4 3
4. Базисный учебный план определяет содержание:
а) начального общего образования (1—3; 1—4 классы);
б) основного общего образования (5—9 классы);
в) среднего (полного) общего образования (10—11 классы).
5. Базисный учебный план в нормативном порядке устанав
ливает:
а) продолжительность обучения ( в учебных годах) общую
и по каждой ступени;
б) недельное число часов, выделяемое для изучения каж
дой образовательной области, каждого учебного пред
мета;
259
в) распределение часов на обязательные занятия по пред
метам, отнесенным к инвариантной части, обязательные
занятия по выбору, факультативные занятия;
г) недельную нагрузку учащегося по годам обучения;
д) итоговое количество часов, финансируемое государст
вом.
■ Учебная программа Ш Б ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
У |
ЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.
В образовательных учреждениях используются следующие виды программ:
а) типовые учебные программы, определяющие базовые зна
ния, умения и навыки, систему ведущих мировоззренческих идей,
общие рекомендации методического характера;
б) рабочие учебные программы, которые формируются на базе
типовых программ и отражают специфику обучения в данном об
разовательном учреждении в конкретной социально-педагогичес
кой ситуации;
в) личностно-индивидуальные23 или авторские программы, раз
рабатываемые и реализуемые высококвалифицированными, твор
чески работающими учителями.
■ Учебники и учебные пособия
Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету; они представляют собой информационную модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса24.
♦ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
Основные задачи воспитания и пути их осуществления мы рассмотрим в схематическом плане.
23 Педагогика: Учебное пособие для педагогических вузов и педагогическ колледжей / Под ред. П.И. Пндкасистого. М, 1996. С. 210. :м Гам же. С. 212.
261
262
263
К СЛОВУ! |
♦ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ТОЛКОВЫЙ
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
ФОРМА (от лат. forma) — ) внешнее очертание; 2) способ существования и выражения какого-либо содержания; 3) устройство, структура чего-либо25.
Ш В БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Ф |
ОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА — внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.
В педагогике принято выделять формы воспитания и обучения, формы организации учебного процесса и формы организации (организационные формы) воспитания.
Q ) oPMbI ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ - это понятие используется для определения характера воспитательного взаимодействия, обусловленного числа участников26.
Индивидуальная работа детей и с детьми |
Фронтальная работа (со всеми учащимися) |
Групповая работа (с частью учащихся) |
23 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 657. 26 Махмутов МИ. Современный урок. М., 1985. С. 49. |
264 |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Истории мировой образовательной практики известны разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, изменения всегда были детерминированы социальными потребностями и интересами государства.
Древнейшей формой было индивидуальное обучение, которое порой сочеталось с индивидуально-групповым, прочно вошедшим в практику в XVI веке.
По мере актуализации потребности в образованных людях, обусловленной прогрессивным социально-экономическим развитием, образование становится все более массовым, в связи с чем возникает классно-урочная система обучения. Ее основоположником считают Я.А. Коменского. Эта система сохраняется и сегодня как основная форма организации обучения.
Wwm
Основные черты классно-урочной системы: О учащиеся примерно одного возраста и уровня образовательной подготовки объединены практически на весь период обучения в класс — группу постоянного состава; О класс обучается по единому учебному плану и единым учебным программам; О основная форма организации учебного процесса — урок по конкретному учебному предмету, встроенный в расписание занятий. Продолжительность урока регламентируется уставом образовательных учреждений с учетом гигиенических норм; О урок планирует, организует и ведет учитель.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 290.