КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ТРЕВОЖНЫХ КЛИЕНТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В данном случае речь идет о клиентах с ярко выраженной тревож­ностью, часто проявляющейся в виде маскированного содержания или соматических симптомов.

Рассмотрим само понятие тревоги и специфику ее проявления в консультативном взаимодействии.

Тревога часто возникает в результате внутренних конфликтов (1с1/ е§о или 1д/5ирег е§о). Тревога может быть нормативной и невротиче­ской. Нормативная тревога направлена на предупреждение об опас­ности, адекватна угрозе и способна переживаться человеком без фор­мирования различных телесных проявлений. Невротическая трево­га является продуктом внутренних конфликтов, неадекватна угрозе, включает в себя действие защитных механизмов, позволяющих ее снизить.

С физиологической точки зрения тревога является реактивным состоянием и вызывает физиологические изменения, подготавлива­ет организм к психофизиологической реакции (стандартная реакция «Бей или беги», не стандартная «Замри»).

Выделяют три уровня проявления тревоги.

1. Нейроэндокринный — связанный с выработкой гормонов (адреналин, эпинефрин).

2. Психический — проявляющийся в виде неопределенного опа­сения.

3. Физиологический (соматический, моторно-висцеральный) — в виде физической реакции различных систем организма на увеличе­ние продукции эпинифрина. Такая физиологическая реакция может проявляться следующими способами:

• дерматологические реакции;

• реакции тахикардии, повышения давления;

• реакция пищеварительного тракта, подавление деятельности слюнных желез;

• реакция дыхательной системы: учащение дыхания, отдышка, ги­первентиляция;

• генитально-уретральные реакции, нарушение менструаций, боль в области таза, фригидность, импотенция;

• вазомоторные реакции, покраснение, потоотделение;

• реакции скелетно-мышечной системы, головные боли, боли в за­тылке, артрозы, заболевания типа радикулита.

Таким образом, тревога вызывает обширный комплекс соматиче­ских реакций, которые в современном классификаторе заболеваний отнесены к психосоматическим.

Существуют различные методы диагностики тревожности: цве­товой тест отношений (автор А. Эткинд); методика «Кактус» М.А. Панфиловой направлена на диагностику состояния эмоцио­нальной сферы дошкольника; методика диагностики уровня эмоци­онального выгорания В.В. Бойко; методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (по К. Изарду) направлена на описание доминиру­ющих эмоций; тест тревожности (авторы Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ха-нин) выявляет личностную и ситуативную тревожность личности; методика измерения уровня тревожности Тейлора; тест тревожности дошкольников (по В.М. Астапову); тест школьной тревожности Филлипса; Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ) предназна­чена для измерения уровня алекситимии личности; методика эмоционально-цветовой аналогии (автор А.Н. Лутошкин), направ­лена на изучение эмоционального состояния испытуемого; методи­ка диагностики невротизма (опросник Т. Ташева) используется для выявления степени невротического расстройства личности и его вида; методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения» (НПН по ТА. Немчину). Достаточно много методик диагностики тревожности можно найти в источнике Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. — СПБ.: Речь, 2005.

Рассматривая консультирование тревожных клиентов, Р. Кочунас (1999) отмечает, что тревожный клиент часто попадает на консульта­цию не в результате собственно тревоги, а по направлению от тера­певта как соматический больной. Для организации конструктивного взаимодействия с такой категорией клиентов необходимо знать возможные способы маскировки тревожности и уметь работать с ними.

1. Переименование: «Я боюсь, злюсь, раздражен». В данной ситу­ации тревога скрывается за другими эмоциями.

2. Соматическая символизация. Проявляется в виде появления функционального симптома в определенной ситуации. Работа долж­на быть направлена на связь между ситуацией и соматическим симп­томам.

3. Определенные навязчивые действия: курение, постукивание паль­цами, переедание, шопинг. Чаще это симптом конкретного кон­фликта жизненной ситуации.

4. Другие эмоции: агрессия, раздражение, враждебность. Необхо­димо отмечать специфику проявления тревожности. Если проявля­ется агрессия и раздражение, то за этими эмоциями, скорее всего, стоит страх. Если выражается в виде холодности и скованности — внутренний конфликт между бессилием и агрессией. При столкно­вении с такими клиентами у консультанта возникает раздражение и злоба.

5. Болтливость клиента. Чаще болтливость используется для обеззаруживания консультанта и снятия тревоги. Необходимо обращать внимание клиента на его тревожность, но словесный поток не пре­рывать.

6. Прерывание консультанта. В этом случае важно довести до осо­знания клиента специфику его поведения. Если же клиент делает вид, что он не слышит вас, можно резко обрывать клиента.

7. Парадоксальная защита в виде:

•   демонстрации активности, выпячивания тревожности. Для рабо­ты с такой тревогой необходимо вернуть ответственность клиен­ту за его жизнь и обратить внимание клиента на враждебность, если она есть;

• сопротивление процессу консультирования в виде высказывания только цензурированных мыслей и чувств. Консультант должен обратить внимание клиента на то, что он избегает тревожности и проявляет враждебность в скрытой форме. Важно переводить агрессию в открытый уровень.

8. Дружеская форма. Выражается в виде стремления подружиться с консультантом, найти с ним общие интересы. Необходимо обра­тить внимание клиента на специфику его поведения и более четко разделить область профессиональных и дружеских отношений.

9. Сексуальное соблазнение консультанта. Используют для сниже­ния тревоги и уничтожения консультанта как профессионала.

Очень часто для работы с тревожными клиентами необходимо ис­пользовать знания о защитных механизмах. Р. Кочюнас (1999) выделяет следующие максимально важные для определения тревожности клиента защитные механизмы:

1. Вытеснение — играет основную роль в формировании симпто­мов за счет комбинации с другими защитными механизмами. Вытес­нение плюс смещение дает фобические реакции. Вытеснение плюс конверсия дает соматику, истерические реакции.

2. Регрессия — снижение уровня развития. Наблюдается полная, или частичная, или символическая реализация потребностей ранни­ми способами поведения. В норме она проявляется в играх или ре­акциях на неприятные события. Патологическая регрессия проявля­ется при психических болезнях особенно при шизофрении.

3. Проекция — перенос своих чувств и мыслей на других людей. Вредоносная проекция приводит к ошибочной интерпретации ре­альности (патологическая проекция приводит к возникновению бре­да, галлюцинаций, неспособности отличить реальность от фанта­зии).

4. Интроекция — полезна при утрате значимого объекта или че­ловека. Патологическая интроекция дает объединение собственной личности и объекта. Формирует механизм реализации агрессии с по­следующей депрессией.

5. Рационализация — данный механизм опасен в патологическом варианте, так как основан на самообмане и нарушении восприятия действительности.

6. Интеллектуализация — расщепление эмоциональной состав­ляющей и интеллектуальной. Опасность данного механизма заклю­чается в сокрытии эмоций, которые не проявляются, в результате чего травматические ситуации переходят в хронические.

7. Компенсация — компенсация недостатков за счет другой сферы.

8. Образование реакций — механизм, позволяющий заместить агрессию на любовь. Патологический вариант состоит в сокрытии истинных мотивов поведения, что ведет к нарушению взаимоотно­шений.

9. Отрицание — нормативно в случае кризисных ситуаций. Пато­логическое отрицание приводит к нарушению осознания реально­сти и негативным последствиям. Нет критики к реальности.

10. Смещение — перенесение эмоций с одного объекта на другой. Фобические реакции — это смещение внутреннего конфликта на объект.

- Знание механизмов психологических защит позволит более чет­ко определять специфику и формы проявления тревоги, учитывать возможные реакции в рамках консультирования.

В психологическом консультировании тревожного клиента важно:

а) дать клиенту выговорится, выразить свою тревожность;

б) обсуждать с клиентом его состояние;

в) выделить причины возникновения тревоги;

г) после осознания причины нужно помочь решить внутренние конфликты, организовать ситуацию поиска дополнительных ресур­сов.

Нельзя: увещевать клиента; читать нотации; говорить о стрессах и перенапряжениях в жизни; отказывать в помощи из-за экзастенциальности переживания тревоги.

 

Методы работы с тревогой:

арт-терапия: рисование тревоги как симптома, рисунок безопас­ного мира, построение безопасной страны, выстраивание укреп­лений;

• релаксация, аутотренинг;

• имаготерапия: работа с образами;

• НЛП практики;

• рациональная психотерапия как метод корригирования деструк­тивных убеждений клиентов на когнитивном уровне;

• гештальт-терапия, психодрама.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 242.