Раздел 7. Самостоятельная работа
По окончании каждого 1, 2 и 3 семинаров слушатели получают задание по самостоятельной разработке модели урока, на основе полученных знаний по следующим темам (одна тема на выбор):
1. Применение элементов актерского тренинга в работе с детьми.
2. Атмосфера урока.
3. Актерский этюд как метод исследования учебного текста.
4. Урок как событие. Событийная разработка урока.
Слушатели представляют зачетную работу в виде защиты моделей урока или творческого мероприятия. В качестве материала для защиты слушатели представляют видеозаписи уроков или иных творческих мероприятий, проведенных с детьми. К видеозаписям уроков прилагается аналитическая записка.
Зачетным мероприятием 4 семинара-практикума является разработка и демонстрация театрального праздника.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН *
№ п/п |
Наименование тем
Общее
Кол-во
Часов
В том числе
Сам.
Работа
Прак. занятия
Введение. Теоретические основания применения технологии
театральной педагогики в образовании
1
-
-
1
-
-
Раздел 1. Тренинг творческой психотехники учителя
5
2
3
-
4
-
5
2
7
2
Раздел 2. Голос как инструмент эффективного взаимодействия
1
-
-
5
4
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
2
2
-
4
3
-
1
1
-
Раздел 3. Взаимодействие с партнером
3
3
5
5
5
5
Раздел 4. Атмосфера
1
-
2
2
4
2
6
3
Раздел 5. Режиссура урока
Формирование режиссерского замысла урока
4
Метод действенного анализа
5
Способы перевода абстрактной идеи в образный и действенный план
4
Эмоциональный план урока
2
Жанровые черты урока
2
Раздел 6. Технология создания театрального праздника в школе. Практикум
4
3
5
5
9
9
2
2
116
85
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ
В ходе обучения у слушателей сформируется:
Культура диалогового взаимодействия с детьми и коллегами.
2. Комплекс качеств, характеризующих творческое мышления: гибкость, способность выстраивать ассоциативные цепочки, внутреннее образное видение, фантазия.
3. Отношение к уроку как к увлекательным «предлагаемым обстоятельствам».
4. Умение актуализировать предлагаемый детям учебный материал.
5. Умение переводить абстрактную идею в действенный план.
В ходе обучения слушатели овладевают:
1. Навыками творческой саморегуляции.
2. Навыками эффективного вербального и невербального взаимодействия.
3. Навыками использования метода смены ролевых позиций.
4. Навыками режиссуры урока: точным определением цели или, говоря театральной терминологией, сверхзадачи урока и проектированием стратегии ее достижения.
5. Навыками создания творческой атмосферы в классе.
6. Навыками управления эмоциональным планом урока с учетом психологического восприятия детей.
7. Технологией разработки и реализации театрального события в школе.
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методические материалы, разработанные авторами программы и учителями Гуманитарного центра «Театр»:
1. Дом, который построили МЫ: Сборник //Я вхожу в мир искусства. В.3. - М., 2000.
2. Басина Н. Э., Крайзель Е.З. Тренинг творческой психотехники учителя: Приложение к курсу Основы актерского мастерства и режиссуры в профессиональной деятельности учителя. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2001.
3. Меркотун Е. А., Танаева Е.Н. Новый год со Сказочником (технология создания театрального События в школе): Приложение к курсу Основы актерского мастерства и режиссуры в профессиональной деятельности учителя. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2001.
4. Санина Н.Н. Голос как инструмент эффективного взаимодействия. Проспект программы, 2001 г.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Власова Т.М., Фафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М.: Владос, 1996.
2. Вообрази себе. Поиграем, помечтаем: Сборник - М.: Эйдос, 1994.
3. Генералова И.А. Интегрированный предмет «Театр» или воспитание искусством. 1-3 класс: Методическое пособие для учителей начальной школы / Под ред. Л.В. Тарасова. - М.: Авангард, 1997.
4. Гингер С. Гингер А. Гештальт-терапия контакта. - СПб.: Специальная литература, 1999.
5. Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. - М. - Л.: Искусство, 1967.
6. Гоникман Э.И. Даосские целительные звуки. Терапия самоспасения. - М.: МСП, 2001.
7. Дети. Театр. Образование: Тезисы докладов международной научно- практической конференции. - Екатеринбург, 1996.
8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. Кн.1.- СПб.: Госконсерватория им. Римского- Корсакова,1996.
9. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. - М., 1972.
10. Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М.,1992.
11. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Педагогика как практическая режиссура. - М.: Воронеж,1995.
12. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: Учебное пособие для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. - М.: Прогресс,1993.
13. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайна нашего голоса. - Екатеринбург, 1992.
14. Леви В. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – М.: Знание, 1991.
15. Левшинов А. Исцеление судьбы. Тренинг вербальной части кармы.-СПб.: Прайм-Еврознак. - М.: Олма-Пресс, 2001.
16. Линклэйтер К. Освобождение голоса. - М.: Гитис,1993.
17. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л.: Наука, 1967.
18. Нахимовский А.М. Профессия режиссер. Как создать в школе театральное действие от А до Я. - М.: ВЦХТ, 1999.
19. Никитина А.Б., Тюханова Е.Л. Интегрированный курс "Театр". История про театр. Кн. 1. Любите ли вы театр? (5 кл., 1-е полугодие). - М., 1995.
20. Никитина А.Б., Тюханова Е.Л. Интегрированный курс "Театр". История про театр. Кн. 1. Любите ли вы театр? (Методическое пособие). - М., 1997 .
21. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. - М., 1969.
22. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие / Под ред. И.А.Зязюна.- М.: Просвещение, 1989.// Гл. 2 – С. 50
23. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, 1999.
24. Савкова З. Техника звучащего слова: Метод. пособие. - Свердловск, 1990.
25. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1993.
26. Смирнов В.А. Мастерская педагога-гуманитария. - Новосибирск, 1995.
27. Спиваковская А.Г. Игра - это серьезно. - М, 1984.
28. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Полн. собр. соч. Т. 1, 2, 3.- М.: Искусство, 1990.
29. Театр-студия «Дали»: Образовательные программы. Игровые уроки. Репертуар. - М.: ВЦХТ, 1997. // Я вхожу в мир искусств. - 1997.- № 5-6.
30. Уроки театра на уроках в школе (Театральное обучение школьников 1-11 классов): Программы, методические рекомендации, сборник упражнений /Сост. А.П. Ершова. - М., 1990.
31. Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург, 1992.
32. Чарели Э. М. Речь и здоровье. - Екатеринбург: УГСА, 1996.
33. Чарели Э.М. Учитесь говорить: комплекс упражнений и методических рекомендаций по воспитанию дикции, дыхания, произношения и речевого голоса. - Свердловск, 1991.
34. Чехов М. Об искусстве актера. Литературное наследие. Т. 2. - М.: Искусство, 1986.
35. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.
36. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания для детей средствами театра. - М.: ВЦХТ, 1998. //Я вхожу в мир искусств. 1998. - № 3.
37. Шмаков С., Безбородова О. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. - М.,1993.
38. Юстус И.В. Мир глазами театра: Программа, методические рекомендации (1-11 кл.). - Ульяновск, 1997.
39. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.
40. Children. Theater. Education // Journal of Russian East European Psychology. - 1997. - May - June.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Басина Наталья Энгелевна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 "Театр".
Должность: Художественный руководитель, педагог-режиссер, учитель высшей категории
Крайзель Евгений Зейликович
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 "Театр".
Должность: педагог-режиссер
Санина Наталья Наумовна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 "Театр".
Должность: педагог сценической речи
Дата: 2018-12-28, просмотров: 276.