Консультирование детских страхов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Детские страхи связанны с несколькими аспектами. Во-первых, детский страх является следствием развития фантазии при еще не­достаточно развитых функциях контроля сознания. Во-вторых, при­чиной страхов могут быть внутрисемейные конфликты. В-третьих, отношений со сверстниками. Нормативно, уже в 2-3 года у ребенка могут появляться специфические страхи темноты, доктора, боли и т.д (А.И. Захаров, 1992). В 3-4 года страхи обладают большей модификацией и становятся связанными с различными чудовищами. У де­тей в возрасте 6-7 лет появляется страх смерти. Страхи могут быт на­вязчивые (например, боязнь темноты, высоты и т.д.), бредовые (на­пример, игрушки или определенная одежда) и сферхценные (связан­ны с воображением, например, бояться темноты, потому что там много призраков).

Среди направлений консультирования детских страхов в первую очередь выделяются:

• методы беседы, в рамках которой ребенок, обсуждая свой страх, перестает бояться его;

• сочинение сказки или рассказа на тему страха с обязательной по­бедой главного героя в конце;

• рисование страха, который впоследствии может быть модифици­рован или сожжен (необходимо помнить, что уничтожать можно только недифференцированные страхи, если же страх дифферен­цирован — например, страх папы, который накажет, — то такие страхи уничтожать нельзя, так как на уровне бессознательном у маленького ребенка нет разницы между символическим убий­ством и реальным, это приводит к чувству вины);

• проигрывание страха;

• куклотерапия, работающая за счет отделения страха от самого ре­бенка и т.д.

Важным аспектом работы с детскими страхами является консуль­тирование родителей с целью обучения их правильному отношению к детскому страху. Среди таких правил следующие:

• необходимо принимать страх ребенка, не наказывая за него;

• не стоит специально подвергать ребенка ситуации страха, так как метод «вбрасывания» неприемлем для хрупкой детской психики. Страх в этой ситуации не проходит, а лишь усиливается, приводя к неврозам;

• необходимо отвлекать ребенка каким-то интересным делом при возникновении страха;

• важно обсуждать с ребенком его страхи и способы их преодоле­ния;

• важно не позволять ребенку манипулировать своими страхами , для достижения дополнительных выгод.

Необходимо помнить, что большинство детских страхов являют­ся внушенными извне, чаще всего родителями. В этом случае кон­сультирование должно касаться и родителей.

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ АГРЕССИИ

 

Рассматривая вопросы консультирования агрессии, необходимо опираться на идею, что агрессия является нормативным свойством человека, т.е. присуща каждому. Человек не может обходиться без агрессии, реализуя себя в социуме. Здоровый уровень агрессии мы рассматриваем как активность, способность человека справляться с жизненными трудностями, отстаивать свое место под солнцем. В рамках консультирования агрессии, мы говорим о ненормативном уровне, т.е. более высоком или низком, чем норма. Для понимания ситуации консультирования агрессии нам необходимо выявить и чет­ко определить, что мы понимаем под агрессией, выявить дисфункциональную структуру ее проявления и методы, позволяющие пере­вести агрессию в функциональный уровень.

Рассмотрим первоначально, что мы понимаем под агрессией и какие теории агрессии могут являться основанием для консультатив­ного воздействия. На наш взгляд, достаточно надежное теоретиче­ское обоснование агрессия получила в рамках психоаналитической теории, где она рассматривается как один из инстинкттивных меха­низмов приспособления к среде (3. Фрейд, А. Фрейд). С этой точки зрения адекватная агрессия должна соответствовать трем параме­трам: выражаться в ситуации безопасности, быть направленной во­вне и соответствовать стимулу. Нарушение любого из параметров бу­дет рассматриваться как нарушение проявления агрессии. Так, если агрессия превышает стимул, например на невинное замечание в ав­тобусе вы готовы драться, то мы говорим о нарушении агрессии. Та­кой подход объясняет ситуацию, почему ребенок, находясь в детском саду, не плачет, упав или ударившись, а при появлении родителя, ко­торый является гарантом безопасности, начинает плакать, злиться и раздражаться за весь прошедший день. То же самое касается направ­ления Выражения агрессии. Нормативно, агрессия выражается на окружающих, смещение направления вызывает аутоагрессию, назы­ваемую чувством вины. Адекватное чувство вины необходимо нам для поддержания взаимодействия с окружающими (сохранение от­ношений). Неадекватное чувство вины приводит к нарушению взаи­модействия с окружающим миром, высокой травматизации, жерт­венности.

Консультирование, опирающееся на данную теоретическую по­зицию, должно быть направленно на выявление процесса, стояще­го за проявлением нарушения, и его компенсацию. Это значит, что как заявку на работу с агрессией мы рассматриваем не только ситу­ацию повышения раздражительности, но и ситуацию отсутствия раз­дражительности, которая может сопровождаться двумя паттернами: 1) накопление агрессии, которая в дальнейшем будет выражена в виде вспышки гнева; 2) в виде аутоагрессии, проявляющейся в жерт­венности, самонаказании, чувстве вины, высокой травматизации или соматизации. Кроме того, нам кажется необходимым опора на разделение базового и надстроечного уровня агрессии (А. Фрейд). Базовый уровень агрессии рассматривается как уровень, получаемый ребенком вследствии приспособления к окружающей среде в ран­нем детстве. А. Фрейд в принципе рассматривает инстинкты либидо и мортидо как единую инстинктивную энергию, дающуюся челове­ку от рождения. В зависимости от того, как проходит раннее детство, часть этой энергии используется на то, чтобы справиться с возника­ющими тревогами и неудобствами, оставшаяся часть уходит в либи­до. Такой базовый уровень агрессии, как энергия, используемый для адаптации к окружающей среде, формируется в основном до года, закрепляется и в дальнейшем является практически неизменным. Это объясняет ситуацию, наблюдаемую в консультировании клиен­тов, чье детство похоже на перечень трагедий и сложностей. При ра­боте с такими клиентами наблюдается следующая ситуация: после того как все детские проблемы клиента разрешаются и клиент ухо­дит, стремясь к счастью, то, возвращаясь через некоторое время, он демонстрирует огромное количество новых проблем. Это связанно с высоким уровнем базовой агрессии, направленной на адаптацию к окружающей среде. Если у такого клиента нет ситуации, на которую он может тратить эту энергию, ему приходится такую ситуацию соз­давать или эта агрессия становится разрушительной для него само­го (постоянное ощущение раздражения, плохо снимающееся какими-либо делами, алкоголем и т.д.). Единственной ситуацией, при которой базовый уровень агрессии может возрастать, это ситуация связанная с угрозой для жизни. Именно поэтому молодые люди, возращаясь после военных действий из горячих точек и получая в ре­зультате ряда ситуаций, угрожающих их жизни, повышение базово­го уровня агрессии, оказываются не способными вести прежний об­раз жизни. Так как базовый уровень становится высоким, то требу­ется дополнительные области для реализации агрессии как энергии. Выходом из такой ситуации может служить несколько вариантов по­ведения: возвращение в горячие точки, где возможен постоянный выплеск энергии; алкоголизм, способный снижать на время энер­гию; деятельность, связанная с опасностью (МЧС, милиция и т.д.); экстремальные виды спорта; бизнесе и т.д. Таким образом, в консуль­тировании таких клиентов необходимо не только помочь решить на­сущные проблемы, но и организовать доступные способы выброса энергии (бизнес, спорт и т.д.).

Надстроечная агрессия связана с задачами сиюминутной ситуа­ции, легко меняется. То есть если ситуация требует повышения ак­тивности и агрессии, то появляется эта энергия (например, в случае необходимости защиты себя или окружающих, или напряжения на работе), которая после окончания ситуации снижается. Существует и другой взгляд на агрессию, рассматривающий надстроечную (ситу­ативную агрессию), которая может быть как реактивной, вызванной фрустрацией, так и операциональной (привычный способ взаимо­действия).

Первым этапом консультирования агрессивных клиентов долж­но быть выявление специфики агрессии, особенностей ее выраже­ния. 3 норме, как мы уже обсуждали, агрессия выражается согласно стимулу, вовне и в безопасной ситуации (психоанализ). Среди основ­ных нарушений выражения агрессии можно отметить: а) нарушение взаимоотношения стимул — реакция (агрессия накапливается и превышает стимул); б) смещение обьекта агрессии; в) агрессия пере во­дится во внутренний план (аутоагрессивное поведение, виктимизация, травматизация); г) выражение агрессии в опасной ситуации либо, наоборот, отсутствие выражения агрессии в результате расце­нивания окружающей обстановки как постоянно опасной, чаще в результате детского или пренатального опыта; д) постравматическая реактивная агрессия.

Существует широкий арсенал методов диагностики агрессии. Среди наиболее известных отмечают тест фрустрации Розенцвейга, «Нап d -тест (автор); тест Басса-Дарки; тест агрессивности Асннгера. Также могут использоваться шкалы из методик ММР I , СОП (для подростков); проективные методики Люшер, тест Сонди.

В дальнейшем работа с агрессией будет строиться исходя из спец­ифики нарушения.

Второй этап консультирования — поиски причин деструктивной агрессивности. Среди причин агрессии рассматриваются: биологиче­ские, психологические и социальные. Исходя из ситуации возник­новения агрессии и ее типа, нам необходимо найти способ отработ­ки агрессии. Выделяются как минимум два основных направления:

• экстенсивный способ, направленный на глубокое исследование ситуации возникновения агрессии, погружение в нее, с последо­вательным и методичным разбором вызываемых чувств на те или иные действия или явления;

• экспрессивный метод, направленный на выплеск агрессии, да­ющий ее ситуативное снижение. Метод очень красочный и впе­чатляющий клиентов. Обычно клиенту предлагают выразить агрессию «здесь и сейчас» через различные действия (например, постучать по стулу, крикнуть, высказать и т.д.).

На наш взгляд, работа с агрессией должна строиться по следу­ющему алгоритму:

1. В ситуации повышения надстроечной агрессии — выявление причин возникновения агрессии при выражении излишнего уровня по методу экспрессии.

2. В ситуации повышения базовой агрессии — определить круг проблем, связанных с высоким уровнем базовой агрессии. Выявить причины и проработать детские переживания. Найти клиенту не­сколько возможных способов регулярного выражения высокого уровня агрессии (бег, спортивные занятия, достижения, бизнес).

3. В случае если причины нарушения кроются в неадекватном способе выражения агрессии, необходимо определить детерминан­ты нарушения (например, родительские послания типа: «Если ты бу­дешь злиться, мы не будем тебя любить...», «Злиться нельзя...» и т.д.). В консультировании необходимо отработать данную ситуацию и принять новые способы выражения агрессии. В данном направле­нии необходимо помочь клиенту сформировать правильное пред­ставление о правилах и способах социального выражения агрессии. Необходимо помнить, что первоначальное выражение агрессии в данной ситуации чаще всего разбалансированно и может быть пре­валирующей с нарушением стимулов для выражения. Это норматив­но, так как клиент только учиться адекватному выражению агрессии, однако об этом нужно предупреждать клиента.

4. В случае если причиной нарушения является аутоагрессия, то в основе лежит ситуация, делающая выражение агрессии субъектив­но невозможным. Некоторые направления психологии к таким си­туациям относят: нарушение базовых прав человека на существова­ние; пренатальные проблемы (угроза выкидыша); крайне агрессив­ное поведение родителей на детскую агрессию. В этой ситуации лю­бое проявление агрессии рассматривается клиентом, как субъектив­но опасное. Консультирование таких клиентов должно идти от при­чины возникновения нарушения (обретение права на существова­ние, достижение ощущения безопасности). Для подобных ситуаций хорошо использование телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, психоанализа, экзистенциональных методов. Методы ког­нитивного и бихевиорального планов не подходят.

5. Ситуация связана с отсутствием адекватных стратегий выраже­ния агрессии, часто проявляется в детском и подростковом консуль­тировании. Задача консультанта обучить в рамках занятий адекват­ным способам выражения агрессии. Для детского возраста это мо­жет быть игровая терапия, в которой отыгрываются травмы, связан­ные с агрессией, и происходит научение выражения агрессии, со­гласно правилам (игры с правилами). Ребенку необходимо объяс­нить правила выражения агрессии (например, «Меня нельзя ку­сать...», «Мы будем играть с тобой, сражаясь на мечах. Бить по рукам в игре нельзя...») и тщательно выполнять их в процессе консульти­рования. Если ребенок нарушает правила, мы прекращаем игру, озву­чиваем свои чувства и предупреждаем о недопустимости такого по­ведения («Мне больно, когда ты бьешь мне по руке, и я не буду играть с тобой в этой ситуации...»). Продолжение игры возможно только в случае, если ребенок соблюдает правила.

6. Важным моментом, связанным с нарушением агрессивного плана, является неконтролируемая детская агрессия, обусловленная недифференцированным аффектом. Консультирование в этом слу­чае связано с использованием холдинг-терапии. Неконтролируемая  детская агрессия часто является следствием неумения родителей объ­ективно выдерживать агрессию. В этой ситуации психолог играет ро­дительскую роль и в его задачу входит выдерживание агрессии. В этой ситуации часто используют метод холдинг-терапии. Суть ее заключается в том, что специалист сажает ребенка себе на руки, обхватывая его таким образом, чтобы тот не мог вырваться и удержи­вает его, пока ребенок не успокоится. После чего, если ребенок сно­ва начинает терять контроль над агрессией, специалист сначала предупреждает ребенка, что его придется удерживать, а в случае не­обходимости (если ребенок не справляется сам) повторяет процеду­ру удерживания. Обычно бывает достаточно одного-двух удержива­ний, чтобы ребенок научился контролировать себя самостоятельно. Важным в данной работе является параллельное консультирование родителей этого ребенка, научить их выдерживать свою агрессию и агрессию окружающих.

7. Вопросы подростковой агрессии хотелось бы осветить от­дельно, так как данная ситуация связанна даже не столько с отсут­ствием методов выражения, сколько с нормативным повышением агрессии. В этом случае психолог-консультант должен иметь необ­ходимый арсенал подручных средств для выражения агрессии: бок­серская груша, специальные ударные средства, не вызывающие боли, но громко звучащие, подушка, которую можно подбить и т.д. Доста­точно часто средством для снижения подростковой агрессии, явля­ются активные игры, танцевально-двигательная терапия, музыкотерапия, вокальное выражение себя. Необходимо позволить подрост­ку выражать агрессию, обучая его социально приемлемым способам. Первоначально подростка с агрессией консультируют индивидуаль­но с выявлением причин агрессивного поведения. После отработки индивидуальных причин возможна групповая работа. Однако при организации групповой работы с подростком необходимо помнить об эффекте консолидации (объединение) подростков, увеличиваю­щей групповую агрессию. В рамках консультирования необходимо выработать адекватные формы проявления агрессии, найти подрост­ку методы ее отреагирования. Это могут быть занятие спортом, му­зыкой, танцами. Важно учитывать, что чаще всего подростковая агрессия является защитной и поэтому направлена на отстаивание своей позиции по отношению к родителям и достижение социаль­ного признания. Поэтому хорошими способами реализации подрост­ковой агрессии будут различные способы контроля за правопоряд­ком, борьбы за общественное благо (начиная от команд, по типу ти­муровцев или общества защиты животных). Учитывая то, что степень агрессивных проявлений будет зависеть от отношений в семье, не­обходима параллельная работа с семьей, направленная на овладение родителями навыков общения со своим ребенком.

8. Отдельное направление работы с агрессией — это консульти­рование людей, вернувшихся из горячих точек. В данном случае агрессия будет связанна с высоким уровнем базовой агрессии, о ко­торой мы писали ранее, и телесно закрепленной готовности к мо­ментальному ответу при возможной угрозе. Степень телесного на­пряжения этих людей велика, однако они его даже не замечают. Ал­горитм работы с агрессией при такой проблеме делится на две со­ставляющие:

•  на первом этапе необходимо обучение клиента методам рассла­бления и фиксации расслабленного состояния в виде ощущений в теле. Навыки расслабления можно тренировать через стандарт­ный аутотренинг (постепенное расслабление всех мышц) или ме­тод Джекобсона (поэтапное напряжение мышц с последующим их расслаблением);

• после достижения навыка расслабления и его закрепления в ощу­щениях клиента обучают сознательному контролю агрессивного поведения. Для этого могут использоваться методы проговаривания намерений, которые дают возможность успеть задержать ре­акцию агрессии, успокоения, глубокого дыхания, счета и т.д.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 259.