*#
■ Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение части к целому.
□ социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия;
U воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия.
209 |
Воспитание как общественное явление, как процесс взаимодействия поколений, обеспечивающий передачу социального опыта, накопленных знаний, традиций, нравственных норм и ценностей, является объектом и предметом исследования многих наук.
Педагогика аккумулирует, анализирует и обобщает данные, полученные в результате научных исследований, на этой основе разрабатывает и обеспечивает реализацию теории и методики воспитания.
ИТАК, ВОСПИТАНИЕ — ЭТО.
Рассматривая воспитание в широком педагогическом смысле, т.е. как педагогическое явление, мы определили его как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимо действие воспитателей и воспитуемых.
Предлагаемая дефиниция, разумеется, не бесспорна, но ее можно было бы признать достаточно универсальной. Попытаемся обосновать это утверждение.
1. Воспитание — это процесс... Этот тезис общепризнан.
2. Воспитание — это процесс целенаправленного^.. С тем, что рассматриваемый процесс можно только тогда назвать воспитанием, когда он направлен на достижение определенной цели, тоже, кажется, не спорят.
3. Воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности...
Здесь уже возникают противоречия, поскольку в последние годы все настойчивее звучат призывы отказаться от попыток формирования личности и ориентироваться:
а) на упорядочивание всего спектра влияний на личность и
создание условий для ускорения процессов социализации в це
лях развития человека2;
б) на организацию воспитательных отношений3;
в) на создание педагогических («отношенческих воспитатель
ных») ситуаций4;
г) на «целенаправленное управление процессом развития
личности» в рамках воспитательных систем5.
Обнаруживающееся в настоящее время нежелание многих авторов использовать понятие формирование личности обусловлено негативными ассоциациями с понятием воздействие, которое сторонниками радикальных изменений в педагогике отождествляется с понуждением, принуждением, понятиями, противоречащими, по их мнению, принципам гуманизма и демократизации в воспитании. На наш взгляд, это отождествление вряд ли правомерно, так как понятие формирование амбивалентно по своему смысловому значению, т.е. отражает две органически взаимосвязанные стороны одного процесса: внешнюю деятельность (активность) воспитателей (по созданию, управлению, организации, координации и т.д.) и внутреннюю деятельность (активность) воспитанника; педагогическое воздействие и реакцию воспитанника.
Возвращаясь к тезису о том, что воспитание есть формирование личности, заметим, — словесная эквилибристика не меняет сути дела — управление процессом воспитания, создание условий для его осуществления, организация воспитательных отношений в конечном счете направлены на обеспечение формирования личности.
2 Педагогика / В.А. Сластснин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.
М., 1997. С. 129.
3 Безрукова B . C . Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
С. 7.
4 Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992. С. 17.
5 Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспита
ние... Воспитание! М., 1996. С. 12.
210
211
4. Воспитание — процесс целенаправленного формирования лич ности в условиях специально организованной воспитательной сисгпе мы...
Сегодня практически общепризнан тезис о том, что целенаправленное формирование личности может быть эффективным только в рамках воспитательной системы. Вот что в этой связи пишут известные педагоги В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова: «Это понятие («воспитательная система». — B . C .) в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них заключается в том, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», будь то «опорные сигналы», «коммунарская методика», «дидактический театр», «педагогика сотрудничества», постепенно терпит поражение, как это уже было с «липецким уплотненным опросом», с «парным методом» и другими панацеями от всех педагогических зол. Не случайно А.С. Макаренко еще на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система (курсив мой. — B . C .) является ключевым понятием в педагогике будущего»6.
Могут возразить, что эта часть определения понятия «воспитание» («...<? условиях специально организованной воспитательной системы...») исключает семью из числа институтов воспитания. С этим возражением трудно согласиться, поскольку семья, целенаправленно осуществляющая воспитание детей, вполне может быть определена как «воспитательная система», имеющая соответствующие структуру и признаки.
5. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечиваю щей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Завершающая часть определения тоже, на наш взгляд, не должна вызывать больших сомнений. Под словом «взаимодействие» понимаются деятельность, обеспечивающая формирование личности в процессе реализации общих целей, и общение.
Таким образом, на основе анализа предлагаемой дефиниции понятия «воспитание» мы попытались определить его сущность.
6 Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Boci ние... Воспитание! М. 1996. С. 11.
♦ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ВОСПИТАНИЯ
Как любой процесс, воспитание развивается-------- ЩтУ—->
результате действия совокупности внешних и ^Ч/Л "Ьч
„утренних, объективных и субъективных про- / и \ j \
хиворечий.
ь» /^>И Объективные внешние противоречия,
/ S обусловленные социальными процессами и явлениями:
О противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и в стране;
О противоречия между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития;
О противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений, а отсюда и в разнице мировоззренческих позиций, нравственно-эстетических ценностей; эти противоречия существовали всегда, но в настоящее время они резко актуализировались в связи с радикальной ломкой социально-экономических отношений, идеологии, морали, а также в результате пропаганды нравственных идеалов, образцов жизни, моделей поведения, чуждых значительной части представителей старшего поколения, и, наоборот, охотно воспринимаемых молодыми;
О противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений: нуклеаризация семьи и, как следствие, ограниченность межпоколенного общения и взаимодействия; усиливающееся стремление молодежи к материальной и духовной независимости, относительная социально-эмоциональная закрытость; утрата взрослыми роли основного источника и интерпретатора информации;
О противоречия между возрастающими требованиями к образованию, обусловленными темпами и перспективами социально-экономического развития, с одной стороны, а с другой — дефицитом средств, направляемых обществом на развитие системы °бразования и воспитания, определенной инертностью педагоги-еск°й науки и образовательной практики.
212
213
Объективные внутренние противоречия,
отражающие диалектику самого педагогического процесса:
О противоречие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни7;
О противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;
О противоречия между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей (вспомните Л.Н. Толстого:
«Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим...»8);
О противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности: деятельность заданная, инициированная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего человека;
О противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители;
О противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов. Например, в значительной части определений цели и задач школы на первый план ставится «подготовка к жизни», тогда как дети вовсе не собираются готовиться к жизни — они живут, живут насыщенно, напряженно... Вчитайтесь в Корчака:
«Чем... сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра? Если речь идет о труде, сегодня — труднее.
А когда наконец это завтра настало, мы ждем новое завтра. Ибо в принципе наш взгляд на ребенка — что его как бы еще нет, он только еще будет, не знает, а только еще будет знать, еще не может, а только еще когда-то сможет...
Половина человечества как бы еще не существует. Жизнь ее — шутка, стремления — наивны, чувства мимолетны, взгляды — смешны. Да, дети отличаются от взрослых; в жизни ребенка чего-то недостает, а чего-то больше, чем в жизни взрослого, но эта их отличающаяся от нашей жизнь — действительность, а не фантазия»9.
7 Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.
М, 1997. С. 166.
8 Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Л.Н. Толстой. Педагогические
сочинения. М., 1989. С. 208-209.
9 Корчак Я. Как любить ребенка // Я. Корчак. Педагогическое наследие. М-.
1991. С. 23.
о противоречие между возникающими у личности новыми тоебностями и возможностями их удовлетворения; О противоречие между новыми явлениями природы и обще-твенной жизни, с которыми встречается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания.
Субъективные противоречия, н^^ ^м
порожденные несовершенством самого процесса / \
воспитания, сложившейся системой воспитательных и межлич ностных отношений:
О противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, многопредметностью и многоцелевым характером учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования;
О противоречие между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения10;
О противоречие между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче;
О противоречие между формальным признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характером воспитания.
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
О истоки внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий;
^т |
О причины и следствия педагогических ошибок, которые могут спровоцировать противоречия.
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
О анализировать и объективно оценивать внутренние и внешние условия, в которых протекает воспитательный процесс;
О находить пути и способы разрешения и устранения противоречий.
М .
Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 1997. С. 167.
214
215
♦ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
ВОСПИТАНИЯ
К СЛОВУ!
ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.
ПРИНЦИП (от лат. principium — основа, начало) — 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, опре-
деляющие нормы поведения...11
Проблема закономерностей и принципов воспитания — одна из ключевых проблем педагогики. Выявить закономерные, повторяющиеся связи в процессе воспитания, определить на их основе нормы, регламентирующие структуру, содержание, методику и технологию организации и осуществления воспитания — значит обеспечить возможность достижения желаемого результата в педагогической деятельности.
При рассмотрении проблемы закономерностей и принципов воспитания необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1. Закономерные связи существуют объективно, однако для педагога они становятся данностью, фактом, учитываемым в его научной и практической деятельности, только тогда, когда эти связи выявлены, многократно проверены, подтверждены и объяснены. Многие закономерные связи наука (философия, социология, психология, педагогика и т.д.) уже обнаружила и интерпретировала, многое нам еще неизвестно.
2. Открытие и обоснование закономерностей начинается, как правило, с выявления противоречий. Следовательно, установление противоречия в воспитании можно рассматривать как предпосылку для поиска и изучения закономерностей.
3. В педагогике не сложилось единства мнений в определении принципов воспитания: в научно-педагогической литературе, в том числе в учебных пособиях, можно найти самые разнообразные по содержанию и формулировке «наборы» руководящих ука
Заний, |
именуемых принципами. Нередко в качестве принципа,
руководящего указания, нормативного требования, которое я'олЖеН выполнять педагог, выдвигается то, что является внутренним убеждением автора. Между тем, принципом, с точки зрения педагогики, можно считать только тот вывод (указание, требование т.Д-)' который основан на выявленной, подтвержденной и объясненной закономерности.
4. Существуют общие закономерности и принципы, присущие воспитанию в целом, а также частные закономерности и принципы, отражающие особенности функционирования конкретного (педагогического, учебно-воспитательного, учебного) процесса.
5. Принципы, как уже отмечалось, — это обобщенные требования к организации и осуществлению процесса воспитания. Вместе с тем в своей деятельности педагог руководствуется не только принципами, но и правилами — более конкретными предписаниями, основывающимися на опыте и результатах научно-педагогических исследований.
Здесь мы рассмотрим общие закономерности и принципы воспитания, а с закономерностями и принципами организации и осуществления педагогического процесса, функционирования воспитательных систем вы познакомитесь при изучении соответствующих курсов педагогики.
11 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 490. 216
12 Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М, 1996. С. 385.
217
218 |
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО:
О принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику;
О принципы воспитания требуют комплексного использования — не поочередно, не поэтапно, не изолировано, а одновременно и фронтально следует их применять;
О принципы воспитания не бывают главными и второстепенными — они все важны;
О принципы воспитания — это не рецепты и не правила, они не заменят знаний, опыта, мастерства педагога14.
13 Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992. С. 100.
14 Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 466.
21
♦ СТРУКТУРА ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
Будучи одним из важнейших факторов развития человека его социализации, воспитание, рассматриваемое в широком пед ' гогическом смысле, само является процессом многофакторным многоцелевым, о чем свидетельствует представленный рисунок "
Ы , |
Если прокомментировать схему крупными штрихами, то это могло бы выглядеть так: воспитание осуществляется в рамках определенных систем, выступающих в качестве его факторов (семья, уч пеждения общественного образования, учреждения культуры здравоохранения и т.п., детские общественные объединения); д-ли воспитания (формирование знаний, способов учения, отношений, опыта деятельности и общения) реализуются в процессе обучения и во внеучебной деятельности; самовоспитание при этом является условием и результатом достижения целей.
Воспитание — это целенаправленный процесс формирования личности; как любой процесс оно обладает внутренней логикой, которую можно представить в виде последовательно реализуемых функций.
♦ РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕСТО Б СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Вопрос о роли и месте воспитания в системе факторов, Де_ терминирующих развитие человека, остается спорным в течение многих столетий:
О одни философы и педагоги утверждали, что возможности воспитания беспредельны;
Воспитание может все15.
Клод Адриан Гельвеций
------------------ М ИД
О другие настаивали на том, что, во-первых, воспитание подчиняется законам развития, а потому не может изменить его естественный ход, а во-вторых, воспитание — это насилие над личностью, а насилие не может быть созидательным;
От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах16.
Франсуа Вольтер
О третьи рассматривали воспитание как один из ряда в равной степени важных факторов формирования личности.
Человек развивается сам под бессознательным влиянием людей и всего существующего, и человек развивается под сознательным влиянием других людей17.
________ ____________________ Лев Толстой
Мы процитировали здесь классиков в силу особой колоритности и недвусмысленности их высказываний
А вот как определены роль и место воспитания в системе факторов развития человека в учебных пособиях по педагогике и психологии (в большинстве учебников по психологии эта проблема не рассматривается):
15Цит по: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 104. |6Цит. по: Подласый И.П. Педагогика. М, 1996. С. 104. 17 Толстой Л.Н. О задачах педагогии // Л.Н. Толстой. Пед. соч. М., 1989.
222
Воспитание призвано «развернуть все положитель-е задатки в ребенке, заглушить отрицательные, разинь наилучшим образом разносторонние способности парования детей, устранить и изжить имеющиеся недостатки в их развитии»18.
Воспитание обладает огромной силой воздействия на «азвитие человека и способно активно воздействовать «а влияния, оказываемые наследственностью и средой19 (Курсив мой. — B . C .).
...В условиях социализма роль и возможности воспитания чрезвычайно возрастают и оно способно оказать заметное воздействие на влияние других факторов, играющих роль в развитии человека и формировании его личности20 (Курсив мой. — B . C .).
Действенность воспитания зависит от того, в каком сочетании оно находится с другими социальными влияниями на детей21.
...Воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие22.
ш |
«...Факторы развития и формирования личности не проявляются изолированно, а действуют всегда в комплексе, в системе...», — при этом, отмечают авторы, в разных обстоятельствах развития различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние23.
Воспитание — это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым24.
Ведущая роль в формировании личности принадлежит целенаправленным воздействиям на нее — воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие
п Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика. М, 1950. С. 93. ^Ильина ТА. Педагогика. М., 1968. С. 41. ^Ильина ТА. Педагогика. М.. 1984. С. 50.
Педагогика школы / Под ред. И.Т.Огородникова. М, 1978. С. 126. w Педагогика / СП. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластенин. М-> 1981. С. 34.
Педагогика / СП. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластенин 2-е изд., доп. М„ 1986. С. 58-59.
Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М, 1983. С. 43.
223
личности в соответствии с целями, заданными обществом Пи, этом воспитание не только определенным образом организует упорядочивает жизнь и деятельность ребенка, но и создает в соответствии с существующими педагогическими принципами специальную социальную среду или ситуацию развития...»25.
Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание26.
Ш |
Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. (...) Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя27.
, Там, где есть воспитание, учитываются движущие /_^ ,' _\ силы развития, возрастные и индивидуальные особен-"^^^ ности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию28.
...Воспитание выступает в качестве того важнейшего средства, с помощью которого реализуется соци-■ альная программа развития личности, ее задатков и способностей29.
Воспитательный процесс совершается под влиянием внешних и внутренних условий. Эти условия — предпосылки воспитания30.
Определяя воспитание как самый главный фактор, влияющий на развитие личности, можно... впасть в ошибочное представление о его всемогуществе. Наш опыт воспитания как раз говорит об обратном. Насилие, сопровождаемое угрозами и страхом наказания за непослушание, смо-
25 Общая психология / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинчснко
и др.; Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М, 1986. С. 229
2<> Безрукова ВС. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. С. 7.
27 Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 103.
28 Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.
М., 1997. С. 227.
224 |
24 Харламов И.Ф. Педагогика. 3-е изд, перераб. и доп. М., 1997. С. 72. 10 Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М., 1996. С. 18.
обствует усилению приспосабливания человека к требованиям воспитателя-11.
Введение в текст пособия столь большого количества цитат может быть оправдано желанием предоставить читателю возможность познакомиться с широким спектром мнений по одному из важнейших вопросов антропологии.
Основной вывод,
который можно сделать на основе анализа
учебной педагогической литературы:
большинством авторов роль воспитания определяется
если и не как решающая,
то как ведущая в системе факторов.
А теперь три вопроса-задания читателю:
Как вы оцениваете роль воспитания и его взаимосвязь с другими факторами развития человека?
Обнаруживается ли эволюция во взглядах авторов учебных пособий на рассматриваемый вопрос?
Чем вы могли бы объяснить эволюцию или, напротив, устойчивость педагогических позиций?
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
О что такое воспитание в широком социальном смысле, широком и узком педагогическом значении;
О соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»;
О сущность и структуру воспитания как педагогического явления, его функции и логику развития;
^ роль основных институтов воспитания в процессе формирования и социализации личности;
^ место воспитания в совокупности факторов развития человека и формирования его личности.
Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Ч. 1. М.; Во-Р°Неж, 1996. С. 112.
225 |
6 Обща.
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ-
/ О определять пределы возможностей воспитания
^ь. Л и педагогической деятельности в развитии
чИ| ^£> личности ребенка;
^НР^^£^ О координировать целенаправленные форми-
^^Л^>^ рующие влияния всех социальных институтов
^*^ воспитания, обеспечивая максимально полную
реализацию специфического воспитательного потенциала каждого из них;
О обеспечивать реализацию функций воспитания в их логической последовательности в целостном и непрерывном педагогическом процессе.
♦ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1. Вы познакомились с принципами воспитания, вы знаете уже о том, что существуют правила, выполнение которых обеспечивает практическую реализацию педагогических принципов. Предлагаем вам разработать комплекс (свод) правит по осуществлению следующих принципов:
О принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию;
О принцип опоры на положительное в человеке;
О принцип гуманистической направленности воспитания;
О принцип стимулирования активности личности;
О принцип сочетания педагогического руководства деятельностью воспитанников с развитием их инициативы и самостоятельности ;
О принцип целостного подхода в воспитании;
О принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействия на формирование в единстве сознания и опыта деятельности;
О принцип сотрудничества, партнерства в воспитании:
О принцип эстетизации детской жизни.
Напоминаем, что по форме и стилю изложения правила должны быть лаконичными, конкретными, корректными; правила должны предписывать: что можно и что недопустимо делать, ка следует поступать, чтобы достичь желаемого результата.
2. Вы знаете, что процесс формирования личности человека
паяется предметом исследования ряда наук. Каждая из наук
формулирует определенные выводы, которые педагогика и педагоги учитывают при разработке теории и методики воспитания, при реализации практических педагогических задач.
Теперь представьте себе молодого педагога, который родился « вырос в крупном городе, но по окончании института приступил к работе в небольшой сельской школе. Как и следовало ожидать, свою педагогическую деятельность он начал с выполнения аналитической функции и, конечно, не ограничился только изучением своих учеников и реальной социально-педагогической ситуации их развития. Он погружается в чтение литературы, в которой пытается почерпнуть сведения о специфике воспитания детей в соответствующих условиях. Сформулируйте, пожалуйста, для своего коллеги краткие выводы, к которым вы пришли, изучая философию, социологию, экономику, право, этнографию, биоло гию, медицину и физиологию, психологию и, конечно, педагогику. Для каждого из вас — человека энциклопедических знаний — сделать это, вероятно, не составит особого труда... Но не забывайте, что выводы должны быть: краткими и емкими, конкретными, имеющими практическое значение именно в заданной ситуации.
3. Прочитайте внимательно статью Е.В. Бондаревской «Ценно
стные основания личностно ориентированного воспитания» (раз
дел «Проблемно-аналитический материал») и выполните следую
щие задания:
Определите, с какими закономерностями можно было бы соотнести положения автора, характеризующие «человека культуры» и необходимость культуросообразного воспитания.
Напишите краткую (в форме тезисов) рецензию на статью; Укажите, с чем вы согласны, а с чем — нет; аргументируйте свои суждения.
4. «Воспитание есть принудительное насильственное воздей
ствие одного лица на другое с целью образовать такого человека,
который нам кажется хорошим...
Воспитания как предмета науки нет. Воспитание есть возведенное в принцип стремление к нравственному деспотизму. Воспитание есть ...явление, доказывающее неразвитость человечески мысли и потому не могущее быть положенным основанием Разумной человеческой деятельности — науки.
Воспитание есть стремление одного человека сделать другого ^ким же, каков он сам».
8-
227
«Мне не хочется доказывать то, что я раз уже доказывал, и то что слишком легко доказать: что воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, Не законно и не возможно. Здесь я ограничусь одним вопросом. Права воспитания не существует. Я не признаю его, не признает, не признавало и не будет признавать его все воспитываемое молодое поколение, всегда и везде возмущающееся против насилия воспитания» 32. Это слова Л.Н. Толстого.
щие. |
«...Выводы, к которым я пришел о воспитании. Они следую-
ге.
Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?»33 И это Л.Н. Толстой.
Первая цитата взята из статьи «Воспитание и образование», в которой Л.Н. Толстой, противопоставляя воспитание образованию, утверждает, что воспитание есть насилие, а образование — благо; предметом науки, по его словам, может быть не воспитание, но образование.
Постарайтесь ответить на следующие вопросы: О Справедливо ли однозначное и категорическое утверждение «Воспитание есть возведенное в принцип стремление к нравственному деспотизму»? Если вы согласны с этим умозаключением, попытайтесь доказать его истинность, и наоборот...
О Обоснован ли, с точки зрения педагогики и логики, вывод — воспитание не может быть предметом науки, который, как явствует из цитируемого фрагмента статьи, сделан на основании посылки — воспитание есть насилие!
О Какую ошибку (в данном случае — сознательную) допускает автор пособия, предлагая вам на основе фрагмента статьи сделать выводы о педагогической позиции Л.Н. Толстого, о его взглядах на воспитание?
О Как бы вы определили мотивы столь жесткого неприятия воспитания — для ответа на этот и предыдущий вопросы мы настоятельно рекомендуем вам прочитать статью Л.Н. Толстого
32 Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Л.Н. Толстой. Пед. со
М., 1989. С. 208-210. 9
33 Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Л.Н. Толстой. Пед. соч. М.,
С. 448.
228
олностью. Кстати, это позволит вам ответить и на следующий пр0с, который мы начнем с цитаты:
О «Если существует веками такое ненормальное явление, как насилие в образовании, — воспитание, то причины такого явления должны корениться в человеческой природе. Причины эти я вижу: •••»34 Продолжите мысль автора и прокомментируйте его рассуждения.
Теперь обратимся ко второй цитате, в которой Л.Н.Толстой высказывает бесспорную мысль о том, что воспитание начинается с самовоспитания педагога (воспитателя). Изменилось ли, по вашему мнению, отношение к воспитанию? Если на основании приведенного здесь небольшого фрагмента вам будет сложно сделать вывод, то ответ на этот вопрос вы найдете в небольшой статье «О воспитании (ответ на письмо В.Ф. Булгакова)»35.
5. «В прошлом старшие оценивали успешность своей воспита
тельной работы прежде всего по тому, насколько им удалось пе
редать детям накопленные знания, умения, навыки, ценности.
Детей готовили к жизни в обществе, которое — это молчаливо
предполагалось — в главных своих чертах будет похоже на тот мир,
в котором жили их родители. Ныне положение меняется»36, —
считает известный психолог и социолог И.С. Кон.
О Согласны ли вы с мнением автора о том, что ныне положение меняется?
О Продолжите мысль И.С. Кона; укажите, какие в последнем десятилетии двадцатого века появились новые социально-педагогические обстоятельства развития личности и к каким изменениям в целях и оценке успешности воспитания они привели? (Ответить на этот вопрос вам поможет его статья «Социализация и воспитание молодежи» (см. сноску)).
6. Утверждают, что основной причиной отчуждения личности
воспитанника от воспитания и воспитателя является форма
лизм37.
О Что же лежит в основе педагогического формализма?
О Игнорирование каких закономерностей и принципов воспитания приводит к педагогическому формализму и, как следствие, к отчужденности воспитанника от воспитания и воспитателя?
34 Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Л.Н.Толстой. Пед. соч.
М-. 1989. С. 211.
35 Толстой Л.Н. О воспитании //Л.Н.Толстой. Пед. соч. М, 1989. С. 451-457.
36 Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое
Мышление / Под ред. А.В. Петровского. М„ 1989. С. 195.
7 См.: Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М, 1989. С. 223.
229
О Начнете отвечать на эти вопросы вы, надо полагать, с оцпе деления понятия педагогический формализм. Возможно, что вам и удастся найти это определение в справочниках и словарях — н беда, вы сами уже способны охарактеризовать его. Кстати, не -ia будьте внести это понятие в ваш краткий педагогический словарь
7. Объясните, как вы понимаете суть следующих объективных внутренних: противоречий:
О противоречие между активно-деятельной природой ребенка и
социально-педагогическими условиями его жизни; О противоречия между внешними требованиями и внутренними
стремлениями и возможностями детей; О противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; О противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, многопредметностью и многоцелевым характером учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования; О противоречие между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения. Первые два из указанных противоречий прокомментируйте на примерах — как вы смотрите на то, чтобы вновь обратиться к известным нам персонажам: Тому Сойеру и Буратино. Впрочем, вы можете выбрать в качестве примера любой другой персонаж или реальное лицо, в том числе и себя...
А вот третье — пятое противоречия объяснить нам поможет скорее всего ваш собственный опыт и опыт становления личности ваших знакомых.
Вопрос непростой, необходимо основательно разобраться в хитросплетениях педагогической фразеологии, подумать и найти объяснение. Но будет значительно хуже, если при знакомстве с названными противоречиями вы промелькнете текст глазами и... забудете о нем!
6. Найдите или сформулируйте определения понятиям:
О вариативность деятельности;
О воспитательное взаимодействие;
О воспитательное воздействие;
О воспитательные отношения;
О личностно-ориентированное воспитание;
О нравственные ценности;
О нравственный идеал;
2.30
q педагогическое руководство; О репродуктивный характер, способ деятельности; О управление деятельностью; О целостность воспитания.
Внесите эти определения в ваш краткий педагогический словарь-
♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ
Е . В . Бондаревская
Дата: 2018-12-28, просмотров: 338.