Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.

Пример 60. Рассмотрим методику обоснования управленческого решения на примере (табл. 1).

 Таблица 1- Исходные данные

Показатели Значение показателя
1. Производственная мощность, шт. 100000
2. Цена реализации, руб. 200
3. Удельные переменные затраты, руб. 90
4. Постоянные затраты, тыс. руб. 7200

При таких условиях полная себестоимость одного изделия (С), прибыль (П), безубыточный объем продаж (VРПбезубыт. ) будут следующими:

;

.

В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов завода уменьшился до 30000 изделий. Постоянные и переменные затраты в сопоставимых ценах остались на том же уровне. Рассчитаем прибыль (П), безубыточный объем продаж (VРПбезубыт. ) и зону безопасности (ЗБ) продаж в изменившейся ситуации:

.

Такой результат объясняется высоким удельным весом постоянных расходов в сумме выручки. При снижении объема продаж постоянные расходы стали непосильными для предприятия. Для достижения безубыточного объема продаж данному предприятию необходимо увеличить выпуск продукции на 118% или на 35454 единицы.

Чтобы избежать убытков, предприятие будет искать выход из сложившейся ситуации. И если в это время поступит предложение от заказчика на выпуск продукции, которая требует несколько иной технологии и соответственно дополнительных постоянных затрат, то менеджеры предприятия могут принять такой заказ даже по ценам ниже критического уровня.

Допустим, заказчик согласился разместить заказ на 50000 изделий по цене 180 руб., которая ниже рыночного ее уровня. При этом предприятие должно дополнительно израсходовать на конструкторско-технологическую подготовку производства этой партии продукции 160 тыс. руб.

Выгодно ли это предприятию? На первый взгляд кажется, что не выгодно, так как цена реализации ниже себестоимости единицы продукции. Кроме того, потребуются дополнительные затраты на подготовку производства.

Сделаем экономическое обоснование решения о принятии дополнительного заказа на таких условиях:

С= +b= +90=182 руб.

П=VРП*(p-b)-A=30000*(200-90)+50000*(180-90)-7360000=440тыс.руб.

VРПКР =

VРПКР = (7 200 000 + 160 000) / [(30000/80000 * 200 + 50000/80000 * 180) – 90] = 7 360 000 / (187,5 -90) = 75 487 шт.

ЗБ= = *100=5,64%

Это доказывает, что даже на таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль.

Пример 60.1. Рассмотрим методику обоснования управленческого решения на примере (табл. 1).

 Таблица 1- Исходные данные

Показатели Значение показателя
1. Производственная мощность, шт. 200000
2. Цена реализации, руб. 250
3. Удельные переменные затраты, руб. 115
4. Постоянные затраты, тыс. руб. 15200

В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов завода уменьшился до 100000 изделий. Постоянные и переменные затраты в сопоставимых ценах остались на том же уровне. Допустим, заказчик согласился разместить заказ на 80000 изделий по цене 210 руб., которая ниже рыночного ее уровня. При этом предприятие должно дополнительно израсходовать на конструкторско-технологическую подготовку производства этой партии продукции 230 тыс. руб. Выгодно ли это предприятию?

17.11 Обоснование управленческого решения для выбора варианта цены на новое изделие

 

Важным фактором, от которого зависит прибыль предприятия, является уровень отпускных цен на продукцию.

Пример 61. Допустим, что фирма стоит перед выбором варианта цены на новое изделие, которое конкурент продает по цене 250 тыс. руб. Чтобы завоевать рынок сбыта, нужно обеспечить или более высокое качество продукции, или продавать ее по более низким ценам. Постоянные расходы, связанные с производством и сбытом этого изделия, составляют 2400 млн. руб., переменные— 80 тыс. руб. на единицу. Мощность предприятия, 25000 шт. Если улучшить качество изделия, то можно продать его по цене 100 тыс. руб., но при этом постоянные затраты увеличатся на 25% и составят 3000 млн. руб. Переменные расходы также возрастут на 25% и составят 100 тыс. руб. на единицу продукции. Необходимо проанализировать возможность установления цены в 300 и 200 тыс. руб. Для этого сделаем расчет прибыли и точки критического объема реализации продукции для этих двух вариантов (табл. 1).

Таблица 1-Исходные данные

Показатели

Варианты

Первый Второй
1. Цена реализации, тыс. руб. 300 200
2. Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб. 100 80
3. Постоянные затраты периода, млн. руб. 3000 2400
4. Маржа покрытия на единицу продукции, тыс. руб. 200 120
5.Точка безубыточности (критический объем продаж), шт. 15000 20000
6. Мощность предприятия, шт. 25000 25000
7. Прибыль, млн. руб. 2000 600

Как видно из таблицы, более выгоден для предприятия первый вариант, так как он обеспечивает наиболее высокую сумму прибыли и более низкий порог рентабельности. Чтобы обеспечить такую же сумму прибыли по второму варианту, необходимо производственную мощность увеличить до 36666 ед. ((2400000 + 2000000): 120).

 

Пример 61.1. Допустим, что фирма стоит перед выбором варианта цены на новое изделие, которое конкурент продает по цене 360 тыс. руб. Чтобы завоевать рынок сбыта, нужно обеспечить или более высокое качество продукции, или продавать ее по более низким ценам. Постоянные расходы, связанные с производством и сбытом этого изделия, составляют 3550 млн. руб., переменные — 120 тыс. руб. на единицу. Мощность предприятия, 33000 шт. Если улучшить качество изделия, то можно продать его по цене 180 тыс. руб., но при этом постоянные затраты увеличатся на 20%. Переменные расходы также возрастут на 20%. Необходимо проанализировать возможность установления цены в 400 и 300 тыс. руб. и сделать расчет прибыли и точки критического объема реализации продукции для этих двух вариантов (табл. 1).

Таблица 1-Исходные данные

Показатели

Варианты

Первый Второй
1. Цена реализации, тыс. руб.    
2. Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб.    
3. Постоянные затраты периода, млн. руб.    
4. Маржа покрытия на единицу продукции, тыс. руб.    
5.Точка безубыточности (критический объем продаж), шт.    
6. Мощность предприятия, шт.    
7. Прибыль, млн. руб.    

17.12 Выбор варианта снижения цены для сохранения объема продаж

 

Выбор того или иного варианта по цене зависит от конъюнктуры рынка. Во время производственного бума предприниматели стремятся увеличить объем производства и реализации продукции «любой ценой», а в периоды спада детально изучается каждая статья затрат, осуществляется поиск резервов экономии постоянных и переменных расходов.

В условиях конкуренции предприятиям часто приходится идти на снижение уровня цен, чтобы не снизить оборот по реализации.

Пример 62. Например, цены у конкурентов ниже на 5—7%, из-за чего оборот предприятия в последнее время несколько уменьшился. Чтобы отвоевать рынок сбыта, предприятие решило снизить цены на 10% (с 300 до 270 тыс. руб.), надеясь при этом сохранить ту же прибыль за счет увеличения объема продаж. В таком случае предприятию придется решать задачу увеличения оборота по реализации, чтобы компенсировать потери от снижения цен и рост постоянных затрат на 5 % в связи с расширением производства. Рассмотрим показатели до изменения цены (ситуация 1) и после ее изменения (ситуация 2) (табл. 1).

Таблица 1a - Исходные данные

Показатели Ситуация 1 Ситуация 2
Цена реализации, тыс. руб. 300 270
Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб. 100 100
Мощность предприятия, шт. 25000 25000
 Выручка, млн. руб. 7500 6750
Сумма переменных затрат, млн. руб. 2500 2500
Постоянные затраты, млн. руб. +5% 3000 3150
Маржа покрытия, млн. руб. 5000 4250
Доля маржи покрытия в выручке 0,666 0,62963
Прибыль, млн. руб. 2000 2000

Необходимая сумма выручки от реализации продукции для компенсации суммы постоянных затрат и получения той же прибыли определяется делением возросшей суммы постоянных затрат и суммы прежней прибыли на долю маржи покрытия в изменившейся ситуации:

Предприятие в этой ситуации должно произвести 30300 изделий, чтобы при цене 270 тыс. руб. получить выручку в сумме 8180 млн. руб.

При этом его переменные издержки составят 3030 млн. руб., постоянные— 3150 млн. руб., а прибыль— 2000 млн. руб.

Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование критических и предельных величин позволит более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для поиска наиболее оптимального и получить более точные прогнозы. Использование этой методики в практике работы предприятий будет способствовать более эффективному управлению процессом формирования затрат и финансовых результатов.

Пример 62.1. По данным таблицы 1a (вариант 1) рассмотреть ситуацию, когда, чтобы отвоевать рынок сбыта, предприятие решило снизить цены на 8%, надеясь при этом сохранить ту же прибыль за счет увеличения объема продаж. В таком случае предприятию придется решать задачу увеличения оборота по реализации, чтобы компенсировать потери от снижения цен и рост постоянных затрат на 10 % в связи с расширением производства.

 

Таблица 1 - Исходные данные

Показатели Ситуация 1 Ситуация 2
Цена реализации, тыс. руб.    
Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб.    
Мощность предприятия, шт.    
 Выручка, млн. руб.    
Сумма переменных затрат, млн. руб.    
Постоянные затраты, млн. руб. +5%    
Маржа покрытия, млн. руб.    
Доля маржи покрытия в выручке    
Прибыль, млн. руб.    

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.