Структура продовольственной безопасности представляет собой многоуровневую иерархию, в основе которой лежит субъект, решающий продовольственную проблему и его функции.
Основу проблемы продовольственной безопасности составляет человек с его потребностями в питании для осуществления продуктивной деятельности и воспроизводства.
Однако относить эту проблему к отдельному индивиду неправомерно. Ее следует рассматривать применительно к определенному сообществу. В этом случае сообщество представляет собой многоуровневую иерархию, в основе различий которой лежит субъект, решающий продовольственную проблему и его функции. Структура и взаимосвязь уровней продовольственной безопасности представлены на схеме 3.1.
Нижним уровнем субъекта, решающего продовольственную проблему, выступает семья (домашнее хозяйство). При этом рассматривается не каждая в отдельности семья, а типичная совокупность (группы населения), имеющая свои характеристики (уровень доходов, принципы ведения хозяйства, организация приобретения и использования продуктов питания и др.).
N п/п | Уровень | Субъект, решающий проблему | Функция субъекта |
1 | Глобаль- | ООН, специализированные | Содействие стабильному эко- |
ный | органы,(ФАО, ВТО, Комитет | номическому развитию госу- | |
по продовольственной безо- | дарств, долговременные прог- | ||
пасности, Всемирный банк) и др. | раммы обеспечения продоволь-ствием, создание запасов продо- | ||
вольствия | |||
2 | Субрегио- | Межрегиональные образова- | Содействие стабильному эко- |
нальный | ния с соответствующими | номическому развитию, | |
органами, форумы | Улучшение качественных пара- | ||
метров продовольствия | |||
3 | Межнацио- | Слабо организованы (исклю- | Содействие стабильному эко- |
нальный - | чение ЕС).Солидарное пове- | номическому развитию, и форми- | |
(межгосудар- | дение путем заключения со- | рованию государственных и мес- | |
ственный) | глашений по торговле, це- | тных продовольственных фондов. | |
нам, стандартизации про- | Улучшение качественных пара- | ||
довольствия. Форумы, другие | метров продовольствия | ||
слабые формирования | |||
4 | Националь- | Стабильность экономического | |
ный (госу | Правительства, законода- | развития, формирование госу- | |
дарствен- | тельные органы власти | дарственных продовольственных | |
ный) | фондов, баланс спроса и пред- | ||
ложения | |||
5 | Местный | Территориальные органы | Создание условий для полу- |
управления (муниципалитет, | чения доходов домашних | ||
район, область) | хозяйств. Снабжение продук- | ||
тами и контроль за качеством | |||
6. | Группы | Домашние хозяйства по груп- | Достижение доходов, обеспечи- |
населения | пам доходов | вающих потребление по научным | |
нормам | |||
7 | Семейный | Домашние хозяйства | Приобретение и использова- |
ние продуктов питания и др. |
Схема 3.1 Иерархическая структура продовольственной безопасности
Следующий уровень продовольственной безопасности относится к сообществу людей, объединенному по признаку проживания на определенной территории, юридически оформленной (муниципалитет, административный район, область). Такие структуры управляются администрацией, в обязанности которой входит создание условий для получения доходов жителями территории, обеспечение поставок продовольствия в торговую сеть, контроль качества продукции. Самые организованные общности - это государства.
Государство имеет наибольшие возможности для решения проблем продовольственной безопасности, которые являются задачей правительства, законодательной власти. В их обязанности входит обеспечение стабильности экономического развития, формирование государственных продовольственных фондов, баланс спроса и предложения.
Межнациональные (межгосударственные) сообщества составляют субрегиональные образования, как правило, слабо организованные (исключение составляет ЕС, имеющий парламент и правительство и достаточно глубокую экономическую интеграцию).
Оптимальный вариант решения продовольственной проблемы - это согласованные действия субъектов всех уровней, хотя часть их может также решать конкретные цели. Например, сокращение числа недоедающих и искоренение голода зависит от деятельности субъектов всех семи уровней, а достижение максимального самообеспечения и нормативного потребления продуктов питания определяют сообщества 4-7 уровней.
Наряду с иерархической (вертикальной) различают горизонтальную структуру продовольственной безопасности, особенно на национальном уровне. Это означает, что национальную продовольственную безопасность следует рассматривать в качестве составляющей понятия экономической безопасности и национальной общесистемной безопасности.
Деятельность, связанную с продовольственной безопасностью, на глобальном уровне решают 35 международных учреждений, которые ведут работу по содействию стабильному экономическому развитию государств, разрабатывая долгосрочные программы производства, импорта, продовольственной помощи и обеспечения доступности к продовольствию всего населения, создание запасов продовольствия. Ведущими организациями в этой сфере деятельности являются специализированные учреждения ООН - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный фонд сельскохозяйственного развития. Непосредственно вопросами продовольственной безопасности занимаются Всемирный Продовольственный Совет (ВПС), подотчетный Генеральной Ассамблее ООН, а также Мировая Продовольственная Программа - совместный орган ООН и ФАО, предназначенный для продовольственной помощи.
В настоящее время ФАО осуществляет деятельность в двух направлениях: продовольственная безопасность и питание; устойчивое развитие сельского хозяйства, включая развитие села.
Проблемы, с которыми столкнулось мировое сообщество, подлежащие решению и в рамках ФАО, сводятся в основном к следующему:
* высокие темпы прироста населения;
* снижение уровня сельскохозяйственного производства в странах бывшего СССР;
* сокращение помощи развитыми странами;
* рост численности голодающих (800 млн. чел.);
* истощение природных ресурсов;
* длительное существование на мировом рынке низких цен на сельскохозяйственную продукцию.
ФАО использует семь индикаторов оценки продовольственной безопасности.
1.Отношение мировых запасов зерна к мировому потреблению. Позволяет определить уровень продовольственной безопасности и гарантий на случай чрезвычайных обстоятельств (норматив - 17 %, т.е. запасы зерна должны соответствовать 60 дням потребления).
2.Отношение предложения экспортеров зерна (Аргентина, Австралия, Канада, ЕС, США) к потребности.
3.Переходящие запасы зерна всего и по видам (на продовольствие и кормовые цели) в странах-экспортерах в процентах к внутреннему потреблению.
4.Тенденции производства зерна в Индии, Китае и СНГ (ежегодный прирост в процентах за последнее 10-летие и к предыдущему году).
5.Изменения в производстве зерна в развивающихся странах-импортерах зерна.
6.Тенденции в производстве зерна в развивающихся странах-импортерах за вычетом Индии и Китая.
7. Среднегодовые экспортные цены по видам зерна.
США первыми в мире стали признавать стратегическое значение продовольственной проблемы и первыми оценили свои преимущества как ведущего в мире экспортера сельскохозяйственной продукции (в первую очередь зерна) и крупнейшего поставщика продовольственной помощи, осуществляя тем самым и политическое влияние на другие государства. В настоящее время более 100 стран мира зависят от импорта зерна.
Каждое государство принимает меры для обеспечения продовольствием. Меры эти зависят от ряда условий, в том числе и от уровня экономического развития. Особенно сложно решается продовольственная проблема в странах с низким доходом. Как в этих условиях следует защищать себя от угрозы голода? Известный исследователь этой проблемы П. Линдерт считает, что ответ зависит от того, какого рода голод ожидается. Он предлагает учитывать несколько вариантов:
* временный плохой урожай;
* продолжительные плохие урожаи, вызванные неблагоприятными явлениями природы - засухой, морозами и т.п.;
* временный захват или блокада враждебной страной;
* продолжительная блокада враждебной страной.
В первых двух вариантах предполагается, что национальный аграрный сектор не в состоянии выращивать собственное продовольствие. Прямой выигрыш от защиты национальных производителей продовольствия будет незначительным, поскольку нет гарантий в том, что значительная часть избыточно произведенных продуктов в урожайные годы будет складирована на случай чрезвычайных обстоятельств, а не пойдет в потребление. Без таких запасов страна ничего не выигрывает от защиты национальных производителей в условиях гибели урожая по причине форс-мажорных обстоятельств. Только при условии достаточных объемов хранения можно гарантировать поставки зерна в годы чрезвычайных событий из запасов урожайных лет. Ключевым моментом в этом случае является хранение, а не только внутреннее производство. Если импортируемое продовольствие дешевле произведенного в стране в урожайные годы, государство экономит т ресурсы (может купить больше продовольствия) за счет формирования своих чрезвычайных запасов из импортных поставок, а не за счет относительно дорогого местного производства.
Если поступление продовольствия может быть подорвано действиями враждебного государства, политика защиты зависит от ожидаемой длительности сроков вмешательства. Оптимальное (даже в некотором роде идеальное) условие решения проблемы продовольственной безопасности - формирование продовольственного фонда и накопление запасов на случай чрезвычайных обстоятельств за счет собственного производства без всяких барьеров для импорта. В этом случае обеспечивается высокая конкурентоспособность внутреннего производства и рационально используются преимущества международного разделения труда.
Следует отметить, что продовольственная безопасность определяется уровнем эффективности всей экономики. Но поскольку продовольственные ресурсы формируются в процессе агропромышленного производства, то АПК, в той степени, насколько он обеспечивает население продовольствием, выступает гарантом социально-экономической стабильности общества, политической и экономической независимости государства. Это - закономерность, имеющая отношение в равной степени к любой стране в мире.
В связи с крайней неоднородностью мирового рынка и объективными различиями экономических интересов государств, обеспечение глобальной продовольственной безопасности пока недостижимо не только на практическом уровне, но и на концептуальном. В перспективе сохранится сложившаяся в мировой практике тенденция обеспечения продовольственной безопасности на национальном уровне, то есть на уровне каждого государства в отдельности. И только в самой незначительной степени это проблема будет решаться на континентальном или глобальном уровнях.
Критерии и параметры продовольственной безопасности
Состояние продовольственной безопасности оценивается двумя показателями: запасами зерна, оставшегося на хранение до урожая будущего года и его производством на душу населения. Безопасным считается уровень, когда на хранении находится не менее 17 % годового потребления зерна. Динамика запасов указывает на соотношение производства и потребления. В случае падения мирового уровня запасов до критического (предельного) это означает, что мировая безопасность не стабильна и она на грани повышения цен на зерно.
Исходя из этого норматива, переходящие запасы зерна, гарантирующие в республике минимальный уровень продовольственной безопасности, должны составлять 1,1 - 1,2 млн. тонн, в том числе на продовольственные цели - 350-370 тыс. тонн.
Соглашаясь в принципе с методическими подходами FAO к оценке продовольственного обеспечения по наличию запасов зерна и среднедушевому его производству, следует отметить, что они достаточны только для обеспечения безопасности высоких уровней - глобального, субрегионального и межгосударственного. Что касается последующих уровней - национального, местного, социальных групп населения и семейного, то эти показатели недостаточны.
Для оценки состояния и пределов продовольственной безопасности на государственном и внутригосударственных уровнях более приемлемы методические подходы, основу которых составляет принцип достаточного и сбалансированного питания, учитывающего физиологические нормы питания населения, возраст, профессию, место проживания и национальные особенности. Показатели или индикаторы, включающие различный спектр характеристик , составляют модель национальной продовольственной безопасности (рис. 3.2).
Общую энергетическую ценность продуктов питания можно выразить в виде уравнения:
G = Σ migi,
где:
G -энергетическая ценность продуктов;
mi - масса i-продукта;
gi - энергетическая ценность i-продукта.
Потребность в жизненно важных энергетических ресурсах, получаемых с продуктами питания, в зависимости от условий (профессия, возраст, место жительства, доходы) находится в пределах - 2500 - 3500 ккал/сутки. Оптимальный уровень потребления основных пищевых веществ выражается уравнением:
Σ Пк = Σ miPкi, , где:
Пк - общее количество к-пищевых веществ;
m i- масса i-продукта;
Рк i - удельное содержание к-пищевого вещества в i-продукте.
При дефиците питания возможны следующие случаи жизнеобеспечения (с соответствующей реакцией на недостаток):
1. Уменьшается потребляемое количество продуктов без изменения структуры питания. В этом случае критическая жизнеспособность наступает при потреблении половинного количества оптимального уровня, то есть
m Σ (крит) < 1/2 m Σ (опт.),
где:
mΣ(крит.) - общее количество продуктов, при котором наступает критическая жизнеспособность (резкое снижение работоспособности и продолжительности жизни);
mΣ(опт.) - оптимальный уровень потребления продуктов.
2.Меняется набор продуктов с целью компенсировать энергетический дефицит и недостаток пищевых веществ за счет более дешевых, а возможно и более экологически вредных продуктов питания. Ситуация типичная для рыночной экономики, когда количество и качество потребляемых продуктов зависят от доходов групп населения. Предел жизнеспособности определяется по структуре рациона питания основных групп населения.
Для оценки продовольственной безопасности страны или отдельного региона необходимо:
1.Определить перечень продуктов, наиболее достоверно отражающих структуру рациона питания основных групп населения.
В рационе питания продукты должны иметь наиболее высокий рейтинг и при этом не должны быть взаимозаменяемыми. Количество продуктов должно быть минимальным, обеспечивая при этом на 80 % и более потребность в калориях и основных пищевых веществах.
Для условий республики таких продуктов 9 видов: хлеб и хлебные изделия, картофель, овощи, плоды и ягоды, сахар, масло растительное, мясо и мясопродукты в переводе на мясо, молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, яйца. Эти продукты на 90 % обеспечивают рацион питания населения в калориях и на 85 % в основных пищевых веществах.
2. Далее следует определить базовые параметры:
· среднедушевого производства по каждому продукту – пр( i ),
· индивидуальный индекс производства продукта I пр( i ), равный отношению среднедушевого объема произведенного продукта к его физиологической норме m 0( i ):
пр( i ),
I пр( i ) = ––––––– ; (1)
m 0( i )
· интегральный индекс производства ( I пр( i ) Σ), равный сумме индивидуальных индексов производства (I пр( i )), деленной на их количество ( базовое количество включает 9 видов продуктов питания):
I пр (i) Σ = 1/9 Σ I пр (i), (4)
· среднедушевого потребления по каждому продукту - m ( i ),
· индивидуальный индекс потребления продукта - Ii, равный отношению среднедушевого объема потребленного продукта m ( i ) к его физиологической норме m 0( i ):
m ( i )
Ii = –––––––– (2)
m 0( i )
· индекс самообеспечения фактического потребления продукта - I с, равный отношению среднедушевого производства продукта к среднедушевому потреблению:
пр( i ),
I с = –––––--- ; (3)
m ( i ),
· интегральный индекс потребления ( Ii Σ), равный сумме индивидуальных индексов потребления продуктов ( Ii ), деленной на их количество ( базовое количество включает 9 видов продуктов питания):
Ii Σ = 1/9 Ii Σ, (4)
· интегральный индекс импорта (экспорта) - It, равный разности индексов производства - I пр( i ) Σ (произв.) и потребления - Ii Σ (потребл.):
I t = - I пр( i ) Σ (произв.) - Ii Σ (потребл.); (5 )
· интегральный индекс энергетической ценности - J э Σ, равный сумме индивидуальных индексов потребления продуктов ( Ii ), умноженной на их энергетическую ценность -g :
J э Σ = 1/9 Σ (I ( потребл .). x g) i; (6)
· интегральный индекс пищевой ценности ( J Σ ), равный сумме индивидуальных индексов потребления, умноженной на удельное содержание в каждом из них пищевых веществ (белков, жиров, углеводов):
J п Σ = 1/9 Σ [ I ( потребл .) х ( a + b + y ) ] i, (7)
где:
а, b, y – удельное содержание белков, жиров и углеводов;
· коэффициент дефицита калорий в рационе питания Кэ :
Кэ = 1 - J э Σ (8)
Аналогично рассчитывается коэффициент дефицита белкa, жиров и углеводов.
Обобщающим показателем продовольственной безопасности может быть индекс жизнеспособности ( J ж ), который включает в себя показатели энергетической ценности ( J э Σ ) и пищевой ценности ( J п Σ ):
J Σ ж = 1/2 ( J э Σ + J п Σ ) (9)
Продовольственная безопасность государства и отдельных регионов находится в достаточной области при значении J Σ ж > 0,8; в недостаточной (0,8 < J Σ ж > 0,5) и в критической ( J Σ ж < 0,5).
Фактический уровень продовольственной безопасности Республики Беларусь, достигнутый в 2008 году, приведен в таблице 3.2
Таблица 3.2 –Уровень продовольственной безопасности Р Б
Вид продукции |
Норматив |
| ||||||
Фактически | ||||||||
Год | ||||||||
1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2014 | |||
Мясо | 80 | 76 | 58 | 59 | 61 | 84 | 90 | |
Молоко | 393 | 428 | 367 | 295 | 259 | 247 | 280 | |
Яйца, шт. | 294 | 325 | 297 | 224 | 256 | 292 | 318 | |
Рыба | 18,2 | 19,6 | 7,3 | 9,5 | 18,4 | 15,7 | 18 | |
Сахар | 33 | 49 | 32 | 34,9 | 38,7 | 41,1 | 41 | |
Растительное масло | 13,2 | 8,6 | 6,5 | 8,7 | 14,5 | 15,9 | 18 | |
Овощебахчевые культуры | 124 | 78 | 83 | 93 | 127 | 149 | 145 | |
Плоды и ягоды | 78 | 38 | 38 | 25 | 47 | 65 | 64 | |
Картофель | 170 | 171 | 182 | 174 | 181 | 183 | 184 | |
Хлебные продукты | 105 | 127 | 121 | 110 | 95 | 87 | 88 | |
Итого, ккал в сутки | 3500 | 3600 | 3125 | 2910 | 3078 | 3180 | 3380 | |
белки | 101,1 | 107 | 90 | 82 | 84 | 89,4 | 95,5 | |
жиры | 129,6 | 102 | 83 | 80 | 94 | 120,1 | 132,8 | |
углеводы | 312 | 469 | 411 | 387 | 385 | 457 | 471,7 | |
При сбалансированном характере питания интегральные индексы энергетической и пищевой ценности примерно равны, т.е. ( J э Σ = J п Σ ), а при несбалансированном (больше хлеба или картофеля) интегральный индекс энергетической ценности больше интегрального индекса пищевой ценности, или J э Σ > J п Σ .
Таким образом, в соответствии с содержанием понятия «продовольственная безопасность» страны, критериями ее обеспечения являются: степень удовлетворения физиологических потребностей в энергетическом содержании пищевого рациона и в других его компонентах, определяющих структуру и качество питания; физическая и экономическая доступность для различных категорий населения, спецпотребителей и целых регионов (областей).
Продовольствие должно отвечать требованиям безопасности по наличию в продуктах радиоактивных или других вредных для здоровья веществ.
Продовольственное снабжение страны определяют: ресурсное обеспечение АПК, импортные поставки, уровень и темпы развития отраслей АПК, размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов и стабильность всего продовольственного комплекса.
Самообеспечение продовольствием относится лишь к тем продуктам, которые принято считать приоритетными (базовыми) по следующим признакам: значительный удельный вес в удовлетворении потребностей пищевого рациона; сравнительно высокая транспортабельность, позволяющая перераспределять ресурсы между регионами; пригодность к длительному хранению как условие создания страховых запасов.
Баланс продовольственных ресурсов, достаточных для продовольственной безопасности и оптимального экспорта, в энергетических единицах по направлениям их формирования и расхода должен находиться в пределах:
* собственное производство на продовольственные цели - 80 - 85 % ;
* импорт - 15 - 20 % ;
* экспорт - 15 - 20 %.
Продовольственные и сырьевые ресурсы Республики Беларусь, достаточные для самообеспечения страны с учетом потребления продуктов питания по медицинским нормам и сохранения экспортного потенциала аграрной сферы, требуют значительного наращивания объемов, проведения существенных структурных преобразований и повышения жизненного уровня населения. Однако реализация этих задач в ближайшие годы маловероятна. Поэтому общая сбалансированность внутреннего рынка продовольствия, соответствующая нормативному потреблению при высоком уровне безопасности должна быть принята в качестве стратегии на отдаленную перспективу.
Учитывая кризисное состояние экономики, а также низкий уровень доходов населения, мониторинг (границы) продовольственной безопасности предстоит проводить по сложившимся среднему и минимальному уровням. В качестве минимального уровня питания населения по количеству и ассортименту продовольствия, содержанию в нем питательных веществ в энергетической достаточности, может быть использован набор, принятый при расчете потребительской корзины.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 299.