Социализация и воспитание молодежи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Выдержки из статьи) (1989 г.)

Увеличение объема и значимости межпоколенных различий неиз­бежно предполагает изменения содержания и стиля социализации детей и молодежи. Объем понятия «социализация» несколько шире, чем «вос­питание». Воспитание подразумевает прежде всего систему направлен­ных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить ка­кие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответ­ствующего общества.

Сталкиваясь с трудностями современного воспитания, многие пред­ставляют, что раньше все было проще, лучше и эффективнее. Однако стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и не­удачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения. Между прочим, некоторая рассогласованность целей и результатов вос­питания — необходимое условие и предпосылка исторического разви­тия вообще. Если бы какому-то поколению взрослых удалось сформиро­вать детей целиком по своему образу и подобию, последующая история стала бы простым повторением пройденного.

Традиционные институты и методы воспитания были эффективны в передаче унаследованных от прошлого ценностей и норм, в частности, потому, что увязывались тесно с относительно неизменным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структу­рой. Сколько-нибудь серьезное изменение социальной среды и рода занятий ставило традиционную систему воспитания в тупик, вызывало напряжение и неустойчивость.

Наряду с другими вопросами научно-техническая революция выдви­гает перед обществом необходимость уточнить сами критерии эффек­тивности воспитания. В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной работы прежде всего по тому, насколько им удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки, ценности. Детей готовили к жизни в обществе, которое — это молчаливо предполага­лось — в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором Жили их родители. Ныне положение меняется. Социальные изменения —

38 Бондаревская ЕР. Ценностные основания личностно ориентированного в°спитани« // Педагогика. 1995- № 4. С. 29-36.


239


научно-технические, культурные, бытовые — настолько быстры и значи­тельны, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их роди­тели и воспитатели. Поэтому и свою воспитательную работу мы должны оценивать не столько по тому, как нам удается передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения.

Проблема эта является мировой, глобальной. Во всех странах соци­ологи и экономисты констатируют колоссальный разрыв между расту­щей стоимостью образования (удлинение сроков обучения, рост его массовости, удорожание его технических средств) и его недостаточной социальной эффективностью, а также между формальным, техническим обучением, в ходе которого человек обладает некоей суммой знаний, и формированием культурной, творческой и социальной ответственности личности.

Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. Знаем ли мы, как этого достичь? В общем виде — да: самостоятель­ную, творческую личность формирует самостоятельная, творческая дея­тельность, т.е. самостоятельность.

Это не голословное утверждение, а научно доказанный факт. Уче­ные разных стран разными методами и на разном материале установи­ли: самоуправление, т.е. возможность проявить инициативу, собствен­ную мысль и независимость суждений в учебной деятельности, не толь­ко способствует развитию у школьников более творческого, гибкого, оригинального стиля мышления, но и повышает уровень их общей соци­альной самостоятельности и активности, а также степень психологичес­кой устойчивости.

Та же закономерность действует в трудовой деятельности взрослых. Чтобы труд, учеба или досуг помогали становлению самостоятельной творческой личности, они должны отвечать двум главным требованиям. Во-первых, деятельность должна быть содержательно сложной, интересной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения; во-вторых, быть достаточно самоуправляемой, воплощая тот принцип, который у нас сейчас провозглашен применительно к хозяйственной деятельности: жестко контролировать конечный результат, допуская вместе с тем ши­рокие вариации в способах его достижения. Только при этих условиях личность эмоционально вовлекается в деятельность целиком и берет на себя ответственность за ее результаты. Напротив, чрезмерная опека, мелочный внешний контроль, нивелирующий индивидуальность, снижают уровень социальной ответственности и благоприятствуют формированию иждивенческих установок умственного и социального потребительства. Перестройка экономики неотделима от демократизации и развития об­щественного самоуправления.

240


Общая черта всякого сложного индустриального общества — мно­жественность институтов и агентов социализации, не складывающихся в жесткую иерархическую систему и развивающихся по своим собствен­ным законам и правилам. Хотя мы постоянно говорим о координации м усилий, мы часто рассуждаем так, как если бы каждый их этих институтов в отдельности и все они вместе делали одно и то же и были бы всемогущими. Фактически это, конечно, не так39.

♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

О Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Госу­дарственного комитета РФ по высшему образованию. 1996. № 2. С. 2-60.

О Безрукова B. C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

О Белкин Л.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экс­периментального курса. Ч. 1. Екатеринбург: Уральский госпедин­ститут, 1992.

О Белухин ДА. Основы личностно-ориентированной педагогики (Курс лекций). Ч. 1. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

О Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М., 1997.

О Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.

О Ильина ТА. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.

О Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитатель­ных систем. М.: Новая школа, 1996.

О Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М.: Просвеще­ние, 1987.

О Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Проме­тей, 1992.

О Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1981.

*J Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 267-329.

^ Макаренко АС. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 3.

Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лек­ции // Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 123-203.

9 Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи / Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1989. С. 194-197.

241

5 Общая i


О Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Пе дагогика, 1984.

О Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в М., 1987.

О Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996 О Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М: Просвещение, 1983. О Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-

нов. М.: Школа-Пресс, 1997. О Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика. 1987 О Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. О Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики.

М.: Знание, 1990.

О Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной моно­графии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996.

О Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского.

М.: Педагогика, 1987. О Редкий П. Г. На чем должна основываться наука воспитания // Анто­логия педагогической мысли России первой половины XIX в. М, 1987. С. 373-385. О Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. Пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. О Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников.

М.: Педагогика, 1986. О Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // В.А. Сухомлинский.

Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1. С. 267-538. О Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990.


тема о                                 J & f - д

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС       СС % \ \

♦ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

вы узнаете о том,

что такое педагогический процесс,

каковы его основные функции;

• выявите важнейшие закономерности






Дата: 2018-12-28, просмотров: 241.