Структура и уровни продовольственной безопасности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура продовольственной безопасности представляет собой многоуровневую иерархию, в основе которой лежит субъект, решающий продовольственную проблему и его функции.

Основу проблемы продовольственной безопасности составляет человек с его потребностями в питании для осуществления продуктивной деятельности и воспроизводства.

Однако относить эту проблему к отдельному индивиду неправомерно. Ее следует рассматривать применительно к определенному сообществу. В этом случае сообщество представляет собой многоуровневую иерархию, в основе различий которой лежит субъект, решающий продовольственную проблему и его функции. Структура и взаимосвязь уровней продовольственной безопасности представлены на схеме 3.1.

Нижним уровнем субъекта, решающего продовольственную проблему, выступает семья (домашнее хозяйство). При этом рассматривается не каждая в отдельности семья, а типичная совокупность (группы населения), имеющая свои характеристики (уровень доходов, принципы ведения хозяйства, организация приобретения и использования продуктов питания и др.).

 

N п/п Уровень Субъект, решающий проблему  Функция субъекта
       
1 Глобаль- ООН, специализированные Содействие стабильному эко-
  ный органы,(ФАО, ВТО, Комитет номическому развитию госу-
    по продовольственной безо- дарств, долговременные прог-
    пасности, Всемирный банк) и др. раммы обеспечения продоволь-ствием, создание запасов продо-
      вольствия
2 Субрегио- Межрегиональные образова- Содействие стабильному эко-
  нальный ния с соответствующими номическому развитию,
    органами, форумы Улучшение качественных пара-
      метров продовольствия
3 Межнацио- Слабо организованы (исклю- Содействие стабильному эко-
  нальный - чение ЕС).Солидарное пове- номическому развитию, и форми-
  (межгосудар- дение путем заключения со- рованию государственных и мес-
  ственный) глашений по торговле, це- тных продовольственных фондов.
    нам, стандартизации про- Улучшение качественных пара-
    довольствия. Форумы, другие метров продовольствия
    слабые формирования  
4 Националь-   Стабильность экономического
  ный (госу Правительства, законода- развития, формирование госу-
  дарствен- тельные органы власти дарственных продовольственных
  ный)   фондов, баланс спроса и пред-
      ложения
5 Местный Территориальные органы Создание условий для полу-
    управления (муниципалитет, чения доходов домашних
    район, область) хозяйств. Снабжение продук-
      тами и контроль за качеством
6. Группы Домашние хозяйства по груп- Достижение доходов, обеспечи-
  населения пам доходов вающих потребление по научным
      нормам
7 Семейный Домашние хозяйства Приобретение и использова-
      ние продуктов питания и др.

Схема 3.1 Иерархическая структура продовольственной безопасности

 

Следующий уровень продовольственной безопасности относится к сообществу людей, объединенному по признаку проживания на определенной территории, юридически оформленной (муниципалитет, административный район, область). Такие структуры управляются администрацией, в обязанности которой входит создание условий для получения доходов жителями территории, обеспечение поставок продовольствия в торговую сеть, контроль качества продукции. Самые организованные общности - это государства.

Государство имеет наибольшие возможности для решения проблем продовольственной безопасности, которые являются задачей правительства, законодательной власти. В их обязанности входит обеспечение стабильности экономического развития, формирование государственных продовольственных фондов, баланс спроса и предложения.

Межнациональные (межгосударственные) сообщества составляют субрегиональные образования, как правило, слабо организованные (исключение составляет ЕС, имеющий парламент и правительство и достаточно глубокую экономическую интеграцию).

Оптимальный вариант решения продовольственной проблемы - это согласованные действия субъектов всех уровней, хотя часть их может также решать конкретные цели. Например, сокращение числа недоедающих и искоренение голода зависит от деятельности субъектов всех семи уровней, а достижение максимального самообеспечения и нормативного потребления продуктов питания определяют сообщества 4-7 уровней.

Наряду с иерархической (вертикальной) различают горизонтальную структуру продовольственной безопасности, особенно на национальном уровне. Это означает, что национальную продовольственную безопасность следует рассматривать в качестве составляющей понятия экономической безопасности и национальной общесистемной безопасности.

Деятельность, связанную с продовольственной безопасностью, на глобальном уровне решают 35 международных учреждений, которые ведут работу по содействию стабильному экономическому развитию государств, разрабатывая долгосрочные программы производства, импорта, продовольственной помощи и обеспечения доступности к продовольствию всего населения, создание запасов продовольствия. Ведущими организациями в этой сфере деятельности являются специализированные учреждения ООН - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный фонд сельскохозяйственного развития. Непосредственно вопросами продовольственной безопасности занимаются Всемирный Продовольственный Совет (ВПС), подотчетный Генеральной Ассамблее ООН, а также Мировая Продовольственная Программа - совместный орган ООН и ФАО, предназначенный для продовольственной помощи.

В настоящее время ФАО осуществляет деятельность в двух направлениях: продовольственная безопасность и питание; устойчивое развитие сельского хозяйства, включая развитие села.

 Проблемы, с которыми столкнулось мировое сообщество, подлежащие решению и в рамках ФАО, сводятся в основном к следующему:

*  высокие темпы прироста населения;

*  снижение уровня сельскохозяйственного производства в странах бывшего СССР;

*  сокращение помощи развитыми странами;

*  рост численности голодающих (800 млн. чел.);

*  истощение природных ресурсов;

*  длительное существование на мировом рынке низких цен на сельскохозяйственную продукцию.

ФАО использует семь индикаторов оценки продовольственной безопасности.

 1.Отношение мировых запасов зерна к мировому потреблению. Позволяет определить уровень продовольственной безопасности и гарантий на случай чрезвычайных обстоятельств (норматив - 17 %, т.е. запасы зерна должны соответствовать 60 дням потребления).

2.Отношение предложения экспортеров зерна (Аргентина, Австралия, Канада, ЕС, США) к потребности.

3.Переходящие запасы зерна всего и по видам (на продовольствие и кормовые цели) в странах-экспортерах в процентах к внутреннему потреблению.

4.Тенденции производства зерна в Индии, Китае и СНГ (ежегодный прирост в процентах за последнее 10-летие и к предыдущему году).

5.Изменения в производстве зерна в развивающихся странах-импортерах зерна.

6.Тенденции в производстве зерна в развивающихся странах-импортерах за вычетом Индии и Китая.

7. Среднегодовые экспортные цены по видам зерна.

США первыми в мире стали признавать стратегическое значение продовольственной проблемы и первыми оценили свои преимущества как ведущего в мире экспортера сельскохозяйственной продукции (в первую очередь зерна) и крупнейшего поставщика продовольственной помощи, осуществляя тем самым и политическое влияние на другие государства. В настоящее время более 100 стран мира зависят от импорта зерна.

Каждое государство принимает меры для обеспечения продовольствием. Меры эти зависят от ряда условий, в том числе и от уровня экономического развития. Особенно сложно решается продовольственная проблема в странах с низким доходом. Как в этих условиях следует защищать себя от угрозы голода? Известный исследователь этой проблемы П. Линдерт считает, что ответ зависит от того, какого рода голод ожидается. Он предлагает учитывать несколько вариантов:

* временный плохой урожай;

* продолжительные плохие урожаи, вызванные неблагоприятными явлениями природы - засухой, морозами и т.п.;

* временный захват или блокада враждебной страной;

* продолжительная блокада враждебной страной.

В первых двух вариантах предполагается, что национальный аграрный сектор не в состоянии выращивать собственное продовольствие. Прямой выигрыш от защиты национальных производителей продовольствия будет незначительным, поскольку нет гарантий в том, что значительная часть избыточно произведенных продуктов в урожайные годы будет складирована на случай чрезвычайных обстоятельств, а не пойдет в потребление. Без таких запасов страна ничего не выигрывает от защиты национальных производителей в условиях гибели урожая по причине форс-мажорных обстоятельств. Только при условии достаточных объемов хранения можно гарантировать поставки зерна в годы чрезвычайных событий из запасов урожайных лет. Ключевым моментом в этом случае является хранение, а не только внутреннее производство. Если импортируемое продовольствие дешевле произведенного в стране в урожайные годы, государство экономит т ресурсы (может купить больше продовольствия) за счет формирования своих чрезвычайных запасов из импортных поставок, а не за счет относительно дорогого местного производства.

Если поступление продовольствия может быть подорвано действиями враждебного государства, политика защиты зависит от ожидаемой длительности сроков вмешательства. Оптимальное (даже в некотором роде идеальное) условие решения проблемы продовольственной безопасности - формирование продовольственного фонда и накопление запасов на случай чрезвычайных обстоятельств за счет собственного производства без всяких барьеров для импорта. В этом случае обеспечивается высокая конкурентоспособность внутреннего производства и рационально используются преимущества международного разделения труда.

Следует отметить, что продовольственная безопасность определяется уровнем эффективности всей экономики. Но поскольку продовольственные ресурсы формируются в процессе агропромышленного производства, то АПК, в той степени, насколько он обеспечивает население продовольствием, выступает гарантом социально-экономической стабильности общества, политической и экономической независимости государства. Это - закономерность, имеющая отношение в равной степени к любой стране в мире.

В связи с крайней неоднородностью мирового рынка и объективными различиями экономических интересов государств, обеспечение глобальной продовольственной безопасности пока недостижимо не только на практическом уровне, но и на концептуальном. В перспективе сохранится сложившаяся в мировой практике тенденция обеспечения продовольственной безопасности на национальном уровне, то есть на уровне каждого государства в отдельности. И только в самой незначительной степени это проблема будет решаться на континентальном или глобальном уровнях.

 

 Критерии и параметры продовольственной безопасности

Состояние продовольственной безопасности оценивается двумя показателями: запасами зерна, оставшегося на хранение до урожая будущего года и его производством на душу населения. Безопасным считается уровень, когда на хранении находится не менее 17 % годового потребления зерна. Динамика запасов указывает на соотношение производства и потребления. В случае падения мирового уровня запасов до критического (предельного) это означает, что мировая безопасность не стабильна и она на грани повышения цен на зерно.

Исходя из этого норматива, переходящие запасы зерна, гарантирующие в республике минимальный уровень продовольственной безопасности, должны составлять 1,1 - 1,2 млн. тонн, в том числе на продовольственные цели - 350-370 тыс. тонн.

Соглашаясь в принципе с методическими подходами FAO к оценке продовольственного обеспечения по наличию запасов зерна и среднедушевому его производству, следует отметить, что они достаточны только для обеспечения безопасности высоких уровней - глобального, субрегионального и межгосударственного. Что касается последующих уровней - национального, местного, социальных групп населения и семейного, то эти показатели недостаточны.

Для оценки состояния и пределов продовольственной безопасности на государственном и внутригосударственных уровнях более приемлемы методические подходы, основу которых составляет принцип достаточного и сбалансированного питания, учитывающего физиологические нормы питания населения, возраст, профессию, место проживания и национальные особенности. Показатели или индикаторы, включающие различный спектр характеристик , составляют модель национальной продовольственной безопасности (рис. 3.2).

Общую энергетическую ценность продуктов питания можно выразить в виде уравнения:

 G = Σ migi,  

 где:

G -энергетическая ценность продуктов;

 mi - масса i-продукта;

 gi - энергетическая ценность i-продукта.

 

Потребность в жизненно важных энергетических ресурсах, получаемых с продуктами питания, в зависимости от условий (профессия, возраст, место жительства, доходы) находится в пределах - 2500 - 3500 ккал/сутки. Оптимальный уровень потребления основных пищевых веществ выражается уравнением:

Σ Пк = Σ mii, , где:

 Пк - общее количество к-пищевых веществ;

 m i- масса i-продукта;

 Рк i - удельное содержание к-пищевого вещества в i-продукте.

При дефиците питания возможны следующие случаи жизнеобеспечения (с соответствующей реакцией на недостаток):

1. Уменьшается потребляемое количество продуктов без изменения структуры питания. В этом случае критическая жизнеспособность наступает при потреблении половинного количества оптимального уровня, то есть

 m Σ (крит) < 1/2 m Σ (опт.),

 

где:

mΣ(крит.) - общее количество продуктов, при котором наступает критическая жизнеспособность (резкое снижение работоспособности и продолжительности жизни);

 mΣ(опт.) - оптимальный уровень потребления продуктов.

2.Меняется набор продуктов с целью компенсировать энергетический дефицит и недостаток пищевых веществ за счет более дешевых, а возможно и более экологически вредных продуктов питания. Ситуация типичная для рыночной экономики, когда количество и качество потребляемых продуктов зависят от доходов групп населения. Предел жизнеспособности определяется по структуре рациона питания основных групп населения.

Для оценки продовольственной безопасности страны или отдельного региона необходимо:

1.Определить перечень продуктов, наиболее достоверно отражающих структуру рациона питания основных групп населения.

 В рационе питания продукты должны иметь наиболее высокий рейтинг и при этом не должны быть взаимозаменяемыми. Количество продуктов должно быть минимальным, обеспечивая при этом на 80 % и более потребность в калориях и основных пищевых веществах.

 Для условий республики таких продуктов 9 видов: хлеб и хлебные изделия, картофель, овощи, плоды и ягоды, сахар, масло растительное, мясо и мясопродукты в переводе на мясо, молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, яйца. Эти продукты на 90 % обеспечивают рацион питания населения в калориях и на 85 % в основных пищевых веществах.

 2. Далее следует определить базовые параметры:

· среднедушевого производства по каждому продукту – пр( i ),

· индивидуальный индекс производства продукта I пр( i ), равный отношению среднедушевого объема произведенного продукта к его физиологической норме m 0( i ):

         пр( i ),

I пр( i ) = ––––––– ; (1)

         m 0( i )

· интегральный индекс производства ( I пр( i ) Σ), равный сумме индивидуальных индексов производства (I пр( i )), деленной на их количество ( базовое количество включает 9 видов продуктов питания):

I пр (i) Σ = 1/9 Σ I пр (i), (4)

· среднедушевого потребления по каждому продукту - m ( i ),

· индивидуальный индекс потребления продукта - Ii, равный отношению среднедушевого объема потребленного продукта m ( i ) к его физиологической норме m 0( i ):

   m ( i )

Ii = –––––––– (2)

       m 0( i )

· индекс самообеспечения фактического потребления продукта - I с, равный отношению среднедушевого производства продукта к среднедушевому потреблению:

      пр( i ),

I с = –––––--- ; (3)

       m ( i ),

·  интегральный индекс потребления ( Ii Σ), равный сумме индивидуальных индексов потребления продуктов ( Ii ), деленной на их количество ( базовое количество включает 9 видов продуктов питания):

Ii Σ = 1/9 Ii Σ, (4)

· интегральный индекс импорта (экспорта) - It, равный разности индексов производства - I пр( i ) Σ (произв.) и потребления - Ii Σ (потребл.):

I t = - I пр( i ) Σ (произв.) - Ii Σ (потребл.); (5 )

·  интегральный индекс энергетической ценности - J э Σ, равный сумме индивидуальных индексов потребления продуктов ( Ii ), умноженной на их энергетическую ценность -g :

 

J э Σ = 1/9 Σ (I ( потребл .). x g) i; (6)

· интегральный индекс пищевой ценности ( J Σ ), равный сумме индивидуальных индексов потребления, умноженной на удельное содержание в каждом из них пищевых веществ (белков, жиров, углеводов):

J п Σ = 1/9 Σ [ I ( потребл .) х ( a + b + y ) ] i, (7)

где:

а, b, y – удельное содержание белков, жиров и углеводов;

· коэффициент дефицита калорий в рационе питания Кэ :

 Кэ = 1 - J э Σ (8)

 

Аналогично рассчитывается коэффициент дефицита белкa, жиров и углеводов.

Обобщающим показателем продовольственной безопасности может быть индекс жизнеспособности ( J ж ), который включает в себя показатели энергетической ценности ( J э Σ ) и пищевой ценности ( J п Σ ):

J Σ ж = 1/2 ( J э Σ + J п Σ ) (9)

 Продовольственная безопасность государства и отдельных регионов находится в достаточной области при значении J Σ ж > 0,8; в недостаточной (0,8 < J Σ ж > 0,5) и в критической ( J Σ ж < 0,5).

 

 Фактический уровень продовольственной безопасности Республики Беларусь, достигнутый в 2008 году, приведен в таблице 3.2

Таблица 3.2 –Уровень продовольственной безопасности Р Б

 

 

Вид продукции

 

Норматив

 

 

Фактически

Год

1990

1995

2000

2005

2010

2014

Мясо

80

76

58

59

61

84

90

Молоко

393

428

367

295

259

247

280

Яйца, шт.

294

325

297

224

256

292

318

Рыба

18,2

19,6

7,3

9,5

18,4

15,7

18

Сахар

33

49

32

34,9

38,7

41,1

41

Растительное масло

13,2

8,6

6,5

8,7

14,5

15,9

18

Овощебахчевые культуры

124

78

83

93

127

149

145

Плоды и ягоды

78

38

38

25

47

65

64

Картофель

170

171

182

174

181

183

184

Хлебные продукты

105

127

121

110

95

87

88

Итого, ккал в сутки

3500

3600

3125

2910

3078

3180

3380

белки

101,1

107

90

82

84

89,4

95,5

жиры

129,6

102

83

80

94

120,1

132,8

углеводы

312

469

411

387

385

457

471,7

                 

 

 

При сбалансированном характере питания интегральные индексы энергетической и пищевой ценности примерно равны, т.е. ( J э Σ = J п Σ ), а при несбалансированном (больше хлеба или картофеля) интегральный индекс энергетической ценности больше интегрального индекса пищевой ценности, или J э Σ > J п Σ .

Таким образом, в соответствии с содержанием понятия «продовольственная безопасность» страны, критериями ее обеспечения являются: степень удовлетворения физиологических потребностей в энергетическом содержании пищевого рациона и в других его компонентах, определяющих структуру и качество питания; физическая и экономическая доступность для различных категорий населения, спецпотребителей и целых регионов (областей).

Продовольствие должно отвечать требованиям безопасности по наличию в продуктах радиоактивных или других вредных для здоровья веществ.

Продовольственное снабжение страны определяют: ресурсное обеспечение АПК, импортные поставки, уровень и темпы развития отраслей АПК, размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов и стабильность всего продовольственного комплекса.

Самообеспечение продовольствием относится лишь к тем продуктам, которые принято считать приоритетными (базовыми) по следующим признакам: значительный удельный вес в удовлетворении потребностей пищевого рациона; сравнительно высокая транспортабельность, позволяющая перераспределять ресурсы между регионами; пригодность к длительному хранению как условие создания страховых запасов.

Баланс продовольственных ресурсов, достаточных для продовольственной безопасности и оптимального экспорта, в энергетических единицах по направлениям их формирования и расхода должен находиться в пределах:

* собственное производство на продовольственные цели - 80 - 85 % ;

*  импорт - 15 - 20 % ;

*  экспорт - 15 - 20 %.

Продовольственные и сырьевые ресурсы Республики Беларусь, достаточные для самообеспечения страны с учетом потребления продуктов питания по медицинским нормам и сохранения экспортного потенциала аграрной сферы, требуют значительного наращивания объемов, проведения существенных структурных преобразований и повышения жизненного уровня населения. Однако реализация этих задач в ближайшие годы маловероятна. Поэтому общая сбалансированность внутреннего рынка продовольствия, соответствующая нормативному потреблению при высоком уровне безопасности должна быть принята в качестве стратегии на отдаленную перспективу.

Учитывая кризисное состояние экономики, а также низкий уровень доходов населения, мониторинг (границы) продовольственной безопасности предстоит проводить по сложившимся среднему и минимальному уровням. В качестве минимального уровня питания населения по количеству и ассортименту продовольствия, содержанию в нем питательных веществ в энергетической достаточности, может быть использован набор, принятый при расчете потребительской корзины.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 266.