Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно подразделить на три уровня:
· микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятий);
· мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм);
· макроуровень (народнохозяйственные комплексы).
Конкурентные показатели на микроуровне – это качество и цены на производимую продукцию и оказываемые услуги, а микроконкурентоспособность – это соотношение между этими показателями по отдельным товарам или товарным группам на уровне предприятий и фирм.
Мезоуровень конкурентоспособности характеризует эффективность работы отдельных отраслей и их динамичного развития на уровне страны, а мезоуровневые конкурентные факторы обеспечивают улучшение показателей эффективности использования ресурсов, отраслей (технико-технологические параметры, формы организации и управления, мотивация и др.). Конкурентоспособность на уровне отрасли (мезоуровень) можно оценить, используя следующие основные экономические показатели, или их комбинированное сочетание: производительность труда; удельный вес оплаты труда; капиталоемкость; наукоемкость и технический уровень продукции; степень экспортной ориентации, или импортной зависимости; динамика цен на продукцию отрасли и других хозяйственных структур.
Конкурентные факторы макроуровня определяют общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим и т.п. Национальная конкурентоспособность измеряется рядом показателей, среди которых сальдо внешнеторгового баланса, затраты производства на единицу продукции, приведенные к курсу национальной валюты; рыночные квоты, капиталоемкость, наукоемкость, материалоемкость, транспортоемкость, в динамике курса национальной валюты по отношению к валютам ведущих стран. Производительность труда отражает, насколько страна может быть низкозатратным производителем при условии высокой заработной платы. В этом случае происходит сближение понятий – производительность и конкурентоспособность. Государство может быть конкурентоспособным на рынке, если поддерживаются высокие доходы и жизненный уровень.
Успех в конкуренции определяют не столько сами факторы, а то насколько продуктивно они применяются. Выделяют четыре группы конкурентных преимуществ:
I – параметры производственных факторов;
II – параметры внутреннего спроса;
III – наличие конкурентоспособных на мировых рынках родственных или поддерживающих отраслей;
IV – стратегия фирм, предприятий, их структура, соперничество.
Данная система конкурентных преимуществ создает условия, в которых действуют предприятия страны. С точки зрения конкурентоспособности она может быть благоприятной и неблагоприятной. Существенное влияние на данную систему оказывают крупные изобретения или другие исторические события, а также проводимая политика государства, которая может усилить конкурентное преимущество страны, либо подорвать его. Успешная деятельность государства должна учитывать ту или иную стадию конкурентоспособности, которой достигла страна. Таких стадий три: факторная, инвестиционная, инновационная. Непосредственное влияние на конкурентные преимущества оказывают первые две стадии. Но в целом в сохранении и развитии конкурентных преимуществ главную роль играют нововведения.
В рыночной экономике конкурентоспособность смещается в сторону таких факторов, как высокая производительность, жизненный уровень основного числа населения страны, обладание новейшими технологиями, экономическая среда, способствующая технологическому и техническому лидерству и выработке конкурентной стратегии.
В основе объемов производства и конкурентоспособности всего национального агропромышленного комплекса находится обеспеченность факторами производства и необходимыми ресурсами. Но успех конкуренции сельскохозяйственных предприятий определяют не столько факторы, сколько уровень их продуктивного использования.
Если раньше традиционно на первый план выдвигались выгодное географическое положение, обладание богатыми природными ресурсами и наличие низких цен на основные ресурсы и факторы производства, то в настоящее время приоритет принадлежит таким факторам, как высокая производительность, использование новейших технологий и систем машин, удовлетворенность трудом через формирование и развитие собственности и капитала.
При оценке степени конкурентоспособности учитываются следующие аспекты:
· уровень экономического объекта (предприятие, отрасль, страна, группа стран);
· уровень рынка (локальный, региональный, рынок одной страны, рынок группы стран, мировой рынок);
· уровень товара (один товар, отрасль, сектор или совокупность отраслей, народное хозяйство в целом);
· временной уровень (краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды).
В основе оценки конкурентоспособности сельскохозяйственного производства различных стран лежит сопоставление таких показателей, как:
· производство продукции в целом и на душу населения;
· рентабельность сельскохозяйственного производства;
· производительность труда;
· объемы экспорта и импорта конкретных видов продукции;
· объемы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий;
· закупочные цены на основные виды сельхозпродукции;
· индексы изменения закупочных цен на сельхозпродукцию и цен на закупаемые предприятиями средства производства и ресурсы.
Методика оценки конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции предполагает определенную последовательность:
1. Анализ рынка (изучение рынка, потребностей потенциальных покупателей, прогноз платежеспособного спроса населения, рассмотрение возможных конкурентов, в том числе зарубежных поставщиков) с целью формирования требований к продукции и выбору образца в качестве базы для сравнения, поскольку конкурентоспособность товара, т.е. возможность сбыта на данном рынке, можно определить, только сравнивая товары производителей между собой.
2. Определение перечня параметров, подлежащих сравнению и оценке (технических, экономических, в том числе и нормативных) с их количественным выражением и установлением их "весомости".
3. Расчет единичных или простых индексов с учетом выбранных измерителей (натуральных, трудовых, стоимостных, в баллах, процентах, долях, "весах" и т.д.) по каждому параметру.
4. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности продукции.
5.Выбор наиболее весомых факторов повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и разработка мер по их реализации.
При определении параметров конкурентоспособности товаров необходимо учитывать, что часть их характеризует потребительские свойства продукции, а часть - экономические. При этом в обоих случаях они могут быть нормативные (жесткие) и свободные (мягкие) параметры. После установления иерархии параметров на первый план выдвигаются те из них, которые имеют наибольший вес. Индивидуальные коэффициенты (индексы) конкурентоспособности определяются отношением конкретного конкурентообразующего показателя продукции (товара) к аналогичному показателю (нормативу), действующему на рынке. Рассчитав простые индивидуальные коэффициенты (индексы), определяется сводный параметрический (интегрированный) индекс конкурентоспособности продукции (Кк), используя формулу:
Кi
Кк = ---------
П
где:
Ki – сумма индивидуальных коэффициентов (индексов) конкурентоспособности;
П – число индивидуальных коэффициентов (индексов).
Если интегральный коэффициент составляет 1,2 и выше, продукция (товар) имеет высокую конкурентоспособность, от 1,2 до 1 - продукция конкурентоспособна, ниже 1 - конкурентоспособность низкая. Хозяйство будет конкурентоспособным на рынке сбыта, если его товар обеспечивает рентабельность 20 % и выше.
При оценке конкурентоспособности могут учитываться следующие модели экономического развития:
· плановая, когда управление строится путем прямого административного распределения продовольствия государственными органами;
· рыночная, когда управление ресурсами осуществляется на принципах саморегуляции;
· комбинированная, сочетающая характеристики рыночного и планового хозяйства.
В зарубежной практике используют оценку конкурентоспособности производителя. Ее определяют как относительную характеристику, отражающую отличия продукции производителя и конкурента как с точки зрения степени удовлетворения своей продукцией конкретной общественной потребности, так и эффективности производственной деятельности. Это характеризует возможности и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке
Основными условиями роста конкурентоспособности национального агропромышленного комплекса выступают:
- уровень инвестиций в науку и новые технологии;
- уровень инвестиций в «человеческий капитал»;
- уровень благоприятных экономических условий для инноваций;
- либерализация внешнеэкономических связей;
- формирование открытой экономики, основанной на правилах международной торговли;
- высокое качество продукции, соответствующее международной сертификации;
- экономическая свобода хозяйствования;
-государственные гарантии по защите капитала, собственности и ресурсов сельскохозяйственных предприятий.
В росте эффективности производства и формировании конкурентоспособной продукции ключевую роль в настоящее время играют новые интенсивные или высокие технологии, поскольку почти на 80 % качество и конкурентность создаются в сфере производства, то есть в процессе технологического формирования свойств продукции, в результате чего она приобретает потребительскую стоимость. И только немногим более 20 % качества создается в процессе доработки сельскохозяйственной продукции, расфасовки, упаковки, хранения и т.д. Поэтому курс на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции требует переориентации инвестиций в технологии в тесной связи с инвестированием науки и развития «человеческого капитала».
В современных условиях прогресс экономики АПК определяется как уровнем науки и образования, так и большим комплексом организационно-производственных и технических условий, обеспечивающих аккумуляцию, анализ и использование информации, создание и распространение новых знаний в целях развития технологий. Это находится в прямой зависимости от скорости инновационных процессов, которые формируют темпы реализации новых технологических решений.
В конечном итоге, конкурентоспособность национального АПК определяется способностью страны проводить самостоятельную аграрную политику и эффективное экономическое соревнование на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность агропромышленного комплекса зависит от степени продовольственной независимости; внутренней продовольственной сбалансированности рынка по спросу и предложению; быстрого технологического и инвестиционного воспроизводства; повышения качества сельскохозяйственной продукции; социальной стабильности и роста уровня жизни населения.
С чисто экономических позиций уровень конкурентоспособности агропромышленного комплекса определяют: интенсификация производства; размер инвестирования в науку и технологии; использование и окупаемость ресурсов; объемы продажи продукции, в том числе экспорт; производительность труда; наукоемкость и ресурсоемкость; степень открытости экономики; динамика курса национальной валюты; сальдо торгового и платежного балансов.
В этой связи к приоритетам в области внешнеэкономической деятельности относятся: импортозамещающее национальное аграрное производство и государственный протекционизм эффективного хозяйства, конкурентное давление на отечественных товаропроизводителей и внешнеэкономическая экспансия с целью снижения издержек и роста качества продукции. Важнейшую роль здесь призвано сыграть национальное законодательство, которое должно создать благоприятную среду для развития конкурентоспособного аграрного комплекса и агропродовольственных комплексов регионов.
Интегральным показателем успешного функционирования агрокомплекса и критерием оценки аграрной стратегической политики Беларуси являются темпы экономического роста продовольственного комплекса и экспортной направленности страны, прежде всего, на рынках СНГ, а затем и на мировых рынках.
Для реализации существующего потенциала в аграрном секторе республики и решения единой задачи повышения конкурентоспособности АПК необходима концентрация работы трех основных уровней хозяйственного управления: макро- (государственный), мезо-(региональный и отраслевой), микроуровень предприятия). Главными направлениями должны быть:
· максимальное привлечение в аграрную сферу всех видов капитала;
· наращивание инвестиций в национальную науку и образование;
· переход на высокоинтенсивные технологии;
· создание высокопроизводительной системы машин;
· формирование нового рыночного менталитета и экономического мышления сельских товаропроизводителей;
· усиление роли «человеческого капитала;
· целенаправленное улучшение экономической среды;
· ускорение перехода на информационные технологии сельскохозяйственного производства.
Конкурентоспособность продукции является основой выживания товаропроизводителей. Она находится в центре внимания государственных, деловых и научных сфер. Их задача состоит в "модернизации" существующих направлений и путей, а также нахождении новых решений по обеспечению конкурентоспособности продукции.
Для Беларуси повышение конкурентоспособности продукции АПК имеет важнейшее значение, исходя из двух основных позиций. Во-первых, ставится задача увеличения производства на экспорт продукции из местного сырья (согласно разработанной в республике программе). Во-вторых, необходимо обеспечить замещение импорта путем развития собственного производства конкурентоспособной, пользующийся спросом на внутреннем рынке продукции.
Повышение конкурентоспособности продукции зависит от следующих условий:
· согласованности повышения конкурентоспособности с целями и направлениями макроэкономической политики государства;
· направленности аграрной политики на решение ключевых задач конкурентоспособности продукции во взаимосвязи с формированием рынков продовольствия и целенаправленным улучшением экономических показателей развития АПК;
· привести в действие внутренние резервы товаропроизводителей по снижению затрат на производство продукции. Расчеты показывают, что доведение материальных затрат до нормативного уровня позволит сократить их на 25-30%.
На повышение конкурентоспособности влияют наличие и состояние действующих и новых рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, и в первую очередь, за счет традиционного для республики рынка Российской Федерации. Важно осуществлять продажу продукции с максимально возможной долей добавленной стоимости, что гораздо выгоднее, чем поставки сырья. С этой целью необходимо активизировать работы в области маркетинга и маркетинговых исследований.
Реальный стратегический успех может принести только сочетание всех названных краткосрочных и долгосрочных задач на всех уровнях формирования конкурентоспособности агропромышленного комплекса.
Тема 26. Качество и сертификация продукции
Впервые анализ категории качества прослеживается у Аристотеля. Качество характеризовалось им «как различие между предметами». Второе его определение — как дифференциация по признаку «хороший — плохой».
Таким образом, еще в III в. до н. э. Аристотель определил два главных аспекта понимания категории качества: с точки зрения определения индивидуальности объекта и с точки зрения его потребительной стоимости.
Такое понимание проблемы лежит в основе двух главных современных подходов к определению сущности категории качества: а) к качеству как философской категории; б) к качеству как категории экономической и объекту экономической науки.
Качество как единое целое (философская категория) не является объектом внимания современного менеджмента. В отношении результатов производственной деятельности и производственных процессов основной интерес вызывает только часть их свойств. В связи с этим под качеством в экономической науке обычно подразумевают понятие гораздо более узкое, чем то, каковым оно является на самом деле (в рамках экономической категории качества).
Понятие качества продукции регламентировано государственным стандартом, ГОСТ 15467—79 “Качество — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением”.
Международный стандарт ИСО 8402, сформулированный в 1994 г. определяет это понятие следующим образом: “Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности”.
Совокупность конкретных полезных свойств продукции делает ее предметом потребления. А оценка потребительной стоимости по степени удовлетворения конкретной потребности определяет качество продукции в привычном нам понимании этого слова, что указывает на динамизм понятия качества как экономической категории по отношению к одному и тому же продукту при неизменности ее потребительских свойств.
Основным фактором формирования продукции высокого качества, который присутствует на всех стадиях производственного цикла, является труд.
Его отличительной особенностью является то, что совершенствование всех остальных производственных факторов направлено именно на повышение производительности и качества труда.
Понятие качества труда тесно коррелирует с понятием качества продукции. Особенно это относится к перерабатывающим предприятиям системы АПК: здесь нет влияния природно-климатических условий, и основными составляющими качества продукции являются качество овеществленного (прошлого) и живого труда.
В то же время в сельскохозяйственном производстве полностью отождествлять показатели качества труда и продукции было бы неправильным. В качестве продукции преломляется ряд других факторов, и особенно это характерно для сельскохозяйственного производства. Здесь на качество продукции могут влиять климатические условия, плодородие почвы, породность скота и т. д. Полный контроль данных факторов в современных условиях невозможен. Важное значение имеют также состояние и совершенство технических средств, которые используются в производстве. Таким образом, показатели качества продукции не всегда дают полный ответ о качестве конкретного труда.
Значение качества труда определяется спецификой сельского хозяйства, которая предполагает короткий производственный цикл в растениеводстве, использование в производственном процессе живых организмов и т. д., что обуславливает сложность либо невозможность исправления допущенных ошибок вследствие низкого уровня качества труда и технологической дисциплины.
В связи с этим управление производственной деятельностью на сельскохозяйственных предприятиях должно быть направлено прежде всего на предупреждение малейшего брака, максимально точное выполнение научно-обоснованных нормативов производства сельскохозяйственной продукции
Повышение качества продукции — это и важнейший фактор экономии труда, роста его производительности : высокопроизводительный труд находит свое выражение не только в росте количества продуктов в единицу рабочего времени, но и в лучшем их качестве. Поэтому в условиях рыночной экономики проблемы качества становятся первоочередными.
Поскольку качество продукции отражает многосторонние связи и зависимости процесса воспроизводства, то качественная оценка становится одним из важнейших показателей работы предприятий и их подразделений. Значимость категории качества заключается не только в том, что это главная составляющая конкурентоспособности, которая на 70—80% зависит от потребительских свойств продукции: без соответствующего качества продукции, отвечающего требованиям потребителей, преимущества остальных факторов (низкая цена и т. д.) могут оказаться бесполезными. При этом высокое качество продукции — не только гарантия ликвидности товара, но и важнейший фактор повышения экономической эффективности предприятий АПК: качество продукции и экономический рост тесно связаны между собой.
Если предприятие работает в условиях, когда может продать все, что произвело, оно меньше всего беспокоится о качестве. Однако в условиях рынка положение существенно изменяется. Потребитель получает право выбора, а для производителя качество продукции превращается в одно из основных средств эффективного функционирования.
От качества товарной продукции зависит цена реализации, выступающая одним из важнейших факторов прибыльности производства. Чем выше сортность и качество продукции, тем выше и уровень цен и, при прочих равных условиях, сумма прибыли. Тем самым создается необходимый финансовый источник для возмещения дополнительных затрат, обусловленных улучшением качества, и гарантируется более высокая экономическая эффективность производства.
Следовательно, формирование высокого уровня качества продукции и его устойчивое обеспечение позволяет решать следующие основные задачи:
· обеспечение людей сельскохозяйственной продукцией, безопасной для здоровья;
· повышение производительности труда за счет снижения издержек на производство потребительных благ в единицу времени;
· обеспечение экономической эффективности сельскохозяйственного производства благодаря соответствующему уровню цен на сельскохозяйственную продукцию высокого качества;
· гарантированный сбыт сельскохозяйственной продукции за счет высоких потребительских свойств;
· создание условий для более выгодной реализации сельскохозяйственной продукции;
· повышение экспортных возможностей сельскохозяйственных организаций благодаря производству продукции, соответствующей по своим качественным характеристикам высоким требованиям стандартов.
Перед тем, как предлагать продукцию на рынке, продавец должен знать, по каким показателям качества его продукция отстает или превосходит конкурентов, на какие из них делать упор, чтобы найти своего потребителя. Эффективное и устойчивое производство любого товара возможно только тогда, когда предприятие работает над совершенствованием продукции, что, в конечном итоге требует разработки соответствующей стратегии развития производства.
Наиболее важными задачами в области формирования качества на современном этапе являются:
- определение требований и желаний потребителей в отношении качества продукции, предполагаемого спроса на продукцию данного качества;
- учет импорта продовольственных товаров и их качества при определении объема рынка;
- анализ преимуществ и недостатков импортных продуктов в сравнении с качеством отечественного продовольствия;
- непосредственное участие в разработке рекомендаций по улучшению качества продукции и изменения ее дизайна, упаковки и др.,
- определение оптимального уровня качества продукции удовлетворяющего требованиям потребителя;
- разработка стратегии производства товаров с учетом прогнозируемых требований потребителей к их качеству
- выбор источников информации для получения данных о ситуации и на рынке, постоянная осведомленность об уровне качества конкурирующей продукции.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 252.