Основы маржинального анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пример 44. Допустим, постоянные затраты фирмы «Свет» за год составляют 32860 руб, а выпуск продукции за тот же период – 23320 изделий. В этом случае постоянные затраты на одно изделие равны 1,4 руб. Если же объем производства составит 16430 изделий, то постоянные затраты на единицу будут равны 2 руб. Следовательно, при неизменности цены прибыль/на единицу продукции уменьшается. Таким образом, при разных уровнях производства удельная прибыль на единицу продукции непостоянна. Очевидно, что считать удельные постоянные затраты лишено смысла. Для нашего примера: q = 23320 шт.; p =4,24 руб; c = 32860 руб; v = 1,272 руб.

Чистая прибыль составит: NP = 4,24*23320 – (32860+1,272*23320)=36353,76 (руб), что подтверждает сделанный вывод.

Тогда для нашего варианта примера точка безубыточности есть:

4,24q = 32860+1,272q , отсюда 4,24q-1,272q = 32860 , 2,968q =32860 ,

q = 11071,429 (шт.).

Для определения точки безубыточности можно также использовать показатель ставки валовой, или маржинальной, прибыли (MR): MR = p – v ,

Подтвердим правильность нашего расчета.

Объем выручки от реализации объема, обеспечивающего безубыточность деятельности предприятия: 4,24*11071,429=46942,859 (руб)

Совокупные переменные затраты: 1,272*11071,429= 14082,858(руб)

Прибыль за вычетом переменных затрат: 46942,859 – 14082,858= 32860(руб). Постоянные затраты 32860(руб) . Прибыль 0

Заметим, что прибыль за вычетом переменных затрат равна маржинальной прибыли на объем продаж.

Для нашего примера: 2,968*11071,429= 32860 (руб).

Вывод: Пороговая выручка равна 46 942,859 руб, а пороговый объем продаж составит 11071,429шт.

Пример 44.1. Постоянные затраты фирмы «Пламя» за год составляют 425899 руб, а выпуск продукции за тот же период – 125849 изделий. В этом случае постоянные затраты на одно изделие равны 3,38 руб., а переменные v = 4,05 руб, p =15,15 руб.

Определить совокупную маржинальную прибыль, переменные затраты и пороговую выручку и пороговый объем продаж.

Пример 45. Поскольку на спрос влияет множество факторов, не зависящих от производителя или торгующей организации, и не всегда предсказуемых с высокой степенью точности, результаты прогноза и оценки спроса нельзя считать достаточно надежными. В этих условиях необходимо знать, насколько предприятие может снизить объем реализации, не потерпев при этом убытка, для чего следует провести анализ разницы между фактическим, плановым и безубыточным объемами реализации.

Предположим, предприятие продает продукцию по цене 9,54 ДЕ за каждое изделие. Переменные затраты составляют 6,36 ДЕ, а постоянные - 20 000 ДЕ. Запланированный объем реализации - 10 600 изделий.

Тогда плановая совокупная маржинальная прибыль:

∑MRпл =(9,54 – 6,36)*10 600 = 33708(ДЕ).

Чистая прибыль: NP = 33 708 - 20 000 = 13 708 (ДЕ).

Критический объем продаж: Qкр = 20 000 : (9,54 – 6,36) = 6 289 (шт.) (точка безубыточности).

Таким образом, предприятие не может, не потерпев убытка, реализовать менее 6289 изделий. Разница между плановым (qпл) и критическим объемами реализации называется зоной безопасности (кромкой, порогом безопасности). В нашем примере она составляет 4311 изделий (10 600 - 6 289 = 4311).

Кроме абсолютного вычисляют и относительный уровень безопасности. Он равен величине зоны безопасности, деленной на плановый объем реализации, и обычно исчисляется в процентах. Зона безопасности = Qпл – Qкр . Уровень безопасности = Вывод: для нашего примера уровень безопасности составляет = 40,7% . Следовательно, если фактический объем реализации окажется меньше запланированного более чем на 40,7%, то предприятие перешагнет порог безопасности и понесет убыток.

Пример 45.1. Предположим, предприятие продает продукцию по цене 1850 руб. за каждое изделие. Переменные затраты составляют 1254 руб., а постоянные – 3307 тыс. руб. Запланированный объем реализации - 10 550 изделий.

Определить совокупную маржинальную прибыль, абсолютный и относительный уровень безопасности.

 

Задача 46. Определите запланированную прибыль при следующих данных.

Таблица 1- Данные для маржинального анализа

Показатели Значение показателя
1. Производственная мощность предприятия (VРП), шт. 1000
2. Цена изделия (р), руб. 20
3. Выручка (В), руб. стр.1 × стр.2 20000
4. Постоянные затраты (А), руб. 4000
5. Переменные расходы на единицу продукции (b), руб. 12
6. Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер ), руб. стр.5 × стр.1. 12000
7. Прибыль от реализации продукции (П), руб. стр.3 - стр.4 - стр.6 4000
8. Маржинальная прибыль (маржа покрытия) (МП), руб. стр.3 - стр.6 8000
9. Доля маржинальной прибыли в выручке (УДмп) стр.8 / стр.3 0,4
10. Ставка маржинальной прибыли (Смп), руб. стр.2 - стр. 5 8
11. Планируемая прибыль от реализации продукции (П), руб.стр.7+ 10% 4400

 

С использованием исходных данных определим точку безубыточности в натуральном и стоимостном выражении и в процентах:

;

;

;

Далее определим зону безопасности в натуральном и стоимостном выражении и в процентах:

;

;

;

.

Определим, сколько предприятию потребуется производить и реализовывать продукции в натуральном и стоимостном выражении, чтобы получить планируемую прибыль:

;

Вывод. В нашем примере точка безубыточности расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции, т.е. это составит 500 единиц продукции или 10000 руб.

Если пакет заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

После достижения точки безубыточности каждая последующая произведенная единица продукции будет приносить предприятию прибыль: ставка маржинальной прибыли (СМП ) = 8 руб.

Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, т.е. в пределах 500 шт. или 10000 руб. предприятие может сократить объем продаж без риска получения убытков. Для достижения фактически имеющейся суммы прибыли (4000 руб.) предприятию необходимо производить 1000 шт., а для достижения суммы прибыли в 4400 руб. предприятию необходимо производить 1050 шт., т.е. на 50 единиц продукции больше.

Пример 46.1 С использованием исходных данных определите точку безубыточности в натуральном и стоимостном выражении и в процентах, зону безопасности в натуральном и стоимостном выражении и в процентах, сколько предприятию потребуется производить и реализовывать продукции в натуральном и стоимостном выражении, чтобы получить планируемую прибыль +15% к текущей.

Таблица 1- Данные для маржинального анализа

Показатель Значение показателя
1. Производственная мощность предприятия (VРП) , шт. 2650
2. Цена изделия (р), руб. 600
3. Выручка (В), руб.  
4. Постоянные затраты (А), руб. 320000
5. Переменные расходы на единицу продукции (b), руб. 427
6. Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер ), руб.  
7. Прибыль от реализации продукции (П), руб.  
8. Маржинальная прибыль (маржа покрытия) (МП), руб.  
9. Доля маржинальной прибыли в выручке (УДмп)  
10. Ставка маржинальной прибыли (Смп), руб.  
11. Планируемая прибыль от реализации продукции (П), руб. стр. 7 + 15%  

Задача 47. Определить критический объем, запас финансовой прочности, эффект операционного рычага.

Таблица 1 - Анализ критического объёма реализации, тыс. руб.

Показатели Отчетный год (0) Будущий год (1) Отклонение (+,-) Темп роста, %
1. Выручка от продаж (В) 16748 19083,4 +2335,4 113,9
2.Всего затрат в том числе: 2.1 Постоянные (С) 2.2 Переменные (V) 13833 7950 5883 13730,8 7488,9 6241,9 -102,2 -461,1 +358,9 99,3 94,2 106,1
3.Прибыль от продаж (П) 2915 5352,6 +2437,6 183,6
4.Выручка в точке безубыточности (Вк ) 12230 11177 -1053 91,4
5. Вк в % к выручке от продаж(Вк/ В*100%) 73,0 58,6 -14,4 -
6.Запас финансовой прочности (ЗФП) +4518 +7906,4 +3388,4 175,0
7.Эффект операционного рычага (ЭОР)=(С+П)/П) 3,72 2,4 -1,32 64,5

тыс. руб.,

тыс. руб.

Вывод: итак, чтобы быть безубыточной, анализируемой организации в будущем периоде необходимо будет реализовать продукции на сумму, не менее чем 11 177 тыс. руб., что на 8,6% меньше, чем в отчетном году. Следует также обратить внимание на тот факт, что в будущем году объем выручки в критической точки составил 58,6% от общей величины полученной выручки (запас финансовой прочности), и это на 14,4 процентного пункта меньше, чем в отчетном году. Следовательно, удельный вес «прибыльной зоны» в будущем году увеличился, так как чем больше доля «критической выручки» у организации, тем меньше зона прибыли, и наоборот.

Задача 48.1. Определить критический объем, запас финансовой прочности, эффект операционного рычага.

Таблица 7 - Анализ критического объёма реализации, тыс. руб.

Показатели Отчетный год (0) Будущий год (1) Отклонение (+,-) Темп роста, %
1 2 3 4 5
1. Выручка от продаж (В) 178400 185200    
2.Всего затрат в том числе:        
2.1 Постоянные (С) 25000 26500    
2.2 Переменные (V) 136781 142658    
3.Прибыль от продаж (П)        
4.Выручка в точке безубыточности (Вк )        
5. Вк в % к выручке от продаж (Вк/ В*100%)        
6.Запас финансовой прочности (ЗФП)        
7.Эффект операционного рычага (ЭОР)        

 


 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.