Организация психологического сопровождения и консультирования ребенка с задержкой психического развития должна быть комплексной, с участием в случае необходимости лечебных мероприятий. Основными этапами консультирования такого ребенка будут следующие:
1) консультирование родителей;
2) диагностический этап, в рамках которого изучаются индивидуальные особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка;
3) рабочий этап, направленный на развитие недостающих аспектов познавательной деятельности, снижение страхов ребенка перед школьными предметами и собственной неуспешностью. На этом этапе психолог-педагог помогает ребенку через игровые формы обучения (например, обучение математике в виде игры, игра с буквами и цифрами, стимулирующая развитие счета, и т.д.) овладеть основными учебными навыками, заполнить пробелы в обучении;
4) этап рекомендаций направлен на разработку рекомендаций по дальнейшему образовательному маршруту и психолого-педагогического сопровождения ребенка;
5) расставание с семьей с предоставлением возможности отслеживания специфики развития ребенка в последующем развитии.
Консультирование детей с умственной отсталостью
Консультативная помощь для категории детей с диагнозом олигофрения должна оказываться в трех направлениях: организация лечебных мероприятий; социальная адаптация ребенка и психологическая поддержка.
В процессе психологической поддержки необходимо организовать такую систему взаимодействия, которая позволила бы снизить риск развития вторичных отклонений и сформировать систему адекватного восприятия реальности. Такие дети способны к обучению и воспитанию только в рамках игрового взаимодействия. Важным аспектом в консультировании такого ребенка является усвоение им социальных норм и правил поведения.
Консультирование ребенка с детским церебральным параличом
Работа с ребенком, имеющим детский церебральный паралич, должна быть направлена в первую очередь на принятие собственного дефекта и формирования таких черт характера, как упорство, настойчивость, способность достигать собственной цели. Эти качества необходимы для научения ребенка ответственности за собственное здоровье и физическую активность. Другое направление консультирования ребенка с подобным дефектом — это формирование толерантных отношений со сверстниками, снижение страха перед реакциями окружающих. Учитывая, что ребенок с ДЦП имеет достаточно лабильную нервную систему, необходимо сформировать способность к контролю эмоций и навыки самоуспокоения.
Консультирование ребенка с аутизмом
Консультирование такого ребенка начинается всегда индивидуально и в зависимости от специфики синдрома направлена на развитие:
• игрового взаимодействия (дети с аутизмом не имеют нормативного развития игры);
• навыков межличностного общения;
• использование речи в межличностном взаимодействии;
• способности поддерживать контакт (телесный и зрительный) с окружающими;
• диалогических форм общения;
• способности к различению и распознаванию эмоций других людей, а в дальнейшем и собственных.
Консультирование ребенка начинается с достаточно длинного периода вхождения в контакт. Ребенок с аутизмом не стремится к контату и единственный путь организации его — через совместную деятельность ребенка и консультанта (консультант может присоединяться к стереотипным играм ребенка, либо заинтересовать ребенка какой-либо игрой, в которую играет сам консультант). Следующий этап начинается с момента, когда консультант и ребенок добились хоть какого-либо контакта. В этом случае консультант может организовывать коррекционное воздействие на ребенка. Важным аспектом консультирования такого ребенка является обучение родителей специфики взаимодействия с ним. Когда достигается достаточное улучшение состояния ребенка, формируется его способность к общению, консультирование может быть групповым (3—4 человека в группе).
Таким образом, в результате консультирования в семье с особым ребенком формируется позитивная модель взаимоотношений, включающая безоценочное принятие ребенка, уважение его индивидуальности. У ребенка формируется адекватное восприятие себя с учетом своих особенностей и возможностей, позитивное мироощущение, выражены качества, позволяющие ему воспринимать ситуацию с сохранением эмоционального комфорта, добиваться своих жизненных целей. Основной целью психологического консультирования родителя ребенка является формирование у него позитивного отношения к собственному ребенку, его принятие, гордость за достижение ребенка, ощущение своей родительской компетентности.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения
1. Выделите отличительные особенности консультирования ребенка.
2. Раскройте содержание основных техник консультирования ребенка.
3. Каковы профессиональные требования к психологу в детском консультировании?
4. Чем объясняется необходимость психологической поддержки родителей в процессе консультирования?
5. Какие проявления подростков могут стать сложностью в процессе консультирования?
6. Перечислите техники и методы направленные на регулирование детско-родительских отношений.
7. Какие психологические особенности подростков необходимо учитывать консультанту для повышения эффективности процесса консультирования?
8. Каковы основные жалобы и причины обращения подростков за консультативной помощью
9. В чем заключается специфика организации диалога с подростком?
10 В чем сущность обращения на консультацию родителей выросших детей?
11. Какова специфика сложностей родителей детей дошкольного возраста?
12. В чем Вы видите отличительные особенности консультирования родителей «особого ребенка»?
13. Какие направления консультирования родителей ребенка с особыми потребностями, вы помните?
Литература для углубленного изучения темы
1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. — 2002.
2. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). — М., 1992.
3: Общая психокоррекция: учеб, пособие /А.А. Осипова. — М.: Сфера, 2002.
4.Оклепдер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М., 1997.
Список использованной литературы
1.Алешина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
2.Байярд Р.Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М., 1995.
3.Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей, МГУ, 1990.
4.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. — 2002.
5.Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 1995.
6. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя. — М., 1979.
7. .Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). — М., 1992.
8.Рат тер М. Помощь трудным детям. — М, 1987.
9.Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. т.к.Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
10. Нелъсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования.— СПб.: Издательство «Питер», 2000.
11. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
12. Обцая психокоррекция: учеб, пособие /А.А. Осипова. — М.: Сфера, 2002.
13. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М., 1997.
14. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеэ. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2003.
15. Сапогова .Е. Е .Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6—7 лет. — М., 1986.
16. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. — М., 2005.
17. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столи-на,— М., 198}.
18. СкайдерД. Курс Выживания для подростков. — Екатеринбург, 1992.
19. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. — М., 1991. Вып. 1.
20. Харрис Т. Э. — о'кей, ты - о'кей / Томас Э. Харрис ; пер. с англ. — М.: Академ. Проект, 2006.
21. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. — М.,1994.
22. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.
23. Хухлаева О.Б. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
24. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. М.И. Буянова. — 2-е изд. - М.; Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. —Л.: Медицина, 1989.
26. Эриксон Э. Детство и общество / Под общ. ред. А.Г. Лидерса и В.Г. Колесникова. — Обнинск, 1993
Тема 5. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
КЛИЕНТОВ
Существует достаточно большой круг ситуаций, в рамках которого человеку требуется помощь специалиста (рис. 5.1). В данной теме мы рассмотрим ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями и нарушениями поведения, приводящими к нарушению адаптации человека.
Существуют различные подходы к рассмотрению эмоциональных и поведенческих проблем, возникающих на разных стадиях онтогенеза.
В психологической литературе выделяют два вида эмоциональных и поведенческих расстройств, внешние и внутренние. К первым относят те, которые можно наблюдать в поведении: повышенную агрессивность, неподчинение, гнев. Вторые — обычно скрыты и проявляются в виде лжи, краж и т.д. Эмоциональные проблемы детей также могут быть внутренними и внешними. К внутренним относятся: депрессии, страхи и замкнутость. Внешние эмоциональные расстройства могут проявляться во внезапных вспышках гнева, тревожности.
Выделяют достаточно много факторов возникновения внутренних и внешних эмоциональных и поведенческих расстройств. Это факторы биологического, психосоциального плана. Как максимально значимый фактор возникновения расстройств выделяется влияние семьи. Рассматривая специфику формирования расстройств, необходимо помнить, что первичное расстройство может проявляться в единичной реакции, формируясь в дальнейшем в сложный комплекс поведения.
Существующие классификации отмечают возрастную специфику эмоциональных и поведенческих расстройств. Так, в консультативном взаимодействии с детьми достаточно часто приходится сталкиваться с такими расстройствами, как: импульсивность, гиперактивность, невнимательность. Импульсивность — это неумение действовать обдуманно, совершение действий под влиянием импульса. Такие дети испытывают трудности в ожидании своей очереди, прерывают других, вмешиваются в разговоры и игры и т.д. Гиперактивность — это повышенная двигательная активность и даже расторможенность, проявляющаяся в постоянном движении, разговорчивости. Импульсивность и гиперактивность часто сочетаются с проблемами нарушения внимания. Оппозиционно-вызывающее поведение может наблюдаться начиная с кризиса трех лет и продолжаться до подросткового возраста. Характеризуется неповиновением приказам взрослых, упрямством. В подростковом возрасте оппозиционно-вызывающее поведение может переходить в более сложную форму — расстройство поведения, проявляющееся в виде открытой (драки, хулиганство) или скрытой (токсикомания, прогулы) деструкции. Среди эмоциональных проблем у подростков выделяют агрессию, тревогу, страх и депрессию.
Не менее обширны расстройства поведения и эмоциональной сферы у взрослых. Также необходимо помнить, что существует полоролевая специфика расстройств. Так, считается, что тревожность и истероидность чаще свойственна женщинам, а агрессия характерна для мужчин. Интересен момент эмоциональных и поведенческих расстройств у пожилых людей, проявляющихся в чувстве вины, депрессии, одиночества, социальной изоляции.
Рассмотрим последовательно основные эмоциональные и поведенческие расстройства с точки зрения консультирования.
Консультирование личностных проблем |
Консультирование при параноидальных расстройствах |
Консультирование при переживании вины |
Консультирование при реакциях страха и фобиях |
Консультирование шизоидных личностей |
Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов |
Консультирование истерических личностей |
Консультирование при алкоголизме |
Консультирование плачущих клиентов |
Консультирование тревожных клиентов |
Консультирование при сексуальных расстройствах |
Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами |
Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями |
Консультирование при переживании утраты |
Специальные проблемы психологического консультирования |
Консультирование эмоциональных и поведенческих проблем |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.