Анализ в принятии управленческих решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выбор варианта объема производства при разных факторах

Пример 49. Предприятие производит изделие “Z”, продажная цена единицы которого — 25 д. е., переменные затраты на единицу продук­ции составляют 9 д. е. Сметные постоянные затраты предприятия за год равняются 240 тыс. д. е., а операционная прибыль (прибыль от про­даж) при продаже 26 тыс. изделий составит 176 тыс. д. е. Руководство предприятия считает величину сметной операционной прибыли недо­статочно высокой, в связи с чем аналитикам предприятия предложено рассмотреть несколько ситуаций, смоделированных с учетом производ­ственных возможностей предприятия и потребностей рынка (таблица 1).

Таблица 1- Значения факторов, влияющих на точку безубыточности и операционную прибыль

Факторы Базисная 1 2 3 4
Постоянные затраты, д. е. 240000 240000 240000 240000 390000
Переменные затраты, д. е. 9 9 9 12 9
Продажная цена, д. е. 25 27 22,5 35 25
Количество продаж, изде­лий 26000 24440 29900 18720 35100

1. Продажная цена увеличивается на 8%, что приведет к снижению количества продаж на 6%.

2. Продажная цена снижается на 10%, что обеспечит рост количе­ства продаж на 15%.

3. Потребительские характеристики изделия улучшаются, что при­ведет к росту переменных затрат на 3 д. е. на одно изделие, позво­лит повысить цену на 40%, однако продажи снизятся на 28%.

4. Проводится агрессивная рекламная кампания по продвижению продукции предприятия, на что потребуется 150 тыс. д. е. и что позволит увеличить объем продаж на 35%.

В табл. 1 приведены характеристики рассматриваемых ситуаций. Для каждой из ситуаций необходимо определить точку безубыточ­ности и рассчитать величину операционной прибыли.

Определим точку безубыточности для базисной ситуации:

 

Количество продаж, которые обеспечивают прибыль:

26000 – 15000 = 11000 изделий.

В этом случае величина маржинального дохода составит:

27- 9= 18 д. е.

Точка безубыточности, соответственно:

240000 : 18 = 13334 изделия.

Количество продаж, которые обеспечат получение прибыли:

24440 – 13334 = 11106 изделий, а величина прибыли — 18 х 11106 = 199908 д. е.

Как показывает анализ, при реализации первой ситуации повышение цены на 8% обеспечит рост маржинального дохода на 12,5% (18 против 16 д. е.), что приведет к снижению значения точки безубыточности на 1666 изделий (15 000-13 334). Несмотря на снижение продаж на 6%, увеличение количества продаж, непосредственно приносящих прибыль, на 106 изделий и, главное, существенный рост маржинального дохода обеспечат увеличение прибыли почти на 24 000 д. е. или более чем на 13% (199 908 против 176 000 д. е.).

При реализации второй ситуации величина маржинального дохода будет равняться:

22,5 – 9 = 13,5 д. е.

Точка безубыточности:

240000 : 13,5 = 17778 изделий.

Количество изделий, непосредственно приносящих прибыль:

29900 – 17778 = 12122 изделия.

Величина прибыли в этом случае:

13,5 х 12122 =163647 д. е.

Снижение продажной цены на 10% приводит к падению величины маржинального дохода на 15,6% (13,5 против 16 д. е.), росту значения точки безубыточности на 17,8% (17 778 против 15 000 изделий). В ре­зультате увеличения количества продаж на 15% на 10% выросли про­дажи, непосредственно обеспечивающие получение прибыли (12 122 против 110 00 изделий), что, однако, не компенсировало снижение мар­жинального дохода. В конечном итоге прибыль в случае реализации данного сценария снизится на 7% по сравнению с базисным значением (163 647 против 176 000 д. е.).

Маржинальный доход в 3-й ситуации составит:

35 – 12 =23 д. е.

Точка безубыточности:

240000 : 23 = 10435 изделий.

Количество изделий, непосредственно приносящих прибыль:

18720 – 10435 = 8285 изделий. Величина прибыли:

23 х 8285 = 190555 д. е.

В рассматриваемой ситуации резкое повышение цены (на 40%), не­смотря на существенный рост переменных затрат (с 9 до 12 д. е., т. Е. на 33%), приводит к увеличению маржинального дохода почти на 44% (23 против 16 д. е.). В результате этого значение точки безубыточности снижается на 30% (10 435 против 15 000 д. е.). Однако снижение коли­чества продаж на 28% приводит к уменьшению количества изделий, реализация которых непосредственно приносит прибыль почти на 25% по сравнению с базисным значением (8285 против 11 000 д. е.).

В конечном итоге прибыль составит 190 555 д. е., т. Е. вырастет на 10,8% по сравнению с исходной величиной, но будет меньше, чем в пер­вой ситуации, почти на 5%.

Анализ последней из рассматриваемых ситуаций показывает, что, поскольку ни цена, ни переменные затраты не изменяются, величина маржинального дохода, как и в базисном варианте, равняется 16 д. е.

Постоянные затраты увеличиваются на 150 тыс. д. е. и составляют 390000 д. е., а значение точки безубыточности:

390000 : 16 = 24 375 изделий.

Количество изделий, реализация которых непосредственно прино­сит прибыль: 35100 – 24 375 = 10 725 изделий.

Величина прибыли составит: 16 х 10725 =171600 д. е.

Таким образом, резкое повышение уровня постоянных затрат (на 150 тыс. д. е., или на 62,5%) приведет к росту значения точки безубы­точности на эту же величину. Несмотря на значительное увеличение количества продаж, число изделий, непосредственно приносящих при­быль, снизилось по сравнению с базисным на 275 изделий (10 725 про­тив 11 000), что при неизменном значении маржинального дохода при­вело к уменьшению прибыли на 4400 д. е. (16 д. е. х 275), т. Е. 176000 – 171600 =4400 д. е.

В табл. 2 представлены результаты осуществленного ситуацион­ного моделирования.

Таблица 2. Результаты анализа соотношения “Постоянные затраты-переменные затраты-объем продаж –прибыль”

Ситуации Показатели Базисная 1 2 3 4
Значение точки без­убыточности, изделий 15000 13334 17778 10435 24375
Количество продаж, непосредственно обес­печивающих получение прибыли, изделий 11000 11106 12122 8285 10725
Операционная прибыль (прибыль от продаж), д. е. 176000 199908 (199920)* 163647 (163650)* 190555 (190560)* 171600

* В результате округления количества продаж, обеспечивающих достижение безубыточности, до целого числа значение операционной прибыли несколько отличается от ее величины, рассчитанной без выделения точки безубыточности.

Результаты анализа соотношения “Постоянные затраты—перемен­ные затраты – объем продаж – прибыль” показывают, что вторая и чет­вертая ситуации неприемлемы, так как в случае их реализации вели­чина прибыли будет меньше базисной. Прибыль, превышающая базисную, обеспечивается в ситуациях 1 и 2, т. Е. в тех случаях, когда предприятие планирует повысить цены при одновременном снижении объема продаж.

При выборе одного из этих вариантов, результаты реализации кото­рых близки, следует проверить данные маркетинговых исследований для выяснения того, не окажется ли снижение продаж в результате роста цен более резким, чем это предполагается. В первую очередь это касается третьей ситуации, когда цена продаж вырастет на 40%.

Следует обратить внимание на то, что при анализе рассматриваемо­го соотношения снимаются некоторые допущения, принимаемые при анализе безубыточности. Речь в первую очередь идет о допущениях, согласно которым продажная цена и переменные затраты на единицу продукции не изменяются. Кроме того, снимается допущение относи­тельно неизменности уровня постоянных затрат.

Пример 49.1. Предприятие производит изделие “Z”, продажная цена единицы которого — 25 д. е., переменные затраты на единицу продук­ции составляют 9 д. е. Сметные постоянные затраты предприятия за год равняются 240 тыс. д. е., а операционная прибыль (прибыль от про­даж) при продаже 26 тыс. изделий составит 176 тыс. д. е. Руководство предприятия считает величину сметной операционной прибыли недо­статочно высокой, в связи с чем аналитикам предприятия предложено рассмотреть несколько ситуаций, смоделированных с учетом производ­ственных возможностей предприятия и потребностей рынка (таблица 1).

 

Таблица 1 - Значения факторов, влияющих на точку безубыточности и операционную прибыль

Факторы Базисная 1 2 3 4
Постоянные затраты, д. е. 154000 154000 154000 154000 230000
Переменные затраты, д. е. 15 15 15 18 15
Продажная цена, д. е. 40 42 38 44 40
Количество продаж, изде­лий 21500 22000 30100 19252 44100

1. Продажная цена увеличивается на 6%, что приведет к снижению количества продаж на 4%.

2. Продажная цена снижается на 8%, что обеспечит рост количе­ства продаж на 12%.

3. Потребительские характеристики изделия улучшаются, что при­ведет к росту переменных затрат на 5 д. е. на одно изделие, позво­лит повысить цену на 38%, однако продажи снизятся на 26%.

4. Проводится агрессивная рекламная кампания по продвижению продукции предприятия, на что потребуется 215 тыс. д. е. и что позволит увеличить объем продаж на 48%.

В табл. 1 приведены характеристики рассматриваемых ситуаций. Для каждой из ситуаций необходимо определить точку безубыточ­ности и рассчитать величину операционной прибыли.

Прогнозирование критического объема реализации на примере реализации изделия

Пример 50. Рассмотрим последовательность прогнозирования критического объема реализации на примере реализации изделия К1 .

Дата: 2018-12-28, просмотров: 245.