воспитания и развития
(Л. С. Выготский указывает на то,
что обучение должно опережать развитие);
ЭТО ВАЖНО! |
Воспитание объективно способствует
образованию и развитию;
Развитие создает благоприятные предпосылки
Для обучения и воспитания.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспита-
Ме-- Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. ■■ 1996. С. 13.
245
♦ ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Будучи частью процесса воспитания, педагогический процесс несет в себе все его признаки, противоречия, закономерности и осуществляется в соответствии с общими педагогическими принципами. При этом педагогический процесс имеет более четко выраженную структуру; между ее компонентами существуют специфические закономерные связи, анализ которых позволяет сформулировать ряд принципов, обеспечивающих реализацию педагогических целей.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАКОНОМЕРНО ОБУСЛОВЛЕНА: • его целостностью, реализующейся:
О в единстве обучения, воспитания и развития, О в единстве воспитания (образования) и самовоспитания (самообразования),
О в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс;
О в единстве направленной на достижение общей цели деятельности образовательных учреждений, семьи, коллективов, общественных организаций,
О в единстве деятельности и общения при их содержательном и организационном разнообразии, О в единстве гуманистических подходов к решению воспитательных задач,
О в единстве цели, содержания, методов воспитания и обучения,
О в единстве чувственного, рационального и практики3, О в сочетании массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
• учетом всех внешних и внутренних взаимосвязей и взаимозави симостей;
• его последовательностью, непрерывностью, динамичностью («чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат»4;
• характером мотивации участников педагогического процесса, умелой организацией стимулирования воспитательных взаимо действий и деятельности участников педагогического процесса;
3 Подласый И.П. Педагогика. М, 1996. С. 191.
4 Там же. С. 190.
246
Ф соответствием содержания, форм и методов воспитательной Деятельности возрастным и индивидуальным особенностям де тей, их потребностям и интересам;
Ф соответствием цели и способа (условий, форм, методов) орга низации деятельности, направленной на достижение этой цели;
ф нравственно-психологическим климатом в коллективе, характе ром взаимоотношений воспитателей и воспитанников;
Ф характером и качеством управления и самоуправления в педаго гическом процессе;
ф организационно-педагогическими, информационно-методическими, материальными и санитарно-гигиеническими условиями его функ ционирования.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА:
• принцип целостного подхода к воспитанию;
• принцип непрерывности воспитания;
• принцип целенаправленности в воспитании;
• принцип интеграции и дифференциации совместной деятельнос ти педагогов и воспитанников5;
• принцип природосообразности;
• принцип кулътуросообразности;
• принцип воспитания в деятельности и в коллективе;
• принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании;
• принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе;
• принцип оптимизации (Ю.К. Бабанский) — постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствие с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.
Как уже отмечалось, на педагогический процесс распространяются общие принципы организации и осуществления воспитания, с которыми вы познакомились при изучении предыдущей темы. На основании анализа закономерностей процессов обучения, организации внеучебной воспитательной работы, коллективной деятельности, управления воспитательно-образовательными системами и т.п. выведен ряд принципов, которыми педагоги призваны руководствоваться при решении конкретных педагогических задач.
Возвращение воспитания. Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской области // Учительская газета. № 48. 2 декабря 1997.
247
Структура педагогического процесса представлена следующими основными компонентами:
□ целевой — включает в себя цели (стратегическую и тактические) и задачи, которые могли бы быть определены как подчиненные (локализованные) цели, реализуемые в определенных условиях;
□ содержательный — определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентации, опыта деятельности и общения, знаний;
248
г) деятельностный — характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса;
□ результативный — достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности;
О ресурсный — отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! |
ЭТО ВАЖНО! |
Структура педагогического процесса универсальна: она присуща как в целом процессу целенаправленного формирования личности в условиях определенной воспитательной системы, так и любому локальному по целям и задачам процессу воспитательного взаимодействия.
♦ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ И ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
«...Вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа»6, — писал К.Д. Ушинский.
Ш В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ: в глобальном выражении — идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане — предвосхищаемый результат воспитательной деятельности.
Проблема цели воспитания, отражающая представления об Идеале человека совершенного, многие века занимает умы философов и педагогов.
Ушинский К.Д- Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической ан тропологии. Предисловие // К.Д. Ушинский. Избр. псд. соч.: В 2 т. М., 1974. Т 1- С 235.
249
ъ |
В античном мире этот идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты; в эпоху Возрождения и в новое время гуманистическая фи"_ лософия и педагогика выдвигают идею всестороннего гармонического развития жизнерадостного, сильного духом и телом человека. Эта идея сохранила свою привлекательность до сих пор: в СССР формирование всесторонне и гармонически развитого человека было определено как цель государственной политики в области образования и воспитания.
Впрочем, следует отметить, что в концепции общего среднего образования, разработанной ВНИКом «Школа» (1988 г.), предлагалась иная редакция цели — разностороннее развитие личности должно было стать результатом деятельности всех социальных институтов воспитания. На первый взгляд, существенной разницы между двумя определениями — всестороннее гармоническое и разностороннее — нет, однако многие педагоги с большим удовлетворением восприняли новую редакцию цели, полагая, что она более реалистична и обеспечивает индивидуальный подход в воспитании — не всех «развивать» всесторонне, т.е. равно широко и равно неглубоко, а способствовать развитию личности с учетом ее способностей и возможностей.
В Законе РФ «Об образовании» стратегическая цель воспитания не сформулирована, законодатели ограничились определением основных направлений воспитательно-образовательной деятельности:
«Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье...» (статья 2)7.
«Статья 14. Общие требования к содержанию образования.
1. Содержание образования... должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий
для ее самореализации; (...)
2. Содержание образования должно обеспечивать: (...)
формирование у обучающегося адекватной современному
уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. (...)
7 Закон Российской Федерации «Об образовании» //Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. 1996. № 2. С. 3.
250
3. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений»8.
Следует отметить, что определение целей и задач воспитания на государственном уровне во многом обусловлено сложившимися политическими и социально-экономическими обстоятельствами, актуальными интересами властей предержащих. Более объективный характер имеют цели и задачи, детерминированные потребностями в области воспитания и образования и социальным идеалом человека. Поскольку этот идеал выражается в образе всесторонне и гармонически развитого человека, а также учитывая, что такой идеал поддерживается международными актами ООН и ЮНЕСКО (см. «Декларация прав ребенка», принцип б9; Конвенция о правах ребенка, статья 29.А10 и др.), система образования в России ориентирована на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Именно так трактуется конечная цель воспитания в большей части современных учебников педагогики.
Основной недостаток такой формулировки цели состоит в отсутствии критериев и показателей, позволяющих диагностировать результаты деятельности, направленной на ее реализацию. В.И. Журавлев в этой связи с грустной иронией отмечал: «Не исключено, что учащиеся по достижению определенного уровня самосознания или их родители могут предъявить школе счет за недоразвитость тех или иных качеств личности, их обученности и воспитанности. Как и школа может предъявить претензии к государству, которое продекларировало целью всестороннее гармоническое формирование каждого юного гражданина, но не создало необходимых для этого условий»11.
Обеспечивая реализацию стратегической цели, определяющей в качестве общественного идеала всесторонне и гармонически развитого человека, каждая воспитательная система на каждом этапе своего функционирования формулирует конкрет-
Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. 1996. № 2. С. 15.
Декларация прав ребенка // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 386.
Конвенция о правах ребенка // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 400.
Журавлев В.И. Целеполагание в педагогике // Педагогика: Учебное пособие ДЛя педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидка-систого. М„ 1996. С. 62.
251
ные педагогические цели, детерминированные внутренней логикой и противоречиями развития данной системы, актуальными социально-педагогическими потребностями личности, самой воспитательной системы и общества в целом.
♦ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Общая цель воспитания, так же как и частные педагогические цели, конкретизируется в задачах, которые, как правило, соотносят с функциями педагогического процесса, выделяя при этом задачи воспитания, задачи обучения и задачи развития личности.
Основными задачами, на решении которых должны быть сконцентрированы усилия всех социальных институтов воспитания, являются:
О выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала растущего человека в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и в общении;
О формирование самосознания, чувства собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, потребности и готовности планирования и реализации прогрессивных жизненных целей, способности к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке;
О формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам;
О воспитание гражданских чувств и качеств, гражданского поведения;
О философско-мировоззренческая подготовка молодежи, оказание ей помощи в определении смысла жизни в условиях радикальных политических, экономических и социокультурных преобразований, происходящих в стране и в мире;
О эстетическое воспитание, приобщение личности к системе общечеловеческих и национальных культурных ценностей и традиций;
О умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, знаний, умений и навыков, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании;
О эмоциональное воспитание, развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;
252
О формирование основ семейно-бытовой культуры;
q экологическое воспитание и образование;
О развитие потребности в здоровом образе жизни, приобщение к занятиям физической культурой и спортом;
q формирование положительного отношения к труду, готовности к трудовой деятельности. На этом задачи воспитания и образования подрастающего
поколения, разумеется, не исчерпываются.
НО ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
\ |
На рубеже 70—80-х годов специалисты подсчитали, что «Примерное содержание воспитания школьников» — основной нормативный документ, которым руководствовались в тот период образовательные учреждения и педагоги, — декларировал около трех десятков задач и, соответственно, направлений воспитательной работы. Такая «дробность» в формулировке задач приводила, с одной стороны, к их конкретизации, но с другой — к дезинтеграции воспитательного процесса. В условиях авторитарной образовательной системы, когда государственный контроль был едва ли не целью существования самой системы, а мероприятия — составляли плоть воспитания, обоснованная в целом попытка провозгласить комплексный подход в воспитании, предусматривающий интеграцию задач, содержания и форм воспитательного взаимодействия, реализована быть не могла. Остались невостребованными и поддержанные большинством делегатов Всесоюзного съезда работников народного образования (декабрь 1988 г.) идеи, связанные с интеграцией всего множества задач воспитания в пять приоритетных направлений (умственное, нравственное, эмоциональное, физическое, трудовое воспитание), а также с интеграцией всех (более двадцати!) дисциплин Учебного плана общеобразовательной школы в четыре основных предмета (человек, общество, природа, ноосфера).
Выше определены задачи воспитания и образования, имеющие общегосударственный, общенациональный масштаб. В рамках каждой воспитательной системы, в каждом конкретном акте воспитательного взаимодействия могут возникать, актуализироваться, реализовываться задачи, обусловленные реальной соци-ЭДьно-педагогической ситуацией.
253
♦ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В педагогике принято выделять в содержании педагогического процесса две органически взаимосвязанных области — содержание образования и содержание воспитания. Каждая из этих областей имеет специфику, которую очень условно можно было бы определить следующим образом: содержание образования отвечает на вопрос «Чему учить?», содержание воспитания — «Какие качества, свойства, отношения и т.д. личности следует формировать?». Уже сама формулировка вопросов дает представление о том, что содержание образования реализуется прежде всего в процессе обучения и самообразования, т.е. в интеллектуальной деятельности (кстати, и изучается эта проблема, главным образом, в рамках дидактики), содержание воспитания имеет отношение к процессу целенаправленного формирования личности во всех сферах ее жизнедеятельности (в обучении, в труде, общении и т.п.). Выше уже отмечалось, что это разделение условно: все функции педагогического процесса выступают только в единстве.
♦ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Известно, что цель, задачи, а следовательно, и содержание педагогического процесса социально обусловлены и изменяются по мере изменения государственной образовательной политики. Это можно проследить по определениям понятия содержание образо вания, которые предлагались в учебных пособиях по педагогике:
...Система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков12.
...Основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний'3.
ш |
...Научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся14.
12 Есипов, Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика. М., 1950. С. 122. 11 Ильина ТА. Педагогика. М., 1968. С. 297. 14 Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. М., 1978. С. 45. |
254 |
Содержание образования — это содержание три-/ \ 1 единого целостного процесса, характеризующегося, ^^^^^ во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств поведе-
ния личности, в-третьих, умственным и физическим развитием чеЛовека15.
...Та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целя- / ! i МИ развития человека и в виде информации передается ^^^^
ему16-
Под содержанием понимается система знаний, уме-
ний, отобранных для изучения в определенном типе [ I 1
учебного заведения17. "^^^
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способности мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойсхв субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность18.
...Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения19.
Из приведенных определений видно, что в период господства авторитарной педагогики содержание общего образования сводилось к формированию знаний, умений и навыков — пресловутых ЗУНов, необходимых для будущей производственной и научной деятельности, но недостаточных для развития личности, способной к творчеству, принятию самостоятельных ответственных решений, свободной в оценках и суждениях.
Гуманистическая парадигма в образовании выдвигает требования к содержанию образования, которым в наибольшей степени соответствует концепция, разработанная И.Я . Лернером.
15 Леднев ВС. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.
2-е изд., персраб. М, 1991. С. 26-27.
16 Безрукова ВС. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
С. 52.
17 Подласыи И.П Педагогика. М, 1996. С. 224.
18 Педагогика / В.А. Сластснин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.
М-- 1997. С. 140.
Харламов И.Ф. Педагогика. 3-е изд., перераб, и доп. М., 1997. С. 121.
255
В соответствии с этой концепцией в содержании образования
выделяются четыре основных компонента:
О научные знания о природе, обществе, технике, мышлении и
способах деятельности; О опыт осуществления способов деятельности, включающий ц
себя наряду со знаниями интеллектуальные и практические
умения и навыки; О опыт творческой, поисковой деятельности; О опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру, к знаниям, к деятельности, к себе самому.
Все перечисленные компоненты содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.
♦ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Существуют различные подходы к определению принципов отбора содержания образования. Оптимальным представляется вариант, разработанный В.В. Краевским:
О принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования социально-экономическим потребностям, современному состоянию научных знаний, уровню развития производства;
О принцип учета содержательной и процессуальной сторон при проектировании содержания образования, предполагающий соотнесение учебного материала с формами, способами и средствами процесса обучения;
О принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования: теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность ученика. Этот принцип обеспечивает сбалансированность всех компонентов содержания образования.
Для отбора содержания общего образования в педагогической науке разработана следующая система критериев (Ю.К. Бабан-ский):
1. Критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.
2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания изучаемого материала.
3. Критерий соответствия сложности содержания реальным возможностям учащихся данного возраста.
4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.
5. Критерий учета международного опыта построения содержания образования.
6. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и учебно-материальной базе образовательного учреждения20.
♦ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание образования определяется следующими нормативными документами: государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом образовательного учреждения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.
■ Государственный образовательный стандарт
Конституцией РФ (ст. 43) и Законом «Об образовании» (ст. 7) в Российской Федерации «устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, (...) определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников»21. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России. На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.
■ Базисный учебный план общеобразовательной школы Ш В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Б |
АЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изучаемых в образовательном учреждении предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество Часов на каждый учебный предмет.
20 См. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983. С. 107-108. 1 Закон Российской Федерации «Об образовании». 13 января 1996 г. № 12-ФЗ // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образова-НиЮ. 1996. № 2. С. 7.
256
257
■ Отличительные особенности Базисного учебного плана
1. Базисный учебный план состоит из трех основных компонентов: федерального национально-регионального и школьного.
Федеральный компонент — инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебно го Плана. В него входят учебные предметы, подлежащие изучению во всех общеобразовательных школах Российской Федерации. Национально-региональный компонент — вариативная часть учебного Плана; перечень учебных предметов в составе данного компонента определяется региональными (республиканскими, краевыми, областными) органами управления образованием22 с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социокультурного развития, потребностей и интересов граждан, проживающих на данной территории. Нацио нально-региональный компонент в полном объеме либо в какой-то своей части выступает как инвариантная часть учебного Плана по отношению к школьному компоненту.
Школьный компонент — вариативная часть учебного Плана формируется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнений их родителей, возможностей образовательного учреждения, спецификой развития территории (города, района, села). Школьный учебный план разрабатывается в обязательном порядке.
2. Базисный учебный план включает три основных вида учеб
ных занятий:
а) обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего
среднего образования;
б) обязательные занятия по выбору;
в) факультативные занятия.
3. Родственные (близкие по содержанию) предметы в Базисном
учебном плане объединены в образовательные области. Набор
образовательных областей остается инвариантным, но перечень
предметов в составе образовательной области может варьировать
ся в разных регионах и школах.
22 Региональный Базисный учебный план может создаваться (или не создаваться) по усмотрению органов управления образованием.
258
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ
Таблица 10
Образовательные области
Дата: 2018-12-28, просмотров: 314.