192
193
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! |
ЭТО ВАЖНО! |
В развитии группы-автономии может произойти гиперавтономизация — в таком случае результатом группообразования становится лжеколлектив. «...Уровень автономизации является «горячей точкой» как для оценки социально-психологической зрелости группы, так и для организаторской деятельности, для диагностики развития группы как коллектива»"
20
ГРУППА-КОРПОРАЦИЯ (лжеколлектив) — сообщество, которое отличают: групповой эгоизм, самоизоляция, замкнутость, противопоставление другим группам, реализация своих интересов за счет других.
д |
И |
ЕЗИНТЕГРАЦИЯ — распадение, расчленение целого на части.
ИНТРАЭГОИЗМ — внутригрупповой, проявляющийся в межличностных отношениях эгоцентризм — крайняя форма индивидуализма и эгоизма.
АНТИКОЛЛЕКТИВ — группа, для которой характерны отдельные признаки коллектива (наличие общей цели, совместная деятельность, организационная структура), но которая отличается разобщенностью, групповой антипатией, конфликтностью и конформизмом.
Учитывая, что формирование детского воспитательного коллек тива и управление его развитием — необходимое условие, обеспе чивающее социализацию личности,
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
□ закономерности, принципы и механизмы создания, развития и обеспечения функционирования группы и коллектива;
□ основанную на передовом педагогическом опыте методику организации коллектива и коллективного воспитания.
20 Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М, 1980. С. 79-80.
194
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
^1 |
□ осуществлять диагностику развития коллектива, характера внутриколлективных отношений;
□ определять социально значимые и привлекательные для детей цели и перспективы развития коллектива;
□ педагогически целесообразно планировать и стимулировать деятельность коллектива, создавать необходимые организационные, психолого-педагогические и ресурсные условия;
□ сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы, самодеятельности и коллективного творчества детей;
□ организовывать коллективное самоуправление, обеспечивать органичное сочетание управления и самоуправления, тактично осуществлять педагогическое руководство детским самоуправлением;
□ применять адекватные методы, приемы и техники управления внутригрупповым общением, совместной деятельностью.
И ЕЩЕ!
Сегодня много говорят о необходимости строить воспитание на основе личностного подхода, при этом порой противопоставляют личностный подход коллективному воспитанию, забывая, что они не только не противоречат друг другу, а, напротив, лишь в комплексе обеспечивают успех в формировании личности. А.В. Мудрик в этой связи отмечает, что личностный подход становится эффективным, если:
Во-первых, педагог в каждом школьнике видит уникальную личность, у которой необходимо развивать сознание своей неповторимости и одновременно причастности к социальному целому; последовательно учит каждого школьника видеть в себе личность и считать себя таковой и вместе с тем учит видеть личность в каждом из окружающих людей.
Во-вторых, коллектив предоставляет школьнику возможности и побуждает его к удовлетворению потребностей в идентификации с группой ровесников и в обособлении (внутреннем выделении себя в группе).
В-третьих, организация процесса воспитания в коллективе сочетает в себе массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы, а также предполагает сочетание управления, самоуправления и учета самоорганизации в коллективе.
7*
195
В-четвертых, педагог относится к самому себе как к личности, что придает ему уверенность в своих силах, позволяет видеть личность в своих питомцах21.
♦ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1. Попробуйте с позиций сторонников коллективного воспитания и их оппонентов аргументировано доказать обоснованность следу юших суждений:
□ А.С. Макаренко:
«...Педагогическая логика не сможет выдержать никакой критики, если мы вычеркнем в логическом построении коллектив»22.
□ Ю.П.Азаров (доктор педагогических наук, профессор, автор
ряда книг по проблемам воспитания):
«Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! (...) Макаренковщина исчерпала себя»23.
При аргументации выделите три основных момента:
а) субъективная оценка роли коллектива (позиция личности —
члена коллектива): «Что для меня значит коллектив? Что я обре
таю в системе коллективных отношений — и что утрачиваю?»
б) объективная оценка роли коллектива (обобщенная позиция
педагога, психолога, социолога): «Что дает коллектив личности,
какие ее свойства и качества могут быть сформированы только
(или главным образом) в коллективе?»
в) и ваша собственная оценка, основанная на личном опыте и
ваших знаниях в области философии, социологии, психологии,
педагогики.
2. Известно, что смысл существования коллектива — коллективная жизнедеятельность, т.е.: жизнь — яркая, насыщенная событиями и впечатлениями, и деятельность — активная, осознаваемая как необходимость и приносящая внутреннее удовлетворение. Одной из форм организации именно такой жизнедеятельности являются порожденные коммунарской методикой коллективные
-' См.: MvdpiiK А.И. Личность школьника и се воспитание в коллективе. М, 19X3. С. 46-47.
а Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Л.С Макаренко. Псд. соч.: В 8 т. М, 1984. Т. 4. С. 233.
25 Азаров Ю.П Не подняться тебе, старик. М., 1989 // И.П. Подласый. Педагогика. М., 1996. С. 501.
196
творческие дела (КТД), о которых рассказывает в представленной в разделе «Проблемно-аналитический материал» статье «Коллективное творческое дело» организатор коммунарского движения профессор, доктор педагогических наук И.П. Иванов.
Прочитав эту статью (а мы надеемся, что вы прочитаете и удивительно интересную книгу И.П. Иванова — в восьмидесятых годах учителя от руки переписывали ее), попробуйте сформулировать тему и сценарий коллективного творческого дела, которое вы могли бы выполнить в вузе (на факультете, в группе) или в школе, когда придете туда на практику. Целесообразно это задание выполнять на практических занятиях в составе учебной группы или в рамках внеучебной работы в малых группах (2—3 человека).
Мы надеемся, что такая совместная работа вызовет у вас интерес — ведь мы предложили вам коллективное творческое дело (вот и проверьте, насколько обосновано мнение о том, что КТД неизменно увлекает его участников и способствует сплочению группы. Только не забывайте, что успех КТД зависит от умелой организации, а как его правильно организовать — вы узнаете из книг И.П. Иванова, В.А. Караковского, С.Д. Полякова и др.24).
3. Охарактеризуйте на основании предложенной в тексте типологии коллективов коллектив вашего факультета, вашей учебной группы и коллектив студенческого строительного отряда.
4. Какие признаки коллектива как высокоорганизованной группы и коллектива воспитательного присущи названным объединениям? Заполните предложенную ниже таблицу.
Таблица 10
Признаки | Факультет | Группа | ССО |
Обшие социально значимые цели | |||
Совместная организованная деятельность | |||
Отношения ответственной зависимости | |||
Рациональное распределение ролей | |||
Равенство прав и обязанностей членов | |||
Активная организаторская роль органов самоуправления | |||
Устойчивые, позитивные взаимоотношения | |||
Сплоченность | |||
Взаимопонимание | |||
Коллективистское самоопределение членов | |||
Коллективистская идентификация | |||
Уровень референтности | |||
Возможность обособления личности в группе |
См. список литературы к теме.
197
5. Проанализируйте, пользуясь подходами и А.С. Макаренко, и Л.И. Уманского к определению динамики формирования коллектива, на каком уровне (стадии, этапе) развития находится ваша студенческая группа. Сопоставьте на групповом занятии (семинарском, практическом) ваши мнения и попробуйте принять общее решение. Как вы построите обсуждение, чтобы реше ние было взаимоприемлемым ?
6. Научными исследованиями выявлены три наиболее распространенные модели взаимоотношений между коллективом и личностью:
К |
ОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis — подобный, сходный) — приспособленчество, принятие мнения большинства, отсутствие собственной позиции: в данном случае личность подчиняется коллективу.
Г |
АРМОНИЯ (от греч. harmonia) — согласованность, сбалансированность интересов и отношений.
Н |
ОНКОНФОРМИЗМ (от англ. nonconformists) — инакомыслие, отказ личности от подчинения коллективу, стремление навязать ему свою волю.
Опишите методы исследования, которые вы могли бы использовать при изучении модели взаимоотношений личности и коллектива в вашей группе, на школьной практике.
7. Ученые считают спорным вопрос — является ли коллективом семья. Например, Л.И. Уманский, опираясь на отдельные исследования, предположил, что тенденция к образованию антиколлектива проявляется в студенческих группах и в семье, присваивая тем самым семье статус коллектива25. Ему возражает А.И. Донцов26.
А каково ваше мнение? Какие признаки коллектива обнаруживаются в семье? Кстати, а вы согласны с мнением о том, что студенческая группа может стать группой-корпорацией, т. е. антиколлективом? Если да, то при каких условиях?
8. Можно ли говорить о том, что с появлением на острове у Робинзона Крузо Пятницы возник коллектив? Вспомним: у членов сообщества была совместная жизнедеятельность, были определенные цели и перспективы, распределение ролей...
25 См.: Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьни
ков. М, 1980. С. 80.
26 См.: Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы
исследования): Учеб. пособие. М, 1984. С. 182.
198
9. Что из опыта работы первых советских воспитательных коллективов вы хотели бы и могли бы использовать в своей педагогической деятельности? От чего бы вы отказались и почему? (Информация для размышления представлена в разделе «Проблемно-аналитический материал»).
♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТРИАЛ (ТЕКСТЫ)
И . П . Иванов ,
профессор , доктор педагогических наук
Дата: 2018-12-28, просмотров: 324.