Тема 20. Техника и её роль в истории цивилизации. Феномен информационного общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   Понятие техники. Основные этапы в развитии техники. Влияние техники на развитие общества. Традиционное и техногенное общество. Понятие информационного общества.

     

    Всё развитие трудового процесса обусловлено техникой. В экономической и других сферах жизни общества техника занимает стержневое положение; её различные виды имеют определяющее значение для общественного прогресса.

    Техника – это исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовывать и использовать естественные и искусственные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей.

     Техническая деятельность людей и технические изделия возникают практически одновременно с появлением Homo sapiens. Техника всегда была уникальным средством преобразования окружающей человека среды в её природном и социальном проявлениях.

    Базовыми ее характеристиками выступают искусственность (сфера рукотворных артефактов) и инструментальность (средство, инструмент, предназначенный для достижения тех или иных целей).
    Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой, являясь, с одной стороны, трансформацией природного материала, с другой – продолжением и усилением работающих органов человека.

    Выделяют три основных этапа в развитии техники:

1) орудия ручного труда, служащие для усиления мускульной силы человека и удлинения его органов. Этот этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер.

 2) машины, которые уже выполняют основные операции, но при этом человек – необходимое технологическое звено;

 3) автоматы, обеспечивающие все технологические операции, в то время как за человеком остаются только функции контроля и управления. На этом этапе можно отметить свободный тип связи человека и техники. Человек перестаёт быть непосредственным звеном технологической цепи, получает условия для творческого использования своих способностей. Техника не ограничивается в своём развитии физиологическими пределами человеческого организма.

   Технический прогресс включает в себя ряд качественных (революционных) переходов:

1) неолитическая революция (возникновение простейших орудий труда, земледелия и скотоводства, что способствовало переходу от присваивающей экономики к производящей);

2) промышленная революция конца XVIII в. (овладение энергией пара, что дало возможность технической замены мускульной энергии человека и перехода к крупному машинному производству);

3) современная научно-техническая революция (начиная с 50-х годов XX века происходит интеграция науки и техники (например, освоение космоса, атомной энергии, развитие кибернетики), превращение науки в непосредственную производительную силу общества, создание автоматизированных систем и информационных технологий).
    Исторически техника появилась и развивалась раньше науки. Это обстоятельство делало прогресс техническим. Начало технического прогресса следует искать в далёкой древности. Этот отсчёт обычно ведётся от каменных орудий труда неандертальцев. Первой же технологической революцией можно считать переход к использованию огня, именно огонь дал начало металлургии, бронзовому и железному векам производственного развития. Однако много веков сменилось, а труд человека оставался ручным. И только в конце XVIII века произошла так называемая промышленная революция, давшая начало новой технологической эпохе – эпохе крупного машинного производства. Когда же появляется наука как особая сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, человеке и обществе, дороги науки и техники стали перекрещиваться. С этого времени прогресс становится научно-техническим.

    НТП (научно-технический прогресс)  – это процесс поступательного, взаимосвязанного, прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления. НТР (научно-техническая революция) – это революционная форма НТП, это скачок в развитии производительных сил, переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства.

       Влияние техники на общественное развитие возрастает в условиях научно-технической революции. Технология вторгается в естественные процессы и видоизменяет их в соответствии с потребностями человека, замещая естественные элементы среды обитания искусственными. К концу XX века искусственно созданная человеком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: масса всех искусственно созданных человеком предметов и живых организмов (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу и это соотношение продолжает изменяться в пользу техномассы.

    Подобная деятельность человека обострила экологические проблемы – они приобрели глобальное измерение. Совокупная человеческая деятельность способна коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и привести к гибели человеческую цивилизацию. Выход из этой критической ситуации состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя гуманистические ориентиры и ценности.

     Традиционное и техногенное общество

Первые в истории человечества цивилизации (Древний Китай, Древняя Индия, Вавилон, цивилизация майя) относятся к так называемым «традиционным обществам».

Это – тип социокультурной организации, ориентирующий человека на воспроизводство исторически сложившихся норм жизни. Это означает, что такие общества нацелены на воспроизводство сложившегося однажды и освящённого авторитетом «своей» религии собственного социокультурного опыта: видов деятельности, социальных отношений, систем ценностей.

Такое общество статично. Новое в нём воспринималось лишь в той мере, в какой оно не наносило ущерба данной культуре. Жизнь конкретного человека в таком обществе практически полностью определялась внешними факторами. Возможностей для свободного творческого самоутверждения личности это общество не давало. Человек не противопоставлял себя целому и ориентировался на традиции, существующие в обществе.

Для последних трёх столетий человеческой истории характерен другой тип цивилизационного развития. Он сформировался первоначально в Западной Европе и Северной Америке. Возникшая здесь цивилизация может быть названа индустриальной или техногенной. Техногенная цивилизация  – это цивилизация, основанная на приоритетном развитии науки и техники как базовых механизмов преобразования природной и социальной реальности. Для техногенной цивилизации характерны установки на инновацию и самоценность прогресса, обоснование активного статуса человека в природе, которая рассматривается лишь как пассивный материал (объект), для утверждения человеческой власти и свободы.

 Это – тип социокультурной организации, ориентирующий человека на господство над силами природы и общества, на постоянное преобразование окружающей действительности. Для такого общества характерен высокий уровень промышленного производства, влияние НТР, обеспечившее дальнейшие нововведения в производстве и управлении, изменения в формах поведения и мышлении человека.

Определяющим фактором развития этого общества является научно-технический прогресс. Он оказал воздействие на культуру, духовные ценности людей. Человек в таком обществе независим в своих действиях и мыслях, ориентирован на самоопределение. Новая культура, утвердившаяся в западноевропейском обществе в середине XVII века, отличается своим динамизмом, готовностью к отказу от прежних стереотипов мышления в пользу более эффективных, почти полной свободой мышления. Эта культура ориентировала человека на действие, поиск, на утверждение нового во всех сферах жизни. Эта культура «нацеливала» человека не на прошлое, а на будущее, не на сохранение существующего порядка, а на его изменение. В качестве же главного инструмента реализации всех этих идеалов и ценностей выступает наука.

В 60-70-е годы XX века индустриальное общество переходит в постиндустриальную стадию. Эта стадия – «информационное общество».

   Информационное общество – социологическая и футурологическаяконцепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер.

В этом обществе происходит создание разветвлённой экономики услуг, повышение роли слоя научно-технических специалистов, утверждается центральное место теоретического знания в развитии экономики. Происходит бурное развитие «индустрии знаний», компьютеризация и появление широких информационных систем.

Но в настоящее время в западном обществе растёт и озабоченность по поводу расширяющегося влияния техники и технологии на образ жизни и его возможные последствия для будущего.

Искусственный, созданный человеком мир техники постоянно расширяется и подчиняет человека своим требованиям. Мир техники имеет сои собственные законы. Чтобы нормально функционировать, этот мир должен «вбирать» в себя человека и превращать его в один из своих элементов. Человек в подобном обществе вынужден развивать лишь те свои качества и способности, которые могут быть востребованы обществом. Тем самым человек превращается в «одномерное» существо (он отходит от ценностей гуманистической культуры – искусства, морали, религии). Ориентация на технологию (и только!) при игнорировании духовных ценностей чревата множеством проблем: экологических, генетических, социальных, политических. Многие из них уже постигли техногенную цивилизацию.

   Наиболее яркой характеристикой современной НТР является всеобъемлющая компьютеризация.

   Компьютеризация – это процесс органического технико-технологического внедрения компьютеров во все сферы производственной и социально-экономической деятельности. Притом процесс этот развивается столь быстро и всеохватно, что современную НТР можно назвать компьютерной. Сфера информации увеличивается в 4 раза быстрее, чем растёт общественное производство.

   Компьютерная революция означает технологический переворот в производстве. Он приводит к качественно новому способу производства благ, называемому научно-информационным.

       Какие изменения происходят благодаря этому в обществе? Общество, контуры которого ещё только проявляются, будет характеризоваться тем новым местом, которое будут занимать в нём информация и знание. Уже сейчас в наиболее развитых странах основные области промышленного и сельскохозяйственного производства, связь и коммуникации, быт и развлечения, образование и духовная жизнь прочно опираются на достижения фундаментальных наук. Поиск, создание, возрастание и хранение, тиражирование и распространение знаний занимают всё большее место в деятельности людей. Информация становится ценным продуктом и основным товаром.

      Информационные технологии стремительно развиваются. Благодаря «миниатюризации» информационных систем происходит воплощение возрастающих объёмов научного знания во всё меньшем физическом объёме. Это даёт возможность создания как суперкомпьютеров, так и микропроцессоров. И если первые позволяют нам приблизиться к созданию искусственного интеллекта, то микропроцессоры вторгаются в орудия труда, умножая его производительность, буквально проникают во все сферы материальной и духовной жизни общества.

    Информационно-компьютерная революция подготавливает базу и для глубоких социальных изменений. Уже происходят процессы, ведущие к тому, что в промышленном производстве возникает новый слой работников с высокой интеллектуальной квалификацией.

     Существенно изменяется и духовная сфера общества. Электронные средства индивидуального пользования позволят любому человеку получать необходимую информацию. Это изменяет характер массовой культуры, системы образования, расширяет кругозор каждого отдельного человека.

      Информатизация не может не затронуть и сферу политики. Это расширит возможности каждого человека в принятии демократических решений, но вместе с тем существует и угроза всеохватывающего контроля правящих структур над людьми, вплоть до манипулирования ими. Наконец, информационная революция окажет и серьёзное воздействие и на самого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствие. Пока непредсказуемо воздействие на человеческую психику «виртуальной реальности». Высокий уровень информированности, пробуждение творческого потенциала, невиданные способы общения людей – всё это породит иной тип человеческой личности.

       Стратегические направления НТП, связанные с информатизацией общества и внедрением биотехнологических открытий – реальная основа дальнейшего социального прогресса, без него невозможно дальнейшее существование людей. Вместе с тем ясно, что и эти направления развития не отвечают в полной мере характеру протекания природных процессов. Можно сказать, что современный этап развития НТП характеризуется обострением противоречий во взаимодействии общества и природы.

           

 



Литература

Учебники

1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.:ТЭИС, 1996. – 690с.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учебн. пособие / В.Н.Калмыков. – Мн.: Высш.шк., 2006. – 568с.

3. Кармин, А.С., Бернацкий, Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – Спб: Питер, 2006. – 560 с.

4. Солопов, Е.Ф. Философия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

5. Степанович, В.А. Философия: курс лекций : в 3 ч. / В.А, Степанович; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2010. – Ч. 1 : Исторические типы классической философии. – 311 с.

6. Степанович, В.А. Философия: курс лекций : в 3 ч. / В.А, Степанович; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2012. – Ч. 2 : Неклассическая философия XIX –XX ВВ. – 259 с.

7. Философия: Курс лекций: Учеб. пос. / Под ред. В.Л.Калашникова. – 2-е изд. – М.: Владос, 2004. – 458с.

8. Философия: Учеб.пос. / Под.общ.ред. В.К.Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 670с.

9. Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М.: Юрайт-Издат, 2004 . – 520 с.

10. Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 480с.

11. Философия: Учебник для вузов /Под ред.В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова. –М.: ЮНИТИ, 2001 – 510 с.

12. Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах/ Я.С. Яскевич. – Мн: Новое знание, 2003. – 400с.

Справочники и энциклопедии

1. Новейший философский словарь – Минск: Книжный Дом. Интерпрессервис, 2003. – 1280с.

 2. Философия: Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – М.: АСР: Слово, 2000. – 678с.

3. Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. – 840с.

 4. Философия. Философия и методология науки (понятия, категории, проблемы, школы, направления): терминологический словарь-справочник / сост. А.В. Климович, Л.В. Перевалова, В.А. Степанович; под общ. ред. В.А. Степановича; Брест гос. ун-т имени А.С. Пушкина. - Брест: БрГУ. – 2011. – 180 с.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 321.