СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Предмет искусства как педагогическая проблема
Тема 1. Культурологический аспект проблемы
Эстетическое и художественное. Роль эстетических смыслов в языке искусства. Функции художественного языка в творчестве и восприятии искусства. Художественное восприятие и творчество как культурологическая проблема.
Структура художественного произведения. Художественная форма и содержание. Художественная форма и контекст. Особенности восприятия художественного произведения.
Видовая структура искусства. Принципы классификации видов искусства. Система искусств. Синтез искусств. Язык искусства.
Тема 2. Искусство в системе общего развития личности
Искусство и развивающаяся личность: психологические и педагогические аспекты проблемы. Возрастные особенности художественного восприятия и художественно-эстетической деятельности детей 3-10 лет. Сопереживание и созерцание. Воображение и творчество в дошкольном и младшем школьном возрасте. Креативность и ее диагностика.
Тема 3. Технология преподавания предметов искусства
Общедидактические и специфические принципы построения урока искусства. Структурные компоненты урока. Методы преподавания предметов искусства в школе - проблема поиска адекватности. Два подхода к изучению предметов искусства: информативный и семантический - противоречия и приоритеты. Проблема актуализации содержания произведения искусства для ребенка: опыт ребенка и «мировой опыт» - два сообщающихся сосуда. Особенности художественного познания и особенности детского творчества - общее и различное: искусство как игра и детская игра, синтез и синкретизм.
Раздел 2. «Введение в язык искусства» - образовательная
программа для детей 3-10 лет
Тема 1. Основные методологические идеи курса
Диалог с художественным текстом. Эмоционально-ассоциативный метод работы с произведением искусства. Игра и искусство. Вымысел и реальность. Идея путешествий.
Возможности театральных систем К.С. Станиславского и М.Чехова в процессе занятий искусством с детьми. От первичного сенсорного опыта до рождения художественного образа. «Следы» материального в художественном тексте. Синтетичность игровой природы театрального искусства и синкретизм детского творчества. Пространство художественного произведения как «предлагаемые обстоятельства».
Интеграция как способ нахождения образно-эмоциональной общности в произведениях разных видов искусства и выделения общих языковых структур. Слышу картину - вижу музыку. Визуализация, моделирование, вербализация музыкального произведения и «одействование», «озвучание» картины. Распознавание смысла художественного текста. Психофизиологический компонент восприятия художественного текста. Архетипы как основа общечеловеческой символики, эстетического восприятия и художественного творчества.
Тема 2. Основные понятия курса
Пространство - пространство природы, пространство искусства, личное психологическое пространство моего «Я».
Персонаж - Я сам; предмет или явление природы; предмет, созданный человеком; предмет искусства: цвет, линия, форма, звук, музыкальная тема или герой произведения искусства.
Время - время года, суток, сказочное время, время в произведении искусства. Восприятие времени.
Практические занятия
Занятие 1. Пространство
1.1. Пространство материала
Проведение игры «Путешествие внутрь материала». Работа с внутренним пространством материала: представление себя в пространстве (в баночке с гуашью, внутри камня, в капусте, в мыльном пузыре); анализ ощущений (как мы двигаемся; что чувствуют наши руки, плечи, пяточки); создание композиции, отражающей характер и колорит внутреннего пространства материала. Анализ выполненных композиций.
1.2. Пространство интерьера
Выполнение упражнений на гармонизацию пространства аудитории, работая индивидуально и в группе. Работа с мебелью и предметами в пространстве учебной аудитории, создание пространства: «гармоничное пространство», «пространство суеты», «пространство простора», «многоуровневое пространство»; подбор музыкальной темы, соответствующей атмосфере пространства. Анализ проделанной работы.
1.3. Пространство музыкального произведения
Образ моря в музыкальных произведениях К.Дебюсси, Н.Римского-Корсакова, А.Глазунова: «превращение в море» - отражение в пластике тела характера моря, изображенного в музыкальных произведениях; составление колористической палитры каждого «музыкального моря»; создание живописной композиции.
1.4. Пространство произведения изобразительного искусства
Образы природы в произведения изобразительного искусства художников М. Сарьяна, Н. Рериха, П. Сезанна: проведение игры "Путешествие в пространство картины"; создание живописной композиции.
Занятие 2. Персонаж
2.1. Цвет как персонаж
Выполнение индивидуальных заданий и живописных упражнений. Работа с цветом (синий, красный и т.д.): создание абстрактных живописных композиций - синий плывет, блаженствует, бежит, сияет, грустит, сердится; синий мягкий, колючий, шершавый и т.д. Анализ выполненных композиций.
2.2. Предмет как персонаж
Выполнение живописных упражнений. Работа с персонажем «груша» из натюрморта П.Сезанна: сочинение истории про путешествие груши (груша парит в облаках, стремительно летит, падает, потерялась, попадает в тесное пространство, бежит); создание абстрактных живописных композиций на одну из ситуаций. Анализ выполненных композиций.
2.3. Звук как персонаж
Игра «Звук в ладошку» и «Я превращаюсь в звук». Анализ проделанной работы.
2.4. Герой произведения искусства как персонаж
Герой как персонаж произведения изобразительного искусства: Э.Нольде «Танцующая девушка» (голубая), М.Андреенко - эскиз костюма Печального клоуна, П.Пикассо «Любительница абсента», А.Матисс «Синяя обнаженная».
Игра «Живые портреты»: превращение в портреты, передавая пластику и характер персонажа (о чем он думает?, что любит?). «Превращение» персонажа в цветы. Выполнение портрета персонажа в виде цветка, сохраняя настроение картины. Анализ выполненных композиций.
Занятие 3. Время
Время в произведении искусства. Работа с набором репродукций картин: время течет медленно, бежит, стоит; время тревожно, время как вечность и мимолетность и т.д. Создание живописной композиции на ощущение времени. Анализ проделанной работы.
Тема 4. Тематическая структура курса и ее смысл
Материал. Природный и неприродный материал, его свойства.
Цвет. Цвет как признак материального мира и цвет как выразительное и изобразительное средство искусства.
Звук. Звук как признак материального мира и звук как выразительное и изобразительное средство искусства.
Эмоции. Эмоциональные переживания человека и эмоции как эстетическое переживание мира.
Движение. Движение как свойство материального мира и движение как выражение эмоционального состояния персонажа и пространства в произведении искусства.
Линия. Линия в мире природы и линия как средство искусства.
Форма. Форма в мире природы и форма как средство искусства.
Фактура. Фактура природного и неприродного материала и фактура художественного произведения.
Симметрия. МетроРитм. Ритм и симметрия в природе и как средство искусства.
Взаимодействие. Взаимодействие как способ осуществления внутренних и внешних отношений, связей в жизни. Взаимодействие как способ отражения жизни персонажа и пространства в искусстве, как взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов языка искусства.
Практические занятия
Занятие 1. Цвет
1.1. Работа с цветом
Работа с цветом на примере репродукций картин: цвет мягкий, жесткий, колючий, легкий, тяжелый, тихий и т.д. Анализ проделанной работы.
1.2. Работа с цветом и звуком
Поиск цветового решения отдельных звуков-шумов (топот, шепот, звук укуса яблока, звук школьного звонка, шуршания, звон стекла, звук колокола и т.д.); работа с цветом отдельных музыкальных звуков и музыкальных фраз. Анализ проделанной работы.
Занятие 2. Линия
2.1. Линия в графике и линия в музыке
Анализ музыкальных тем, отражающих различный характер музыкальных линий; анализ характера линий; «зарисовки» музыкальных линий. Анализ проделанной работы.
2.2. Линия в природе и линия в музыке[5]
Поиск линий различного характера в веточках деревьев (волнистая гладкая - веточка клена; колючая, с острыми шипами - ветка боярышника; усыпанная шишечками - веточка лиственницы; узловатая, с острыми почками - тополя; и тоненькая, прямая - веточка березы). Нахождение аналогий между линией в природе и музыкальной линией (музыкальные темы как веточки-линии).
Игра в «ассоциации»: расположение веточек за теневым экраном, изменение ракурса веточек, ассоциация с образом.
Игра «Скульптор и глина»: характер веточки в пластике тела. Анализ проделанной работы.
2.3. Линия в музыке - линия в графике: нахождение аналогий[6]
Как звучат деревья. Пластика дерева: анализ формы и характера движения. Нахождение колористической палитры «музыкальных» деревьев. Выполнение живописных композиций, отражающих характер «музыкальных» деревьев. Анализ выполненных композиций.
Занятие 3. Форма
3.1. Работа с абстрактной формой из бумаги
Абстрагирование формы в фигуру животного, насекомого, птицы, дерева, цветка, человека, дома. Анализ проделанной работы.
3.2. Работа с формой звука
Форма звука – звуковой объем. Восприятие формы звука: шуршание сухих листьев, звон колокольчика, капанье воды и т.д.; анализ формы звука; создание из пластилина абстрактной композиции, передающей характер и форму звука. Анализ выполненных композиций.
Занятие 4. Фактура
Фактура материала и фактура произведения искусства. Игра с тактильными лапками и с фактурными фонами. Создание персонажа по ассоциации с возникающими тактильными ощущениями. Анализ проделанной работы.
Занятие 5. Эмоции
5.1. Эмоциональные состояния
Виды эмоциональных состояний: веселье - грусть, спокойствие - напряжение, страх - смелость, ликование - подавленность и т.д.. Распознавание эмоциональных состояний в музыкальном произведении и в произведении изобразительного искусства. Составление колористической палитры эмоциональных состояний. Создание живописных композиций на тему «Эмоциональное состояние». Анализ выполненных композиций.
5.2. Эмоциональные состояния персонажа
Мимика как средство выражения эмоциональныъ состояний. Работа с конструктором «Мимика лица» (радость, страх, удивление и т.д.). Передача с помощью конструктора, различных эмоциональных состояний. Анализ проделанной работы.
Занятие 6. Движение
6.1. Пластика персонажа
Выполнение комплекса упражнений на пластику воображаемого персонажа. Работа с конструктором «Фигура человека» и «фактурными фонами». Поиск пластики фигуры человеческого тела, соответствующей характеру и настроению фактурного фона. Анализ проделанной работы.
6.2. Пластика персонажа под музыку[7]
Выполнение комплекса упражнений на пластику воображаемого персонажа под музыку. Работа с конструктором «Фигура человека». Поиск пластики фигуры человеческого тела, соответствующей характеру и настроению музыкального пространства. Анализ проделанной работы.
Занятие 7. Симметрия
7.1. Симметрия в природе и в искусстве
Выполнение упражнений на симметрию. Игра «Зеркало». Составление ритмических рисунков. Создание графической композиции, используя орнамент и зеркальную симметрию. Анализ проделанной работы.
7.2. Симметрия в музыке
Выполнение упражнений с различными музыкальными ритмическими рисунками. Работа с конструктором «Объемные арки». Выстраивание музыкальных ритмических рисунков из объемного конструктора в соответствии с рисунком музыкального произведения. Анализ проделанной работы.
Занятие 8. Взаимодействие
8.1. Взаимодействие двух и нескольких предметов
Характер взаимодействия двух предметов. Работа в парах с двумя предметами: яблоко и груша, яблоко и кисточка, яблоко и нож. Анализ изменения «настроения» яблока в натюрморте при замене предметов.
Характер взаимодействия группы предметов. Работа с конструктором «Деревья». Создание из конструктора заданных ситуаций: «скучный сад», «главное дерево», «аллея», «хорошие друзья». Анализ проделанной работы.
8.2. Настроение в натюрморте
Создание натюрморта из различных по форме и величине часов (ручные часы, будильники, песочные часы, настольные часы). Проигрывание ситуаций и анализ изменения характера взаимодействия в соответствии с характером музыки (музыкальные импровизации, отражающие настроение прогулки, мечты, перемены). Анализ проделанной работы.
8.3. Взаимодействие в натюрморте
Анализ натюрморта А.Матисса «Раковина на черном мраморе». Игра «Превращение в предметы натюрморта», анализ взаимоотношений предметов в натюрморте. Проигрывание ситуаций и анализ изменения характера взаимодействия в натюрморте в соответствии с характером музыки (музыкальные ситуации: ссора, бурное веселье, уныние и т.д.). Создание натюрморта на одну из музыкальных тем в технике аппликации.
8.4. Взаимодействие в музыке
Музыкальные миниатюры: моделирование различных ситуаций с помощью рук; анализ характера звучания и взаимодействия звуков; создание композиции, отражающей характер взаимодействия в предлагаемой ситуации (конфликт, примирение). Анализ выполненной работы.
8.5. Взаимодействие пространства и персонажа
Анализ картины Винсента ван Гога «Подсолнухи» (персонаж - цветок подсолнуха). Игра «Путешествие подсолнуха по фактурным фонам», анализ характера взаимодействия персонажа и пространства; создание живописного пространства, благоприятного (неблагоприятного) для персонажа.
Тема 5. Основные принципы преподавания курса
Принцип взаимодействия. Принцип соизмерения художественного материала с личным опытом ребенка. Принцип анализа учебного материала: принцип ассоциаций, контрастного сопоставления, подобия, многообразия, поиска нюанса, нахождения аналогий. Принцип игры как введение в художественный материал. Принцип «метафоры». Принцип одушевления неживого. Принцип отбора художественного материала. Принцип использования в работе произведений искусства разных стилей и эпох. Принцип «возвращения», принцип «расширения».
Тема 6. Эстетическая игра как метод организации занятий искусством
Способность мыслить, чувствуя. Эстетическая игра и законы искусства. Основные компоненты эстетической игры. Создание мнимой ситуации. Игра со звуком, цветом, линией, формой. Факт перевоплощения.
Произведение искусства как «предлагаемые обстоятельства». Соотнесение собственных переживаемых ощущений и эмоций с чувственным содержанием произведения искусства. «Психологический жест» как жест-символ, передающий эмоционально-смысловое содержание художественного текста. Поиск «психологического жеста». Возникновение художественных ассоциаций, их анализ. Рождение собственного художественного образа. Создание собственной творческой работы.
Структура эстетической игры. Методика проектирования и проведения занятий.
Практические занятия
Занятие 1. Проектирование уроков различного вида по предлагаемым темам:
· урок - сказка – цвет, сказка – линия, сказка - настроение и т. д.;
· урок - путешествие в пространство произведения искусства;
· урок – игра с героем из произведений различных видов искусства («превращение» персонажа в цветок, дерево, птицу).
Занятие 2. Проектирование цикла уроков различного типа на предлагаемые темы:
· цикл уроков, посвященный какому-либо произведению искусства (например, сказка-опера С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» или П.Пикассо «Любительница абсента»);
· цикл уроков по теме «Взаимодействие»; «Фактура»; «Симметрия»; «Эмоции»; «Путешествия по природным стихиям».
Тема 7. Технология изготовления методического материала к занятиям
Технология изготовления «фактурных фонов». Технология изготовления «тактильных лапок». Принципы разработки и изготовления наглядного материала и набора конструкторов «Человек», «Цветок», «Портрет» по теме «Персонаж». Принципы разработки и изготовления плоскостных абстрактных конструкторов. Технология разработки и изготовления объемных абстрактных конструкторов. Технология разработки и изготовления игрового материал к занятиям.
Практические занятия
Занятие 1. Разработка и изготовление конструкторов
· Разработка и изготовление наглядного материала и набора конструкторов «Человек», «Цветок», «Портрет» по теме «Персонаж».
· Разработка и изготовление плоскостных абстрактных конструкторов по теме «Форма».
· Разработка и изготовление объемных абстрактных конструкторов.
Занятие 2. Разработка и изготовление «тактильных лапок»
Занятие 3. Разработка и изготовления «фактурных фонов»
Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.