Выбор варианта объема производства при разных факторах
Пример 49. Предприятие производит изделие “Z”, продажная цена единицы которого — 25 д. е., переменные затраты на единицу продукции составляют 9 д. е. Сметные постоянные затраты предприятия за год равняются 240 тыс. д. е., а операционная прибыль (прибыль от продаж) при продаже 26 тыс. изделий составит 176 тыс. д. е. Руководство предприятия считает величину сметной операционной прибыли недостаточно высокой, в связи с чем аналитикам предприятия предложено рассмотреть несколько ситуаций, смоделированных с учетом производственных возможностей предприятия и потребностей рынка (таблица 1).
Таблица 1- Значения факторов, влияющих на точку безубыточности и операционную прибыль
Факторы | Базисная | 1 | 2 | 3 | 4 |
Постоянные затраты, д. е. | 240000 | 240000 | 240000 | 240000 | 390000 |
Переменные затраты, д. е. | 9 | 9 | 9 | 12 | 9 |
Продажная цена, д. е. | 25 | 27 | 22,5 | 35 | 25 |
Количество продаж, изделий | 26000 | 24440 | 29900 | 18720 | 35100 |
1. Продажная цена увеличивается на 8%, что приведет к снижению количества продаж на 6%.
2. Продажная цена снижается на 10%, что обеспечит рост количества продаж на 15%.
3. Потребительские характеристики изделия улучшаются, что приведет к росту переменных затрат на 3 д. е. на одно изделие, позволит повысить цену на 40%, однако продажи снизятся на 28%.
4. Проводится агрессивная рекламная кампания по продвижению продукции предприятия, на что потребуется 150 тыс. д. е. и что позволит увеличить объем продаж на 35%.
В табл. 1 приведены характеристики рассматриваемых ситуаций. Для каждой из ситуаций необходимо определить точку безубыточности и рассчитать величину операционной прибыли.
Определим точку безубыточности для базисной ситуации:
Количество продаж, которые обеспечивают прибыль:
26000 – 15000 = 11000 изделий.
В этом случае величина маржинального дохода составит:
27- 9= 18 д. е.
Точка безубыточности, соответственно:
240000 : 18 = 13334 изделия.
Количество продаж, которые обеспечат получение прибыли:
24440 – 13334 = 11106 изделий, а величина прибыли — 18 х 11106 = 199908 д. е.
Как показывает анализ, при реализации первой ситуации повышение цены на 8% обеспечит рост маржинального дохода на 12,5% (18 против 16 д. е.), что приведет к снижению значения точки безубыточности на 1666 изделий (15 000-13 334). Несмотря на снижение продаж на 6%, увеличение количества продаж, непосредственно приносящих прибыль, на 106 изделий и, главное, существенный рост маржинального дохода обеспечат увеличение прибыли почти на 24 000 д. е. или более чем на 13% (199 908 против 176 000 д. е.).
При реализации второй ситуации величина маржинального дохода будет равняться:
22,5 – 9 = 13,5 д. е.
Точка безубыточности:
240000 : 13,5 = 17778 изделий.
Количество изделий, непосредственно приносящих прибыль:
29900 – 17778 = 12122 изделия.
Величина прибыли в этом случае:
13,5 х 12122 =163647 д. е.
Снижение продажной цены на 10% приводит к падению величины маржинального дохода на 15,6% (13,5 против 16 д. е.), росту значения точки безубыточности на 17,8% (17 778 против 15 000 изделий). В результате увеличения количества продаж на 15% на 10% выросли продажи, непосредственно обеспечивающие получение прибыли (12 122 против 110 00 изделий), что, однако, не компенсировало снижение маржинального дохода. В конечном итоге прибыль в случае реализации данного сценария снизится на 7% по сравнению с базисным значением (163 647 против 176 000 д. е.).
Маржинальный доход в 3-й ситуации составит:
35 – 12 =23 д. е.
Точка безубыточности:
240000 : 23 = 10435 изделий.
Количество изделий, непосредственно приносящих прибыль:
18720 – 10435 = 8285 изделий. Величина прибыли:
23 х 8285 = 190555 д. е.
В рассматриваемой ситуации резкое повышение цены (на 40%), несмотря на существенный рост переменных затрат (с 9 до 12 д. е., т. Е. на 33%), приводит к увеличению маржинального дохода почти на 44% (23 против 16 д. е.). В результате этого значение точки безубыточности снижается на 30% (10 435 против 15 000 д. е.). Однако снижение количества продаж на 28% приводит к уменьшению количества изделий, реализация которых непосредственно приносит прибыль почти на 25% по сравнению с базисным значением (8285 против 11 000 д. е.).
В конечном итоге прибыль составит 190 555 д. е., т. Е. вырастет на 10,8% по сравнению с исходной величиной, но будет меньше, чем в первой ситуации, почти на 5%.
Анализ последней из рассматриваемых ситуаций показывает, что, поскольку ни цена, ни переменные затраты не изменяются, величина маржинального дохода, как и в базисном варианте, равняется 16 д. е.
Постоянные затраты увеличиваются на 150 тыс. д. е. и составляют 390000 д. е., а значение точки безубыточности:
390000 : 16 = 24 375 изделий.
Количество изделий, реализация которых непосредственно приносит прибыль: 35100 – 24 375 = 10 725 изделий.
Величина прибыли составит: 16 х 10725 =171600 д. е.
Таким образом, резкое повышение уровня постоянных затрат (на 150 тыс. д. е., или на 62,5%) приведет к росту значения точки безубыточности на эту же величину. Несмотря на значительное увеличение количества продаж, число изделий, непосредственно приносящих прибыль, снизилось по сравнению с базисным на 275 изделий (10 725 против 11 000), что при неизменном значении маржинального дохода привело к уменьшению прибыли на 4400 д. е. (16 д. е. х 275), т. Е. 176000 – 171600 =4400 д. е.
В табл. 2 представлены результаты осуществленного ситуационного моделирования.
Таблица 2. Результаты анализа соотношения “Постоянные затраты-переменные затраты-объем продаж –прибыль”
Ситуации Показатели | Базисная | 1 | 2 | 3 | 4 |
Значение точки безубыточности, изделий | 15000 | 13334 | 17778 | 10435 | 24375 |
Количество продаж, непосредственно обеспечивающих получение прибыли, изделий | 11000 | 11106 | 12122 | 8285 | 10725 |
Операционная прибыль (прибыль от продаж), д. е. | 176000 | 199908 (199920)* | 163647 (163650)* | 190555 (190560)* | 171600 |
* В результате округления количества продаж, обеспечивающих достижение безубыточности, до целого числа значение операционной прибыли несколько отличается от ее величины, рассчитанной без выделения точки безубыточности.
Результаты анализа соотношения “Постоянные затраты—переменные затраты – объем продаж – прибыль” показывают, что вторая и четвертая ситуации неприемлемы, так как в случае их реализации величина прибыли будет меньше базисной. Прибыль, превышающая базисную, обеспечивается в ситуациях 1 и 2, т. Е. в тех случаях, когда предприятие планирует повысить цены при одновременном снижении объема продаж.
При выборе одного из этих вариантов, результаты реализации которых близки, следует проверить данные маркетинговых исследований для выяснения того, не окажется ли снижение продаж в результате роста цен более резким, чем это предполагается. В первую очередь это касается третьей ситуации, когда цена продаж вырастет на 40%.
Следует обратить внимание на то, что при анализе рассматриваемого соотношения снимаются некоторые допущения, принимаемые при анализе безубыточности. Речь в первую очередь идет о допущениях, согласно которым продажная цена и переменные затраты на единицу продукции не изменяются. Кроме того, снимается допущение относительно неизменности уровня постоянных затрат.
Пример 49.1. Предприятие производит изделие “Z”, продажная цена единицы которого — 25 д. е., переменные затраты на единицу продукции составляют 9 д. е. Сметные постоянные затраты предприятия за год равняются 240 тыс. д. е., а операционная прибыль (прибыль от продаж) при продаже 26 тыс. изделий составит 176 тыс. д. е. Руководство предприятия считает величину сметной операционной прибыли недостаточно высокой, в связи с чем аналитикам предприятия предложено рассмотреть несколько ситуаций, смоделированных с учетом производственных возможностей предприятия и потребностей рынка (таблица 1).
Таблица 1 - Значения факторов, влияющих на точку безубыточности и операционную прибыль
Факторы | Базисная | 1 | 2 | 3 | 4 |
Постоянные затраты, д. е. | 154000 | 154000 | 154000 | 154000 | 230000 |
Переменные затраты, д. е. | 15 | 15 | 15 | 18 | 15 |
Продажная цена, д. е. | 40 | 42 | 38 | 44 | 40 |
Количество продаж, изделий | 21500 | 22000 | 30100 | 19252 | 44100 |
1. Продажная цена увеличивается на 6%, что приведет к снижению количества продаж на 4%.
2. Продажная цена снижается на 8%, что обеспечит рост количества продаж на 12%.
3. Потребительские характеристики изделия улучшаются, что приведет к росту переменных затрат на 5 д. е. на одно изделие, позволит повысить цену на 38%, однако продажи снизятся на 26%.
4. Проводится агрессивная рекламная кампания по продвижению продукции предприятия, на что потребуется 215 тыс. д. е. и что позволит увеличить объем продаж на 48%.
В табл. 1 приведены характеристики рассматриваемых ситуаций. Для каждой из ситуаций необходимо определить точку безубыточности и рассчитать величину операционной прибыли.
Прогнозирование критического объема реализации на примере реализации изделия
Пример 50. Рассмотрим последовательность прогнозирования критического объема реализации на примере реализации изделия К1 .
Дата: 2018-12-28, просмотров: 283.