Пример 44. Допустим, постоянные затраты фирмы «Свет» за год составляют 32860 руб, а выпуск продукции за тот же период – 23320 изделий. В этом случае постоянные затраты на одно изделие равны 1,4 руб. Если же объем производства составит 16430 изделий, то постоянные затраты на единицу будут равны 2 руб. Следовательно, при неизменности цены прибыль/на единицу продукции уменьшается. Таким образом, при разных уровнях производства удельная прибыль на единицу продукции непостоянна. Очевидно, что считать удельные постоянные затраты лишено смысла. Для нашего примера: q = 23320 шт.; p =4,24 руб; c = 32860 руб; v = 1,272 руб.
Чистая прибыль составит: NP = 4,24*23320 – (32860+1,272*23320)=36353,76 (руб), что подтверждает сделанный вывод.
Тогда для нашего варианта примера точка безубыточности есть:
4,24q = 32860+1,272q , отсюда 4,24q-1,272q = 32860 , 2,968q =32860 ,
q = 11071,429 (шт.).
Для определения точки безубыточности можно также использовать показатель ставки валовой, или маржинальной, прибыли (MR): MR = p – v ,
Подтвердим правильность нашего расчета.
Объем выручки от реализации объема, обеспечивающего безубыточность деятельности предприятия: 4,24*11071,429=46942,859 (руб)
Совокупные переменные затраты: 1,272*11071,429= 14082,858(руб)
Прибыль за вычетом переменных затрат: 46942,859 – 14082,858= 32860(руб). Постоянные затраты 32860(руб) . Прибыль 0
Заметим, что прибыль за вычетом переменных затрат равна маржинальной прибыли на объем продаж.
Для нашего примера: 2,968*11071,429= 32860 (руб).
Вывод: Пороговая выручка равна 46 942,859 руб, а пороговый объем продаж составит 11071,429шт.
Пример 44.1. Постоянные затраты фирмы «Пламя» за год составляют 425899 руб, а выпуск продукции за тот же период – 125849 изделий. В этом случае постоянные затраты на одно изделие равны 3,38 руб., а переменные v = 4,05 руб, p =15,15 руб.
Определить совокупную маржинальную прибыль, переменные затраты и пороговую выручку и пороговый объем продаж.
Пример 45. Поскольку на спрос влияет множество факторов, не зависящих от производителя или торгующей организации, и не всегда предсказуемых с высокой степенью точности, результаты прогноза и оценки спроса нельзя считать достаточно надежными. В этих условиях необходимо знать, насколько предприятие может снизить объем реализации, не потерпев при этом убытка, для чего следует провести анализ разницы между фактическим, плановым и безубыточным объемами реализации.
Предположим, предприятие продает продукцию по цене 9,54 ДЕ за каждое изделие. Переменные затраты составляют 6,36 ДЕ, а постоянные - 20 000 ДЕ. Запланированный объем реализации - 10 600 изделий.
Тогда плановая совокупная маржинальная прибыль:
∑MRпл =(9,54 – 6,36)*10 600 = 33708(ДЕ).
Чистая прибыль: NP = 33 708 - 20 000 = 13 708 (ДЕ).
Критический объем продаж: Qкр = 20 000 : (9,54 – 6,36) = 6 289 (шт.) (точка безубыточности).
Таким образом, предприятие не может, не потерпев убытка, реализовать менее 6289 изделий. Разница между плановым (qпл) и критическим объемами реализации называется зоной безопасности (кромкой, порогом безопасности). В нашем примере она составляет 4311 изделий (10 600 - 6 289 = 4311).
Кроме абсолютного вычисляют и относительный уровень безопасности. Он равен величине зоны безопасности, деленной на плановый объем реализации, и обычно исчисляется в процентах. Зона безопасности = Qпл – Qкр . Уровень безопасности = Вывод: для нашего примера уровень безопасности составляет = 40,7% . Следовательно, если фактический объем реализации окажется меньше запланированного более чем на 40,7%, то предприятие перешагнет порог безопасности и понесет убыток.
Пример 45.1. Предположим, предприятие продает продукцию по цене 1850 руб. за каждое изделие. Переменные затраты составляют 1254 руб., а постоянные – 3307 тыс. руб. Запланированный объем реализации - 10 550 изделий.
Определить совокупную маржинальную прибыль, абсолютный и относительный уровень безопасности.
Задача 46. Определите запланированную прибыль при следующих данных.
Таблица 1- Данные для маржинального анализа
Показатели | Значение показателя |
1. Производственная мощность предприятия (VРП), шт. | 1000 |
2. Цена изделия (р), руб. | 20 |
3. Выручка (В), руб. стр.1 × стр.2 | 20000 |
4. Постоянные затраты (А), руб. | 4000 |
5. Переменные расходы на единицу продукции (b), руб. | 12 |
6. Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер ), руб. стр.5 × стр.1. | 12000 |
7. Прибыль от реализации продукции (П), руб. стр.3 - стр.4 - стр.6 | 4000 |
8. Маржинальная прибыль (маржа покрытия) (МП), руб. стр.3 - стр.6 | 8000 |
9. Доля маржинальной прибыли в выручке (УДмп) стр.8 / стр.3 | 0,4 |
10. Ставка маржинальной прибыли (Смп), руб. стр.2 - стр. 5 | 8 |
11. Планируемая прибыль от реализации продукции (П), руб.стр.7+ 10% | 4400 |
С использованием исходных данных определим точку безубыточности в натуральном и стоимостном выражении и в процентах:
;
;
;
Далее определим зону безопасности в натуральном и стоимостном выражении и в процентах:
;
;
;
.
Определим, сколько предприятию потребуется производить и реализовывать продукции в натуральном и стоимостном выражении, чтобы получить планируемую прибыль:
;
Вывод. В нашем примере точка безубыточности расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции, т.е. это составит 500 единиц продукции или 10000 руб.
Если пакет заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.
После достижения точки безубыточности каждая последующая произведенная единица продукции будет приносить предприятию прибыль: ставка маржинальной прибыли (СМП ) = 8 руб.
Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, т.е. в пределах 500 шт. или 10000 руб. предприятие может сократить объем продаж без риска получения убытков. Для достижения фактически имеющейся суммы прибыли (4000 руб.) предприятию необходимо производить 1000 шт., а для достижения суммы прибыли в 4400 руб. предприятию необходимо производить 1050 шт., т.е. на 50 единиц продукции больше.
Пример 46.1 С использованием исходных данных определите точку безубыточности в натуральном и стоимостном выражении и в процентах, зону безопасности в натуральном и стоимостном выражении и в процентах, сколько предприятию потребуется производить и реализовывать продукции в натуральном и стоимостном выражении, чтобы получить планируемую прибыль +15% к текущей.
Таблица 1- Данные для маржинального анализа
Показатель | Значение показателя |
1. Производственная мощность предприятия (VРП) , шт. | 2650 |
2. Цена изделия (р), руб. | 600 |
3. Выручка (В), руб. | |
4. Постоянные затраты (А), руб. | 320000 |
5. Переменные расходы на единицу продукции (b), руб. | 427 |
6. Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер ), руб. | |
7. Прибыль от реализации продукции (П), руб. | |
8. Маржинальная прибыль (маржа покрытия) (МП), руб. | |
9. Доля маржинальной прибыли в выручке (УДмп) | |
10. Ставка маржинальной прибыли (Смп), руб. | |
11. Планируемая прибыль от реализации продукции (П), руб. стр. 7 + 15% |
Задача 47. Определить критический объем, запас финансовой прочности, эффект операционного рычага.
Таблица 1 - Анализ критического объёма реализации, тыс. руб.
Показатели | Отчетный год (0) | Будущий год (1) | Отклонение (+,-) | Темп роста, % |
1. Выручка от продаж (В) | 16748 | 19083,4 | +2335,4 | 113,9 |
2.Всего затрат в том числе: 2.1 Постоянные (С) 2.2 Переменные (V) | 13833 7950 5883 | 13730,8 7488,9 6241,9 | -102,2 -461,1 +358,9 | 99,3 94,2 106,1 |
3.Прибыль от продаж (П) | 2915 | 5352,6 | +2437,6 | 183,6 |
4.Выручка в точке безубыточности (Вк ) | 12230 | 11177 | -1053 | 91,4 |
5. Вк в % к выручке от продаж(Вк/ В*100%) | 73,0 | 58,6 | -14,4 | - |
6.Запас финансовой прочности (ЗФП) | +4518 | +7906,4 | +3388,4 | 175,0 |
7.Эффект операционного рычага (ЭОР)=(С+П)/П) | 3,72 | 2,4 | -1,32 | 64,5 |
тыс. руб.,
тыс. руб.
Вывод: итак, чтобы быть безубыточной, анализируемой организации в будущем периоде необходимо будет реализовать продукции на сумму, не менее чем 11 177 тыс. руб., что на 8,6% меньше, чем в отчетном году. Следует также обратить внимание на тот факт, что в будущем году объем выручки в критической точки составил 58,6% от общей величины полученной выручки (запас финансовой прочности), и это на 14,4 процентного пункта меньше, чем в отчетном году. Следовательно, удельный вес «прибыльной зоны» в будущем году увеличился, так как чем больше доля «критической выручки» у организации, тем меньше зона прибыли, и наоборот.
Задача 48.1. Определить критический объем, запас финансовой прочности, эффект операционного рычага.
Таблица 7 - Анализ критического объёма реализации, тыс. руб.
Показатели | Отчетный год (0) | Будущий год (1) | Отклонение (+,-) | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Выручка от продаж (В) | 178400 | 185200 | ||
2.Всего затрат в том числе: | ||||
2.1 Постоянные (С) | 25000 | 26500 | ||
2.2 Переменные (V) | 136781 | 142658 | ||
3.Прибыль от продаж (П) | ||||
4.Выручка в точке безубыточности (Вк ) | ||||
5. Вк в % к выручке от продаж (Вк/ В*100%) | ||||
6.Запас финансовой прочности (ЗФП) | ||||
7.Эффект операционного рычага (ЭОР) |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 296.