В экономической литературе понятие конкурентоспособность определяется как «способность продукции, товара и услуг отвечать требованиям рынка». По мнению профессора Садовской Т.Г. конкурентоспособность – это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогами, представленными на данном рынке. Профессор Томилов В.В. определяет конкурентоспособность как способность обеспечивать лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией. Профессор Селезнев А.Я. отмечает, что конкурентоспособность – это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение страны или товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках».
Применительно к организации (предприятию) можно сказать, что конкурентоспособность представляет собой «возможность эффективной деятельности и практической прибыльной реализации продукцции в условиях конкурентного рынка». Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств.
Американский ученый Портер М. конкурентоспособность тесно увязывал с товаропроизводителями и наличием или отсутствием конкретного преимущества на уровне издержек. По его мнению, конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов.
Экономические аспекты конкурентоспособности отражаются в двух понятиях: конкурентоспособность отдельного товара, конкурентоспособность организации.
Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей произведенных изделий, отражающих их отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следовательно, на рынке товаров конкурентным является товар, обладающий комплексом потребительских и стоимостных свойств, которые обеспечивают ему коммерческий успех, позволяют прибыльно быть обмененными на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов. Другими словами, конкурентоспособными являются только новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.
Конкурентоспособность товара зависит от возможностей конкретного товаропроизводителя производить конкурентоспособный товар, потребительские и качественные характеристики которого в сравнении с товарами-аналогами определяют его рыночный успех, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Индикаторами конкурентоспособности товара являются: назначение (полезность, качественная характеристика, цена.
Конкурентоспособность товара определяется рядом факторов, важнейшие из которых: издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий.
Таким образом, конечная цель товаропроизводителя – получение конкурентоспособного товара.
Товарная конкурентоспособность на мировом рынке зависит, прежде всего, от производительности труда. В настоящее время на первый план конкурентоспособности продукции выходят такие важнейшие факторы, как качество товара, новизна, наукоемкость, трудоемкость и энергоемкость. Большинство стран мира обеспечивают повышение конкурентоспособности товаров за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.
Следует различать конкурентоспособность отрасли, производства и организации (предприятия).
Формирование конкурентоспособности товара происходит на уровне производства, которое в сельском хозяйстве представлено различными отраслями, поставляющими многообразие товаров на рынок.
Конкурентная отрасль – это отрасль, которая сочетает в себе производство высококачественной продукции на основе интенсивной технологии, оптимального подбора современной системы машин, использования высококвалифицированных кадров и современных методов управления производством и персоналом.
Таким образом, в цепи «ресурсы – производство– результат» конкурентоспособный производственный результат может быть получен только при условии использования конкурентоспособных ресурсов, конкурентоспособной организации производства и труда и его надлежащей мотивации. Конечный результат, который воплощается в максимизации прибыли, во многом зависит от эффективного сбыта, и определяется качеством товара, его ценой и выбором наиболее выгодных рынков и каналов реализации. При оценке конкурентоспособности отрасли следует различать валовую и чистую прибыль. Валовая прибыль – это прибыль, полученная до уплаты налогов и других бюджетных отчислений. Чистая прибыль – это реально полученный финансовый результат, который определяется разницей между выручкой от реализации продукции и другими внереализационными доходами за минусом полных издержек и внереализационных расходов и отчислений в бюджет. При характеристике конкурентоспособности отрасли можно использовать показатель коммерческого дохода, который представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и затраченными на ее производство ресурсами. Относительными показателями конкурентоспособности отрасли могут быть величина прибыли на вложенный капитал, на единицу используемых ресурсов ( 1 га, 1 гол скота, 1 чел.-час.) уровень совокупной рентабельности. Если отрасль представлена одним видом продукции, то показатели конкурентоспособности отрасли могут быть аналогичны показателям конкурентоспособности конкретного вида продукции ( зерно, овощи и др.)
В сельском хозяйстве эффективное использование производственных ресурсов, и особенно земли, возможно лишь на основе сочетания отраслей. Эту особенность необходимо учитывать в условиях рынка при выборе наиболее экономически выгодных видов производства. Поэтому конкурентоспособность сельскохозяйственного производства следует оценивать в целом с учетом всех развиваемых отраслей. Основными требованиями для достижения конкурентоспособности производства являются использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства и оперативной адаптации его к меняющимся условиям рынка и конкуренции. Так как главным и незаменимым средством производства в сельском хозяйстве является земля, то критерием конкурентоспособности производства может быть размер чистой прибыли, полученной в расчете на единицу земельной площади. Дополнительными показателями могут быть объем продаж на в расчете на 1 га земли, на 1 чел.-час, рентабельность производства.
Конкурентоспособность организации (предприятия) – это относительная характеристика, которая отражает отличия развития данной организации от конкурентных организаций по степени удовлетворения своими товарами потребности людей, по эффективности производственной деятельности и по степени приспособленности к условиям рынка. Эти отличия формируют конкурентные позиции предприятия на рынке, его лидерство, либо стратегию погони за лидером. Конкурентоспособность организации достигается за более длительный срок пол сравнению с конкурентоспособностью конкретного товара. Для достижения превосходства над организацией - конкурентом должен пройти один или несколько циклов обновления продукции, или выпуска новых видов продукции. Чем больше разрыв между техническим уровнем производства, уровнем его организации и управления, тем быстрее предприятие рискует потерять свою конкурентоспособность. К важнейшим факторам конкурентоспособности организации (предприятия) следует отнести:
· рентабельность производства;
· характер инновационной деятельности;
· уровень производительности труда;
· эффективность стратегического развития и управления предприятием;
· способность адаптироваться и быстро реагировать на меняющиеся условия и требования рынка.
Таким образом, чем шире у предприятия набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки оно имеет для успешной деятельности на рынке.
Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от внешних и внутренних факторов, рисунок 2.2
Принципиальная черта современной конкурентоспособности - необходимость ускорения протекающих в экономике процессов, обеспечивающих соответствующую скорость оборота капитала и общий рост эффективности хозяйственной деятельности.
Обобщающим показателем, который характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. Он характеризует способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.
|
р
Рисунок 2.2— Факторы конкурентоспособности предприятия
К числу важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность страны следует отнести:
* внутренний экономический потенциал;
* внешние экономические связи;
* государственное регулирование;
* кредитно-финансовую систему;
* рыночную инфраструктуру;
* систему управления;
* научно-технический потенциал;
* трудовые ресурсы.
Наиболее сильными сторонами белорусской экономики в плане международной конкуренции являются научно-технический потенциал и трудовые ресурсы.
Выход на мировой рынок товаров и наукоемких предложений возможен при условии снижения издержек производства и повышения производительности труда. Повышение конкурентоспособности продукции АПК должно стать приоритетом и важнейшей составляющей макроэкономической политики государства.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 265.