9. Располагаете ли Вы свободным от учебы и работы временем?
9.1 – да, у меня много свободного времени
9.2 – свободное время есть, но его немного
9.3 – у меня почти нет свободного времени
9.4 – у меня никогда нет свободного времени
10. Как Вы предпочитаете проводить свободное время дома?
10.1 – чтение книг, журналов
10.2 – просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание радио- передач, аудиокассет
10.3 – народные промыслы: вязание, шитье, вышивка, столярные рабо- ты
10.4 – художественные промыслы: рисование, лепка, фитодизайн и т.д.
10.5 – компьютер: игры
10.6 – компьютер: программирование, отладка
10.7 – компьютер: Интернет
10.8 – техническое творчество
10.9 – спорт, физкультура, здоровый образ жизни
10.10 – уход за домашними животными
10.11 – общение с друзьями
10.12 – другое, что именно
10.13 – затрудняюсь ответить
11. Где Вы предпочитаете проводить свободное время вне дома?
11.1 – на дискотеках
11.2 – в кафе, барах
11.3 – в кинотеатрах
11.4 – в клубах по интересам
11.5 – в спортивных секциях
11.6 – на спортивных площадках, в бассейне, на катке
11.7 – на курсах иностранных языков
11.8 – в кружках технического творчества
11.9 – в кружках народных промыслов
11.10 – на занятиях по обучению музыке, танцам, рисованию
11.11 – на факультативах при учебных заведениях
11.12 – в библиотеках
11.13 – в театрах
11.14 – на даче, в приусадебном хозяйстве
11.15 – на массовых праздниках, гуляниях
11.16 – в профессиональных ассоциациях 11.17– в политических объединениях
11.18 – где еще и как именно, напишите
11.19 – затрудняюсь ответить.
12. Если у Вас есть склонность к техническому творчеству, то в каких формах Вы хотели бы ее реализовать?
12.1 – радиокружок
12.2 – фотокружок
12.3– клуб рационализатора и изобретателя
12.4– предметные технические кружки
12.5– конкурсы профессионального мастерства
12.6 – НОУ (научное общество учащихся)
12.7 – другое
13. Если Вы увлечены спортом, то в каком из его видов Вы хотели бы реализовать свои спортивные увлечения?
13.1 – легкая атлетика
13.2 – восточные единоборства
13.3 – борьба
13.4 – лыжный спорт
13.5 – волейбол
13.6 – баскетбол
13.7 – теннис (большой и малый)
13.8 – шахматы
13.9 – плавание
13.10 – гимнастика
13.11 – шейпинг
13.12 – другое
14. Многие люди предпочитают проводить свободное время в учрежде- ниях дополнительного образования, к которым относятся дома культуры, досу- говые центры, спортивные комплексы, клубы по интересам и т.д. Какие учре- ждения дополнительного образования Вы посещаете и насколько знакомы с их деятельностью? Внимание! Отвечая на данный вопрос, впишите, пожалуйста, в квадратиках под цифрами 1, 2, 3, 4, 5 учреждения дополнительного образова-
ния, которые имеются в Вашей местности, затем обведите код варианта ответа по каждой строчке таблицы.
Степень знакомства с учреждениями дополнительного образования | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Занимаюсь в одном из кружков в учреж- дении дополнительного образования | 14.1 | 14.2 | 14.3 | 14.4 | 14.5 |
Хотел бы заниматься в этих учреждениях, но не знаю направлений их деятельности | 14.6 | 14.7 | 14.8 | 14.9 | 14.10 |
Хотел бы заниматься, но не знаю рас- писания интересующего меня кружка | 14.11 | 14.12 | 14.13 | 14.14 | 14.15 |
Хотел бы заниматься, но расписание мне не подходит | 14.16 | 14.17 | 14.18 | 14.19 | 14.20 |
Знаю, где находится учреждение, т.к. ко- гда-то там занимался | 14.21 | 14.22 | 14.23 | 14.24 | 14.25 |
Знаю, где находится учреждение, но нико- гда там не был | 14.26 | 14.27 | 14.28 | 14.29 | 14.30 |
Ничего не знаю о деятельности этих учре- ждений | 14.31 | 14.32 | 14.33 | 14.34 | 14.35 |
15. Если бы была возможность заниматься в кружках, секциях и т.п., то в каких из них Вы хотели бы заниматься?
Название кружков и секций | В своем учебном заведении | В учреждениях дополнительного образования |
Вокально-инструментальный ансамбль | 15.1 | 15.18 |
Фольклорный ансамбль | 15.2 | 15.19 |
Вокальное пение | 15.3 | 15.20 |
Изостудия | 15.4 | 15.21 |
Хор | 15.5 | 15.22 |
Кружок современного танца | 15.6 | 15.23 |
Кружок классического танца | 15.7 | 15.24 |
Кружок народного танца | 15.8 | 15.25 |
Кружок народных инструментов | 15.9 | 15.26 |
Факультатив по иностранному языку | 15.10 | 15.27 |
Музыкальная гостиная | 15.11 | 15.28 |
Литературная гостиная | 15.12 | 15.27 |
Цирковая студия | 15.13 | 15.29 |
Клуб «Диалог» | 15.14 | 15.30 |
Агитбригада | 15.15 | 15.31 |
Музейная работа | 15.16 | 15.32 |
Коммуникативные тренинги | 15.17 | 15.33 |
15.34 – другие желательные для Вас формы
16. Занимаетесь ли Вы в данное время в одном из кружков или в одной из секций?
16.1 – да
16.2 – нет
16.3 – другой вариант ответа
17. Кто повлиял, и что предопределило Ваш выбор заниматься в кружках и секциях?
17.1 – родители
17.2 – родственники
17.3 – друзья
17.4 – педагоги
17.5 – желание научиться хорошим манерам
17.6 – желание обрести хорошую пластику
17.7 – желание подражать кумиру
17.8 – случайный знакомый
17.9 – желание самоутвердиться
17.10 – желание расширить свои знания
17.31 – желание найти новых друзей и знакомых
17.12 – желание заявить о себе через какие-то достижения
17.13 – желание развить свои лидерские качества
17.24 – желание сформировать качества, необходимые для професси- онального продвижения
17.15 – желание обрести более высокий социальный статус
17.16 – желание чувствовать себя в безопасности
17.17 – надежда, что качества, которые я разовью в кружках и секци- ях, положительно скажутся на моей профессиональной деятельности и карьере
17.18 – затрудняюсь ответить
17.19 – Ваш дополнительный вариант ответа
18. Что является для Вас важным в выборе кружка для занятий? Выбе- рите не более трех вариантов ответа.
18.1 – хорошая материальная оснащенность
18.2 – близкое расположение к месту учебы или дому
18.3 – вид занятия соответствует Вашему интересу
18.4 – комфортная атмосфера занятий
18.5 – личность педагога
18.6 – интересная форма проведения
18.7 – это престижно в кругу моих товарищей
18.8 – отсутствие платы за занятия
18.9 – другое, укажите что
19. Какие личностные качества идеального руководителя кружка (секции) Вы считаете самыми главными? Выберите не более трех вариантов ответа.
19.1 – тактичность
19.2 – внимательность к Вашим личным проблемам
19.3 – великолепно сам умеет делать то, чему учит других
19.4 – терпение при объяснении материала или при проведении тре- нировки
19.5 – порядочность
19.6 – доступность изложения и объяснения заданий
19.7 – умение на занятиях чередовать отдых и нагрузки
19.8 – чувство юмора
19.9 – умение выбрать посильное для выполнения задание
19.10 – Ваш вариант ответа
20. Если Вы занимаетесь в настоящее время в одном из кружков, сек- ций, объединений, то какими характеристиками Вы бы наделили своего руко- водителя?
20.1 – внимательный, добрый
20.2 – порядочный
20.3 – тактичный
20.4 – относится к делу с душой
20.5 – обладает чувством юмора
20.6 –грубый
20.7 – нетерпимый к недостаткам
20.8 – относится к делу без души
20.9 – не вполне корректный
20.10 – использует недозволенные методы взаимодействия с учащи- мися
20.11 – Ваш вариант ответа
21. Как бы Вы охарактеризовали свое состояние в процессе и по окончании занятий в кружках, секциях, клубах и т.п.?
21.1 – устал(а), но испытываю радость
21.2 – приятная усталость и ожидание следующего занятия
21.3 – у меня есть ощущение перенапряжения
21.4 – сильно устал(а)
21.5 – после отдельных занятий возникает желание больше не при- ходить
22. Каких достижений Вы добились, занимаясь в кружках (секциях)?
22.1 – участвовал(а) в соревнованиях (конкурсах) и занял(а) при- зовые места
22.2 – научился(лась) проводить исследовательскую работу
22.3 – достиг(ла) мастерства в каком-то виде деятельности
22.4 – научился(лась) изобретать
22.5 – обрел(а) некоторые умения, которые пригодятся в дальнейшей жизни
22.6 – не приобрел(а) такие знания и умения, которые позволят по- иному строить свою дальнейшую жизнь, пока нет никаких достиже- ний
22.7– достижения минимальные, о них нет смысла говорить
22.8 – занятия в кружках, секциях привели меня к разочарованию и вызвали чувство неуверенности
22.9 – что еще, напишите
циях?
23. Оправдались ли Ваши ожидания в процессе занятий в кружках и сек-
23.1 – да, вполне
23.2 – не совсем
23.3 – нет
24. Если да, то, что этому способствовало? Отметьте главное.
24.1 – нравится, как ведет занятия педагог
24.2 – комфортная обстановка
24.3 – возможность развить те качества, которые мне необходимы
24.4 – общение с интересными сверстниками
24.5 – хорошие материальные условия в кружке, секции
24.6 – возможность проявить свои индивидуальные качества
24.7 – что еще, напишите
25. Если Ваши ожидания не оправдались, то почему? Отметьте главное.
25.1 – мне не нравится, как проводится занятие педагогом
25.2 – нервозная обстановка на занятиях
25.3 – помещение холодное, неуютное, неэстетичное
25.4 – плохое материальное обеспечение
25.5 – мои индивидуальные качества не замечены, не оценены
работа кружка замкнута, нет выхода на конкурсы, концерты, сорев- нования и т.п.
25.6 – что еще, напишите
Расскажите немного о себе:
26. Ваш пол?
26.1 – мужской
26.2 – женский
27. На каком курсе Вы учитесь?
27.1 – на первом
27.2 – на втором
27.3 – на третьем
27.4 – на четвертом
28. Образование родителей
Уровень образования | Мама | Папа |
Высшее | 28.1 | 28.2 |
Среднее | 28.3 | 28.4 |
Среднее специальное | 28.5 | 28.6 |
Начальное профессиональное | 28.7 | 28.8 |
Начальное | 28.9 | 28.10 |
Без образования | 28.11 | 28.12 |
Другой вариант | 28.13 | 28.14 |
29. В какой социально-экономической сфере работают Ваши родители?
Социально-экономическая сфера | Мама | Папа |
Работник государственного предприятия | 29.1 | 29.2 |
Работник ЗАО, ОАО | 29.3 | 29.4 |
Наемный работник частного предпринимателя | 29.5 | 29.6 |
Частный предприниматель | 29.7 | 29.8 |
Выполняет предложенную работу ситуативно | 29.9 | 29.10 |
Нигде не работает, стоит на бирже труда | 29.11 | 29.12 |
Нигде не работает | 29.13 | 29.14 |
Другой вариант | 29.15 | 29.16 |
30. Ваш семейный доход на одного человека в месяц составляет:
30.1 – до 5000 рублей
30.2 – от 5000 до 10000 рублей
30.3 – от 10000 до 15000 рублей
30.4 – от 15000 до 20000 рублей
30.5 – от 20000 рублей и выше
31. Укажите, пожалуйста, состав Вашей семьи.
31.1 – Вы, мама, папа
31.2 – Вы, мама, папа, братья или сестры
31.3 – Вы и мама
31.4 – Вы и папа
31.5 – Вы и мама, братья или сестры
31.6 – Вы и папа, братья или сестры
32. Проживают ли с Вами бабушки, дедушки или другие родственники?
32.1 – да
32.2 – нет
Благодарим Вас за работу!
1. 2. Образец анкеты для студентов при изучении проблемы адаптации
Первокурсников вуза
Уважаемый первокурсник!
Убедительно просим тебя принять участие в исследовании по проблемам образования студентов. Твои искренние ответы на вопросы анкеты позволят более эффективно организовать твою учебу и досуг. Прочти, пожалуйста, внимательно каждый вопрос анкеты и в кружок обведи цифровой код вариан-
та ответа, совпадающего с твоим мнением, или допиши свой вариант.
Заранее благодарим тебя!
1. По какой специальности ты поступил на обучение?
2. Кто повлиял на твой выбор института и специальности?
001 − родители, родственники 002 – друзья
03 − средства массовой информации (СМИ)
04 − сотрудники института, проводившие профконсультирование и профо- риентирование в школе
05 – рекламодатели 006 − школьные учителя
07 − ты сам, т.к. тебе эта специальность нравится с детства
08 − кто еще, напиши
3. Какие из обстоятельств предопределили выбор данного института и спе- циальности?
09 − по результатам ЕГЭ в другие институты не прошел(а) 010 − стоимость обучения ниже, чем в других вузах
11 − это связано с моей мечтой
12 − поступил(а) за компанию с друзьями 013 − страх, что в другие вузы не поступлю 014 − нежелание терять год
15 − страх перед службой в армии
16 − не имею четких профессиональных предпочтений, все равно, где учиться
17 − имею начальное (среднее) профессиональное образование по данной специальности, решил(а) получить высшее
18 − какие еще обстоятельства, напиши
4. До поступления в данный ВУЗ были ли у тебя четкие представления об условиях обучения и требованиях к учебе?
19 – да
20 – нет
21 − затрудняюсь ответить
5. Если ты на предыдущий вопрос ответил(а) «да», то совпали ли твои пред- ставления о требованиях с реальными требованиями и условиями, с кото- рыми ты столкнулся(лась) в первые дни учебы в институте?
22 – да
23 − скорее да, чем нет 024 − скорее нет, чем да 025 – нет
6. Какие из требований, правил института для тебя стали неожиданными?
7. Твои первые наблюдения (впечатления) говорят о том, что
26 − ты правильно выбрал(а) профессию
27 − учеба для тебя будет посильной, интересной
28 − ты будешь не только успешно учиться, но и заниматься творческой де- ятельностью
29 − ты допустил(а) ошибку в выборе профессии, но учебу продолжишь и постараешься найти достоинства в выбранной профессии
30 − после первого семестра ты постараешься поменять вуз или специаль- ность
31 − для учебы в этом вузе тебе необходимо изменить в себе некоторые личностные качества (быть более усидчивым, трудолюбивым, настойчивым, самостоятельным и т.д.)
32 − в вузе ты не только будешь осваивать профессию, но и найдешь себе дело по душе
33 − какие еще наблюдения ты сделал(а), напиши
8. Пред началом учебного года выезжал(а) ли ты на адаптационные сборы в СОЛ «Чайка»?
34 – да
35 – нет
9. Если ты ответил(а) «да», то какие впечатления у тебя о сборах сложи- лись?
36 − было весело и интересно
37 − познакомился(ась) с сокурсниками, среди которых много интересных людей
38 − понравились педагоги и организаторы 039− обрел(а) первый опыт общения
40 − избавился(ась) от некоторых комплексов
41 − думаю, что такие сборы приносят пользу и педагогам и студентам 042 − сборы были скучными (жалею о напрасно потраченном времени) 043 − столкнулся(ась) с негативными поступками сверстников
44 − что ты еще бы хотел(а) сказать о сборах, напиши
10. Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями о первых занятиях.
45 − первые лекции прослушал(а) с интересом
46 − понял(а), что моего кругозора недостаточно, чтобы осваивать некоторые учебные дисциплины
47 − на первых занятиях столкнулся(ась) с трудностями в усвоении содер- жания лекций
48 − материал лекций излагается на непонятном для меня языке
49 − лекции излагаются четко, понятно, с использованием ярких примеров и аргументов, это поможет мне успешно учиться
50 − мне нравится, что нам все разъясняют и рассказывают о перспективах достижений каждого
51 − ничего особенного первые занятия для меня не дали 052 − думаю, что учеба будет малоинтересной и трудной
53 – какие еще впечатления, напиши
11. Считаешь ли ты, что для учебы в вузе необходимы определенные умения и навыки учебной деятельности?
54 – да
55 – нет
56 – затрудняюсь ответить
12. Какие учебные умения и навыки, по твоему мнению, у тебя хорошо сформи- рованы?
57 − я умею работать с литературными источниками
58 − у меня есть навык использования компьютерных и телекоммуникаци- онных технологий для поиска нужной мне информации
59 − я умею быть внимательным(ой) при выполнении заданий и прослуши- вании объяснений педагога
60 − я аккуратен(а) в выполнении задания
61 − я добиваюсь полного выполнения задания
62 − у меня хорошие графические навыки (умею рисовать, чертить, делать схемы)
063− я умею составлять краткий план изложения выполненного задания 064− я хорошо считаю
065 − я знаю много формул и умею их применять при решении разных задач 066 − какие еще, напиши
13. Если у тебя отсутствуют какие-то из перечисленных в 12 вопросе умений и навыков, а ты ими хотел(а) бы овладеть, впиши в клетку цифровой код недостающего у тебя умения, ориентируясь на систему кодирования вопро- са 12.
14. Испытывал(а) ли ты учебные и жизненные затруднения в школьные годы?
67 – да
68 – нет
069– затрудняюсь ответить
15. Если ты на предыдущий вопрос ответил «да», то какие?
70 – тебе трудно давались отдельные школьные предметы (какие напи- ши)
71 – у тебя были проблемы в общении со сверстниками (одноклассниками)
72 – у тебя плохо складывались взаимоотношения с учителями
73 – у тебя были проблемы с родителями (тебя не всегда понимали и под- держивали)
74 – тебе хотелось выполнять какую-либо общественную работу, но тебе не поручали ее, тебя не замечали
75 – тебе не нравилось участвовать в общественных мероприятиях, но тебя заставляли в них участвовать, в результате чего возникли конфликты
76 – какие еще затруднения ты испытывал(а) в школьные годы, напиши
_
16. Трудно ли тебе привыкать к студенческой жизни?
77 – да, трудно 078 – нет, не трудно
079 – затрудняюсь ответить
17. В чем ты испытываешь затруднения сейчас? 080 – в организации и распределении времени 081 – в учебе
82 – в общении с группой
83 – в общении с преподавателями 084 – материальные затруднения
085 – в чем еще, напиши .
18. С чьей стороны помощь тебе нужна, для того, чтобы справиться с труд- ностями?
86 – куратора
87 – деканата
88 – психолога
89 – преподавателей
90 – чья еще, напиши
19. Какая конкретно помощь тебе нужна?
20. Знаешь ли ты, что в нашем вузе, в помощь студентам, работает психоло- гическая служба?
91 – да, знаю 092 – нет, не знаю
21. Намерен ли ты обращаться за помощью психолога, если у тебя возникнут проблемы с учебой, в общении и др.?
093 – да, намерен 094 – нет, не намерен
095 – затрудняюсь ответить
22. Какие общественные поручения ты выполнял(а) в школе?
23. Если бы тебе представилась возможность, чем бы ты хотел(а) занимать- ся в свободное время в институте?
96 − работать в органах студенческого совета, выполнять постоянное пору- чение
97 − выполнять разовые поручения (помогать куратору по организации до- суга сокурсников)
98 − участвовать в разработке сценариев праздников, конкурсов 099 − участвовать непосредственно в конкурсах
100 − выполнять творческие задания (участвовать в работе одной из секций научного общества студентов (НОС)
101 − дополнительно овладевать компьютерной грамотой 102 − научиться общению
103 − избавиться от некоторых комплексов
104 − чем бы еще хотел(а) заняться, напиши
24. Есть ли у тебя постоянные увлечения?
105 – да
106 – нет
107 − затрудняюсь ответить
25. Если ты на 24 вопрос ответил(а) «да», напиши какие:
.
26. Какие жизненные ценности для тебя наиболее важны? (Выбери не более пяти вариантов и пронумеруй в порядке значимости от одного до пяти).
108 – богатство
109 – материальное благополучие 110 – духовность, нравственность 111 – развлечения, удовольствие 112 – семья
113 – здоровье
114 – карьера
115 – профессионализм
116 – самореализация
117 – дружба
118 – любовь
119 – какие еще, напиши
27. Какие личностные качества ты больше всего ценишь в людях? Выбери не более пяти самых важных.
120 – сотрудничество
121 – коллективизм
122 – целеустремленность
123 – оптимизм
124 – доброжелательность
125 – честность
126 – открытость
127 – общительность
128 – взаимопомощь
129 – справедливость
130 – уважительность
131 – терпимость
132 – благородство
133 – отзывчивость
28. Какие личностные качества ты не приемлешь в людях? Выбери три самых главных.
134 – предательство
135 – жестокость
136 – цинизм
137 – равнодушие
138 – предвзятость
139 – эгоизм
140 – несправедливость
141 – пессимизм
142 – нетерпимость
143 – агрессивность
29. Твой пол?
144 – женский
145 – мужской
30. Где ты будешь проживать во время учебы?
146 − с родителями, по месту прописки 147 − в общежитии
148 − на съемной квартире 149 − пока точно не знаю
31. Твое образование?
150 – среднее
151 − среднее специальное
152 − начальное профессиональное
32. Образование твоих родителей
Уровень образования | Папа | Мама |
Высшее | 153 | 159 |
Среднее специальное | 154 | 160 |
Среднее | 155 | 161 |
Начальное профессиональное | 156 | 162 |
Начальное | 157 | 163 |
Без образования | 158 | 164 |
33. Состав твоей семьи?
165 − ты, папа, мама 168 − ты, папа, мама, сестра 166 − ты, папа 169 − ты, мама, сестра, брат
167 − ты, мама 170 − ты, папа, мама, сестра, брат
171 – другой вариант
34. Каков доход в твоей семье (количество рублей на одного человека)?
172 − до двух тысяч 174 − четыре − пять тысяч 173− две − три тысячи 175− более пяти тысяч
Большое тебе спасибо за участие в исследовании и успехов в учебе!
1.3. Образец бланка - интервью для изучения ценностных ориентаций руководителей экологических движений
Уважаемый(ая) руководитель экологического движения!
Независимая социологическая лаборатория проводит исследование по проблемам природоохранной и здоровьесберегающей
деятельности населения нашего региона.
Просим Вас поучаствовать в нашем исследовании.
Ваше согласие побеседовать с интервьюером очень помогло бы нам разрабо- тать рекомендации для экологических движений, руководителей
государственных служб и, не исключено, для Вас лично.
Надеемся на Вашу отзывчивость.
Заранее благодарим Вас!
ете?
1. Укажите, пожалуйста, в каком экологическом движении Вы работа-
Название
2. Что предопределило Ваш выбор работать в природоохранной и здоро-
вьесберегающей сфере? Назовите не более пяти характерных для Вас причин.
Карточка № 2
2.1. – желание быть полезным(ой) обществу
2.2. – чувство милосердия к пострадавшим от экологических катастроф
2.3 – наличие близких Вам людей или родственников, пострадавших от экологических катастроф
2.4. – страх за собственную жизнь и жизнь родных и близких людей
2.5. – мысли о возможных природных и техногенных катаклизмах, вле- кущих за собой гибель народов на планете
2.6. – материальная заинтересованность
2.7. – возможность общения с интересными людьми
2.8. – возможность установления контактов с зарубежными организа- циями
2.9. – возможность участия в различных форумах
2.10. – желание просвещать население региона и предупреждать об опасности техногенных процессов, связанных с ядерной деятельностью региона
2.11. – что еще
3. Являетесь ли Вы, с Вашей точки зрения, активным членом экологического движения?
Карточка № 3
3.1. – да
3.2. – нет
4. Если Вы ответили «да», то в чем проявляется Ваша активность?
.
Карточка № 4
4.1. – Вы часто предлагаете новые идеи, способы разрешения проблем
4.2. – Вы организуете население на различные акции
4.3. – Вы просвещаете население в различных формах
4.4. – Вы создаете сеть лидеров для природозащитных организаций
4.5. – Вы участвуете в разработке конкретных проектов, скажите, каких
4.6. – Вы являетесь членом экспертного совета по одной или нескольким
экологическим проблемам
4.7. – Вы регулярно печатаетесь, выступаете в средствах массовой ин- формации
4.8. – Вы участвуете в конференциях
4.9. – Вы участвуете в конкурсах на соискание грантов
4.10. – что еще определяет Вашу активность?
5. Если Вы считаете себя не совсем активным участником экологического движения, то что этому способствует? (Выберите наиболее характер- ное для Вас).
Карточка № 5
5.1 – личностные качества (застенчивость, слабо развитые коммуника- тивные качества, недостаточное владение научной и оперативной информацией по проблемам)
5.2. – сопротивление со стороны местной власти
5.3. – коммерческие интересы руководителей предприятий
5.4. – безразличие окружающего населения
5.5. – невозможность установления более тесных контактов с другими движениями из-за различных ценностей и целей
5.6. – Ваш собственный вариант ответа
6. Что, с Вашей точки зрения, побуждает других людей, Ваших коллег участвовать в экологических и других движениях? (Отметьте не более пяти вариантов ответа.)
Карточка № 6
6.1. – сохранение жизни на земле
6.2. – рациональное использование природных ресурсов
6.3. – защита прав человека на здоровье и пользование природными бо- гатствами
6.4. – профилактика и предупреждение выбросов в атмосферу, воду, поч-
ву
6.5. – амбиции
6.6. – материальная заинтересованность
6.7. – желание осуществить научный проект, защитить диссертацию
6.8. – желание прославиться
6.9. – что еще, напишите
7. Какими качествами, инструментальными ценностями, с Вашей точки зрения, должны обладать лидеры экологических движений?
Карточка № 7
Качества личности, инструменталь- ные ценности | Лидер- организатор | Лидер- эксперт | Лидер- проектант |
7.1. Образованность | |||
7.2. Широкий круг правовых знаний | |||
7.3. Критическое, конструктивное мышление | |||
7.4. Самостоятельность | |||
7.5. Инициативность | |||
7.6. Целеустремленность | |||
7.7. Работоспособность | |||
7.8. Творческие качества | |||
7.9. Честность | |||
7.10. Трудолюбие | |||
7.11. Устойчивые гражданские позиции | |||
7.12. Предприимчивость | |||
7.13. Концептуальное мышление | |||
7.14. Прагматичность | |||
7.15. Рационализм | |||
7.16. Эмоциональная устойчивость | |||
7.17. Гуманизм | |||
7.18. Волевые качества | |||
7.19. Принципиальность | |||
7.20. Коммуникативность | |||
7.21. Толерантность | |||
7.22. Настойчивость | |||
7.23. Настырность | |||
7.24. Национальное самосознание | |||
7.25. Направленность на общечело- веческие ценности | |||
7.26. Умение взаимодействовать в ко- манде | |||
7.27. Умение принимать ответствен- ность на себя | |||
7.28. Умение проектировать | |||
7.29. Умение разрабатывать критерии и показатели для экспертной оценки | |||
7.30. Знание человедческих наук (пси- хология, социология, философия и др.) | |||
7.31. Знание менеджмента |
8. Какими из вышеперечисленных качеств обладаете Вы? Назовите но- мера кодов качеств, отмеченных в вопросе №7:
9.Какая из предложенных организационных структур, с Вашей точки зрения, наиболее приемлема для экологических движений?
Карточка № 9
9.1. – иерархическая, построенная на централизации управления.
9.2. – сетевая, построенная на принципе самоорганизации
10.Какая из предложенных организационных культур внутри экологиче- ского движения для Вас наиболее предпочтительна?
Карточка № 10
10.1. – сильный лидер – слабые коллективные связи
10.2. – слабый лидер – сильные коллективные связи
10.3. – сильный лидер – сильные коллективные связи
10.4. – слабый лидер – слабые коллективные связи
11. Какая из перечисленных в карточке 7 оргкультур культивируется в Вашем движении?
12. Большинство гражданских и экологических движений в мире и в нашей стране строят свою деятельность на основе сетевых структур. Каковы с Вашей точки зрения, основные причины слабого развития сетевой культуры экологических движений?
Карточка № 12
12.1. – различные ценности участников движений
12.2. – недостаточное образование у лидеров движений
12.3. – материальная необеспеченность
12.4. – отсутствие или слабость законодательной базы
12.5. – большое число лидеров, имеющих эгоистические цели
12.6. – коррумпированность руководителей объединений
12.7. – коррумпированность чиновников официальной власти
12.8. – какие еще, назовите
13. Есть ли у Вас затруднения на личностном уровне в процессе работы в экологическом движении?
Карточка № 13
13.1. – да
13.2. – нет
14. С какими проблемами и трудностями лично Вы встречаетесь в процес- се Вашей деятельности?
Карточка № 14
14.1. – слабая информированность о действиях государственных, регио- нальных, областных руководителей по вопросам экологической политики
ния
14.2. – слабая координация деятельности внутри экологического движе-
14.3. – непонимание миссии экологического движения со многими чле-
нами и руководителями
14.4. – непонимание миссии экологического движения со стороны насе-
ления
14.5. – препятствия, создаваемые чиновниками различного уровня
14.6. – рассогласование между ценностями и целями руководителей и
членов движения
14.7. – укажите другие проблемы, если они у Вас имеются
15. Считаете ли Вы, что экологическим объединениям необходимо уста- навливать тесные контакты?
Карточка № 15
15.1. – с официальной властью (местной, региональной, федеральной).
15.2. – с правозащитными и другими организациями гражданского обще-
ства
15.3. – с парламентскими группами, деятельность которых связана с при-
родоохранными проблемами
15.4. – с МЧС
15.5. – с отраслевыми министерствами
15.6. – с местным депутатским корпусом
15.7. – с преподавателями вузов, школ, техникумов, училищ, детских са- дов, занимающимися экологическим просвещением
Расскажите, пожалуйста, немного о себе
16. Какие ценности в жизни для Вас являются наиболее важными? Рас- ставьте их в ранговом порядке по степени убывания.
Карточка № 16
16.1. – здоровье
16.2. – личная безопасность
16.3. – карьера
16.4. – семья
16.5. – материальное благополучие
16.6. – престижная работа
16.7. – достойное социальное положение (статус)
16.8. – хорошие друзья
16.9. – самореализация в детях
16.10. – служение определенной идее
16.11. – служение Отечеству
16.12. – служение Богу
16.13. – какие еще, скажите
17. Назовите, что в данный момент является для Вас наиболее важным как для гражданина России? (Выберите не более пяти вариантов ответа.)
Карточка № 17
17.1. – наличие гражданского общества
17.2. – наличие правового государства
17.3. – наличие демократии
17.4. – стабильность экологического развития страны
17.5. – стабильность мирового политического развития
17.6. – социальная защищенность граждан
17.7. – экономическая безопасность
17.8. – толерантность (терпимость), согласие в обществе
17.9. – отсутствие экстремизма
17.10. – мир на планете
18. Ваш возраст.
Карточка №18
18.1. – до 18 лет
18.2. – 18–28 лет
18.3. – 29–39 лет
18.4. – 40–49 лет
18.5. – 50–59 лет
18.6. – 60 лет и выше
19. Стаж в экологическом движении.
Карточка № 19
19.1. – до года
19.2. – 1–5 лет
19.3. – 6–10 лет
19.4. – более 10 лет
20. Ваше социальное положение.
Карточка № 20
20.1. – служащий(-ая)
20.2. – рабочий(-ая)
20.3. – работник(-ца) сельского хозяйства
21. Ваше материальное положение.
Карточка № 21
21.1. – доходы ниже прожиточного уровня
21.2. – имеете прожиточный минимум
21.3. – имеете средний достаток
21.4. – Вы состоятельны
21.5. – Вы очень богаты
22. Ваше профессиональное положение в экологическом движении.
Карточка №22
22.1. – Вы просто член организации, объединения
22.2. – Вы руководитель
22.3. – Вы эксперт
22.4. – Вы проектант
22.5. – кто еще, укажите
Спасибо за интервью. Желаем успехов в дальнейшей деятельности!
Приложение 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 252.