Собственное производство и поставки со стороны являются альтернативными формами получения предприятием необходимых продуктов и услуг. Оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и т.п. содействует минимизации затрат и увеличению прибыли.
Рассмотрим методику обоснования управленческого решения на примере.
Пример 58. Для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 200тыс. руб. в год, а переменные расходы на единицу продукции— 100руб. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 150руб. за единицу. Какое решение более выгодно?
Для этого необходимо приравнять затраты по обоим вариантам.
Стоимость приобретенных деталей можно выразить следующим образом: З= bх, где b— цена одной детали; х— требуемое количество деталей в год. Себестоимость производства деталей будет включать постоянные и переменные затраты: З=А+bх.
Определим, при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадет: b1x1=a+b2x2
150x=200000+100x
50x=200000
X=4000ед.
Расчеты показывают, что при годовой потребности в 4000 ед. расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При потребности свыше 4000 ед. в год более экономным является собственное производство, а при меньшей потребности для предприятия более выгодно их покупать.
Аналогичным образом можно обосновать выгодность создания собственного парка грузовых автомобилей, создания собственной ремонтной, строительной базы, собственных маркетинговых исследований рынка, создания собственных программных продуктов и т.д.
Пример 58.1.
Для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 3422 тыс. руб. в год, а переменные расходы на единицу продукции— 1564 руб. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 1723 руб. за единицу. Какое решение более выгодно?
17.9 Обоснование управленческого решения при выборе варианта технологии производства
Важным источником сокращения затрат и увеличения суммы прибыли является выбор из нескольких альтернативных оптимального варианта технологии производства.
Рассмотрим методику обоснования управленческого решения на примере.
Пример 59 . Вариант технологии производства А. Компания приобретает детали, производит сборку готовых изделий, а затем их продает. Затраты при этом составляют:
· постоянные— 400 млн. руб. в год;
· переменные— 170тыс. руб. на единицу продукции.
Вариант технологии производства В. Компания покупает дополнительно оборудование, которое позволяет выполнить некоторые технологические операции в собственных помещениях. При этом затраты составят: постоянные— 925 млн. руб., переменные— 100тыс. руб. на единицу продукции.
Максимально возможная производственная мощность по двум вариантам— 10000 изделий в год. Цена реализации одного изделия — 250 тыс. руб.
Как видно, вариант А имеет более высокие переменные, но более низкие постоянные затраты. Более высокие постоянные затраты по варианту В включают дополнительные суммы амортизации нового оборудования и помещений, а также расходы на выплату процентов по облигациям, которые были выпущены для мобилизации средств на закупку оборудования. Расчетный объем производства не дан. Максимальный спрос ограничен производственной мощностью 10000 ед. Поэтому мы можем определить по каждому варианту максимальную прибыль и порог рентабельности (табл. 1).
Таблица 1 -Исходные данные по вариантам А и В
Показатели | Вариант А | Вариант В |
1. Производственная мощность, шт. | 10000 | 10000 |
2. Цена реализации, тыс. руб. | 250 | 250 |
3. Удельные переменные затраты, тыс. руб. | 170 | 100 |
4. Маржа покрытия на изделие, тыс. руб. стр.2- стр.3 | 80 | 150 |
5. Маржа покрытия на весь выпуск, млн руб. стр.2 × стр.1 - стр.3 × стр.1 | 800 | 1500 |
6. Постоянные затраты, млн руб. | 400 | 925 |
7. Прибыль, млн руб. (стр.2 × стр.1) - (стр.3× стр. 1 + стр.6) | 400 | 575 |
8. Безубыточный объем продаж, шт. |
Вариант В обеспечивает более высокую прибыль. Однако при первом варианте технологии порог рентабельности более низкий, а это значит, что при росте спроса прибыль будет получена быстрее. Кроме того, при малых объемах спроса вариант А дает более высокую прибыль или меньшие убытки.
Если вариант А более доходный при малых объемах реализации, а вариант В — при больших объемах, то должна быть какая-то точка пересечения, в которой оба варианта имеют одинаковую суммарную прибыль при одинаковом общем объеме реализации продукции.
Для этого допустим, что объем реализации, при котором оба варианта дают одинаковую прибыль, равен х единицам. Сумма операционной прибыли есть суммарная маржинальная прибыль минус постоянные затраты, а суммарную маржинальную прибыль можно представить в виде ставки маржинальной прибыли на единицу продукции, умноженной на x единиц:
П=МП-А=Смп* х - А
Отсюда прибыль равна:
· по варианту А: 80x - 400000
· по варианту В:150x - 925000.
С учетом того, что при объеме реализации х единиц прибыль одинаковая, получим: 80х – 400000=150х -925000
70х=400000-150х-925000
70х=525000
Х=7500ед.
Таблица 2 - Сводные данные по результатам анализа
Показатели | Вариант А | Вариант В |
Маржинальная прибыль | (80 × 7500) = 600000 | (150 × 7500) = 1125000 |
Постоянные затраты | 400000 | 925000 |
Прибыль | 200000 | 200000 |
Таким образом, вариант А является более выгодным до 7500 ед. Если же ожидается, что спрос превысит 7500 ед., то более выгодным будет вариант В. Поэтому нужно изучить и оценить спрос на этот вид продукции (табл. 2).
Пример 59.1.
Таблица 1 -Исходные данные по вариантам А и В
Показатели | Вариант А | Вариант В |
1. Производственная мощность, шт. | 15000 | 15000 |
2. Цена реализации, тыс. руб. | 350 | 350 |
3. Удельные переменные затраты, тыс. руб. | 186 | 125 |
4. Маржа покрытия на изделие, тыс. руб. стр.2- стр.3 | ||
5. Маржа покрытия на весь выпуск, млн руб. стр.2 × стр.1 - стр.3 × стр.1 | ||
6. Постоянные затраты, млн руб. | ||
7. Прибыль, млн руб. (стр.2 × стр.1) - (стр.3× стр. 1 + стр.6) | ||
8. Безубыточный объем продаж, шт. |
Определить по каждому варианту максимальную прибыль и порог рентабельности и обосновать управленческое решение при выборе варианта технологии производства.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 296.