Тема 12. Философская антропология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии. Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии. Деятельность как сущностная характеристика человека.

 

Человек – центральная тема философии. Собственная природа человека во все времена была предметом для глубоких философских размышлений. «Познай самого себя» –  это изречение Сократа не утратило своей актуальности и в наши дни.

Рассмотрение человека как особой философской проблемы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Потребность эта возникает и расширяется по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией развития различных конкретных наук: биологии и медицины, астрономии и географии, этнографии и антропологии, лингвистики и культурологии. Повышение интереса к философскому анализу проблемы человека продиктовано сегодня новым этапом научно-технической революции (и её влияния на индивида), развитием мирового сообщества, экологической ситуацией и многими другими проблемами.

 Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного соотнесения его с каким-либо родовым понятием (например, природа, Бог или общество). Поэтому философское познание человека разворачивается не просто через выделение его сущностных характеристик, но и через осмысление его существования в мире, понимания того, что же представляет собой человек.

В антропологии как науке существует несколько концепций происхождения человека (антропосоциогенеза). Это эволюционная, трудовая, религиозная, мутационная, космическая. Сторонники эволюционной концепции считают, что возникновение человека на Земле – это длительный естественный процесс эволюции.

  Антропосоциогенез объединяет два процесса – антропогенез (длительный процесс становления человека) и социогенез (процесс становления общества). По мнению представителей эволюционного подхода, этот период становления человека и общества длился около 3 – 3,5 миллионов лет и означал переход от человекообразных обезьян (гоминидов) к человеку.

Среди факторов антропосоциогенеза выделяют следующие:

– труд, то есть целесообразная деятельность по преобразованию природы с помощью орудий;

– членораздельная речь, язык или так называемая вторая сигнальная система, развитие понятийного мышления;

– совершенствование семейно-брачных отношений и переход от «близкородственных» брачных отношений к поиску брачных партнёров в других общинах;

– формирование нравственно-социальных запретов, которые касались всех членов родовой общины и были обязательны к исполнению, их нарушение каралось вплоть до изгнания из общины, что было равносильно смерти.

С точки зрения религиозной концепции антропогенеза человек – существо, сотворённое Богом. Сторонники космической концепции антропогенеза утверждают, что человек – это потомок либо творение инопланетян. Учёные, придерживающиеся трудовой концепции антропогенеза, считают, что в процессе становления человека решающую роль сыграл труд, мутационной – полезные мутации, которые были закреплены генетически.

    Человек – биосоциальное существо. С одной стороны, он – часть природы, то есть биологическое существо. Это выражается в его видовых признаках (средней продолжительности жизни, продолжительности детства, зрелого возраста, заданностью возраста половой зрелости). С другой стороны, человек – существо социальное: недостаточно быть рождённым человеком, чтобы быть им. Человек может сформироваться только в обществе, в ходе социализации. Социализацией называют процесс вхождения человека в общество (через семью, школу, разные социальные группы). Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. В отличие от животных люди в совместных усилиях действуют согласованно, сознательно. Индивид, в силу определённых причин оторванный с рождения от общества, остаётся животным.

Проблема человека в классической философии.
    Для философии античности и Древнего Востока человек в первую очередь – это фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличным мировым духом или разумом (Атманом, логосом, идеей), а его жизненный путь определён законами судьбы. Вместе с тем уже на этапе древней философии можно зафиксировать некоторые существенные отличия в понимании человека восточной и западной традициями. Восток не знал такого резкого противопоставления души и тела, которое оформилось в западной философии и культуре. В восточной традиции человек является всегда органичным, но достаточно кратковременным соединением космических элементов, где душа и тело не просто взаимосвязаны, но и взаимно определяют друг друга.

В западной философии, начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела. Человек здесь выступает как изначально двойственное существо, которое своим телом принадлежит миру природных процессов, а своей разумной душой живёт ностальгией о мире идей, который является родным для его души. Альтернативой философским взглядам Платона стали идеи другого известного античного философа – Аристотеля. Он обосновывал укоренённость человека в природе. Природное начало человек воплощает в вегетативной (отвечающей за рост) и сенситивной (отвечающей за чувства) частях своей души. Аристотель, в противоположность своему учителю Платону, ориентировал человека на достижение счастья в конкретном жизненном опыте, а не в космических странствиях души.

Иного взгляда на человека придерживались философы средневековья. В христианстве античные представления о человеке были радикально переосмыслены. Здесь утверждается, что личность несёт в себе особое предназначение, потому что на неё накладывается отпечаток абсолютной личности Бога. Личность обретает некую самоценность. Впервые в истории европейской культуры человеческая личность в христианском учении наделяется свободой воли и возвышается над миром природной необходимости и судьбы.

Философия Ренессанса обосновывала мысль о ценности человека и его земной жизни, что породило идеологию гуманизма. Человек в философских учениях Возрождения осмысливается без непременной для средневековья соотнесённости с божеством, по сути он сам подобен Богу в своих творческих возможностях.

В философии и культуре Нового времени образ человека теряет гармоничность, многообразие его способностей сводится к разуму, в то время как тело «механизируется» и воспринимается как подчиняющееся всеобщим естественным законам. По мнению философов Нового времени, человеческое тело представляет собой машину, в которую Бог вложил душу. Разумность рассматривается как существенная особенность человека, его исключительное качество; человеческий разум здесь не только основа познания, но и причина нравственного поведения.

 Немецкая классическая философия во многом опровергла традиционное понимание человека. Так, Кант показал невозможность создания объективной модели человека: всё знание о человеке у Канта носит субъективный характер. Человеческое «Я» является «вещью самой по себе», как и весь остальной мир. Гегель показал, что существование вечных законов невозможно, индивид – это всего лишь марионетка в руках истории (не существует заданной природы человека, есть лишь облики, типы человека, которые должны быть соотнесены с историческим этапом). Для Фейербаха человеческая сущность не заключена в отдельной индивидуальности. Сущность человека – воля, мышление, чувственность, что является его родовыми, то есть общественными, деятельными способностями.

Для неклассической философии второй половины XIX – XX  вв. характерна своеобразная антропологическая переориентация, связанная с осознанием кризисности человеческого существования. В условиях социального кризиса (кризиса политических и духовных ценностей), разрушения многих традиционных форм жизни общества, человек утратил доверие к тем обязательным философским и религиозным принципам, которые поддерживали в нём раньше веру в объективность, прогресс, всемирную историю. Человек в современном мире словно бы лишился критериев и ценностей, придававших значение и смысл его существованию, он оказался покинутым и заброшенным, предоставленным самому себе.

Изучение проблемы человека в неклассической философии осуществляется в таких основных традициях современной философской антропологии как биологизаторская, экзистенциально-персоналистская, социологизаторская и синтетическая.

Современные биологизаторские теории пытаются объяснить человека с помощью соотнесённости с животными. Эти теории реализуются в двух основных вариантах:

– Во-первых, биологизаторские модели человека, в которых он понимается как наиболее совершенное продолжение природной эволюции. Например, согласно позитивизму, человек должен стать объектом не столько для философии, сколько для науки, в частности биологии, поскольку исходная данность человека – это живой организм.

    – Во вторых, биологизаторские версии, восходящие к «философии жизни», версии человека как тупика эволюции, «несостоявшегося животного», обречённого своей биологической неполноценностью на поиск «противоестественных» способов существования (фрейдизм). При этом приоритет отдаётся бессознательному, являющемуся источником поведения личности.

    С точки зрения экзистенциально-персоналистского подхода, в мире существуют только отдельные, конкретные личности с независимым от внешнего мира, автономным сознанием. Коллектив, общество противостоят личности, обрекают её на повседневное безличное существование, что вызывает страх, чувство неуверенности, обречённости. Абсолютная уникальность и подлинность человеческого бытия обретается здесь в ситуации экзистенциальной свободы, одновременно отталкивающей человека от мира обезличенного сущего и открывающей ему истинные смыслы бытия.

    Социологизаторский подход (марксизм, структурализм) ориентирован на рассмотрение человека в контексте социальных связей, продуктом которых он выступает. Кредо этого направления можно выразить известной фразой Маркса о том, что «в своей действительности сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений». Согласно марксизму, сущность человека утверждает себя в условиях того или иного общественного строя, конкретной культуры, являясь в известном смысле результатом его собственного предметно-материального и духовно-нравственного творчества.

    Индивид, как и всякое животное, должен прежде всего удовлетворять свои элементарные потребности. Но в отличие от животного, которое удовлетворяет потребности в непосредственном взаимодействии с природой, человек удовлетворяет свои потребности опосредованно: процессом производства, где производство орудий труда и средств для обеспечения жизни становится особой (социальной) потребностью, системой общественных отношений, потребностью в новом типе ориентации в мире.

       Структуралистские концепции человека анализируют его в контексте различных социальных структур (политических, идеологических), отдельным элементом и функцией которых он выступает, не претендуя на их возможное изменение. Истории в собственном смысле нет, и всё существующее в обществе, и прежде всего человек, есть лишь конкретное выражение соответствующей целостности – группы, социальной системы. Человеческой свободы не существует, имеются лишь роли и функции.

    В 20-х годах XX века возникло особое философское направление под названием «философская антропология», представленное такими мыслителями как, М. Шелер, Э. Кассирер, А. Гелен, Г. Плеснер. Как самостоятельное направление неклассической философии, философская антропология в значительной степени выступает как синтез знаний о человеке, накопленный в различных науках.

Главной проблемой философии, по мнению М. Шелера, всегда была проблема сущности человека и места человека по отношению к другим формам бытия. Макс Шелер задумал осуществить весьма заманчивую программу: «познать человека во всей его полноте». Он предлагал соединить, синтезировать предметное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Правда, эта программа не была им реализована. Его последователи Г. Плеснер, А. Гелен и другие создали только отдельные, так называемые региональные антропологии – биологическую, психологическую, культурную, религиозную.

Философская антропология привлекла внимание многих философов к исследованию и осмыслению человеческого существа. Результаты этих исследований сказались на других направлениях неклассической философии XIX–XX веков.

       Специфически человеческой формой активного отношения к окружающему миру, связанной с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека, является его деятельность. Именно эта активность и отличает человека от других живых существ. Поэтому человека иногда и определяют как homo agens (человек деятельный).

       Деятельность в обществе предстаёт как целостная система, имеющая сложную структуру с различными элементами.

       В качестве важнейших элементов всякой деятельности выступают следующие:

1) субъект с его целями, мотивами, потребностями, ценностями, знаниями и навыками;

2) объект (некоторый фрагмент объективного мира, которому противостоит человек в его деятельности);

3) цель;

4) средства;

5) результат (продукт) деятельности.

    Дадим краткую характеристику основных компонентов деятельности.

   Субъект. В этом качестве может выступать и отдельный человек, и определённая социальная группа, организация, а в самом широком смысле слова – человечество. Человеку как субъекту присущи самосознание, он усвоил определённые программы деятельности, нормы нравственных и эстетических оценок. В понятии субъекта выражается субъективность человека, то есть уникальность, определяющая качественное отличие каждого субъекта от других субъектов.

   Объект. Это то, что противостоит субъекту в его практической и познавательной деятельности, это такая часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. Один и тот же объект может быть объектом различных видов познавательной деятельности.

   Цель. Цель – это прототип, прообраз предполагаемого результата. Сознательно формируемая цель является основанием деятельности. Только человек, пожалуй, способен создавать идеальные модели результатов (продуктов) своей деятельности.        

   Средства. Каждый вид деятельности предполагает использование специфических для него средств деятельности, то есть того, с помощью чего она осуществляется. Производственная деятельность предполагает использование техники, научная – аппаратуры для экспериментов и так далее.

   Результат. Это то, что создаётся в результате деятельности. В процессе деятельности её объект с помощью привлекаемых средств деятельности преобразуется в соответствующий продукт. Это то, что человек получает благодаря своей созидательной активности.

    Каждый вид деятельности создаёт специфический для неё продукт. Так, продуктами материально-практической деятельности являются самые различные сотворённые руками людей материальные ценности – архитектурные сооружения, технические устройства. Продуктами научно-познавательной деятельности выступают систематизированные знания о мире. В качестве продуктов духовной деятельности могут быть представлены оригинальные идеи, художественные произведения, картины. Продуктами социально-политической деятельности являются новые политические концепции.  

    Важнейшую роль в процессе деятельности играют её мотивы. Это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. В процессе становления и развития человека происходит постоянное развитие мотивов его деятельности, изменение и расширение круга деятельности, преобразующей действительность.  

Итак, деятельность присуща только человеку (поведение – и человеку, и животным). Существуют разнообразные виды деятельности.

    Основываясь на различии видов деятельности по их объектам и результатам, выделяют материальную и духовную деятельность, каждая из которых реализуется в системе своих видов и подвидов в самых разнообразных сферах общественной жизни.

    Материальная деятельность. Эта деятельность  связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей. Она включает в себя материально-производственную трудовую деятельность, социально-преобразовательную деятельность (политическую и правовую). Она направлена на преобразование не только природы, но и общества.

    Духовная деятельность. Эта деятельность связана с созданием идей, образов, художественных, научных и нравственных ценностей. Она включает в себя познавательную деятельность человека, осуществляемую как в форме житейского познания, так и научного и художественного.

   В каждом из видов деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей.            

                                                                      


Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.