ОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 


192


193


             
     


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

ЭТО ВАЖНО!

В развитии группы-автономии может про­изойти гиперавтономизация — в таком случае результатом группообразования становится лжеколлектив. «...Уровень автономизации явля­ется «горячей точкой» как для оценки социально-психологической зрелости группы, так и для организаторской деятельности, для диагностики развития группы как коллектива»"

20

ГРУППА-КОРПОРАЦИЯ (лжеколлектив) — сообщество, ко­торое отличают: групповой эгоизм, самоизоляция, замкну­тость, противопоставление другим группам, реализация своих ин­тересов за счет других.

д

И

ЕЗИНТЕГРАЦИЯ — распадение, расчленение целого на части.

ИНТРАЭГОИЗМ — внутригрупповой, проявляющийся в межличностных отно­шениях эгоцентризм — крайняя форма инди­видуализма и эгоизма.

АНТИКОЛЛЕКТИВ — группа, для которой характерны от­дельные признаки коллектива (наличие общей цели, совме­стная деятельность, организационная структура), но которая от­личается разобщенностью, групповой антипатией, конфликтнос­тью и конформизмом.

Учитывая, что формирование детского воспитательного коллек­ тива и управление его развитием — необходимое условие, обеспе­ чивающее социализацию личности,

♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

□ закономерности, принципы и меха­низмы создания, развития и обеспе­чения функционирования группы и коллектива;

□ основанную на передовом педагоги­ческом опыте методику организации коллектива и коллективного воспита­ния.

20 Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М, 1980. С. 79-80.

194


♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

^1

□ осуществлять диагностику развития коллектива, характера внутриколлективных отношений;

□ определять социально значимые и привлека­тельные для детей цели и перспективы разви­тия коллектива;

□ педагогически целесообразно планировать и стимулировать деятельность коллектива, создавать необходи­мые организационные, психолого-педагогические и ресурсные условия;

□ сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы, самодеятельности и коллективного творчества детей;

□ организовывать коллективное самоуправление, обеспечивать органичное сочетание управления и самоуправления, тактично осуществлять педагогическое руководство детским самоуправ­лением;

□ применять адекватные методы, приемы и техники управления внутригрупповым общением, совместной деятельностью.

И ЕЩЕ!

Сегодня много говорят о необходимости строить воспитание на основе личностного подхода, при этом порой противопоставляют личностный подход коллективному воспитанию, забывая, что они не только не противоречат друг другу, а, напротив, лишь в комп­лексе обеспечивают успех в формировании личности. А.В. Мудрик в этой связи отмечает, что личностный подход становится эффек­тивным, если:

Во-первых, педагог в каждом школьнике видит уникальную личность, у которой необходимо развивать сознание своей непов­торимости и одновременно причастности к социальному целому; последовательно учит каждого школьника видеть в себе личность и считать себя таковой и вместе с тем учит видеть личность в каждом из окружающих людей.

Во-вторых, коллектив предоставляет школьнику возможности и побуждает его к удовлетворению потребностей в идентифика­ции с группой ровесников и в обособлении (внутреннем выделе­нии себя в группе).

В-третьих, организация процесса воспитания в коллективе со­четает в себе массовые, коллективные, групповые и индивидуаль­ные формы, а также предполагает сочетание управления, самоуп­равления и учета самоорганизации в коллективе.


 


7*


195


В-четвертых, педагог относится к самому себе как к личности, что придает ему уверенность в своих силах, позволяет видеть личность в своих питомцах21.

♦ ЗАДАНИЯ










ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

1. Попробуйте с позиций сторонников коллективного воспитания и их оппонентов аргументировано доказать обоснованность следу юших суждений:

□ А.С. Макаренко:

«...Педагогическая логика не сможет выдержать никакой кри­тики, если мы вычеркнем в логическом построении коллектив»22.

□ Ю.П.Азаров (доктор педагогических наук, профессор, автор
ряда книг по проблемам воспитания):

«Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через кол­лектив, в коллективе! (...) Макаренковщина исчерпала себя»23.

При аргументации выделите три основных момента:

а) субъективная оценка роли коллектива (позиция личности —
члена коллектива): «Что для меня значит коллектив? Что я обре­
таю в системе коллективных отношений — и что утрачиваю?»

б) объективная оценка роли коллектива (обобщенная позиция
педагога, психолога, социолога): «Что дает коллектив личности,
какие ее свойства и качества могут быть сформированы только
(или главным образом) в коллективе?»

в) и ваша собственная оценка, основанная на личном опыте и
ваших знаниях в области философии, социологии, психологии,
педагогики.

2. Известно, что смысл существования коллектива — коллек­тивная жизнедеятельность, т.е.: жизнь — яркая, насыщенная со­бытиями и впечатлениями, и деятельность — активная, осознавае­мая как необходимость и приносящая внутреннее удовлетворение. Одной из форм организации именно такой жизнедеятельности являются порожденные коммунарской методикой коллективные

-' См.: MvdpiiK А.И. Личность школьника и се воспитание в коллективе. М, 19X3. С. 46-47.

а Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Л.С Макаренко. Псд. соч.: В 8 т. М, 1984. Т. 4. С. 233.

25 Азаров Ю.П Не подняться тебе, старик. М., 1989 // И.П. Подласый. Пе­дагогика. М., 1996. С. 501.

196


творческие дела (КТД), о которых рассказывает в представленной в разделе «Проблемно-аналитический материал» статье «Коллек­тивное творческое дело» организатор коммунарского движения профессор, доктор педагогических наук И.П. Иванов.

Прочитав эту статью (а мы надеемся, что вы прочитаете и уди­вительно интересную книгу И.П. Иванова — в восьмидесятых го­дах учителя от руки переписывали ее), попробуйте сформулиро­вать тему и сценарий коллективного творческого дела, которое вы могли бы выполнить в вузе (на факультете, в группе) или в школе, когда придете туда на практику. Целесообразно это задание выполнять на практических занятиях в составе учебной группы или в рамках внеучебной работы в малых группах (2—3 человека).

Мы надеемся, что такая совместная работа вызовет у вас инте­рес — ведь мы предложили вам коллективное творческое дело (вот и проверьте, насколько обосновано мнение о том, что КТД неизменно увлекает его участников и способствует сплочению группы. Только не забывайте, что успех КТД зависит от умелой организации, а как его правильно организовать — вы узнаете из книг И.П. Иванова, В.А. Караковского, С.Д. Полякова и др.24).

3. Охарактеризуйте на основании предложенной в тексте ти­пологии коллективов коллектив вашего факультета, вашей учеб­ной группы и коллектив студенческого строительного отряда.

4. Какие признаки коллектива как высокоорганизованной груп­пы и коллектива воспитательного присущи названным объедине­ниям? Заполните предложенную ниже таблицу.

Таблица 10

 

Признаки Факультет Группа ССО
Обшие социально значимые цели      
Совместная организованная деятельность      
Отношения ответственной зависимости      
Рациональное распределение ролей      
Равенство прав и обязанностей членов      
Активная организаторская роль органов самоуправления      
Устойчивые, позитивные взаимоотношения      
Сплоченность      
Взаимопонимание      
Коллективистское самоопределение членов      
Коллективистская идентификация      
Уровень референтности      
Возможность обособления личности в группе      

См. список литературы к теме.

197


5. Проанализируйте, пользуясь подходами и А.С. Макаренко, и Л.И. Уманского к определению динамики формирования кол­лектива, на каком уровне (стадии, этапе) развития находится ваша студенческая группа. Сопоставьте на групповом занятии (семинарском, практическом) ваши мнения и попробуйте при­нять общее решение. Как вы построите обсуждение, чтобы реше­ ние было взаимоприемлемым ?

6. Научными исследованиями выявлены три наиболее распро­страненные модели взаимоотношений между коллективом и лич­ностью:

К

ОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis — подобный, сход­ный) — приспособленчество, принятие мнения большин­ства, отсутствие собственной позиции: в данном случае личность подчиняется коллективу.

Г

АРМОНИЯ (от греч. harmonia) — согласованность, сбалан­сированность интересов и отношений.

Н

ОНКОНФОРМИЗМ (от англ. nonconformists) — инакомыс­лие, отказ личности от подчинения коллективу, стремление навязать ему свою волю.

Опишите методы исследования, которые вы могли бы исполь­зовать при изучении модели взаимоотношений личности и кол­лектива в вашей группе, на школьной практике.

7. Ученые считают спорным вопрос — является ли коллективом семья. Например, Л.И. Уманский, опираясь на отдельные исследо­вания, предположил, что тенденция к образованию антиколлекти­ва проявляется в студенческих группах и в семье, присваивая тем самым семье статус коллектива25. Ему возражает А.И. Донцов26.

А каково ваше мнение? Какие признаки коллектива обнару­живаются в семье? Кстати, а вы согласны с мнением о том, что студенческая группа может стать группой-корпорацией, т. е. ан­тиколлективом? Если да, то при каких условиях?

8. Можно ли говорить о том, что с появлением на острове у Робинзона Крузо Пятницы возник коллектив? Вспомним: у чле­нов сообщества была совместная жизнедеятельность, были опре­деленные цели и перспективы, распределение ролей...

25 См.: Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьни­
ков. М, 1980. С. 80.

26 См.: Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы
исследования): Учеб. пособие. М, 1984. С. 182.

198


9. Что из опыта работы первых советских воспитательных кол­лективов вы хотели бы и могли бы использовать в своей педаго­гической деятельности? От чего бы вы отказались и почему? (Ин­формация для размышления представлена в разделе «Проблемно-аналитический материал»).

♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТРИАЛ (ТЕКСТЫ)














И . П . Иванов ,

профессор , доктор педагогических наук

Дата: 2018-12-28, просмотров: 324.