Формационный подход, предложенный К. Марксом, рассматривает типы общества как сменяющие друг друга ступени – общественно-экономические формации. Он исходит из прогрессивного, восходящего характера общественного развития, проходящего пять таких формаций:
– первобытнообщинную;
– рабовладельческую;
– феодальную;
– капиталистическую;
– коммунистическую.
Общественно-экономическая формация как термин марксистской философии обозначает определённую ступень в развитии общества, сущность которой составляет способ производства материальной жизни.
Таким образом, общественно-экономическая формация – это исторически конкретный тип общества, соответствующий определённому способу производства и обозначающий особую ступень в прогрессивном развитии человечества.
Способ производства материальных благ можно описать как взаимосвязь производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это, прежде всего человек с его знаниями, умениями и навыками, он и является главным фактором производства, без него производства бы не было. Человек использует орудия труда – от простейших инструментов до сложных технических устройств. С их помощью он действует на предмет труда и получает необходимый продукт. Человек использует и средства труда – это не только орудия, но и здания, транспорт, связь. Таким образом, производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства, в процессе движения продукта от производителя к потребителю. Для того чтобы производственный процесс начался и протекал, необходимо, чтобы производитель соединился со средствами и орудиями труда. А они ведь могут принадлежать обществу, или группе людей, или отдельному лицу. В зависимости от отношений собственности формируются и отношения обмена, распределения и потребления произведенных материальных благ.
В основе смены общественно-экономических формаций, по Марксу, лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Уровень развития производительных сил определяет характер производственных отношений. Производственные отношения в свою очередь влияют на производительные силы, способствуя или препятствуя их росту.
Взаимосвязь производительных сил и производственных отношений, таким образом, выражается в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Это означает, что с течением времени отставание производственных отношений от роста производительных сил приводит к конфликту между ними. Разрешение этого конфликта приводит к смене одного способа производства другим, следовательно, и одной формации – другой. Переход от одной общественно-экономической формации к другой совершается через социальную революцию.
Структуру общественно-экономической формации составляют базис и надстройка. Базис – это экономический строй общества, совокупность его производственных отношений. Надстройка – это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, политических и культурных отношений и соответствующих им общественных институтов и организаций. Базис является определяющим в структуре формации. Но и роль надстройки не является пассивной (когда идеи овладевают массами, они становятся материальной силой, способной изменять экономические отношения).
Понятие общественно-экономической формации в марксизме характеризует исторический прогресс общества, его закономерное приближение к коммунизму. Схема развития и смены общественно-экономических формаций – это схема развития любого конкретного общества. Таким образом, всемирная история в представлении марксистов является совокупностью историй множества обществ, каждое из которых должно было пройти все (или большинство) общественно-экономических формаций.
Достоинства формационного подхода.
1) выявляется закономерность общественной жизни, объясняется, как на смену одной формации приходит другая независимо от чьих-то желаний, то есть объективно;
2) объясняется смена формаций как естественноисторический процесс: историю делают люди, исходя из собственных, субъективных целей и желаний, а результат их деятельности не совпадает с представлениями каждого конкретного человека. Этот процесс – равнодействующая всех индивидуальных устремлений, он объективен, естественен.
Ограниченность формационного подхода.
1) главная роль в общественном развитии приписывается экономическим факторам, в то время как не во всех исторических ситуациях он оказывается определяющим. Например, в СССР идеологические догмы держали в жёстких тисках и экономику, и политику; католическая церковь в средневековой Европе контролировала все сферы общественной жизни;
2) не ко всем общественным образованиям применим формационный подход, например, к азиатским странам.
3) марксистские понятия «способ производства», «формация», «класс» не всегда позволяют точно представить общественные взаимодействия, учесть традиции, ценности, нормы поведения в русле межличностных связей индивидов.
4) формационный подход оставляет мало места для человеческой свободы, выбора пути развития.
С точки зрения формационного подхода к истории человечества на первый план выдвигается то общее, что присуще разным странам и регионам. Это позволяет изучить общие закономерности их развития. Но уже К. Маркс и Ф. Энгельс заметили некоторые противоречия формационного подхода. Например, в схеме развития и смены общественно-экономических формаций нет места странам Древнего Востока. Кроме того, в рамках этой теории трудно объяснить связи между сосуществующими обществами. Все эти противоречия выявляются в ходе сравнения формационного подхода с альтернативным ему «цивилизационным».
Во 2-й половине XIX века происходит всплеск научного интереса к истории цивилизаций. Назрела необходимость в новом понимании исторического процесса. Формационный подход к его объяснению оставлял в стороне многое, что могло помочь в поисках смысла истории.
Формируется цивилизационная концепция исторического процесса. В её основе лежит идея уникальности каждого общества (цивилизации), своеобразия пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и существующих в настоящее время. Таким образом, цивилизационный подход предполагает учёт и изучение в первую очередь того своеобразного и самобытного, что есть в истории народа или целого региона.
Цивилизационный подход основывается на следующих идеях:
1. Убеждение в многообразии форм общественной организации, каждая из которых является результатом свободного выбора людей.
2.Каждая цивилизация образуется вокруг системы ценностей, определяющей всю общественную жизнь, в том числе и социально-экономическую.
3.Цивилизационный подход многое определяет волей людей, модель поведения которых строится с учетом особенностей психологии, культуры
Особая (интеграционная) версия исторического развития разработана К. Ясперсом. Реальность мировой истории, по мнению этого немецкого философа, обусловлена прежде всего духовным единством человечества. Начало всемирной истории он называет «осевым временем» (с 800 по 200 гг. до н. э.), когда в великих культурах древности, в сфере их влияния, начинает формироваться универсальная духовная основа всего человечества.
В истории человечества Ясперс выделяет четыре узловых момента.
1. «Доисторический период», когда происходило становление человека, выражающееся в использовании огня, орудий труда, появлении речи, образовании групп и сообществ, организации жизни посредством мифов.
2. «Великие исторические культуры древности» (локальные культуры), появление которых в трёх областях мира означало начало человеческой истории: шумеро-вавилонская и египетская культуры, а также эгейский мир; доарийская культура долины Инда; архаический мир Китая.
3. «Осевая эпоха» – начало всемирной эпохи, когда независимо друг от друга и в разных местах – в Индии, Китае, Персии, Палестине, Элладе – возникают духовные движения, сформировавшие тип современного человека. Это время рождения мировых религий и философии, начала общей истории человечества.
4. «Эпоха техники», ознаменовавшая переход к единой мировой истории. Проявившись благодаря европейским географическим открытиям, достижениям науки и техники в XVII – XVIII вв., обретя всеохватывающий характер к концу XIV века, она получила особенно быстрое развитие в ХХ веке. Именно тогда проявились интеграционные тенденции в развитии мировой истории, проявились признаки наступления духовного единства человечества, ставшие началом перехода к единой мировой истории.
Происходит полное преобразование истории, земной шар стал единым, обнаруживая новые опасности и возможности, все существующие проблемы стали носить глобальный характер.
Тема 18. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни
общества.
Понятие культуры. Проблема определения культуры. Функции культуры. Виды культуры. Типы культур. Культура и контркультура. Нигилизм и традиционализм.
Культура – очень сложное образование. Не случайно в научной литературе существует около 500 определений культуры, каждое из которых характеризует её с какой-то важной стороны. Разработки различных теорий культуры начались в XVIII веке. Так, например, сторонники натурализма усматривали истоки культуры в естественной природе человека, выводили культуру из природы. Идеалисты видели назначение культуры в нравственном развитии человека.
Первоначально латинское слово «culture» означало «возделывание», «обработка» и относилось прежде всего к земле. Им и обозначали способы обработки земли. Отсюда наиболее общее (на основе антропологического подхода) определение культуры как всего того, что сотворено человеком. За пределами культуры тогда остаётся только «дикая» природа. В самом общем значении мы говорим о культуре, когда подразумеваем её отличие от природы (натуры). Мир культуры образуют вещи и явления, которых нет в «необработанной» природе.
Таким образом, культура – это мир, возделанный человеком, освоенное им пространство. Благодаря деятельности человека, природа предстаёт перед ним как сфера реализации творческих способностей. Мир со всеми его связями и отношениями, вещественными элементами и процессами становится сферой приложения человеческих сил, объектом активной деятельности. Природный мир «очеловечивается» в той мере, в какой он входит в сферу материальной и духовной деятельности человека. Итак, получается, что культура есть деятельностный способ всестороннего освоения человеком мира.
Не все учёные согласны с тем, что всё, созданное человеком, является культурой, поскольку люди породили и такие явления, которые ужасны по своему уродству и разрушительны для окружающей среды и их самих (нельзя же назвать достижением культуры, например, наркоманию). Ценностный подход к культуре, в отличие от антропологического, включает в культуру только человеческие достижения, соответствующие нравственным, эстетическим и другим нормам.
На основе этого подхода культуру соотносят с ценностями – материальными и духовными предметами, удовлетворяющими потребности человека и имеющими для человека жизненно важный смысл. В системе ценностей можно выделить: основные и вторичные, доминирующие и ситуативные. Основными, центральными, доминирующими становятся проявления человеческого бытия: жизнь, любовь, доблесть, ум, мужество, верность, хотя в опредёленной ситуации человек может предпочесть смерть позору, потере состояния или осуществить иной ценностный выбор. Но отношение к нему будет зависеть от господствующей системы ценностей. Исходя из таких ценностных критериев, далеко не всякое общественное явление может быть оценено положительно и отнесено к разряду «культурных». Эпитет «культурный» – свидетельство духовной ценности какого-то явления. Главный признак культурного начала – способность уравновешивать, гармонизировать отношения в обществе. Поэтому культуру определяют как совокупность ценностей и норм, позволяющих индивиду и обществу ориентироваться в жизни.
Кроме всего сказанного, в понятии культура есть ещё один аспект: культура – это универсальный способ «возделывания» самого человека, то, что делает его гуманнее и лучше. Культура в этом смысле как раз и задаёт критерии того, что значит «быть лучше». В процессе социализации личность усваивает правила нравственного поведения в обществе, юридические нормы жизни в государстве, формирует своё мировоззрение, отношение к верованиям и традициям, вырабатывает эстетический вкус и духовные ценности. Таким образом, культура даёт человеку возможность самосозидания, что, в свою очередь, позволяет ему стать творцом новых культурных ценностей.
Культура – это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), проявляющихся в предметах, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.
Функции культуры
1) Ценностная. Усвоенные человеком культурные ценности позволяют
распознавать значимое и незначительное в жизни, отличать то, что совершенствует человеческую жизнь, от того, что является саморазрушительным для человека. Для общества сохранение ценностей культуры – залог того, что оно не «одичает».
2) Нормативная. Каждое конкретное общество функционирует и развивается по специфической культурной программе, которая задаёт норму его жизни (это научные знания, нормы морали, социальные идеалы, технические приёмы и т.п.) Человеку, усвоившему нормы культуры, легко ориентироваться в обществе и реализовывать себя.
3) Интегрирующая. На основе единых ценностей и норм культура сплачивает определённое сообщество людей и отличает его от других сообществ. В результате своеобразие каждой страны или народа определяется его культурой.
4) Деятельно-творческая. В своей многогранной деятельности люди опираются на традиции социально-культурной жизни, созданные прежними поколениями. Именно накопленный деятельно-культурный опыт способствует дальнейшему творчеству людей, созданию ими нового в науке, искусстве, социальной практике.
5) Знаково-символическая. Предметы и явления культуры выступают как знаки, которые в условном, закодированном виде хранят опыт человечества. Знаком может быть любой предмет, имеющий определённое значение, то есть выступающий как представитель другого явления и хранящий его смысл (звонок – знак начала или конца урока для школьников). Самым универсальным знаком является слово. Устная и письменная речь позволяет передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков. Среди знаков особое место занимают символы – знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи (памятник героям – символ патриотизма). Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем её знаки и символы, постигая, таким образом, смысл происходящего.
Культура многообразна не только по функциям, но и по содержанию. Поэтому существует множество классификаций видов культуры.
По предметным результатам человеческой деятельности культуру обычно подразделяют на материальную и духовную.
Материальная культура создаётся в процессе материального производства. Это техника и предметы быта, транспорт и связь, здания и сооружения, породы животных и сорта растений.
Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений.
Подразделение на материальную и духовную культуру условно, поскольку в тех же предметах материальной культуры запечатлены духовные возможности человека. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни, вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты – вещи, технические средства, произведения искусства.
Важно различать массовую и элитарную культуру.
Элитарная культура (элита – лучшее) содержит выдающиеся образцы деятельности, например, искусства, понятные лишь подготовленному человеку. Это «высокая культура», сохраняющая преемственную связь с классической традицией, гуманистическими ценностями. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживлённых споров среди искусствоведов и критиков. Массовый зритель может не обратить на них никакого внимания. Коммерческая выгода не является целью для создателей произведений искусства, стремящихся к новаторству и самовыражению.
Массовая культура предполагает усреднённые ценности, порой примитивные, но иногда и высокого уровня, например, музыка «Битлз». Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи способствовали её распространению. Массовый, стандартизированный характер современного духовного производства способствовал превращению его продуктов в товары. Распространение образования, приобщение широких масс людей к культурным ценностям привело к межкультурным взаимодействиям, обмену результатами творческой деятельности. В результате превращения мира в «большую деревню» и возник этот особый тип культуры – массовая культура.
Итак, эта культура обращена к широким слоям потребителей, сознанием которых производители массового продукта нередко манипулируют (люди создают себе кумиров из кинозвёзд, модельеров). Всему этому способствует являющаяся неотъемлемой частью этой культуры реклама. Массовую культуру нередко называют развлекательным искусством, полукультурой, кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»). Сейчас этот термин часто заменяется термином «поп-культура». Специфика её в демократичности, доступности. Она функционирует по законам рынка. Опасность распространения массовой культуры в том, что благодаря мощным средствам коммуникативной техники – телевидение, пресса, видео- и звукозапись – могут быть сформированы примитивные или антигуманные вкусы и ценности.
Элитарная и массовая культуры не враждебны друг другу. Элитарная культура не даёт человеку остаться в заурядности обыденного существования, примириться с ним. Она возвышает человека. Её идеи через некоторое время перенимаются массовой культурой, повышая её уровень.
Разнообразие видов культур в современных условиях – закономерное явление и имеет положительный смысл, если оно успешно противостоит бездуховности, безнравственности, антигуманности.
Выделяют также особые субкультуры со своими системами ценностей, особенностями языка, поведения, мышления: профессиональные, возрастные. Например, одной из субкультур является молодёжная субкультура со своими особенностями языка, манерой одеваться, особенностями проведения времени.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 337.