В зависимости от принципиального отношения к проблеме продовольственной безопасности страны мира можно условно разделить на три группы: ориентированные на импорт, экспортирующие продукцию, обеспечивающие внутренний рынок за счет собственного производства.
Импортную ориентацию имеют страны, которые в силу природно-экономических условий или из-за низкого уровня экономического развития не могут обеспечить население своей страны собственным продовольствием. Этот путь без ущерба для продовольственной безопасности могут позволить себе богатые страны, при наличии экономически зависимых государств (доминионов) - политически слабых и не использующих против метрополии «продовольственного оружия». Типичный представитель таких отношений - Англия.
В последние годы большинство стран этой группы ставят задачу переориентации на самообеспечение, исходя из чисто экономических соображений. Такое решение приняли правительства шести стран, входящих в Совет сотрудничества государств Персидского залива, ранее импортировавшие 70 % потребляемого продовольствия. В этом регионе, практически лишенном плодородных земель и естественного увлажнения, широко используется государственная поддержка внутреннего производства сельскохозяйственной продукции. Всемерно используя государственную поддержку, Саудовская Аравия из импортера превратилась в экспортера пшеницы, достигла полной обеспеченности за счет внутреннего производства продуктов молочного скотоводства и птицеводства.
Развитие тенденций, направленных на обеспечение емкости внутреннего рынка продовольствия за счет собственного производства, позволяет сделать вывод о том, что импорт продовольствия не является главным ориентиром даже в политике государств с неблагоприятными условиями для сельскохозяйственного производства.
Страны, ориентированные на экспорт продовольствия, как правило, экономически развитые, располагающие лучшими природными и климатическими условиями для его производства или применяют такой комплекс мер по ценовому регулированию, что вывоз продуктов питания становится не только целесообразным, а и экономически выгодным. До недавнего времени эта форма регулирования совместно с экспортными субсидиями являлась основной в финансовой поддержке сельского хозяйства США (60 %) и стран Европейского Союза (70 %).
С 1996 г. в США действует «Федеральный закон об улучшении и реформировании сельского хозяйства», основными положениями которого являются прекращение прямых программ субсидирования фермеров и установление семилетних фиксированных «выплат переходного периода» (1996-2002 гг.), не связанных ни с урожайностью культур ни с рыночным колебанием цен.
Достигнув полного обеспечения продовольствием за счет собственного производства (за исключением сахара), США посредством различного рода программ ведут целенаправленную поддержку платежеспособного спроса и экспорта.
Для Беларуси опыт США представляет всего лишь информационный интерес, поскольку страны находятся в несравнимых экономических условиях. Тем не менее, одно направление регулирования продовольственного обеспечения можно сравнивать. Это касается сахара, по которому обеспечение в США за счет собственного производства не превышает 85 %. По ввозу продукта проводится целенаправленная политика «закрытых границ» (как в ЕС), начало которой положено еще в 30-ые годы прошлого века. Американские продуценты обладают монопольным правом реализации сахара на внутреннем рынке по ценам, значительно превышающим мировые.
Третья группа стран - это страны, которые, проводя протекционистскую политику, снабжают внутренний рынок важнейшими видами продовольствия в основном за счет собственного производства, обеспечивая этим самым продовольственную безопасность. Решение проблемы продовольствия за счет собственного производства находит все большее распространение, как в отдельных государствах, так и в их блоках.
Критерий экономического предпочтения самообеспечения продовольствием активно пропагандируется многими экономистами. В современной практике многих стран с развитой рыночной экономикой приоритетными являются национальные интересы. Поэтому проблема безопасности продовольствия рассматривается каждым государством в отдельности, количественные и качественные параметры ее определяются с учетом уровня экономического развития.
Учитывая сложность современных и ожидаемых тенденций в формировании мировых ресурсов, продовольственная и сырьевая безопасность государств в перспективе, как и в настоящее время, будет обеспечиваться за счет собственного производства. Это предотвращает зависимость от конъюнктуры мирового рынка (во-первых) и обеспечивает более полное использование наличного потенциала сельского хозяйства и других отраслей АПК (во-вторых). Вместе с тем, самообеспечение сырьем и продовольствием не исключает возможностей как импорта, так и экспорта этих ресурсов, позволяющих в полной мере использовать достижения международного разделения труда.
Сложность продовольственной ситуации в Республике Беларусь и ее возможная зависимость от закупок продуктов за рубежом ставят неотложную задачу разработки комплекса мер, обеспечивающих продовольственную безопасность по определенному перечню продуктов. Важнейшие направления ее достижения следующие:
* стимулирование стабильного развития агропромышленного производства до уровня, достаточного для формирования в полном объеме государственных и региональных продовольственных фондов основных видов продуктов питания, сырья, а также экспортной ориентации АПК;
* содействие повышению покупательской способности продуктов питания до уровня потребления 3500 ккал / день при сокращении расходов на продовольствие в семейном бюджете до 30-35 %;
* создание резерва валютных ресурсов, необходимых для импорта недостающего продовольствия и сырья за счет расширения экспорта продукции сельского хозяйства и совершенствования его структуры.
Следует отметить, что Беларуси, как суверенному государству, предстоит решать эту проблему, исходя из собственных возможностей, путем стабильного развития агропромышленного производства. Альтернативы этому направлению нет. Наряду с обеспечением продовольственной независимости государства потенциал аграрной сферы позволяет ставить вопрос об ее экспортной ориентации.
Достижение стратегической цели развития АПК требует проведения целенаправленной политики с учетом политических, экономических и экологических особенностей.
Политические особенности заключаются в том, что Республика Беларусь в качестве суверенного государства сформировалась недавно, проходит период международного признания и вхождения в мировое сообщество.
Экономические условия достижения продовольственной безопасности на современном этапе также не совсем благоприятные. Разрыв многолетних интеграционных связей, потеря традиционных источников материально-технических ресурсов, нестабильность финансово-денежной системы, ограниченность в рынках сбыта привели к кризисному состоянию народного хозяйства, спаду производства.
Переориентация государства с межреспубликанского разделения труда на международное требует дополнительного вложения средств. Ограниченность собственных источников финансирования не позволяет в должной мере инвестировать развитие продовольственного комплекса, а дестабилизация экономики делает ее «непривлекательной» для иностранных инвесторов, особенно в отрасли АПК.
Неблагоприятная экологическая ситуация после Чернобыльской катастрофы сильно осложнила проблемы жизнеобеспечения, особенно в загрязненной радионуклидами местности. Продовольственное обеспечение этих районов должно быть надежным и качественным как условие сохранения здоровья людей.
Для достижения надежности продовольственной безопасности доля собственного производства в продовольственных ресурсах должна составлять 80-85 % (нижняя граница безопасности - 60 %). Взаимоотношения рынка продовольствия страны с мировым рынком необходимо строить с учетом двух факторов:
1. Мировой рынок - это рынок товаров, производимых в лучших условиях или имеющих высокий уровень экспортной ориентации и поддержки. Поэтому мировые цены всегда будут ниже себестоимости производства в худших условиях.
2. Условия для сельскохозяйственного производства в Беларуси не только не самые благоприятные, но и отличаются нестабильностью, которая возрастает по мере интенсификации производства, а также в результате процессов, связанных с глобальным потеплением климата.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 249.