(Выдержки из статьи) (1989 г.)
Увеличение объема и значимости межпоколенных различий неизбежно предполагает изменения содержания и стиля социализации детей и молодежи. Объем понятия «социализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества.
Сталкиваясь с трудностями современного воспитания, многие представляют, что раньше все было проще, лучше и эффективнее. Однако стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения. Между прочим, некоторая рассогласованность целей и результатов воспитания — необходимое условие и предпосылка исторического развития вообще. Если бы какому-то поколению взрослых удалось сформировать детей целиком по своему образу и подобию, последующая история стала бы простым повторением пройденного.
Традиционные институты и методы воспитания были эффективны в передаче унаследованных от прошлого ценностей и норм, в частности, потому, что увязывались тесно с относительно неизменным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структурой. Сколько-нибудь серьезное изменение социальной среды и рода занятий ставило традиционную систему воспитания в тупик, вызывало напряжение и неустойчивость.
Наряду с другими вопросами научно-техническая революция выдвигает перед обществом необходимость уточнить сами критерии эффективности воспитания. В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной работы прежде всего по тому, насколько им удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки, ценности. Детей готовили к жизни в обществе, которое — это молчаливо предполагалось — в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором Жили их родители. Ныне положение меняется. Социальные изменения —
38 Бондаревская ЕР. Ценностные основания личностно ориентированного в°спитани« // Педагогика. 1995- № 4. С. 29-36.
239
научно-технические, культурные, бытовые — настолько быстры и значительны, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели. Поэтому и свою воспитательную работу мы должны оценивать не столько по тому, как нам удается передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения.
Проблема эта является мировой, глобальной. Во всех странах социологи и экономисты констатируют колоссальный разрыв между растущей стоимостью образования (удлинение сроков обучения, рост его массовости, удорожание его технических средств) и его недостаточной социальной эффективностью, а также между формальным, техническим обучением, в ходе которого человек обладает некоей суммой знаний, и формированием культурной, творческой и социальной ответственности личности.
Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. Знаем ли мы, как этого достичь? В общем виде — да: самостоятельную, творческую личность формирует самостоятельная, творческая деятельность, т.е. самостоятельность.
Это не голословное утверждение, а научно доказанный факт. Ученые разных стран разными методами и на разном материале установили: самоуправление, т.е. возможность проявить инициативу, собственную мысль и независимость суждений в учебной деятельности, не только способствует развитию у школьников более творческого, гибкого, оригинального стиля мышления, но и повышает уровень их общей социальной самостоятельности и активности, а также степень психологической устойчивости.
Та же закономерность действует в трудовой деятельности взрослых. Чтобы труд, учеба или досуг помогали становлению самостоятельной творческой личности, они должны отвечать двум главным требованиям. Во-первых, деятельность должна быть содержательно сложной, интересной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения; во-вторых, быть достаточно самоуправляемой, воплощая тот принцип, который у нас сейчас провозглашен применительно к хозяйственной деятельности: жестко контролировать конечный результат, допуская вместе с тем широкие вариации в способах его достижения. Только при этих условиях личность эмоционально вовлекается в деятельность целиком и берет на себя ответственность за ее результаты. Напротив, чрезмерная опека, мелочный внешний контроль, нивелирующий индивидуальность, снижают уровень социальной ответственности и благоприятствуют формированию иждивенческих установок умственного и социального потребительства. Перестройка экономики неотделима от демократизации и развития общественного самоуправления.
240
Общая черта всякого сложного индустриального общества — множественность институтов и агентов социализации, не складывающихся в жесткую иерархическую систему и развивающихся по своим собственным законам и правилам. Хотя мы постоянно говорим о координации м усилий, мы часто рассуждаем так, как если бы каждый их этих институтов в отдельности и все они вместе делали одно и то же и были бы всемогущими. Фактически это, конечно, не так39.
♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
О Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. 1996. № 2. С. 2-60.
О Безрукова B. C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
О Белкин Л.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса. Ч. 1. Екатеринбург: Уральский госпединститут, 1992.
О Белухин ДА. Основы личностно-ориентированной педагогики (Курс лекций). Ч. 1. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
О Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М., 1997.
О Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.
О Ильина ТА. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.
О Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.
О Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М.: Просвещение, 1987.
О Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1992.
О Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1981.
*J Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 267-329.
^ Макаренко АС. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 3.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции // Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 123-203.
9 Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи / Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1989. С. 194-197.
241 |
5 Общая i
О Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Пе дагогика, 1984.
О Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в М., 1987.
О Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996 О Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М: Просвещение, 1983. О Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-
нов. М.: Школа-Пресс, 1997. О Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика. 1987 О Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. О Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики.
М.: Знание, 1990.
О Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996.
О Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского.
М.: Педагогика, 1987. О Редкий П. Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М, 1987. С. 373-385. О Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. Пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. О Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.
М.: Педагогика, 1986. О Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // В.А. Сухомлинский.
Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1. С. 267-538. О Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990.
тема о J & f - д
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СС % \ \
♦ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:
• вы узнаете о том,
что такое педагогический процесс,
каковы его основные функции;
• выявите важнейшие закономерности
Дата: 2018-12-28, просмотров: 241.