процесса;
• определите его структуру;
• проанализируете основные компоненты
педагогического процесса:
цель, задачи, содержание,
Характер воспитательного взаимодействия участников,
Формы, методы, средства и условия
организации и осуществления;
• выполните комплекс заданий для самостоятельной работы.
П |
ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
К СЛОВУ!
толковый
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ПРОЦЕСС (от лат. processus — продвижение) — 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата1.
Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 499.
243
Педагогический процесс — главная структурная единица цр0_ цесса воспитания; особенность его состоит в том, что он конкретизирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников: если понятие процесс воспитания включает в себя всю совокупность целенаправленных формирующих влияний на личность, то понятие педагогический процесс отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.
♦ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Педагогический процесс происходит в рамках определенной воспитательной системы. В настоящем пособии мы будем рассматривать в качестве базовой — воспитательную систему общеобразовательной школы.
Воспитательная система общеобразовательной школы
ЗА Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, отмечая поясность внутренней структуры воспитательной системы школы выделяют следующие ее компоненты: q «цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупности
идей, для реализации которых она создается); О деятельность, обеспечивающая ее реализацию; О субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; О рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; О среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы»2.
Графическая интерпретация этого определения представлена выше.
244
♦ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
О |
БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ — формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентации и отношений;
В |
ОСПИТАТЕЛЬНАЯ — формирование определенных качеств, свойств и отношений человека;
АЗВИВАЮШАЯ — формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.
Все три функции
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! |
выступают в органическом единстве:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.