Детские страхи связанны с несколькими аспектами. Во-первых, детский страх является следствием развития фантазии при еще недостаточно развитых функциях контроля сознания. Во-вторых, причиной страхов могут быть внутрисемейные конфликты. В-третьих, отношений со сверстниками. Нормативно, уже в 2-3 года у ребенка могут появляться специфические страхи темноты, доктора, боли и т.д (А.И. Захаров, 1992). В 3-4 года страхи обладают большей модификацией и становятся связанными с различными чудовищами. У детей в возрасте 6-7 лет появляется страх смерти. Страхи могут быт навязчивые (например, боязнь темноты, высоты и т.д.), бредовые (например, игрушки или определенная одежда) и сферхценные (связанны с воображением, например, бояться темноты, потому что там много призраков).
Среди направлений консультирования детских страхов в первую очередь выделяются:
• методы беседы, в рамках которой ребенок, обсуждая свой страх, перестает бояться его;
• сочинение сказки или рассказа на тему страха с обязательной победой главного героя в конце;
• рисование страха, который впоследствии может быть модифицирован или сожжен (необходимо помнить, что уничтожать можно только недифференцированные страхи, если же страх дифференцирован — например, страх папы, который накажет, — то такие страхи уничтожать нельзя, так как на уровне бессознательном у маленького ребенка нет разницы между символическим убийством и реальным, это приводит к чувству вины);
• проигрывание страха;
• куклотерапия, работающая за счет отделения страха от самого ребенка и т.д.
Важным аспектом работы с детскими страхами является консультирование родителей с целью обучения их правильному отношению к детскому страху. Среди таких правил следующие:
• необходимо принимать страх ребенка, не наказывая за него;
• не стоит специально подвергать ребенка ситуации страха, так как метод «вбрасывания» неприемлем для хрупкой детской психики. Страх в этой ситуации не проходит, а лишь усиливается, приводя к неврозам;
• необходимо отвлекать ребенка каким-то интересным делом при возникновении страха;
• важно обсуждать с ребенком его страхи и способы их преодоления;
• важно не позволять ребенку манипулировать своими страхами , для достижения дополнительных выгод.
Необходимо помнить, что большинство детских страхов являются внушенными извне, чаще всего родителями. В этом случае консультирование должно касаться и родителей.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ АГРЕССИИ
Рассматривая вопросы консультирования агрессии, необходимо опираться на идею, что агрессия является нормативным свойством человека, т.е. присуща каждому. Человек не может обходиться без агрессии, реализуя себя в социуме. Здоровый уровень агрессии мы рассматриваем как активность, способность человека справляться с жизненными трудностями, отстаивать свое место под солнцем. В рамках консультирования агрессии, мы говорим о ненормативном уровне, т.е. более высоком или низком, чем норма. Для понимания ситуации консультирования агрессии нам необходимо выявить и четко определить, что мы понимаем под агрессией, выявить дисфункциональную структуру ее проявления и методы, позволяющие перевести агрессию в функциональный уровень.
Рассмотрим первоначально, что мы понимаем под агрессией и какие теории агрессии могут являться основанием для консультативного воздействия. На наш взгляд, достаточно надежное теоретическое обоснование агрессия получила в рамках психоаналитической теории, где она рассматривается как один из инстинкттивных механизмов приспособления к среде (3. Фрейд, А. Фрейд). С этой точки зрения адекватная агрессия должна соответствовать трем параметрам: выражаться в ситуации безопасности, быть направленной вовне и соответствовать стимулу. Нарушение любого из параметров будет рассматриваться как нарушение проявления агрессии. Так, если агрессия превышает стимул, например на невинное замечание в автобусе вы готовы драться, то мы говорим о нарушении агрессии. Такой подход объясняет ситуацию, почему ребенок, находясь в детском саду, не плачет, упав или ударившись, а при появлении родителя, который является гарантом безопасности, начинает плакать, злиться и раздражаться за весь прошедший день. То же самое касается направления Выражения агрессии. Нормативно, агрессия выражается на окружающих, смещение направления вызывает аутоагрессию, называемую чувством вины. Адекватное чувство вины необходимо нам для поддержания взаимодействия с окружающими (сохранение отношений). Неадекватное чувство вины приводит к нарушению взаимодействия с окружающим миром, высокой травматизации, жертвенности.
Консультирование, опирающееся на данную теоретическую позицию, должно быть направленно на выявление процесса, стоящего за проявлением нарушения, и его компенсацию. Это значит, что как заявку на работу с агрессией мы рассматриваем не только ситуацию повышения раздражительности, но и ситуацию отсутствия раздражительности, которая может сопровождаться двумя паттернами: 1) накопление агрессии, которая в дальнейшем будет выражена в виде вспышки гнева; 2) в виде аутоагрессии, проявляющейся в жертвенности, самонаказании, чувстве вины, высокой травматизации или соматизации. Кроме того, нам кажется необходимым опора на разделение базового и надстроечного уровня агрессии (А. Фрейд). Базовый уровень агрессии рассматривается как уровень, получаемый ребенком вследствии приспособления к окружающей среде в раннем детстве. А. Фрейд в принципе рассматривает инстинкты либидо и мортидо как единую инстинктивную энергию, дающуюся человеку от рождения. В зависимости от того, как проходит раннее детство, часть этой энергии используется на то, чтобы справиться с возникающими тревогами и неудобствами, оставшаяся часть уходит в либидо. Такой базовый уровень агрессии, как энергия, используемый для адаптации к окружающей среде, формируется в основном до года, закрепляется и в дальнейшем является практически неизменным. Это объясняет ситуацию, наблюдаемую в консультировании клиентов, чье детство похоже на перечень трагедий и сложностей. При работе с такими клиентами наблюдается следующая ситуация: после того как все детские проблемы клиента разрешаются и клиент уходит, стремясь к счастью, то, возвращаясь через некоторое время, он демонстрирует огромное количество новых проблем. Это связанно с высоким уровнем базовой агрессии, направленной на адаптацию к окружающей среде. Если у такого клиента нет ситуации, на которую он может тратить эту энергию, ему приходится такую ситуацию создавать или эта агрессия становится разрушительной для него самого (постоянное ощущение раздражения, плохо снимающееся какими-либо делами, алкоголем и т.д.). Единственной ситуацией, при которой базовый уровень агрессии может возрастать, это ситуация связанная с угрозой для жизни. Именно поэтому молодые люди, возращаясь после военных действий из горячих точек и получая в результате ряда ситуаций, угрожающих их жизни, повышение базового уровня агрессии, оказываются не способными вести прежний образ жизни. Так как базовый уровень становится высоким, то требуется дополнительные области для реализации агрессии как энергии. Выходом из такой ситуации может служить несколько вариантов поведения: возвращение в горячие точки, где возможен постоянный выплеск энергии; алкоголизм, способный снижать на время энергию; деятельность, связанная с опасностью (МЧС, милиция и т.д.); экстремальные виды спорта; бизнесе и т.д. Таким образом, в консультировании таких клиентов необходимо не только помочь решить насущные проблемы, но и организовать доступные способы выброса энергии (бизнес, спорт и т.д.).
Надстроечная агрессия связана с задачами сиюминутной ситуации, легко меняется. То есть если ситуация требует повышения активности и агрессии, то появляется эта энергия (например, в случае необходимости защиты себя или окружающих, или напряжения на работе), которая после окончания ситуации снижается. Существует и другой взгляд на агрессию, рассматривающий надстроечную (ситуативную агрессию), которая может быть как реактивной, вызванной фрустрацией, так и операциональной (привычный способ взаимодействия).
Первым этапом консультирования агрессивных клиентов должно быть выявление специфики агрессии, особенностей ее выражения. 3 норме, как мы уже обсуждали, агрессия выражается согласно стимулу, вовне и в безопасной ситуации (психоанализ). Среди основных нарушений выражения агрессии можно отметить: а) нарушение взаимоотношения стимул — реакция (агрессия накапливается и превышает стимул); б) смещение обьекта агрессии; в) агрессия пере водится во внутренний план (аутоагрессивное поведение, виктимизация, травматизация); г) выражение агрессии в опасной ситуации либо, наоборот, отсутствие выражения агрессии в результате расценивания окружающей обстановки как постоянно опасной, чаще в результате детского или пренатального опыта; д) постравматическая реактивная агрессия.
Существует широкий арсенал методов диагностики агрессии. Среди наиболее известных отмечают тест фрустрации Розенцвейга, «Нап d -тест (автор); тест Басса-Дарки; тест агрессивности Асннгера. Также могут использоваться шкалы из методик ММР I , СОП (для подростков); проективные методики Люшер, тест Сонди.
В дальнейшем работа с агрессией будет строиться исходя из специфики нарушения.
Второй этап консультирования — поиски причин деструктивной агрессивности. Среди причин агрессии рассматриваются: биологические, психологические и социальные. Исходя из ситуации возникновения агрессии и ее типа, нам необходимо найти способ отработки агрессии. Выделяются как минимум два основных направления:
• экстенсивный способ, направленный на глубокое исследование ситуации возникновения агрессии, погружение в нее, с последовательным и методичным разбором вызываемых чувств на те или иные действия или явления;
• экспрессивный метод, направленный на выплеск агрессии, дающий ее ситуативное снижение. Метод очень красочный и впечатляющий клиентов. Обычно клиенту предлагают выразить агрессию «здесь и сейчас» через различные действия (например, постучать по стулу, крикнуть, высказать и т.д.).
На наш взгляд, работа с агрессией должна строиться по следующему алгоритму:
1. В ситуации повышения надстроечной агрессии — выявление причин возникновения агрессии при выражении излишнего уровня по методу экспрессии.
2. В ситуации повышения базовой агрессии — определить круг проблем, связанных с высоким уровнем базовой агрессии. Выявить причины и проработать детские переживания. Найти клиенту несколько возможных способов регулярного выражения высокого уровня агрессии (бег, спортивные занятия, достижения, бизнес).
3. В случае если причины нарушения кроются в неадекватном способе выражения агрессии, необходимо определить детерминанты нарушения (например, родительские послания типа: «Если ты будешь злиться, мы не будем тебя любить...», «Злиться нельзя...» и т.д.). В консультировании необходимо отработать данную ситуацию и принять новые способы выражения агрессии. В данном направлении необходимо помочь клиенту сформировать правильное представление о правилах и способах социального выражения агрессии. Необходимо помнить, что первоначальное выражение агрессии в данной ситуации чаще всего разбалансированно и может быть превалирующей с нарушением стимулов для выражения. Это нормативно, так как клиент только учиться адекватному выражению агрессии, однако об этом нужно предупреждать клиента.
4. В случае если причиной нарушения является аутоагрессия, то в основе лежит ситуация, делающая выражение агрессии субъективно невозможным. Некоторые направления психологии к таким ситуациям относят: нарушение базовых прав человека на существование; пренатальные проблемы (угроза выкидыша); крайне агрессивное поведение родителей на детскую агрессию. В этой ситуации любое проявление агрессии рассматривается клиентом, как субъективно опасное. Консультирование таких клиентов должно идти от причины возникновения нарушения (обретение права на существование, достижение ощущения безопасности). Для подобных ситуаций хорошо использование телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, психоанализа, экзистенциональных методов. Методы когнитивного и бихевиорального планов не подходят.
5. Ситуация связана с отсутствием адекватных стратегий выражения агрессии, часто проявляется в детском и подростковом консультировании. Задача консультанта обучить в рамках занятий адекватным способам выражения агрессии. Для детского возраста это может быть игровая терапия, в которой отыгрываются травмы, связанные с агрессией, и происходит научение выражения агрессии, согласно правилам (игры с правилами). Ребенку необходимо объяснить правила выражения агрессии (например, «Меня нельзя кусать...», «Мы будем играть с тобой, сражаясь на мечах. Бить по рукам в игре нельзя...») и тщательно выполнять их в процессе консультирования. Если ребенок нарушает правила, мы прекращаем игру, озвучиваем свои чувства и предупреждаем о недопустимости такого поведения («Мне больно, когда ты бьешь мне по руке, и я не буду играть с тобой в этой ситуации...»). Продолжение игры возможно только в случае, если ребенок соблюдает правила.
6. Важным моментом, связанным с нарушением агрессивного плана, является неконтролируемая детская агрессия, обусловленная недифференцированным аффектом. Консультирование в этом случае связано с использованием холдинг-терапии. Неконтролируемая детская агрессия часто является следствием неумения родителей объективно выдерживать агрессию. В этой ситуации психолог играет родительскую роль и в его задачу входит выдерживание агрессии. В этой ситуации часто используют метод холдинг-терапии. Суть ее заключается в том, что специалист сажает ребенка себе на руки, обхватывая его таким образом, чтобы тот не мог вырваться и удерживает его, пока ребенок не успокоится. После чего, если ребенок снова начинает терять контроль над агрессией, специалист сначала предупреждает ребенка, что его придется удерживать, а в случае необходимости (если ребенок не справляется сам) повторяет процедуру удерживания. Обычно бывает достаточно одного-двух удерживаний, чтобы ребенок научился контролировать себя самостоятельно. Важным в данной работе является параллельное консультирование родителей этого ребенка, научить их выдерживать свою агрессию и агрессию окружающих.
7. Вопросы подростковой агрессии хотелось бы осветить отдельно, так как данная ситуация связанна даже не столько с отсутствием методов выражения, сколько с нормативным повышением агрессии. В этом случае психолог-консультант должен иметь необходимый арсенал подручных средств для выражения агрессии: боксерская груша, специальные ударные средства, не вызывающие боли, но громко звучащие, подушка, которую можно подбить и т.д. Достаточно часто средством для снижения подростковой агрессии, являются активные игры, танцевально-двигательная терапия, музыкотерапия, вокальное выражение себя. Необходимо позволить подростку выражать агрессию, обучая его социально приемлемым способам. Первоначально подростка с агрессией консультируют индивидуально с выявлением причин агрессивного поведения. После отработки индивидуальных причин возможна групповая работа. Однако при организации групповой работы с подростком необходимо помнить об эффекте консолидации (объединение) подростков, увеличивающей групповую агрессию. В рамках консультирования необходимо выработать адекватные формы проявления агрессии, найти подростку методы ее отреагирования. Это могут быть занятие спортом, музыкой, танцами. Важно учитывать, что чаще всего подростковая агрессия является защитной и поэтому направлена на отстаивание своей позиции по отношению к родителям и достижение социального признания. Поэтому хорошими способами реализации подростковой агрессии будут различные способы контроля за правопорядком, борьбы за общественное благо (начиная от команд, по типу тимуровцев или общества защиты животных). Учитывая то, что степень агрессивных проявлений будет зависеть от отношений в семье, необходима параллельная работа с семьей, направленная на овладение родителями навыков общения со своим ребенком.
8. Отдельное направление работы с агрессией — это консультирование людей, вернувшихся из горячих точек. В данном случае агрессия будет связанна с высоким уровнем базовой агрессии, о которой мы писали ранее, и телесно закрепленной готовности к моментальному ответу при возможной угрозе. Степень телесного напряжения этих людей велика, однако они его даже не замечают. Алгоритм работы с агрессией при такой проблеме делится на две составляющие:
• на первом этапе необходимо обучение клиента методам расслабления и фиксации расслабленного состояния в виде ощущений в теле. Навыки расслабления можно тренировать через стандартный аутотренинг (постепенное расслабление всех мышц) или метод Джекобсона (поэтапное напряжение мышц с последующим их расслаблением);
• после достижения навыка расслабления и его закрепления в ощущениях клиента обучают сознательному контролю агрессивного поведения. Для этого могут использоваться методы проговаривания намерений, которые дают возможность успеть задержать реакцию агрессии, успокоения, глубокого дыхания, счета и т.д.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 259.