Актуальность и основные положения проблемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современный ребенок от рождения окружен насыщенной и формционной средой благодаря интенсивному развитию компьютерных технологий, средств массовой информации и коммуникации.

С одной стороны, это ставит сегодня перед образованием проблему фор­мирования культуры восприятия и анализа мультимедиа информации, тесно связанную с проблемой развития визуального, образного мышления ребенка. С другой стороны, богатая аудио-визуальной информацией среда масс-медиа противостоит вербальной форме передачи информации в школе, что негативно сказывается на качестве и эффективности образования в целом. Это противоречие связано в большей степени не столько с трудностями материального и технического характера, сколько с негативным отношением педагогов, особенно гуманитариев, к работе в мультимедиа среде.

Корни этой проблемы очень глубоки. Вследствие того, что многие годы компьютерные технологии отождествлялись в образовании с предметом "ИНФОРМАТИКА", который был направлен прежде всего на развитие алгоритмического и логического мышления учащихся, дети, а затем и взрослые с гуманитарным мышлением, оказались отчуждены от современных компьютерных технологий. Между тем, именно в компьютерных технологиях заложены уникальные педагогические возможности для развития целостного мышления, его рационально-логической и эмоционально-образной стороны.   

Сегодня актуальной проблемой образования является формирование у педагогов культуры восприятия и освоения мультимедиа информации, навыков работы в мультимедийной среде.

Вышеперечисленные проблемы должно решать Медиаобразование. Значение и содержание медиаобразования рассматривается в ряде публикаций, в которых говорится, что «медиаобразование сегодня должно стать частью непрерывного образования, от детского сада до вуза… Образование в области масс-медиа выступает сегодня как компонента общекультурной подготовки учащихся в соответствии с социальным заказом современной цивилизации... Медиаобразование призвано готовить подрастающее поколение к жизни в новых информационных условиях, научить педагога полноценно воспринимать различную информацию, понимать ее, осознавать ее возможные социальные последствия и воздействие на психику человека, овладевать способами общения на основе вербальных и визуальных форм коммуникации»[8]. Авторы наглядно доказывают, что компьютерная графика и анимация может быть эффективно использована как педагогическая технология медиаобразования.

Традиционно организуемые курсы компьютерной графики и анимации опираются на использование профессиональных программных пакетов, таких как Adobe Photoshop, Corel Draw, Adobe Premier, 3D Studio и т.д. Поэтому их ведут преподаватели информатики, не имеющие эстетического образования. Обучающие курсы предназначены для старшеклассников, у которых, как правило, уже сформирован стереотип взрослой медиакультуры. Это подтверждает и опыт организации фестивалей компьютерной графики и анимации "АНИГРАФ" (г.Москва, 1994-1999г.г.) и детских фестивалей "АНИМА" (г.Екатеринбург, 1999, 2000 г.г.), который показал, что дети в большинстве копируют взрослую культуру, не проживая и не выражая своего «Я». Дети с гуманитарным мышлением, с развитым эстетическим отношением к миру обычно не находят себя в этом виде деятельности. Специалисты отмечают низкий художественный уровень представления аудио-визуальной информации в мультимедийных проектах, и проектах в Интернет, разработанных учащимися под руководством педагогов.

Вышеперечисленные проблемы приводят к пониманию целесообразности и необходимости: во-первых, введения занятий компьютерной графикой и анимацией как пропедевтического курса в рамках государственной образовательной программы "Информатика"; во-вторых, перенесения акцентов в занятиях с детьми от изучения инструментальных средств для создания компьютерной графики и анимации на уровень творческого самовыражения ребенка средствами компьютерной графики и анимации; в-третьих, введения специальных курсов для педагогов информатики, с одной стороны, и педагогов-гуманитариев, в том числе преподающих искусство, с другой, для формирования навыков создания и работы с медиаинформацией.

Это позволит расширить использование новых медиатехнологий в педагогическом процессе, поможет педагогам в вопросах организации проектировочной работы с детьми (прежде всего медиапроекты на СD и в Интернет) и повысит эффективность образовательного процесса в целом.

Значимость нового видения образовательного пространства привела к необходимости разработки интерактивной мультимедийной среды, создающей возможности для творческой самореализации ребенка и педагога. 

Группой авторов (Е.Храмцова, О.Суслова, Н.Басина, А.Куранов, А.Якобзон; автор идеи - Е.Храмцова) разработана эстетическая компьютерная среда (ЭКС), включающая в себя пакет программ по художественному фантазированию, моделированию и анимации, а также тематические медианаборы к программам для различных возрастных групп (Авторские свидетельства РосАПО №№ 940009, 950405. Сертификат Министерства Образования РФ № 0000021).

В основу разработки эстетической компьютерной среды (ЭКС) легла идея интеграции музыки и изобразительного искусства[9] с возможностями компьютерной графики и анимации. В качестве основных элементов языка музыки и изобразительного искусства в компьютерной реальности были выделены: цвет, звук, линия, форма, фактура, движение, ритм, эмоция, взаимодействие, т.е. аспекты, которые апеллируют к нашему ассоциативному мышлению, двигательному, сенсорному, эмоциональному опыту.

Компьютерная графика и анимация представляют собой событие или цепочку событий, происходящих с Персонажем в Пространстве и во Времени. Персонажем может быть все: яблоко на экране компьютера, цвет, звук, настроение, "Я". Пространством может быть как графическая, так и музыкальная среда. Компьютерная среда, организованная на сочетании категорий искусства, позволяет «зазвучать» линии, цвету, форме - с одной стороны, и визуализировать музыкальный материал в его временной протяженности - с другой.

Компьютерные программы, входящие в ЭКС – это своеобразные художественно-музыкальные анимационные конструкторы, с помощью которых ребенок может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать персонажей, различных по пластике, характеру, настроению. Программы предельно просты и доступны как для маленького, так и для взрослого пользователя и создают благоприятные (и необходимые) условия для эстетической творческой деятельности, ребенка и педагога.[10]

Таким образом, данная программа, разработанная авторами на основе принципов театральной педагогики, создает условия для развития у слушателей навыков работы в эстетической компьютерной среде, умение, в свою очередь, создавать необходимые психолого-педагогические условия для творческого самовыражения учащихся, формируют культуру восприятия и анализа медиаинформации.

Цель программы - формирование информационной культуры учителя на основе использования эстетической компьютерной среды, организованной на принципах театральной технологии.

Задачи

· формирование навыка использования компьютера как инструмента для творчества, созидания, реализации своих способностей;

· формирование умения использовать эстетические компьютерные среды для развития личностных качеств учащихся;

· формирование культуры восприятия и анализа медиаинформации;

· развитие навыков проектировочной деятельности;

· овладение навыками работы с пакетом программ по компьютерной графике и анимации в рамках образовательной программы повышения квалификации работников образования.

Категория слушателей

Программа курса предназначена учителям образовательных областей, включающих предметы: информатики, МХК, ИЗО, истории, словесности, музыки; руководителям ШМО по предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, педагогам дополнительного образования.

Продолжительность курса

Программа рассчитана на 124 часов (из них: 104 часа - аудиторные занятия - 4 сессии по 4 дня и 20 часов - самостоятельная работа).

Форма обучения – очная.

Режим занятий

Учебный день – 8 часов по 40 минут (сдвоенные двухчасовые занятия с 5-10-минутными перерывами и одним 45-минутным перерывом на обед).

Средства обучения

Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.