Бытие как философская проблема
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бытие – одна из важнейших категорий филосо­фии. Она фиксирует и выражает проблему существо­вания в её наиболее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Философская категория «бытие» могла появиться только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала её анализировать. Философия имеет своим предметом мир как целое, исследует соотношение материаль­ного и идеального, место человека в обществе и мире. Именно поэтому философия нуждается в особой категории, фиксиру­ющей существование мира, человека, сознания.

Слово «бытие» имеет два значения. В узком смысле слова – это объективный мир, объективная реальность – материя, существующий независимо от человеческого сознания мир. В широком смысле слова – это всё существующее. Не только вещество, но и сознание, чувства, а также фантазии людей.

Вопрос о том, что такое бытие, постоянно находился и находится в центре внимания философов. В ходе исторического развития философского познания в рамках классической философии были выделены и по-разному истолкованы такие формы бытия:

1) объективно-реальные (природа, общество, человек);

2) сверхъестественные (мир идей, Бог, абсолютная идея).

В конце XIX –начале XX века появляются учения, отрицающие значение общефилософских фундаментальных понятий, таких, как бытие, дух, материя. Особенно ярко это проявилось в позитивизме. В значительной мере как реакция на позитивизм в философии, теперь уже неклассической, формируются новые концепции бытия.

Особый интерес вызывает критическая или новая онтология немецкого мыслителя Н.Гартмана. Исходным пунктом философии Н. Гартмана является утверждение о том, что всё существующее охватывается понятием «реальность». И нет реальности высшей и низшей (реальность идей не хуже и не лучше и не менее реальна, нежели реальность природы). Гартман вводит понятие «разрез бытия» для обозначение некой незримой границы, разделяющей различные его области. Таких разрезов три:

Первый проходит между физическим и психическим (живой природой и духовным миром). Он даёт нам одну из загадок бытия: проходя через человека, он не «разрезает» его;

Второй проходит между неживой и живой природой. Здесь – ещё одна загадка бытия: как из неживого появилось живое?

Третий проходит внутри сферы духовного, разделяя психическое и собственное духовное.

Таким образом, по Н. Гартману, всю реальность можно представить в виде четырёхслойной структуры: неживая природа, живая природа, психическое, духовное.

    Выделяют различные формы, виды и уровни бытия.

Формы бытия

1) Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное – например искусство, мораль, религия и т.п.;

4) Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Виды бытия

Объективное бытие – характеристика реальности, на которую человек обращает свою деятельность или направляет своё познание. Объективное бытие обусловлено таким свойством реальности как объек­тивность – независимость от сознания человека и существование вне его.

Я-бытие (субъективное бытие) состоит из ощущений своего «Я» и стремлений его сберечь, с одной стороны, а с другой – из сопротивления желанию утратить сознание своего «Я». Человеческое бытие двойственно. Каждый шаг человека ограничивается условиями и требованиями, предъявляемыми природной средой и обществом. В большинстве случаев человек подчиняется им, потому что невозможно физически и морально вести постоянную борьбу. Однако человек в глубине своей никогда не утрачивает своего «Я», поскольку всегда желает решать, осуществлять свой собственный выбор. Выбор является важнейшей частью человеческого бытия, осуществления человеком своего «Я». Проблема выбора стала одной из центральных во многих философских направлениях.

 Уровни бытия

Актуальное бытие – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале, это всё то, что существует в данный момент.

Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей. Это и есть потенциальное бытие – такое бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе этот процесс осуществляется благодаря естественным законам, общественные же законы проявляются через действия людей, создавая общественное бытие.

Понятие «материя».

Материя (от лат. – материал, вещество; греч. аналог – лес, деревья, строительное сырье).

Среди философов разных школ и направлений не достигнуто единогласия в трактовке понятия материи. Материалисты возводят материю в абсолют и приписывают ей атрибуты (неотъемлемые существенные свойства) несотворимости, неуничтожимости, бесконеч­ной протяжённости и вечной длительности. Материя ими определяется как единственная субстанция – первооснова.

Сквозь призму субъективного идеализма материя описывается как внешняя проекция комплекса человеческих ощущений, сводится к свойству воспри­нимаемости и не имеет статуса объективной реальности.

Философский дуализм (учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия) объясняет бытие как продукт взаимопроникновения двух независимых субстанций –  материи и идеального начала (духа, энергии, формы, сознания).

    У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

      Итак, понятием «материя» обозначают объективную реальность – причину, основу всего многообразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах. Наиболее существенные свойства материи – объективность существования, структурность, движение, пространство, время, отражение. Это атрибуты материи, её всеобщие свойства, без которых невозможно её существование.

    Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, слышат, обоняют есть определённый вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных её формах, видах, свойствах и отношениях. Это понимание материи впервые было предложено древнегреческим философом Анаксимандром: если архэ – это то, что лежит в основе всех вещей, то архэ не может быть тождественным ни одной из этих вещей.

  Структурность материи. Мир и всё в мире – это не хаос, а закономерно организованная система. Под структурностью материи подразумевается закономерный порядок, связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне её структурной организации. Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Основные структурные уровни материи таковы. Субмикроэлементарный уровень – гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень), а из них – молекулы (молекулярный уровень), из молекул формируются газообразные, жидкие, твёрдые тела (макроскопический уровень). Сформировавшиеся тела охватывают звёзды с их спутниками, планеты с их спутниками, звёздные системы, метагалактики, и так до бесконечности (космический уровень).

     Кроме сконденсировавшегося в виде небесных тел вещества, во Вселенной имеется и диффузная материя. Она существует в виде разобщённых атомов и молекул, а также в виде гигантских облаков газа и пыли различной плотности. Всё это вместе с излучением и составляет тот безбрежный мировой океан разреженного вещества, в котором как бы плавают небесные тела. Космические тела и системы формируются в результате сгущения туманностей, ранее заполнявших обширные пространства. После того как материальные образования с атомного уровня поднялись на более высокий, молекулярный уровень, в течение нескольких миллиардов лет шло усложнение химических веществ.

    Постепенное усложнение молекул углеродистых соединений привело к образованию органических соединений (органический уровень). Постепенно образовывались всё более сложные органические соединения. Наконец, возникла жизнь (биологический уровень). Жизнь явилась необходимым итогом развития всей совокупности химических и геологических процессов на поверхности Земли. Примерно два миллиарда лет назад началось постепенное распространение живого по поверхности Земли. Эволюция живого шла от примитивных, доклеточных форм существования белка к клеточной организации, к формированию сначала одноклеточных, а потом многоклеточных организмов со всё более и более сложной структурой — беспозвоночные, позвоночные, млекопитающие, приматы. Наконец, человеческое общество находится на самой последней ступени величественной лестницы поступательного развития (социальный уровень). Правомерно предположить, что за пределами земной цивилизации существуют гигантские космические цивилизации, созданные разумными существами (метасоциальный уровень).

    Движение  атрибут бытия. Движение – это общее понятие, объединяющее харак­теристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращение одних объектов в другие. Движение противопоставляется покою в обычном опыте человека. Определение понятия движения в философии, пожалуй, самое простое: это всякое изменение вообще, где бы (с кем бы) и когда бы это изменение ни происходило.

Всё, весь мир находится в постоянном движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир, все вещи не бывают законченными, а находятся в непрерывном самодвижении. Быть – значит быть в движении, изменении.

Движение неисчерпаемо, как и сама материя. Движение материи –  это процесс взаимодействия противоположностей, составляющих внутреннее содержание различных изменений, смены качественных состояний.

Типы движения материи.

1) это движение, при котором изменяются отдельные стороны, свойства предмета, но сохраняется его качество (со временем меняют внешний вид, изнашиваются вещи, стареют люди, но при этом они сохраняют свою структуру и функции);

2) это движение, изменяющее качество предмета (его результат – это распад предмета или включение его в изменённом виде в другую систему).

Формы движения материи.

В научной классификации форм движения мате­рии необходимо учитывать:

1. специфику материальных объектов – носителей этой формы

движения;

2. наличие общих законов для данной формы движения (или уровень развития науки того времени, когда создаётся та или иная классификация форм движения материи);

3. закономерности исторического развития материи и движения от

простейших до более сложных форм (то есть генетический принцип).

В соответствии с этими требованиями и данными современной науки выделяются три основные группы форм движения материи: 1) в неорганической природе; 2) в органической (живой) природе; 3) в обществе. И в каждой из этих групп имеется множество форм движения материи.

Надо помнить, что любые классификации форм движения не абсолютны, вполне возможно, что будут открыты новые формы движения, которые пока неизвестны науке.

Пространство и  время    всеобщие формы существования, координации объектов

Пространство и время – формы бытия, выража­ющие: пространство –  сосуществование объектов, их расположение относительно друг друга, то, что они составляют части той или иной системы, имеют протяжённость – длину, ширину, высоту; время – смену объектов друг другом, длительность их существования, последовательность этапов развития, их ритм и темп.

Пространство и время задают исходные ориентации, на основе которых строится любая известная картина мира. Поэтому эти понятия являются предельно абстрактными характеристика­ми бытия. И в то же время они обусловливают более конкретные представления человеком определённых процессов и явлений, их теоретическое и практическое освоение.

Понятие пространства отражает:

1) способность предметов занимать определённый объём и иметь протяжённость;

2) их взаимное расположение (впереди, сзади, вне, внутри…);

3) свойство объектов иметь определённую форму (внутреннюю – структуру и внешнюю – конфигурацию).

Основные свойства пространства:

1) протяжённость

2) однородность (все точки пространства равноправны, само по себе пространства не меняет состояние объектов;

3) изотропность (это равнозначность всех возможных направлений;

4) трёхмерность (возможность определить положение любого объекта с помощью трёх независимых измерений). Это эмпирически установленное и теоретически доказуемое свойство пространства;

5) обратимость пространства, то есть возможность сколько угодно раз возвращаться в ту же точку пространства.

Понятие времени отражает:

1) продолжительность существования предметов, процессов, длительность изменения и развития их отдельных сторон);

2) последовательность смены событий и процессов (до, после, одновременно);

3) скорость и ритм процессов изменения и развития (быстро, медленно, ритмично, неритмично).

  Основные свойства времени:

1) длительность;

2) однородность (равноправие всех моментов времени);

3) одномерность (связана с возможностью зафиксировать событие во времени с помощью одной величины);

4) необратимость или анизотропность (невозможность возврата в прошлое: время течёт в одном направлении – от прошлого к настоящему и от него к будущему).

 Представления о свойствах пространства и времени формировались в русле двух концепций – субстанциальной и реляционной.

Субстанциальная связана с именами Демокрита, Эпикура, Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона. Здесь пространство и время рассматриваются как особые сущности, не зависимые друг от друга и от материальных объектов (то есть как самостоятельные субстанции). В этой концепции пространство рассматривается как некое «вместилище», можно предположить, что из него исчезнут, например, все материальные объекты, а пространство останется неизменным. Время в этой концепции рассматривается как простая длительность, оно течёт равномерно во всех системах отсчёта, то есть можно говорить об одновременности событий на Земле и на какой-нибудь планете в отдалённой галактике.

Реляционная связана с именами Аристотеля, Р. Декарта, Г. Лейбница, А. Эйнштейна. Здесь пространство и время рассматриваются как особые отношения между объектами и процессами, вне их не существующие. Эта концепция обосновывает взаимосвязь материи, движения, пространства и времени. Естественнонаучным обоснованием этой концепции являются также неевклидовы геометрии Н. Лобачевского, Б. Римана.

    Тема 11. Диалектика и синергетика как методы философского и

                  научного познания действительности

      Диалектика как философская концепция развития. Принципы диалектики. Законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Синергетика как общенаучный метод исследования сложных системных объектов.

    Диалектика – это философская концепция развития, существующая в качестве как теории, так и метода. Первоначально в античности её понимали как искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике.

     Сам термин «диалектика» впервые был употреблён Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений.

    Самой развитой формой диалектики в истории философии явилась идеалистическая диалектика Г.Гегеля. Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры. По существу в философии Гегеля диалектика достигла статуса науки. Как известно, всякая наука характеризуется наличием определённой структуры, включающей принципы, законы и категории. В учении Гегеля были сформулированы принципы, открыты законы диалектики и произведена систематизация её категорий. Эта диалектика была идеалистической, диалектикой понятий. В материалистической философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. В философии XX века диалектика была подвергнута достаточно жёсткой критике за её притязания на универсальную всеохватность и избыточную абстрактность.

      Рассмотрим структуру диалектики как науки.

      Принципы диалектики. Под принципом диалектики понимают некоторое начало, основание, исходный пункт объяснения или руководства к действию. Это обобщение и распространение некоторого положения на все области, из которых оно абстрагировано.

     В качестве основных принципов диалектики выделяют принцип универсальной взаимосвязи и принцип развития.

   Принцип универсальной взаимосвязи. В мире нет ничего стоящего особняком. Всё находится во взаимосвязи. Связь предметов и явлений –  это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Универсальность взаимосвязи означает, что возникновение, изменение, развитие и переход в качественно иное состояние любых явлений возможны не в изолированном обособленном состоянии, а во взаимосвязи с другими явлениями и системами. И хотя отдельные предметы конечны во времени, они так или иначе включены в вечную всеобщую связь. Понятие универсальной взаимосвязи имеет исключительное значение для познания и практической деятельности людей. В сущности вся история познания человеком мира является историей его проникновения в тайны бесконечно многообразных форм всеобщей взаимосвязи.

   Принцип развития. Развитие –  понятие, характеризующее качествен­ные изменения объектов, появление новых форм бытия. Это понятие позволяет описывать изменчивость Вселенной, возникновение природных форм, биологических видов и индивидов, преобразование общественных систем, обновление сил и способностей человечес­кой личности.

Развитие акцентирует внимание на качествен­ных изменениях объектов и систем. В обыденном же употреблении понятие развития тесно связано с понятием прогресса, совершенствования, улучшения. Наряду с процессами восходящего развития существует и деградация, распад систем –  переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы. Для обозначения этих процессов используется понятие «регресс». В диалектике источник развития – это внутренне присущие системе противоречия.

Принцип развития имеет огромное методологичес­кое значение, так как применение его позволяет проникнуть в тайну происхождения предметов и выявить суть явлений.

    Законы диалектики. Существование мира, его движение, изменения свидетельствует о себе наличием некоторой правиль­ности, порядка. События живой и неживой природы, жизнь человека протекают в соответствии с существен­ными, повторяющимися и устойчивыми связями явлений. Идея закона является отражением существова­ния этих связей и отношений вещей. Закон указывает на определённый порядок, после­довательность, тенденцию развития явлений. В широком смысле закон – это форма знания, выражающая внутреннюю, объективную, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности.

По степени общности законы разделяют на частные, общие и всеобщие. К числу всеобщих законов относятся законы диалектики. Законы диалектики отражают всеобщую связь явлений природы, общества и человеческого мышления.

Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество –  это целостная характеристика единства существенных свойств объекта, его относительной устойчивости, его отличия, а также сходства с другими объектами. Гегель определял качество как тождественную с бытием определённость предмета. Это значит, что качество неотъем­лемо от предмета. Данный предмет, теряя свое качество (существенную определённость), перестаёт существовать именно как данный предмет: он меняется качественно. Качество обнаруживается в совокупности свойств предмета. Свойство –  это способ проявления определённой стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. В различных обстоятельствах объект может предста­вать различными своими свойствами. Так, человек в различных обстоятельствах может проявить различ­ные свои качественные грани. Некоторые свойства предмета могут меняться без того, чтобы менялось его качество.

Количество – это  такая определённость вещи, благодаря которой (реально, или мысленно) её можно разделить на однородные части или собрать воедино. Гегель определял количество тоже как определённость предмета, но не тождественную с его бытием.

Всё, любое качество имеет свою меру –  зону, в пределах которой данное качество не изменяется в силу изменения количества, сохраняя при этом существенные характеристики (то есть качественную определённость). Таким образом, при переходе через границу меры сколь угодно малые количественные изменения влекут за собой коренные качественные изменения.

Таким образом, количественные изменения в предметах лишь до известных пределов не вызывают изменений качества. За этими пределами (граница меры), специфическими для каждого предмета и процесса, количественные изменения необходимо вызывают коренные изменения качества.

Развитие как переход от старого качества к новому связано со скачком, перерывом постепенно­сти. Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, превращение его в новое в результате количественных изменений. По сравнению с предшествующей, эволюционной стадией развития скачок представляет собой более или менее открытые, быстрые изменения. Можно выделить два вида скачков в процессе развития:  скачки, протекающие в быстром темпе, бурно (с «взрывом»);  скачки, осуществляющиеся постепенно, по частям, по ступеням. Однако скорость протекания скачка относительна, и постепенные скачки тоже могут быть относительно быстрыми.

Закон перехода количественных изменений в качественные важен для понимания диалектической концепции развития природы, общества и познания. Этот закон раскрывает механизм развития, отвечает на вопрос, как происходит развитие.

    Закон взаимопроникновения противоположностей. Этот закон иногда характеризуют как ядро диалектики. Он отвечает на вопрос, почему происходит развитие, то есть вскрывает его источник, движущую силу. Диалектическое противоречие – это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противоположность – сторона противоречия. Противоречие представляет собой некоторое целое, в котором есть противоположные стороны, существующие и в единстве (тождестве) и в отрицании друг друга (в «борьбе»). Борьба противоположностей даёт о себе знать в процессе развития, перехода к новому качеству. Это борьба старого и нового, устойчивого и изменчивого, положительного и отрицательного.

Развитие неизбежно порождает столкновение проти­воположностей, их борьбу. Разрешение этой борьбы противоположностей с неизбежностью порождает новые противоречия. Единство и борьба противоположностей как раз­витие противоречия имеет несколько ступеней:

– тождество;

– различие;

– противоположность

Таким образом, тождество (равенство, сосуществование противоположностей) есть зародыш противоречия, его предпосылка. Нельзя не заметить, что вещи, оставаясь тождественными самим себе, в то же самое время изменяются, разрушаются. Машины изнашиваются, все объекты материального мира становятся другими.

Закон взаимопроникновения противоположностей характеризует источник развития, который усмат­ривается не во внешнем воздействии (толчке, взрыве), а во внутренней противоречивости объекта.

Закон отрицания отрицания. Этот закон раскрывает направление развития, образно говоря, отвечает на вопрос, куда идёт развитие. В процессе развития наблюдается  преемствен­ность, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых   свойств ряда низших стадий. Невозможность абсолютной повторяемости обусловливается следующими причинами:

     1. Процесс взаимодействия всегда несимметричен, в том числе, во времени. Причина порождает следствие. Затем причины уходят из настоящего в прошлое, уходят невозвратимо и уже недоступны никакому материальному воздействию. Например, социально-политические факторы являют­ся причинами войны, которая приводит к послед­ствиям (следствиям), которые удалены во времен­ном отношении от причин начала войны.

2. В процессе развития некоторые исходные положе­ния повторяются, что выражается законами сохра­нения (массы, энергии, заряда), а некоторые изменяются. Таким образом, в следствии явно содержится нечто новое по сравне­нию с причиной. Например, в процессе развития военного конфликта сохраняется действие причин, его породивших, но последствия его будут обуслов­лены и рядом других причин, возникших уже после начала конфликта.

Развитие в соответствии с законом взаимопроникновения противоположностей происходит как разрушение единства элементов системы, старого пред­мета и возникновение нового. Это разрушение старого предмета есть отрицание. Отрицание не является простым уничтожением, разрушением той или иной качественной определённости. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, и в то же время сохранение положительного, зарождающегося нового.

Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение связи нового со старым, преемственности в развитии.

Отрицание отрицания предполагает:

1) повторяемость в процессе развития

2) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени

3) относительную завершённость конкретных циклов развития

4) несводимость развития к движению по кругу.

Сущность закона отрицания отрицания выявляется не в одном, а в целом ряде отрицаний. Если первое качество отрицается вторым, а второе – третьим, то, следовательно, у первого и третьего должно быть нечто общее. Этот процесс Гегель и назвал отрицанием отрицания. Этот закон диалектики несколько отличается от двух предыдущих. Действие закона отрицания отрицания можно заметить, как правило, на относительно длительных временных интервалах.

     Способность диалектики во всестороннем познании мира проявляется через систему категорий – философских понятий, раскрывающих универсальные связи бытия.

    Единичное – особенное – общее (всеобщее).Единичность означает неповторимость предмета или явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. В тоже время предметы содержат в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединять их в классы, роды, виды. Действительность характеризуется также и общностью (всеобщностью). Например, любой человек – носитель тех признаков, на основании наличия которых мы можем считать его человеком. Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, как особенное. Эти характеристики предметов взаимосвязаны, единичное может стать общим, общее – единичным. Всеобщее – это понятие для обозначения таких свойств и отношений, которые присущи всем предметам, процессам, явлениям. С помощью всеобщего нельзя отличить один предмет или процесс от других. Примером всеобщего являются категории «материя», «движении».

    Часть – целое. В качестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями. Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части. В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы, галактики. В живой природе целостностью обладают организмы, социальные общности. В живой природе целое характеризуется органичностью, то есть делает невозможным отдельное самостоятельное существование своих частей. Так, например, рука как важнейший компонент человеческого организма, в отдельности представляет лишь мёртвое тело.

    Форма – содержание. Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов, а также связи между этими элементами. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определённую тему. Форма – это определённая организация содержания, связи между элементами системы. Каждый предмет относительно устойчив, имеет структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит своё выражение и во внешним облике объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее , а как отношение содержания данного предмета к содержанию других – внешнее. Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию. Учёт этих сторон чрезвычайно важен в практической деятельности.

   Причина – следствие. В результате общественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, что явление, порождающее или видоизменяющее другое, выступает как причина, а другое – как следствие, то есть результат действия причины. Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, так и по формам проявления. Причинная связь реализуется только при наличии определенных условий. Условия сами по себе не могут вызвать следствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определённые социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание целей и задач проводимых мероприятий). Необходимо отличать от причины повод, который является только внешним толчком. Например, поводом первой мировой войны было убийство эрцгерцога Фердинанда, действительные же её причины заключались совершенно  в другом.

      Необходимость – случайность.Необходимость – это внутренняя, существенная связь между явлениями. Это то, что должно обязательно произойти в данных условиях. Случайность – это несущественная связь между явлениями. В данных условиях она может произойти так или иначе, а может и не произойти. Случайность характеризуется множеством возможных следствий. Например, количество горошин в стручке, цвет глаз. Необходимость и случайность нужно рассматривать во взаимосвязи: нет ни чистых необходимостей, ни чистых случайностей. Необходимость пробивает себе путь через массу случайностей. То, что было необходимым, может стать случайным и наоборот.

   Возможность – действительность.Возможность – это потенциальная действительность. Например, жёлудь – возможность дуба. Действительность – это объективно существующий предмет как реализация некоторой возможности. Следует различать возможности реальные (конкретные) и формальные (абстрактные). К реальным относятся возможности, выражающие закономерную, существенную тенденцию развития объекта и условия, способствующие их реализации. Каждый молодой человек имеет возможность получить высшее образование, но для тех, кто обучается в вузе, она является реальной. Формальная возможность отражает несущественную тенденцию в развитии объекта. Вероятность её осуществления может быть ничтожно мала, но тем не менее для её осуществления нет принципиальных препятствий. В этом коренное отличие возможности от невозможности . Невозможно, например, конструирование вечного двигателя. Невозможность – это то, что ни при каких условиях не может превратиться в действительность.

   Сущность – явление. Под сущностью понимается глубинная, внутренняя, существенная, относительно устойчивая сторона объекта, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешние, наблюдаемые характеристики объекта, это форма обнаружения сущности. Явление существенно, а сущность проявляется. Но это не означает их совпадения, тождества. Напротив, явление иногда искажает сущность. Восход и заход солнца является как движение последнего вокруг Земли. Но по существу дело обстоит наоборот. В действительности явление выглядит всегда иначе, нежели вызвавший его глубинный процесс. Каким же образом в сознании человека происходит переход от явления к сущности? Реальная возможность перехода от явлений к сущности осуществляется в результате практической деятельности человека, через анализ явлений познания и существенных связей между ними. Процесс познания сущности почти всегда осуществляется постепенно, человек всегда движется от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее.

В XX столетии диалектика престаёт рассматриваться как универсальная методология изучения развития. Она дополнена такими теориями и методологиями, как общая теория систем, теория катастроф, кибернетический метод, синергетика.

    Термин «синергетика» ввёл немецкий ученый Герман Хакен в 1973 году. В переводе он буквально означает «теория совместного действия». Часто синергетику называют «наукой о самоорганизации». Под самоорганизацией при этом понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации.

    По замыслу Германа Хакена, синергетика призвана играть роль своего рода метанауки, подмечающей и изучающей общий характер тех закономерностей и зависимостей, которые частные науки считали «своими». Поэтому синергетика возникает не на стыке наук, а извлекает представляющие для неё интерес системы из предметных областей частных наук и исследует эти системы своими специфическими средствами, носящими общий характер по отношению ко взятым за основу наукам. Физик, биолог, математик, экономист, психолог видят свой материал, и каждый из них, применяя методы своей науки, обогащает общий запас идей и методов синергетики. С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда понимают, как «глобальный эволюционизм», дающий единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций.

    Синергетика –  это междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).

      Объект изучения синергетики, независимо от его природы, обязан

удовлетворять следующим требованиям:

1) открытость – обязательный обмен энергией и (или) веществом с окружающей средой;

2) неравновесность – достигается при определённых состояниях и при определённых значениях параметров, характеризующих систему, которые переводят её в критическое состояние, сопровождаемое потерей устойчивости;

3) выход из критического состояния скачком, в процессе типа фазового перехода, в качественно новое состояние с более высоким уровнем упорядоченности.

     Главной заслугой синергетики считается открытие ею процессов самоорганизации  в природе –  это шаг вперёд в познании мира. И хотя авторы синергетики вначале подметили явления самоорганизации только для отдельных физических и химических процессов, но в дальнейшем синергетика была распространена практически везде. При этом все первоначальные выводы автоматически были перенесены на новые области. Эти процессы, по мнению сторонников синергетики, происходят на всех уровнях иерархии Вселенной и обеспечиваются всеми действующими в ней законами и силами.

    Самоорганизация проявляется на уровне живой клетки, тканей, образованных из клеток, на уровне органов, систем органов, выполняющих определённые функции организма, и, наконец, всего организма в целом. И не только одного организма, но и всей популяции в целом.

    В качестве примера можно привести регулирование численности популяции у животных. При чрезмерном увеличении популяции наблюдается ослабление особей из-за нехватки пищи, появления болезней, хищников и других факторов, которые регулируют численность, доводя её до оптимального размера.

   В неживой природе мы также видим принципы самоорганизации на всех уровнях. На микроуровнях это проявляется в законах, по которым существуют элементарные частицы, атомы и молекулы, по которым они взаимодействуют и создают сложные структуры материи. Химические реакции –  это процессы самоорганизации на атомно-молекулярном уровне. На макроуровнях самоорганизация проявляется в законах возникновения, развития и взаимодействия планет, звёзд, галактик и других космических образований. И, наконец, самый высший уровень самоорганизации – это совокупность всех законов и сил, обеспечивающих эволюцию.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 2846.