Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью, функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Сознание по-разному трактовалось в истории философии и науки. Можно выделить три позиции по вопросу о качественном своеобразии сознания:
– сознание – это космическое образование;
– сознание – это свойство живых организмов;
– сознание – это неотъемлемое свойство человека и присуще только ему.
Первая позиция представлена религиозными течениями, в центре внимания которых – божественный разум. Сознание здесь предстаёт как проявление божественного разума.
Вторая позиция представлена в социобиологии, которая изучает биологические механизмы социальной организации, присущей, по её мнению, человеку и животным. Для социобиологов сознание – это биологические реакции сохранения, свойственные человеку и животным.
Третья позиция – рассмотрение сознания как атрибута (неотъемлемого признака) человека. Сознание неотделимо от деятельности человека, оно возникает в процессе труда, развивается и обогащается под воздействием культуры, практики. Сознание развивается как знание, как способность человека выделять себя из окружающего мира, противопоставлять себя ему, относиться к нему «со знанием».
Структура сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания.
1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объём памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объём, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания). Ядром интеллекта выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
2. Мотивация представляет собой совокупность побуждений, определяющих целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой и неустойчивой.
3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, переживания, эмоциональные стрессы.
4. Воля – способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.
5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.
В ответе на вопрос о происхождении сознания одной из ключевых продолжает оставаться теория отражения.
Согласно этой теории, сознание является свойством высокоорганизованной материи – головного мозга человека. Материя на всех уровнях своей организации обладает свойством отражения, которое развивается в процессе её эволюции, становясь всё более сложным. Усложнение форм отражения связано с развивающейся способностью материальных систем к самоорганизации и саморазвитию. Эволюция форм отражения выступила в качестве предыстории сознания, как связующее звено между материей неживой и материей мыслящей.
Под отражением понимается свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Отражение – это атрибут материи, столь же фундаментальный, как, например, пространство. Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления (или информация о нём). На каждом из уровней системной организации материи свойство отражения проявляется как качественно отличное.
В неживой природе отражение пассивно по своей сути, оно не меняет характер объектов (например, след метеорита, упавшего на Землю).
Возникновение органической природы формирует качественно новую форму отражения, основной характеристикой которой становится целесообразность реакции воспринимающей отражение системы.
Наиболее простой уровень отражения, присущий живой материи, проявляется в форме раздражимости. Раздражимость представляет собой способность организма к простейшим ответным реакциям на воздействие среды. Это уже избирательное реагирование живого на внешние воздействия. Данная форма отражения не пассивно воспринимает информацию, а активно соотносит результат реакции с потребностями организма. Раздражимость выражается лишь по отношению к жизненно важным воздействиям: питание, самосохранение, размножение. Характерна такая форма отражения для простейших живых организмов (амёба, инфузория).
Возникновение совокупности рецепторов существенно усложняет процесс отражения. Этот уровень развития отражения определяют как чувствительность. Ему присуща способность отражать отдельные свойства внешней среды.
С возникновением особого центра нервной системы – мозга, информационный объём отражения выходит на новый качественный уровень. Формируется сложная психическая форма отражения, доступная высокоорганизованным млекопитающим. Усложнение свойств психического отражения связано с развитием мозга, его объёма и структуры. На этом уровне развития расширяются ресурсы памяти, способность мозга запечатлевать конкретные образы вещей и присущие им связи, воспроизводить эти образы в различных формах ассоциативного мышления. Психическая форма отражения присуща и животным, и человеку. Различие между ними носит качественный характер: у человека появляется так называемая вторая сигнальная система и понятийное мышление.
Таким образом, сознание формируется в результате эволюции материи и её всеобщего, атрибутивного свойства – отражения. Дальнейшее развитие психики в человеческое сознание происходит благодаря различным факторам антропосоциогенеза, важнейшими из которых выступают орудийная деятельность и стадная форма обитания животных.
Сознание человека развивается на основе психического отражения как способности к отражению внешней и внутренней среды человека. Сознание может обладать высшей степенью ясности, глубиной и может быть неясным, смутным. Степеней ясности сознания может быть множество. Это определяется взаимодействием сознания и бессознательного, то есть неосознанного.
Вопросы бессознательного и его связи с сознанием – предмет психоанализа. Психоанализ – это специфическое направление неклассической философии. В своей сущности это направление, которое развивалось первоначально в рамках психиатрии и психологии. Однако довольно быстро стало ясно, что открытия основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, хотя и были сделаны в медицинской практике и на неё опирались, были одновременно ответами на многие вопросы, которые волновали философов всех времён.
Фундаментом психоанализа стало открытие З. Фрейда о том, что психические явления и процессы являются в своей сущности несознаваемыми. Самой важной частью психики человека и подлинным двигателем человеческого поведения является широкая сфера подсознательного, к которой З. Фрейд отнес иррациональные страсти, инстинкты, влечения, присущие человеческой природе и вытесненные в сферу подсознательного (бессознательного), эмоциональные переживания человеческих индивидуумов, особенно те, что накопились в раннем детстве и которым сопутствовали отрицательные чувства.
Теорию личности человека З. Фрейд в окончательной форме сформулировал в начале 20-х годов XX столетия. Согласно этой теории, личность человека – это структура, состоящая из трёх основных слоёв (или частей).
Первый слой психики человека составляют совокупность примитивных импульсов, которые З. Фрейд назвал «Оно», или «Ид». «Оно» – это бессознательное, которым являются некоторые наши желания, влечения, а также процессы интуиции, творчества, формирования планов, идей. Это биологические инстинкты, обусловленные и наследуемые от природы, общей людям и животным. Они исполняют роль генератора энергии и мотора, двигателя личности. Вначале З. Фрейд говорил о сексуальном инстинкте, затем об инстинкте жизни (Эрос) и инстинкте смерти (Танатос).
Второй слой психики человека – «Эго», или «Я». «Эго» – это слой, в целом являющийся принципом, регулирующим поведение личности человека таким образом, чтобы отдельные инстинкты и желания, входящие в «Оно», находились в состоянии уравновешенности и не приводили к конфликту личности с обществом, а также не влекли за собой психические болезни.
Живя в обществе, личность не может реализовать все свои инстинкты, желания, страсти, не может реализовать те из них, которые носят деструктивный характер для общества, не может реализовать свои желания способом, который не согласуется с принятыми в обществе нормами.
Слой «Эго» формируется на протяжении жизни личности, которая, познавая окружающую среду, научается контролировать свои инстинкты и желания, чтобы, с одной стороны, каким-то образом расходовать энергию, которая скрывается за ними, а с другой стороны, действовать так, чтобы не были нарушены социальные нормы и не доходило до конфликта личности с обществом. От правильного функционирования «Эго» зависит, с одной стороны, отсутствие страданий и психических болезней у личности, а с другой стороны – гармоническое сосуществование этой личности с другими людьми.
Третий слой человеческой психики – это «Супер-Эго», или «Супер-Я», возникает как результат усвоения всякого рода социальных норм. В то время, как «Ид» озабочено мгновенным удовлетворением своих желаний, «Супер-Эго» определяет, является ли данное поведение морально приемлемым. «Супер-Эго» включает в себя также создаваемые личностью идеалы и нормы поведения. Всё это происходит в результате усвоения требований и запретов по отношению к личности со стороны родителей и общества на самых ранних этапах развития личности. «Супер-Эго» действует как внутренняя сила, которая некоторые наши поступки осуждает, «наказывает», а другие – «награждает», поощряет. Средствами наказания являются угрызения совести и чувство вины, а средством поощрения – чувство гордости и удовлетворения собой.
Описанная трёхуровневая организация личности человека была самой важной частью концепции человека З. Фрейда, на которую опиралось его психологическое учение и лечебная психиатрическая помощь пациентам.
Наряду с разработкой концепции бессознательного З. Фрейд сформулировал концепцию, которая называется «реакцией вытеснения», или сублимацией. Речь идёт о том, что существует процесс вытеснения из сферы человеческого сознания в сферу бессознательного того, что нарушает здоровье психики, является для неё разрушительным – отрицательных эмоций, негативного опыта. Это вытеснение, по Фрейду, является способом защиты психики человека. Однако вытеснение не проходит бесследно; с переходом в сферу бессознательного эти отрицательные эмоции и опыт, нереализованные желания могут проявиться в виде «случайных», непредвиденных действий, поступков, оговорок, вплоть до «странностей».
Знания, эмоции, воля в своем единстве характеризуют работу сознания и обеспечивают выполнение им ряда жизненно важных для человека функций.
Первейшая функция сознания, выражающая саму его сущность, есть функция познания – верного, адекватного отражения действительности. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить нужную информацию о них. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. Особенность человеческого отражения – его осознанность. Иначе говоря, познание неразрывно связано с осознанием того, что собой представляет та или иная вещь, в каких отношениях она находится с другими вещами, какое значение она имеет для познающего субъекта. Осознание присуще только человеку.
Благодаря единству познания, осознания, самосознания выполняется важная функция оценки получаемой информации. Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.
Человеческое сознание выполняет также функцию накопления знаний. В сознании индивида накапливаются знания, полученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его современниками или предшествующими поколениями людей. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, для осуществления практических действий.
Однако их реализация возможна лишь благодаря тому, что сознание выполняет ещё одну важную функцию – постановку цели. Опережая ход событий, человек строит модель «желаемого будущего» и определяет пути его достижения, то есть ставит цель и планирует свои действия.
Высшие возможности сознания проявляются в его конструктивно-творческой функции, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов.
Так как деятельность индивида как общественного существа требует общения личности с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, то сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи (коммуникативную функцию).
Тема 14. Теория познания
Познание как специфическая деятельность человека. Виды познания: житейское, практическое, художественное, научное. Основные проблемы теории познания. Проблема познаваемости мира в философии. Оптимизм, скептицизм, агностицизм. Проблема субъекта и объекта познания и их соотношения.Формы и функции практики. Проблема истины в познании.Структура процесса познания.
Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается философия, наряду с такими проблемами, как сущность бытия, человека и общества. Её решение находится в тесной связи с решением проблем бытия и сознания.
Познание – это специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями.
В отличие от практической, познавательная деятельность является духовной деятельностью; она сама по себе не изменяет материальные системы, не преобразует природу и общество. Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации полученной информации. Знание – это результат познания.
Видов же познания может быть столько, сколько и видов знания (обыденное, религиозное, мифологическое, художественное, научное, эмпирическое, теоретическое и другие).
Процесс познания является предметом особой общей теории познания, уясняющей саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось. Теория познания развивалась вместе со всей философией на протяжении её истории. Это особый раздел философского знания, называемый «гносеология» и получивший особое развитие в новоевропейской философии.
Рассмотрим основные проблемы теории познания.
Коренной вопрос теории познания: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе? На этот вопрос возможны различные ответы.
Оптимизм утверждает принципиальную познаваемость мира.
Скептицизм – гносеологическая позиция, в основе которой лежит недоверие к любым взглядам и представлениям, сомнение в существовании истины и возможности какого-либо надёжного её критерия. Крайняя форма скептицизма, основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего, соответствующего действительности, что достоверное знание в принципе недостижимо – это агностицизм.
Существуют 2 разновидности агностицизма.
Одна из них связана с утверждением о непознаваемости объективных законов природы, сущности вещей. Вторая основана на убеждении, что объективные явления скрыты от нас нашими собственными предрассудками, заблуждениями, а потому недоступны сознанию.
На многие вопросы, указываемые агностиками, действительно невозможно дать ответ. Однако агностицизм противоречит самой практике познания и достижениям учёных, которым удаётся построить более или менее успешные теории, подтверждающиеся на опыте. Человечеством на самом деле довольно много познано. Но познание обнаруживает и бездну нашего невежества. Действительность выходит за рамки любого знания. И в мире есть так много таинственного, что обязывает нас быть скромными и в разумных пределах осторожными в своих суждениях. Разум человека, по словам Рабиндраната Тагора, подобен лампе: чем ярче свет, тем гуще тень сомнений.
Проблема субъекта и объекта познания и их соотношения
Проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре гносеологической проблематики.
В теории познания субъект – это источник познавательной активности; объект – это то, на что направлена познавательная активность субъекта.
Субъект – человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий мир и самого себя в процессе решения практических дел и духовно-теоретических задач. Под субъектом следует понимать не только отдельного человека, а и человека в форме человеческих общностей и всего человечества.
Объект познания – фрагмент реального мира, на который человек направляет свое внимание. Объект – часть бытия, противостоящая человеку в его познании или деятельности.
С точки зрения познавательной деятельности, субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта. Например, только совсем недавно учёные начали исследовать отдалённые просторы Космоса при помощи летательных аппаратов. Просторы Космоса существуют давно, но лишь с внедрением в технику фундаментальных открытий науки появилась возможность таких исследований. Космос стал объектом современных исследований, поскольку появились люди, совершившие этот научный подвиг. Начало же современных космических исследований породило формирование не только национальных, но и интернациональных исследовательских коллективов. Формирование нового объекта для научных исследований обусловило появления нового субъекта познавательной деятельности.
Истина – это соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта. Истина чаще всего понимается как отражение объективной реальности субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.
Вопрос о характере соответствия знания действительности и самой возможности совпадения мысли и объекта является предметом разногласий между различными философскими направлениями с древнейших времен и до наших дней. Суть проблемы соответствия знания действительности, то есть его истинности, в том, что действительность всегда представляет собой незаконченную картину, в которой многое непонятно и проблематично. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки. Следовательно, научные знания имеют относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина оказывается относительной – то есть ограниченно верным знанием о чём-либо.
Следует различать относительные истины в науке и абсолютно достоверные факты. Эти истинные факты остаются истинными независимо от того, кто и когда их утверждает. Например, последовательность смены времён года, вращение Земли вокруг Солнца – это абсолютные истины, поскольку в этих положениях имеются знания, которые не опровергаются последующим развитием науки.
Различают абсолютную истину в широком и в узком смысле слова. Абсолютная истина в широком смысле слова – это тот предел, к котором стремится человеческое познание, но который не достижим никогда. Абсолютная истина в узком смысле слова – это такие истины в научном познании, которые достоверны и которые не могут быть опровергнуты никогда. Абсолютная истина складывается из сложной суммы истин относительных, а всякая относительная истина несёт в себе элемент истины абсолютной.
Истина имеет субъективную и объективную стороны. Субъективность её означает, что она находится в человеке, в его сознании и степень её раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Истина объективна же в том отношении, что в ней фиксируется содержание, относящееся к объективно существующим предметам, существующим независимо от сознания.
Истина конкретна, она является истиной лишь для определённых условий. Конкретность истины – это её зависимость: от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям; от условий, места и времени, в которых она развивается. Абстрактной истины нет, объективная истина всегда конкретна, т.е. положение, выдвигаемое в качестве истины, верно лишь для конкретных условий. Например, положение «медь плавится при температуре "X" градусов по Цельсию» верно с учётом условий, в том числе атмосферного давления.
Проблема критерия истины.
Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины. В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий – это средство проверки достоверности знания). Такой вопрос характерен в большей степени для представителей материалистической философии – философов-идеалистов он не интересует. Так, например, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность и самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственном опыте. Но оказалось – никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления – вопрос очень субъективный, а чувства зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).
Наиболее известный критерий истины, предложенный философами-материалистами – это практика.
Действительно, процесс познания, совершаемый человеком, обусловлен прежде всего жизненной необходимостью, практическими его нуждами. Практика в её отношении к познанию – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.
В отношении к познанию практика выполняет троякую роль:
1) она является источником познания, его движущей силой;
2) она даёт познанию фактический материал, является сферой приложения знаний;
3) она является критерием истинности результатов познания.
Проверка знания практикой не является одноразовым актом, это длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.
Существуют и другие критерии истины. Так, прагматизм считает истинным то, что выгодно, что приносит успех. Конвенционализм признаёт истинным то, что признаётся таковым по мнению большинства.
Структура процесса познания
Процесс познания имеет определённую структуру. Это чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.
Ощущение отражает отдельные свойства объектов (красное, твёрдое, сладкое и тому подобное). Эти свойства существуют и без познающего человека, а вот ощущения могут возникнуть только в его органах чувств. Восприятие – отражение сознанием предмета в единстве его свойств (предмета как целого). Представление – чувственный образ явлений, с которыми в данный момент человек не взаимодействует (например, образы памяти).
Высшей формой представления выступает воображение, представляющее собой процесс преобразования образов, осуществляемый при ведущей роли мышления. Представление как бы стоит на стыке чувственного и рационального познания, оно включает в себя конкретное, наглядное и в то же время является обобщённым образом.
Обобщение данных, полученных на ступени чувственного познания, происходит на уровне рационального познания. Рациональное познание основывается на способностях человека в своей мыслительной деятельности обобщать и анализировать, находить в чувственно-конкретных однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты.
Мышление – это характерная черта человеческого существования. В мышлении человек рассматривает интересующий его предмет в связях, которые не даны ему в непосредственном восприятии. Мышление есть деятельная способность, с помощью которой человек может осуществлять особого рода преобразования объектов, не производя в них реальных изменений и не совершая реальных действий с ними.
Мышление связано с функционированием человеческого мозга, способности к абстрагированию которого развиваются на основе практической жизни человека, усвоения им норм языка, логики, культуры. Человек должен научиться мыслить логически, подчиняясь правилам, принципам и законам, по которым мысль движется к истине, от одной истины к другой, более глубокой.
Логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – это мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Это мысль о предмете, в которой отражены существенные, необходимые, общие свойства этого предмета. В отличие от ощущения, восприятия и представления понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятие отражает конкретных людей, а понятие – человека вообще.
Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например, предложение «Учёный – человек, профессионально занимающийся научной работой» есть суждение, в котором об учёном высказывается мысль, что он есть человек, профессионально занимающийся научной работой. Словесной формой выражения суждения является предложение как непосредственная, материализованная действительность мысли.
Суждения и понятия образуют цепь сложных умственных действий, из которых выводятся рассуждения. Суждения, из которых выводится заключение, являются посылками.
Умозаключение представляет собой такую связь суждений, из которой выводится новое суждение. Например: «Все металлы электропроводны. Железо – металл. Следовательно, железо электропроводно». Можно вывести новое суждение и из одного суждения. Пример: «Если все квадраты являются равносторонними прямоугольниками, то все равносторонние прямоугольники являются квадратами». Логика разрабатывает специальные методы получения истинных суждений из посылок.
Понятия, суждения и умозаключения тесно связаны друг с другом.
Существуют ли границы познания? Некоторые философы утверждают, что в силу того, что у человека конечен набор органов чувств и они ограниченны, то невозможно познать этими ограниченными инструментами бесконечный и многообразный мир. Действительно, глаз человека может отображать незначительный участок электромагнитного спектра с длиной волны от 400 до 740 миллимикрон. За границами этого участка электромагнитных волн находятся ультрафиолетовые, рентгеновские и инфракрасные лучи и радиоволны. Ни те, ни другие глазом не воспринимаются. Мы не можем, например, осязать атомы и молекулы, не о всяком ядовитом продукте может сообщить нам вкус и так далее.
Таким образом, наше познание мира имеет естественные границы. Но это не значит, что человек не может выйти за пределы этих границ. Человек может познавать невидимое, неслышимое, во-первых, потому, что существует связь между тем, что видимо и слышимо, и тем, что невидимо и неслышимо: между движением молекул и температурой, между движением электрона и тем следом, который он оставляет на экране в камере Вильсона. Наличие этой связи – основа для совершаемого мышлением перехода от ощущаемого к неощущаемому.
Во-вторых, человек может познавать предметы и явления, недоступные непосредственному чувственному восприятию, благодаря связи разума и чувств. Человек создаёт специальные устройства – приборы, которые как бы усиливают, продолжают наши чувства. К нашему глазу как бы присоединяется разум: глаз орла видит гораздо дальше и острее, чем глаз человека, но, несомненно, глаз человека видит гораздо больше, чем глаз орла, так как у человека к зрению присоединяются разум и опыт.
Тема 15. Наука и её социокультурный статус
Наука как форма деятельности, система знаний и социальный институт. Структура научного знания . Формы научного знания. Функции науки в современном обществе. Научный метод и методология науки. Этика науки.
Наука, имея многочисленные определения, понимается обычно либо как форма деятельности, либокак система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт.
В первом случае наука предстаёт как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.
Во втором истолковании наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности.
Третье понимание науки подчёркивает её социальную природу. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определённую систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.
В настоящее время наука является прежде всего социокультурным феноменом. Это значит, что она зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте и сама в значительной степени определяет общественную жизнь.
Основные особенности научного познания (они же критерии научности и то, что отличает научное познание от познания обыденного).
1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности (природных, социальных), законов самого познания и мышления. Отсюда вытекает ориентация научного исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная ее особенность.
2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.
3. Существенным признаком научного познания является его системность, то есть совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определённых теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний не объединённых в систему, ещё не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.
4. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина. Отсюда вытекает характерная черта научного познания – объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских предпочтений учёного. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без критичного отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего догматизм, субъективизм. Основная цель науки – познание объективных законов.
5. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
6. Отличительной особенностью науки является её нацеленность на изучение не только объектов, известных человечеству в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового освоения в будущем.
7. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое научное оборудование, зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника).
Таким образом, наука направлена на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом знании, но знаний, обладающих особым статусом научности.
Научное знание и его структура. Научное знание – особый вид знания, отличающийся от обыденного, художественного, религиозного, философского, полученный с помощью специальных научных средств и особой деятельности – научной.
В структуре научного знания можно выделить эмпирический и теоретический уровни.
Эмпирический уровень научного исследования базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает:
1. Изучение объекта на уровне явления, а не сущности.
2. Установление простых, опытных зависимостей, например, скорость – это расстояние, делённое на время пути.
3. Непосредственное изучение объекта с помощью эксперимента, например.
4. Особый язык – эмпирические термины, например, температура, давление.
5. Здесь решаются особые задачи: сбор фактов, их классификация. Научные факты – это фундамент науки.
На теоретическом уровне научного исследования нет непосредственного практического взаимодействия с объектами. Он предполагает:
1. Изучение объекта на уровне сущности, а не явления.
2. Теоретические законы, полученные на основе идеальных моделей, например, формулы теории относительности.
3. Опосредованное изучение объекта, например, с помощью мысленного эксперимента или модели: на планетарной модели атома изучался этот объект, недоступный прямому наблюдению.
4. Язык теоретического описания, специальные понятия – конструкты, с помощью которых конструируется теория, например, «идеальный газ», «материальная точка». Учёные приписывают этим понятиям свойства, которых нет у реальных объектов, без этого невозможно познание сущности изучаемого.
5. Решаются особые задачи, строятся теории, осуществляются объяснения, научные предсказания.
Эмпирический и теоретический уровни относительно самостоятельны, например, физика теоретическая и экспериментальная со своими языками. Нередки случаи, когда физик-теоретик и физик-экспериментатор не понимают друг друга.
В то же время оба уровня тесно взаимосвязаны, грань между ними достаточно условна.
Формы организации научного знания. Важнейшими формами организации знания в науке являются: проблема, гипотеза, теория.
Проблема – форма знания, организованная в виде совокупности вопросов, для ответа на которые не хватает имеющегося знания. Для решения проблемы нужно создать новое знание. Этим проблема отличается от научной задачи, для решения которой достаточно имеющегося знания. Весь ход развития науки можно представить как переход от постановки проблем к их решению, а затем к новой постановке других проблем, вытекающих из решения предыдущих.
Гипотеза – научное предположение, формулируемое для решения проблемы, состоящее из недоказанных и непосредственно непроверяемых утверждений, из которых выводятся проверяемые следствия для сопоставления их с фактами.
Теория – система подтверждённого знания, объясняющая и предсказывающая некоторую совокупность явлений. Любая теория – это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.
Наиболее значимыми функциями науки в современном обществе являются:
1) мировоззренческая
2) технологическая
3) рационализации человеческого поведения и деятельности.
Мировоззренческая функция науки. Научный прогресс ведёт к тому, что система научных знаний становится не только обязательным условием успешного развития экономико-технологической сферы, но и обязательным элементом грамотности и образования любого человека. Современное общество заинтересовано в том, чтобы научные знания стали достоянием каждого человека, потому что они рационализируют его отношения с окружающим миром, позволяют довольно чётко сформулировать собственную мировоззренческую концепцию. По этой причине изучение комплекса наиболее важных научных достижений является обязательным атрибутом социализации личности, происходящей в процессе среднего, а затем и высшего образования.
Технологическая функция стала стремительно развиваться вместе со становлением индустриального общества, обеспечивая ускоренное развитие его производительных сил благодаря внедрению достижений науки в различные отрасли – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь. Та среда обитания, в которой живет современный человек, почти полностью является продуктом научно-технического прогресса – авиационный и механический транспорт, покрытые асфальтом дороги, высотные дома с лифтами, средства коммуникации – телефон, телевизор, компьютерная сеть. Научно-технический прогресс радикально поменял весь образ жизни человека, включая сферу межличностных отношений. Огромное воздействие научно-технических достижений на общество остро ставит вопрос об их социальных последствиях, ибо далеко не все они оказываются благоприятными и предсказуемыми.
Третья функция науки – рационализация человеческого поведения и деятельности смогла реализоваться в последние два-три десятилетия. Наиболее ощутимо влияние научных технологий в сфере производственной организации. Использование достижений научного менеджмента позволяет намного повысить производительность труда и его эффективность. Именно поэтому обучение научному менеджменту является одной из самых актуальных задач экономического развития. Другой пример – образовательные технологии, внедряемые в различных образовательных учреждениях. Политические технологии, о которых много пишут и говорят во время предвыборных кампаний, – также яркий пример использования рациональных моделей поведения для достижения политическими лидерами своих целей. С подобными технологиями мы сталкиваемся почти на каждом шагу: от красивого прилавка магазина и обученных специальным приёмам продавцов вплоть до сферы высокой политики. Все эти примеры говорят о том, что научная рациональность действительно составляет важную ценность современного общества.
Научный метод и методология науки
Научный метод – способ деятельности, включающий определённые средства по получению научного знания.
Методология – это область знания, специально изучающая средства, предпосылки, принципы деятельности. Традиционно проблемы методологии разрабатывались философией, внутри которой методология переплеталась с теорией познания. В связи с развитием науки и процессом её самосознания возникла особая система знаний – методология науки. Методология – это общая теория методов научного исследования.
Методы эмпирического исследования. К методам эмпирического исследования, называемых также эмпирическими методами, относятся в первую очередь наблюдение и эксперимент, а также описание, измерение, сравнение.
Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта. В структуру наблюдения входят объект наблюдения – то, что наблюдают, а также субъект наблюдений – исследователь. Кроме того, здесь важны условия наблюдения и специальные средства, приборы и особое знание, с помощью которого наблюдение организуется и результаты истолковываются. Результатом наблюдения является научный факт.
Наблюдения разделяют на прямые и косвенные. Наибольшие трудности и получении научных фактов возникают при косвенных наблюдениях, когда воспринимается не сам объект, а эффект его взаимодействия с другими предметами, например, при наблюдении элементарных частиц или «чёрных дыр».
Эксперимент – систематизированное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта при преднамеренных и контролируемых воздействиях на него. Структура эксперимента такая же, как и у наблюдения, только добавляется форма воздействия, например, экспериментальная установка. Особо выделяют мысленный эксперимент – эксперимент с мысленными, идеальными моделями. Пример – мысленный эксперимент Галилея но поводу падения тел.
Методы теоретического исследования. Мыслительные процедуры анализ, синтез, абстрагирование, идеализация и другие используются не только в науке, но и за её пределами и часто используются для получения промежуточного результата. Они становятся научными методами, когда нацелены на получение конечного результата – нового научного знания
Анализ – мысленное расчленение целостного предмета на составные части или признаки с целью их всестороннего изучения. Пример – спектральный анализ.
Синтез – соединение ранее выделенных частей и свойств в единое целое. Цель синтеза – представление предмета как единства многообразия его сторон, связей, отношений, а не как механической совокупности. Пример синтеза – воспроизведение живого организма в единстве его частей и свойств.
Абстрагирование – выделение отдельных свойств объекта и их изучение при отвлечении (абстрагировании) от других. Все научные понятия, законы, принципы возникают на основе такой процедуры, и поэтому их называют абстрактными понятиями или абстракциями.
Наиболее распространены: абстракция отождествления, когда различные предметы, обладающие сходными свойствами, рассматриваются как тождественные, например, различные атомы, имеющие заряд ядра, равный 17, образуют абстракцию – понятие хлора; изолирующая абстракция, когда выделенное свойство рассматривается как самостоятельный объект, например: синус, косинус.
Идеализация – мысленное конструирование объектов, несуществующих и неосуществимых в действительности. Пример: равномерное прямолинейное движение. Результат идеализации – идеальные объекты, без которых невозможны теории и глубокие научные знания.
Особое значение в науке имеют логические методы, в частности, индукция и дедукция.
Индукция – обобщение опытных данных, когда мысль движется от единичного к общему. Так получены многие эмпирические законы: закон Кулона, реконструкции исторических событий, социологические прогнозы.
Дедукция – метод получения нового знания на основе имеющегося и правил вывода, когда мысль движется от общего к частному. Примером являются математические доказательства или рассуждения такого типа: «металл электропроводен», «золото – металл», следовательно, «золото – электропроводно».
Дедукция дает достоверные выводы, а индукция – лишь вероятностные, но общее знание, из которого исходит дедукция, можно получить лишь индуктивным путем. Поэтому индукция и дедукция дополняют друг друга.
Изучая свойства, признаки, связи предметов и явлений реальной действительности, мы не можем познать их сразу, целиком, во всем объёме, а изучаем их постепенно, раскрывая шаг за шагом все новые и новые свойства. Изучив некоторые из свойств предмета, мы можем обнаружить, что они совпадают со свойствами другого, уже хорошо изученного предмета. Установив такое сходство и обнаружив множество совпадающих признаков, можно предположить, что и другие свойства этих предметов также совпадают. Ход такого рассуждения составляет основы аналогии.
Аналогия – это такой метод научного исследования, с помощью которого от сходства объектов данного класса в одних признаках делают вывод об их возможном сходстве в других признаках.
Моделирование – метод опосредованного изучения объекта на его модели. Он применяется, когда объект недоступен для изучения по различным соображениям: техническим, нравственным, экономическим. Например, изучение свойств человеческого организма осуществляется на животных или на механических моделях. Широкое распространение получило компьютерное моделирование, например, ядерного взрыва и его последствий, химических реакций, исторических событий, динамики рыночных цен.
Этика науки. В последнее время активно обсуждается нравственная проблема ответственности учёного за свое открытие, особенно в генной инженерии; биотехнологии, биомедицине. В дискуссиях отмечается, что человек может сконструировать новую форму жизни, но вернуть её в небытие не сумеет. Имеем ли мы на это право? Подобных вопросов становится всё больше, и в поисках ответов не обойтись без философского анализа, так возникла особая наука – биоэтика
Основная проблема этики науки: должен ли учёный быть абсолютно свободен в своих исследованиях или наука должна строго регулироваться? Однозначных ответов нет, однако ясно, что без учёта социальной, нравственной ответственности учёного современное развитие науки невозможно.
Тема 16. Общество как система. Основные сферы общественной
жизни.
Специфика философского анализа общества. Основные исследовательские программы в обществознании. Общество и природа. Основные сферы общественной жизни: экономическая жизнь, политическая жизнь, духовная жизнь общества.
Первые серьёзные попытки создания науки об обществе относятся лишь к XVII – XVIII векам. Расцвет естествознания, в особенности механики, привёл к попытке перенести научные принципы на изучение общественной жизни. Начиная с Гегеля, философы всё чаще задаются вопросом о наличии в историческом процессе объективной закономерности. В философии сложился целый ряд исследовательских программ в изучении общества.
К основным исследовательским программам относят:
1) Натуралистическую (Л. Гумилёв, О. Конт, Г. Спенсер)
2) Культурцентристскую (Баденская школа неокантианства)
3) Исследовательскую программу классического и постклассического марксизма (Маркс, Энгельс, Франкфуртская школа)
4) Программу социального действия М. Вебера.
Натуралистическая программа в социальной философии формируется под влиянием успехов естествознания. Она рассматривала общество по аналогии с природой, как естественное развитие природных закономерностей. Динамика общества в рамках натуралистической программы определяется такими факторами как: солнечная активность (А. Чижевский) и космическая радиация (Л. Гумилёв); особенности географической и климатической среды (Ш. Монтескье, И. Мечников); особенностями общества как живого биологического организма (Г. Спенсер).
Формирование культурцентристской программы было связано с осознанием различий природы и культуры, с развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, культурология, этнология, психология. Культурцентристская программа рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами и нормами. Именно эти факторы определяют ход всемирной истории и деятельности отдельных людей.
В рамках классического марксизма была обоснована диалектико-материалистическая концепция общества. Сущность диалектико-материалистической концепции общества нашла своё выражение в следующих моментах.
Во-первых, Карл Маркс и Фридрих Энгельс выделили в обществе два типа отношений: материальные (или общественное бытие) и идеальные (или общественное сознание) и показали, что общественное бытие первично, а общественное сознание вторично. Общественное сознание отражает общественное бытие, а это и есть основа материалистического понимания истории.
Во-вторых, ими было показано, что среди материальных отношений важнейшими являются производственные отношения, они образуют основу или базис общества. От базиса зависит, конечном счёте, развитие других важнейших элементов общества.
В-третьих, классиками марксизма было доказано, что материальная и общественно-политическая деятельность народных масс является решающей силой общественного развития. Они являются творцами истории.
В-четвёртых, подчёркивалась мысль о том, что развитие общества есть исторический процесс, который подчиняется объективным закономерностям.
Весьма продуктивной исследовательской программой является концепция социального действия, разработанная известным немецким философом и социологом М. Вебером. Вебер исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступает характер социальных действий индивидов. Понять его – значит объяснить происходящее в обществе.
Социальное действие, в отличие от обычных действий человека, обладает двумя обязательными признаками: «субъективным смыслом», который придаёт человек своему поведению и который мотивирует его поступки; «ориентацией на другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое действие.
Характеризуя социальное действие, Вебер выделяет 4 его основных типа, которые встречаются в современном обществе:
1. Аффективное, основанное непосредственно на чувствах, эмоциях.
2. Традиционное, основанное на традициях, привычке, обычаях. Оно не является достаточно осмысленным и имеет характер социального автоматизма.
3. Ценностное, которое определяется верой в ценность определённого способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности.
4. Разумное, определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и расчётливым подбором соответствующих для её достижения средств.
Общество и природа. Общество – совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей. Хотя общество составляют люди, оно не сводится к их совокупности, а включает в себя отношения: экономические, политические, нравственные, возникающие в результате совместной деятельности людей, сами виды и способы этой деятельности и её результаты – социальные институты, нормы.
Учитывая, что общество без природы не может существовать, выделяют другой аспект понятия: общество – это материально-духовное образование, возникающее и развивающееся на материале природы, но не сводимое к ней; часть природы и высшая ступень её развития. Под природой здесь понимают и биологические свойства человека.
Как природное образование общество подчиняется всеобщим законам, физическим, биологическим и другим, например, человеческая популяция подчиняется таким же законам, как и популяция любого другого вида живых существ.
Однако, как система, отличная от природы, общество имеет собственные закономерности. Например, собственной логике подчиняется развитие цивилизации, собственные закономерности развития имеет наука, религия, экономика и другие сферы общественной жизни. Поэтому методы и принципы изучения общества должны отличаться от естественнонаучных.
Понятие «природа» также употребляется в нескольких смыслах. Природа в широком смысле слова – это весь окружающий нас мир, включая и общество, и самого человека. Природа в узком смысле слова – это та среда, в которой происходит жизнь и деятельность человека и общества (Земля, климат, растительный и животный мир, мировой океан, освоенная часть космоса).
Человек с одной стороны противостоит природе, а с другой – он сам часть и порождение природы. Для человека природа – это:
– естественное условие существования;
– поле его преобразовательной деятельности с целью удовлетворения своих потребностей;
– объект познавательной деятельности (предмет естествознания);
– объект ценностного отношения, выраженного в понятиях «прекрасное», «гармоничное».
Следовательно, с одной стороны понятие природы противостоит в самом широком понимании понятию культуры, если под культурой понимать всё, созданное человеком. Таким образом, человек, общество, культура и противостоят природе и включены в неё одновременно.
Важное значение для понимания природы имеет понятие окружающей среды как результата взаимодействия человека, общества и природы. Различают: а) естественную окружающую среду, включающую гео- и биосферу, а также обжитую часть Космоса; б) искусственную среду обитания, которая является результатом производственной деятельности человека.
Естественная окружающая среда – это естественные источники средств жизни (дикие растения, животные) и естественные богатства (нефть, уголь).
В искусственной среде обитания можно выделить неодушевлённые предметы, созданные человеком, а также живые организмы, выведенные им (микроорганизмы, растения, животные), средства труда, а также определённые социальные отношения.
По мере развития человечества роль искусственной среды обитания непрерывно возрастает, она неотвратимо наступает на естественную среду обитания, что порождает экологические проблемы. В ходе развития человек и человечество, с одно стороны, подчиняет себе природу, но одновременно возрастает зависимость человека от природы.
Сферы общественной жизни. Общественная жизнь – это всё многообразие проявления деятельности людей, общественных групп, социальных институтов. Сферы общественной жизни – это относительно самостоятельные сферы жизни, различающиеся видом деятельности индивидов. В общем виде это: экономическая, социальная, политическая, духовная жизнь. Эти сферы общественной жизни весьма многогранны, включают в себя различные элементы и тесно связаны между собой.
Экономическая жизнь общества охватывает всю сферу, где создаются средства к жизни. Это:
– хозяйство с его отраслями;
– экономические отношения, например, отношения
собственности или распределения;
– экономические учреждения, например, управленческие структуры;
– включённые в экономическую жизнь соответствующие идеи, экономические программы.
Наиболее важны для философского осмысления феномены труда и собственности.
Труд – это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества.
История цивилизации есть не что иное, как постоянная деятельность людей, ориентированная на достижение материальных и духовных благ. Труд являет собой выражение сущностных сил человека и его священный нравственный долг. Вне труда невозможна ни жизнь общества, ни бытие каждого отдельного человека. Труд развивает и возвеличивает человека, утверждает его собственное достоинство. Даже раб, по словам Г. Гегеля, вынужденный работать на господина, в конце концов возвышается над последним, превращаясь в подлинного господина, а господин, лишь наслаждающийся плодами чужого труда, становится зависимым от своего раба, становится рабом раба.
Собственность – ключевая проблема экономической сферы жизни общества. Собственность – весьма сложное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками. Для рассмотрения собственности как проблемы экономической сферы жизни общества лучше всего подходит понятие собственности в экономическом смысле, когда она выступает в виде реальных отношений между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества. Реальное бытие личности так или иначе связано с его собственностью.
Философско-экономическое мышление на протяжении веков концентрировало свое внимание на дискуссии о противоположности исторической роли частной и общественной собственности. Однако, практика стран, идущих по пути коммунистических преобразований, показала, что упование только на общественную собственность оказалось бесперспективным в практическом отношении.
Социальная сфера общественной жизни характеризуется определёнными социальными структурами (классы, страты, сословия).
Социальная структура общества. Социальная структура состоит из элементов социальной системы, где главную роль играют социальные отношения между социальными субъектами: индивидами, группами, классами, нациями. Социальная структура во многом зависит от социально-классовых общностей: каст, сословий, классов.
Каста – это социальная общность, закрепляющая людей за особой сферой деятельности с помощью религиозных верований. Пример – жрецы в Древней Индии, где кастовое деление определяло общественную жизнь.
Сословия – социальные группы с юридически закреплёнными правами и обязанностями, например, дворянство, крестьянство. Сословное деление определяло общественную жизнь в средневековой Европе, а в России вплоть до XX века.
Классы – социальные общности, возникающие на основе разделения труда и различающиеся своим отношением к собственности на средства производства и продукты труда. Например, феодалы, владевшие землей, крепостными крестьянами и большей частью произведенных ими продуктов. Большую роль в истории Нового времени сыграли отношения между буржуазией и пролетариатом как основными классами того времени.
Понятие о классах как главном структурном содержании общества прошло значительный путь исторического развития. Долгое время классы смешивали с сословиями и определяли их по размерам дохода и способам его получения. В XVII – XVIII веках уже выделяют как классы феодалов, буржуазию, крестьян и рабочих. Вопросы классов и классовой борьбы занимают важнейшее место в учении марксизма. Нельзя отрицать значимость классовой борьбы, но нельзя и абсолютизировать её роль, как это делали марксисты. Тем более неправомерно рассматривать её в качестве единственной движущей силы развития общества.
Некоторые современные социологические школы, указывая на односторонность классовых подходов, предлагают для характеристики социальной структуры общества использовать понятие социальной стратификации. Оно происходит от латинского слова «стратум» – слой, пласт.
Важная роль в разработке теорий социальной стратификации принадлежит М. Веберу, который, находясь под влиянием идей К. Маркса, связывал существование классов с экономической сферой общества, но трактовал её лишь с точки зрения распределения доходов. Однако, утверждая, что марксистское понятие класса не отражает сложной структуры общества, наряду с классами Вебер выделял статусы и соответствующие статусные группы, связанные с обладанием престижем, и партии, существование которых основано на распределении власти. Теория Вебера послужила источником взглядов многих социологов. Большинство современных социологов придерживается концепции «многоизмеримой стратификации», согласно которой классы и слои выделяются на основе многих критериев (занятость, доход, образование, тип жилища, район проживания).
Итак, в основе стратификационного метода описания общества лежит понятие «страты» (слоя) – большой группы людей, отличающейся по своему положению в социальной структуре. Стратификация предполагает, в отличие от классового подхода, наличие естественного неравенства людей, которое определяется: отношениями собственности; социальным престижем и отношением к власти; неравномерностью распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе.
Классовая и стратификационная модели не исключают, а дополняют одна другую.
Этносы как исторически сложившиеся устойчивые группы людей существуют на протяжении всей истории человечества. Этносы – это исторически сложившиеся на определённой территории устойчивые общности людей, объединённые единым языком, культурой, бытовым укладом, традициями.
Первыми в истории человечества формами этнической общности были род и племя. С переходом к классовому строю кровнородственные объединения уступают место народности. Это более многочисленная, но всё ещё неустойчивая форма общности людей характеризуется длительным совместным проживанием на одной территории, единым языком, элементами общей культуры и психического склада.
Упрочение капиталистических экономических отношений привело к образованию наций. Им присущи те же признаки, что и народностям, но они более развиты. Нации создают сильное чувство солидарности между членами данной общности. Принадлежность к нации даёт индивиду место в истории и в цепи поколений – и это основа самоопределения индивида. В то же время именно нации могут формировать антагонизм по отношению к «чужим». Эти черты нации приводят к тому, что она может являться источником сильных общественных движений и крайних идеологий. Роль наций в историческом процессе наиболее полно проявляется в движениях по созданию национальных государств, в развитии национальных культуры и языка как составных духовного богатства человечества.
К социальным общностям относят и отдельные социальные группы, различающиеся по роду профессиональных занятий или по сферам деятельности: инженеры, учёные, художники, студенты, домохозяйки и др. В отдельные исторические периоды они могут играть значительную роль в общественной жизни, например, движение студенчества в Западной Европе в 60-е – 70-е годы XX века.
В социальной структуре различают социально-демографические группы, объективно складывающиеся: по единым демографическим признакам, например, по полу – мужчины и женщины, по возрасту – дети, молодёжь, зрелые, пожилые, старики.
Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между её членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Социальный конфликт и является источником общественной динамики.
Политическая жизнь общества включает:
– отношения между социальными группами, народами, индивидами по поводу власти и соответствующую деятельность: политическую борьбу, политическое сотрудничество;
– деятельность политических организаций и учреждений и систему их взаимоотношений, например, государства, партии;
– политические идеи, теории, программы.
Центром политической жизни являются властные отношения, в частности, борьба за власть. Жизнь общества, его развитие не осуществляется без сознательного управляющего начала. Обществу присущи определённые формы управления. В процессе развития общества они образуют систему общественных институтов управления. Совокупность этих институтов, их деятельность отражается при помощи понятия «политической сферы жизни общества».
С философско-социологической точки зрения политическая сфера жизни общества представляет собой не только деятельность государства, или множества разных организаций, а целостную систему институтов управления и самоуправления, определённым образом связанную как с обществом в целом, так и с его различными подсистемами (экономической, социальной).
Основные особенности политической сферы общества проявляются в её организации, сознательно и целенаправленно создаваемой людьми для координирования, направления, руководства общими делами и интересами. Политическая сфера жизни общества характеризуется не только своей политической организацией, но и политической системой, которая включает в себя политическую организацию, различных лиц, социальные институты (например, организации и фонды), неформальные и неправительственные факторы, влияющие на выявление и постановку проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственных отношений. Центральным институтом политической системы общества является государство.
Духовная жизнь общества – сфера общественной жизни, где создаются духовные продукты. Сюда входит:
– наука, производящая знания;
– искусство, производящее художественные образы;
– образование и воспитание, производящие духовную сферу индивидов.
Духовная жизнь может иметь первостепенное значение и для политики, и для экономики, а собственность и власть даже могут сливаться, как например, в восточных цивилизациях, царской России, в СССР.
Духовная жизнь общества – это форма, способ жизнедеятельности людей, особая форма их бытия, которая состоит в деятельности по производству, потреблению, передаче духовных ценностей. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создаёт благоприятную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.
Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают определённые мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях.
Результаты этой деятельности: взгляды людей на мир, научные идеи и теории; моральные, эстетические и религиозные воззрения, которые воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах.
Тема 17. Линейные и нелинейные интерпретации исторического
процесса
Понятие «философия истории». Основные схемы объяснения исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к обществу.
Термин «история» был введен греческим историком Геродотом в V веке до н.э., а термин «философия истории» – французским мыслителем Вольтером в XVIII веке. Если история как научная дисциплина изучает многообразие исторических событий и их хронологию, то философия истории рассматривает:
– глубинные основы исторического процесса и организации общественной жизни;
– возможности и механизмы познания исторической реальности.
Отсюда вытекают проблемы философии истории:
– смысл и направление истории;
– последовательность исторических эпох;
– закономерности исторического процесса.
В философии истории существуют нелинейные и линейные интерпретации исторического процесса.
Нелинейные интерпретации истории уходят корнями в глубокую древность, будучи воплощёнными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Эти представления весьма живучи и убедительны своей естественной простотой.
Это довольно простое объяснение развития общества обрело вторую жизнь в философско-исторических концепциях в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса. Одним из первых её попытался теоретически обосновать итальянский мыслитель ХVIII века Дж. Вико, выделивший в истории человечества три эпохи – божественную, героическую и человеческую, последовательно сменяющих друг друга. «Три эпохи» Дж. Вико, рассматриваемые как детство, юность и зрелость человечества, – это своеобразный методологический приём, облегчающий понимание развития общества по аналогии с развитием человека как природного существа.
Циклическая модель исторического процесса закрепляется в ставших классическими философско-исторических концепциях.
Во-первых, в концепции культурно-исторических типов русского историка Н. Я. Данилевского, которые «нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают», совершая тем самым замкнутый цикл развития. Выделяя в развитии человечества десять культурно-исторических типов, которые можно понимать как относительно самостоятельные цивилизации, Н.Я. Данилевский отмечает, что для каждого из них характерны единый язык общения, разнообразие этнографического материала, политическая независимость и способность к духовному развитию. Различает же их приоритет ценностных ориентаций: у древних греков это искусство, у римлян – право и политическая организация общества и так далее.
Во-вторых, циклическая модель социодинамики отчётливо проступает в концепции «морфологии культуры» немецкого философа и культуролога начала ХХ века О. Шпенглера, который также признаёт близость истории общества природной истории (развитию животного, дерева, цветка). Однако он делает это по несколько иной причине, стремясь выявить специфику души культуры, составляющей высший этап общественного развития. Говоря о существовании восьми великих культур в истории человечества, каждая из которых самоценна, О. Шпенглер обращает специальное внимание на западную (фаустовскую) культуру. Она, по его мнению, с переходом западноевропейского общества на путь индустриального развития утрачивает творческий порыв и вступает в этап цивилизации – угасания культуры и господства материально-прагматических ценностей.
В третьих, модель циклического развития лежит в основе концепции локальных цивилизаций английского историка А. Тойнби, в которой основными этапами динамики общества являются «возникновение – рост – надлом – распад». Говоря о существовании в истории человечества 37 цивилизаций, исследуя 21 и отмечая среди оставшихся в современном мире 5 из них, А. Тойнби рассматривает вопрос о причинах их возникновения, развития и гибели. Они состоят в действии двух механизмов. Первый – это механизм «Вызова-и-Ответа», означающий реакцию цивилизации на внешние воздействия географической среды и других цивилизаций. Второй механизм «Ухода-и-Возврата» регулирует характер отношений между придающим импульс развитию общества творческим меньшинством (элитой) и обладающим способностью к подражанию и ассимиляции новаций большинством населения. Распад локальной цивилизации происходит тогда, когда отсутствует достаточный Ответ на Вызов и когда творческое меньшинство, время от времени уходящее с позиций лидера «в тень» для восстановления сил, больше не возвращается, а его место занимает «подражающее большинство».
Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия «регрессизм» и «прогрессизм». Общее для них — констатация очевидной направленности и поступательности социокультурного развития общества. Различаются они трактовкой вектора направленности развития общества.
Регрессизм появляется в древнем мире, будучи зафиксированным в ряде концепций «возврата имён», «золотого века», и выражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к цивилизации. Позже он находит отражение в религиозно-богословских представлениях иудаизма и христианства (в частности, в характерной для них эсхатологии – учении о конечных судьбах мира и человека). В эпоху Просвещения регрессизм проявился в воззрениях Ж-Ж Руссо, который видел в развитии культуры регресс человеческой свободы. В наше время позиции исторического регрессизма разделяются представителями достаточно распространённых идейных течений экологического пессимизма, технократического антиутопизма.
Прогрессизм оформляется в XVIII столетии в философии Просвещения и связан с верой во всесилие человеческого разума и могущество преобразовательных возможностей человека, наделённого способностью познания природы и общества. Разум и возможности человека рассматриваются как гаранты прогресса в истории. Идея социального прогресса получила развитие также в немецкой классической философии, хотя в ней критерий прогресса общества начинают рассматривать более дифференцированно, а само развитие общества трактуют не столь однозначно («спиралевидная» модель истории Г. Гегеля). Особый вариант прогрессизма характерен и для марксистской интерпретации исторического процесса как закономерной смены типов общественно-экономической формации.
В настоящее время прогрессизм занял достаточно сильные позиции, оформленные в стадиальной модели линейной интерпретации истории. Он представлен прежде всего в концепциях постиндустриального (Д. Белл) и информационного общества (Е. Масуда, О. Тоффлер).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 327.