Среди эмпирических методов исследования большой популяр- ностью пользуются опросные методы. Опрос – это метод получения первичной информации, основанный на непосредственной или опо- средованной связи между исследователем и исследуемым. Это форма социально-психологического общения, благодаря которому в корот- кие сроки можно получить значительную информацию по широкому кругу интересующих исследователя вопросов от большого количе- ства людей. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех условий является показателем науч- ности данного метода, и отличает исследователя-профессионала от дилетанта.
К опросным методам, как уже указывалось, относятся анкети- рование, тестирование, интервьюирование, сочинение и др.
Анкетирование является наиболее распространенным методом сбора информации. Оно проводится на основе разработанной иссле- дователем анкеты.
Анкета – это объединенная единым исследовательским замыс- лом система вопросов, направленных на выявление количественно- качественных характеристик объекта и предмета исследования. Что- бы получить с помощью анкеты достоверную информацию, надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования и, прежде всего, особенности различных вопросов, из которых она состоит.
Все вопросы, задаваемые в анкете, можно классифицировать по разным основаниям: по структуре, функциям, содержанию, форме.
По структуре вопросы делятся на: открытые, закрытые, полу- закрытые. Открытый вопрос не предполагает шкалу выборов вари- антов ответов. Например, открытый вопрос:
1. Сколько Вам лет?
Закрытый вопрос содержит варианты возможных ответов (пе- речень альтернатив), исследуемый может выбрать один из них или несколько, если об этом есть указание. Собственные варианты отве- тов в закрытых вопросах не предполагаются. Например.
2. Какие проблемы, по Вашему мнению, волнуют современную мо- лодежь? Выберите не более трех вариантов.
01 – образование;
02 – досуг;
03 – отношения со сверстниками;
04 – отношения со старшим поколением; 005 – материальные проблемы;
06 – совокупность проблем дополнительного образования;
07 – политические проблемы; 008 – безопасность;
09 – жилье;
10 – правозащита;
11 – социальное положение.
Полузакрытый вопрос, как и закрытый, имеет шкалу выборов вариантов ответов, но после перечня альтернатив следует открытый вариант типа:
12 – «какие еще, напишите», или «что еще можете сказать по этому поводу?», или «если у вас есть собственный вариант ответа, напишите».
По форме вопросы делятся на прямые, косвенные, прожектив-
ные.
Прямой вопрос – это обращение непосредственно к исследуе-
мому по типу: «Знаете ли Вы ... ?», «Что Вы думаете о ... ?», «Удов- летворены ли Вы ... ?» и т.д.
Косвенный вопрос задается, если не уместен прямой. Например, не совсем корректно спрашивать человека о его удовлетворенности заработной платой. Вместо этого можно спросить: «Приходится ли Вам подрабатывать в свободное время?».
В прожективных вопросах задается конкретная ситуация. Например: «Если бы ты был директором, то ...», или «Если бы тебе предложили, то ...», или «Если бы выиграл большую сумму денег, то
...».
Ответы на прожективные вопросы, чаще всего, позволяют ис- следователю глубже понять изучаемую проблему, так как исследуе- мый, отвечая на прожективный вопрос, неосознанно обостряет то, что для него является нерешённым.
По функциям вопросы делятся на контактные, основные, филь- трующие, контрольные, ловушки, буферные.
Контактные вопросы задаются в начале анкеты. Их может быть один или два, не более. Они не всегда могут быть связаны с темой ис- следования. Их функция – побудить исследуемого начать работу с анкетой. Это, как правило, вопросы незатруднительного характера.
Основные – это программные вопросы, с помощью которых ре- шаются главные задачи исследования и проверяются гипотезы. Их необходимо располагать по тематическим блокам, т.е. сначала сле- дует блок вопросов, проверяющих одну гипотезу, затем – другую и т.д. Нельзя основные вопросы задавать в хаотическом порядке – это будет дезориентировать исследуемого в процессе работы с анкетой. Основные вопросы перемежаются другими видами вопросов, основ- ная значимость которых обеспечить достоверность информации.
Фильтрующие вопросы необходимы для того, чтобы отделить (отфильтровать) исследуемых для ответа на последующий вопрос, что будет обеспечивать точность получаемой информации. Напри- мер, исследователю необходимо точно знать, с какими проблемами встречаются подростки в своей жизни. Прежде чем задать этот во- прос, необходимо опросить исследуемых, сформулировав следующий фильтрующий вопрос:
«1. Считаете ли Вы, что у современных подростков есть жиз- ненные проблемы?
1.1. – да;
1.2. – нет».
И тогда на последующий вопрос: «2. С какими, по Вашему мне- нию, проблемами сталкиваются подростки?» – будут отвечать те ис- следуемые, которые на предыдущий вопрос ответили «да». Подсчи- тывая результаты ответов на данный вопрос по каждому параметру, исследователь будет число данных ответов приравнивать не к 100%, а к процентному показателю респондентов, ответивших на предыду- щий вопрос «да».
Контрольные вопросы выступают как проверочные к основ- ным. Они задаются с целью понять, не противоречит ли респондент сам себе в своих ответах. Например, если основной вопрос звучит:
«В какой мере Вы удовлетворены своей работой?», то контрольный вопрос может быть сформулирован так: «Хотели бы Вы сменить свою работу?». Важно помнить, что контрольные вопросы и основ- ные вопросы нельзя задавать друг за другом, впрочем, как и вопросы- ловушки, чтобы исследуемый не уловил прямой связи между ними.
Ловушки – это вопросы, предназначенные для выявления ис- кренности и добросовестности опрашиваемых. Например, изучая от- ношения учащихся к классической литературе, можно задать вопрос:
«Любите ли Вы читать классическую литературу и, в частности, произведения Л.Н. Толстого?». Чтобы проверить, насколько исследу- емый отвечал искренне, можно сформулировать такой вопрос-ловуш- ку: «Какие из перечисленных произведений Л.Н. Толстого Вам больше всего нравятся?» (в перечне вариантов ответа перечисляются приду- манные названия произведений и не относящиеся к творчеству Л.Н. Толстого). Если исследуемый отмечает их, то его ответ на основной вопрос был недобросовестным, искажающим действительность. При анализе информации это необходимо учитывать.
Буферные вопросы служат для отграничения одного темати- ческого блока от другого.
По содержанию вопросы делятся на следующие типы:
– о событиях;
– о фактах;
– о мотивах;
– об оценках.
Вопросы о событиях и фактах позволяют получить информа- цию о том, что человек знает, помнит, сделал и т.д. Примерами могут
быть вопросы, связанные с выяснением социально-демографических характеристик, событийные вопросы.
Вопросы о мотивах и об оценках нацелены на получение субъ- ективной информации (что человек думает, каковы его намерения и т.д.).
В общем виде классификацию вопросов можно представить на рисунке (рис. 2).
Анкета как инструмент имеет следующую структуру:
· обращение;
· контактная часть;
· основная часть;
· паспорт респондента;
· благодарность.
В обращении в вежливой форме респондент приглашается к уча- стию в исследовании. Ему завуалированно сообщается о целях иссле-
дования, а также лаконично объясняется порядок работы с анкетой, выражается предварительная благодарность
Пример обращения Уважаемый(ая) коллега!
Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.