Практика преподавания предметов искусства в общеобразовательных учреждениях показывает, что в педагогике искусства по-прежнему сохраняется информационный подход, включающий в основном только сухие сведения о жизни и деятельности художников, композиторов, писателей, которые порой дополняются информацией, передающей образно-эмоциональное содержание произведений искусства. Собственно жизнь музыкальной или живописной материи и таящийся в ее чувственной знаковости смысл ускользают от невнимательного взгляда.
В специализированных художественных школах основное внимание уделяется технологии овладения средствами того или иного вида искусства и мало времени посвящают главному - постижению психологических механизмов возникновения художественного образа и изучению языка различных видов искусства как семантического пространства, в котором мир реальный отражается во всем сложном чувственном и смысловом многообразии.
При такой постановке образовательного процесса остается невостребованным основное - чувственное отражение мира: факт творчества, фантазийная игровая трансформация впечатлений реального мира; индивидуальность высказываемого взгляда на мир. Следовательно, введение ребенка в мир искусства происходит неадекватными природе искусства средствами.
На сегодняшний день появились новые тенденции в развитии ребенка средствами искусства, которые нашли отражение в нетрадиционных технологиях, учебных программах и методических пособиях.
1. Рассмотрение того или иного вида искусства как особого языка, особой семиотической системы, способствующих «непосредственному введению детей в знаковую ситуацию», что обеспечило бы в дальнейшем адекватное восприятие произведения искусства.
2. Стремление к синтезу различных видов искусства, их взаимодополняемости.
3. Ориентация на дошкольный и младший школьный возраст как на наиболее благоприятный в плане развития восприятия выразительных средств искусства.
4. Опора на игровую деятельность как доминирующую в этих возрастных границах.
Наиболее значимыми в контексте этих тенденций, на наш взгляд, являются несколько альтернативных программ.
Авторы концепции курса общего художественного развития школьников первого года обучения А.Мелик-Пашаев и З.Новлянская полагают, что в начальном постижении ребенком того или иного вида искусства, необходимо идти не от отработки технических навыков, а от эмоционально-чувственной наполненности окружающего мира, с одной стороны, к эмоциональному смыслу произведений искусства, - с другой. Кроме того, по мнению авторов, очень важно заложить основы восприятия родства различных видов искусства, общности эмоционально-эстетического воздействия произведений искусства. Ценным аспектом программы является также идея трансформации детской игры в различные аспекты детского творчества. К сожалению, программа существует пока только как проект курса для 1 класса общеобразовательной школы.
В основе концептуального подхода авторов программы курса «Синтез искусств: Путешествие в прекрасное» О.А.Куревиной и Г.Е.Селезневой - идея создания целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Таким образом, отмечают авторы, парадигмальность мышления, являясь основой соотношения жизни и искусства, реальности и игры, становится стержнем, на который нанизываются знания ребенка о мире, об искусстве, о себе. Знания об отдельных видах искусства позволяют осознать их специфические особенности. Синтез знаний об отдельных видах искусства, их соединение в единый сплав, помогает создать у ребенка представление об образе мира в его вечности и бесконечности.
Программа «Дети. Мир звуков. Музыка» Манаковой И.П. и Салминой Н.Г. является первой по сути поставленной в ней проблематике, связанной с семиотическим подходом в постижении ребенком языка искусства (в данном случае - языка музыки). Это своеобразное «освоение звуковой реальности» при иллюстративно-вспомогательной роли литературы и изобразительного искусства. Схематичная знаково-символическая система направлена на закрепление в сознании ребенка тех или иных элементов музыкального языка.
Вышеизложенные концептуальные положения определили методологические основания авторской программы «Введение в язык искусства»[2], содержание которой рассматривается в рамках данного курса, построенной на принципиально ином подходе: с одной стороны, интегративного по способу освоения и изучения мира искусства и интегративного в использовании принципов театральной педагогики в образовательном процессе, с другой.
На взгляд авторов, наиболее целостное эстетическое постижение картины мира во всем ее многообразии цвета, звуков, формы возможно, когда художественное произведение одного вида искусства постигается посредством смысловой семантики другого (например, характер движения, ритма музыки помогает почувствовать и ощутить движение цвета и линий в произведении изобразительного искусства).
В освоении музыки, изобразительного искусства и литературы оказалась весьма действенной методология изучения жизни художественного образа, разработанная в теории и практике театра.
Открывая метод физических действий, К.С.Станиславский со своими учениками шел к «началу», к «детскости» чувств. Фактически театральная педагогика, «не предполагая того», создала практический метод по реализации психологических исследований в области сенсорного развития ребенка, формирования образа, ассоциативного мышления, психологии игры, все время рефлексируя чувственный аспект познания. Ни один этап здесь не упущен: от первичного сенсорного опыта - объективной природы человека - до рождения художественного образа - субъективного отражения мира сознанием.
Практические исследования К.С.Станиславского и М.Чехова, направленные на постижение психофизических процессов творчества, происходили автономно и параллельно с теоретическими исследованиями Л.Выготского в области психологии искусства, а затем и в области детской психологии. Стремясь преодолеть разрыв, существующий между теоретической психологией и практикой образования, авторы обратились к опыту театральных систем, к возможности их использования в процессе занятий искусством с детьми, начиная с самого раннего возраста.
Применение принципов и методологии театрального искусства на занятиях музыкой, изобразительным искусством и литературой позволяет решать ряд проблем, предоставляя в педагогический арсенал:
· принципы синтеза различных видов искусства;
· режиссуру построения игровой учебной ситуации, в которой возможно подключение собственного опыта ребенка;
· технологию развития воображения на основе игрового ассоциативного тренинга.
Основываясь на общности процессов детской игры и художественного творчества, авторы данной программы предлагают иную форму занятий искусством - эстетическую игру, построенную по законам драматургии. Полноценное эстетическое восприятие предполагает способность мыслить, чувствуя. Это и есть главная цель совместной с детьми игры (на уроке или вне урока), которую можно назвать игрой эстетической.
Эстетическая игра строится по законам искусства: композиция, выбор персонажей, завязка, развитие, событие, темпоритм, смена настроения и пластики персонажей, контраст, метафора, сопереживание, импровизация. Участвуя в такой игре, находясь в ее пространстве, действуя по ее законам, ребенок, сам того не подозревая, осваивает язык и законы искусства.
Авторами данной программы разработаны методы актуализации содержания художественного текста. В общеобразовательном процессе актуализация содержания произведения искусства для ребенка остается проблемой. Сила воздействия искусства на психофизику ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда «мировой опыт», заложенный в искусстве, соприкоснется с его опытом. Вероятность этой встречи (не в последнюю очередь) определяет педагог, работающий с ребенком. Поэтому педагогу недостаточно досконально знать художественное произведение, его смысл, философию, текст и контекст, в котором оно создавалось, чтобы предложить детям его обобщенно-эмоциональную характеристику. Педагог должен владеть активными методами актуализации содержания произведения искусства.
Цель программы – обучить слушателей технологии использования театральной педагогики в преподавании предметов искусства.
Задачи
· формирование эмоционально-рационального отношения к звуку, цвету, линии, форме как к игровому материалу;
· научение активным методам работы с художественным материалом;
· ознакомление с методами нахождения общности в смысловом пространстве и в языковых структурах произведений искусств различных видов;
· освоение системы упражнений, творческих заданий, направленных на развитие у ребенка полиаспектного восприятия языка искусства;
· обучение методике проведения урока как эстетической игры, основанной на принципах театральной педагогики;
· развитие навыков технологии взаимодействия с ребенком на основе диалога и творческого сотрудничества.
Категория слушателей
Программа курса предназначена для учителей образовательных областей, включающих предметы: ИЗО, музыка, МХК, история, русский язык, литература; руководителям ШМО по предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, педагогам дополнительного образования.
Продолжительность курса
Программа рассчитана на 74 часа (из них: 54 час. - аудиторные занятия - 3 сессии по 3-4 дня, 20 часов - самостоятельная работа).
Режим занятий
Учебный день – 6-8 часов по 40 минут (сдвоенные двухчасовые занятия с 5-10-минутными перерывами и одним 45-минутным перерывом на обед).
Средства обучения
1. Для проведения обучения слушателей необходимы:
· две аудитории: одна - 50 кв.м, свободная от мебели (для тренинга), другая - учебная оборудованная аудитория (доска, парты, стулья);
· оборудование: мольберты – 20-25 штук, видео и аудиоаппаратура, фортепиано;
· методический и дидактический материал: альбомы по искусству, нотные издания классической и современной музыки; авторские разработки конспектов уроков, праздников, комплексы театральных тренингов, диагностические карты, программы, записанные на CD ROM, методические пособия, разработанные авторами программы [3].
2. Для участия в учебном процессе слушателям необходимо иметь:
· спортивный костюм для занятий на театральном тренинге;
· бумагу для рисования (5 листов ватмана А-4, А-5), краски (гуашь и акварель), кисти № 5, 10, цветную бумагу, ножницы, клей, фломастеры, коробку цветного пластилина.
Формы контроля и управления образовательным процессом
1. Организация образовательного процесса со слушателями.
Форма организации работы со слушателями - лекционные и практические занятия. Лекции проводятся в виде лекции-диалога, лекции-дискуссии, что позволяет актуализировать проблему и активизировать деятельность слушателей.
Практические занятия организуются в виде круглых столов, дискуссий, семинаров-практикумов, деловых игр и театральных тренингов на основе различных видов взаимодействия слушателей (фронтальная, групповая и индивидуальная работа), что позволяет создать условия для личностного творческого развития слушателей, оптимизировать формирование практических навыков организации образовательного процесса через приемы театральной педагогики, дифференцировать формы контроля, инициировать самостоятельную и проектную деятельность.
Самостоятельная работа слушателей
Содержание курса предполагает широкий спектр самостоятельной работы слушателей как в процессе занятий, так и в межсессионный период и включает изучение психолого-педагогической и методической литературы, разработку конспектов, самостоятельное проведение уроков (с возможной видеозаписью), моделирование и проектную работу, разработку авторских программ, написание рефератов.
2.1. Обязательный блок:
· апробация новых методов и приемов работы в учебном процессе, составление аналитического отчета по результатам проделанной работы с приложением творческих работ детей для его иллюстрирования;
· разработка конспекта по циклу уроков к темам: «Пространство», «Время», «Персонаж», «Цвет», «Линия», «Форма», «Фактура», «Взаимодействие», «Эмоции», «Движение»;[4]
· составление аннотаций по предложенному списку литературы.
2.2. Вариативный блок:
· проведение открытого урока с учащимися;
· выступление на ШМО с сообщением о театральных педагогических технологиях.
Текущий и итоговый контроль
Текущий контроль осуществляется в период 2-й и 3-й сессий. Итоговый контроль осуществляется в период последней сессии в виде защиты творческих проектов в соответствии с выбранными слушателем формами.
Итоговый контроль:
· защита проекта урока или показ видеоурока и его защита;
· защита аналитического отчета по результатам апробированных методов и приемов работы в учебном процессе (защиту проиллюстрировать творческими работами детей);
· защита разработанного в процессе занятий на курсах методического материала к урокам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование тем
Общее
К-во
Часов
В том числе
Раздел 1. Предмет искусства как педагогическая проблема
Раздел 2. «Введение в язык искусства» - образовательная
программа для детей 3-10 лет
Дата: 2018-12-28, просмотров: 239.