(1995 г.)
Ценности воспитания — это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия и воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Ценности можно выбирать. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется. Это происходит на уровне как макро-, так и микросистем воспитания.
У К.Н. Вентцеля есть тонкое замечание о том, что культура предполагает культ человека. «В прежние времена царил культ предков: воля предков, запечатленная в религиозных верованиях, обычаях, тех или Других преданиях, составляла абсолютный закон, господствующий над жизнью единичного человека и общества. Настоящее время, по крайней мере в его существенных чертах, может быть охарактеризовано как культ взрослого человека, являющегося хозяином жизни, налагающего на все свою печать и диктующего всему свою властную волю, будущее несомненно явится культом ребенка, этого носителя и источника новой жизни, этой неиссякаемой надежды на беспредельное обновление всех сторон человеческого существования» (Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М., 1993. С. 135).
Абсолютной ценностью воспитания и является ребенок, человек как «мера всех вещей». Человек — это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении — это гуманистический, личностно ориентированный процесс.
Для выявления сущности личностно ориентированного воспитания
ажно понять, на какой образ человека оно нацелено. Опираясь на
Достижения современной антропологии, можно утверждать, что человек
ляет собой единство трех сущностей: природной, социальной и куль-
231
турной. Соответственно этому и ребенка необходимо рассматривать трех измерениях — как существо природное, социальное и культурное Выделение этих сущностей не означает, однако, что они как бы сосу! ществуют в ребенке каждая сама по себе. Нет, человек — существо целостное. Недаром основным в его развитии на всех возрастных эта-пах признается противоречие между социальным и биологическим, лри. родным началом. И единственно правильный путь его разрешения -^ это «окультуривание» человеческих потребностей.
Между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и помогающая разрешать противоречия между природным и социальным началами в человеке. Лишь через культуру происходит его естественное вхождение в социальную жизнь.
В концепции человека, развиваемой русскими философами Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, П.Ф. Флоренским, он предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая купьтуру и творя ее. Из этих положений естественно вытекает вывод о том, что культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности.
Опираясь на эти положения, мы считаем возможным в качестве глобальной цели современного воспитания рассматривать человека культуры. Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Раскроем основные из названных параметров.
Человек культуры — свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка и всемерного поощрения и развития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и других механизмов демократизации образовательно-воспитательной системы.
Человек культуры — гуманная (гуманизированная) личность. Гуманность — вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, 232
умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения обществе, личных свойств. Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений.
Человек культуры — духовная личность. Воспитание духовности — это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей а познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономию своего внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья идеала.
Образование — основа духовности. Однако, чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, и включать изучение учащимися основ философии, этики, эстетики, человековедения, истории религий и других гуманитарных предметов.
Человек культуры — личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым резул» татом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, труде, быту, организации досуга, общении и т.д. Педагогически значимые ориентиры творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству.
Цель воспитания человека культуры включает и практическую пор с товку его к жизни в определенном культурном пространстве. Выпускник современной школы готовится к жизни в условиях рыночного хоз-т/ ствования, диалога культур и народов, межнационального общения, . вой религиозности, повышения роли приватной (частной) жизни. Адаптация к этим условиям требует от него практического овладения основами экономики, компьютерной грамотностью, языками мира, навыке ми общения, знания религиозных праздников, народных обычаев и т ■ В новых условиях актуализируется бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоров;-."?. образ жизни, иметь эстетический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи и богатство страны.
Особый пласт духовности гражданина составляют общенациональны" Ценности. В России как многонациональном государстве этот вопр >с очень деликатный, тонкий, требующий учета многих факторов межэт «г ческого взаимодействия. В то же время нельзя не отметить запущенность воспитания в сфере национального самосознания, российскс го
233
менталитета, русского духа. Национальный нигилизм содержания рос. сийского образования всегда беспокоил выдающихся педагогов.
К.Д. Ушинский писан: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится» (Избр. пед. соч. М., 1954. Т. ц С. 279).
Отмеченные качества личности составляют основу идеального образа человека культуры. В нем нашли отражение и природные особенности человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать), и социальные его свойства (быть гражданином, семьянином, тружеником, взаимодействовать с другими людьми), и его свойства как субъекта культуры (свобода, гуманность, духовность, творчество, адаптивность). При этом развитие и природных, и социальных начал представлено в контексте культурных свойств, имеющих общечеловеческую ценность.
Основополагающее свойство целостного человека культуры — это его способность к культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интериоризации ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры (М.М. Бахтин).
Поистине актуальной становится задача «расширения и просветления его сознания» (Н. Бердяев), восстановления личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.
Для этого необходимо:
на основе знания базовых основ русской культуры формировать мотивацию к саморазвитию в ней;
развивать историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства:
формировать национальное самосознание;
начать воспитание черт русского национального характера, развивать самобытность каждой личности;
формировать нравственные основания и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов русской культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни.
Таким образом, ценностные основания и целевые установки личнос-тно ориентированного воспитания связываются нами с воспитанием гражданина России, человека культуры и нравственности, центрированного на национальные ценности.
234
Таким образом, новое качество личностно ориентированного воспитания определяется принципом культуросообразности. Предшествующее изложение позволяет выделить основные направления его реализации.
Принцип культуросообразности воспитания определяет отношения меЖДУ воспитанием и культурой как средой, растящей и питающей личность (П.Флоренский), а также между воспитанием и развитием ребенка как человека культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку строится исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценное тей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.
Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности (как эго было в прежнем советском воспитании), а лишь создает условия дл>. их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.
Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей. Иными словами, это воспитание, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие ребенка и помогает ему в этом процессе. Оно основывается на идее саморазвития ребенка как творческой личности.
Развитие природной и социальной сущностей человека выдвигает в качестве основных принципов гуманистического воспитания, кроме культуросообразности, природосообразность и личностный подход.
Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание э единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития.
Принцип природосообразности предписывает учитывать половозрастные особенности детей, воспитывать мальчиков иначе, чем девочек, по перегружать младших школьников, но создавать оптимальные физические и умственные нагрузки подросткам (в современной же, так называемой развивающей школе чаще бывает наоборот), разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть. создавая ему доступные зоны развития.
Особую грань принципа природосообразности составляют требования, связанные с воспитанием личной ответственности школьников за состояние окружающей среды, последствия своих действий по отношению к флоре и фауне, за состояние своего здоровья и здоровый образ Жизни.
Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом
235
этого процесса. В соответствии с таким подходом законы духовного и физического развития, процессы и изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств — высшим показателем его эффективности.
Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.
Гуманистическое личностно ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора. Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъектных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др.
В становлении субъектности ребенку требуется духовная и нравственная поддержка и помощь. Ее оказывают педагоги, родители, другие взрослые, сотрудничающие с детьми в решении проблем их здоровья, образования, досуга и др. Эта помощь имеет гуманитарный характер, т.е. осуществляется добровольно, адресно, с любовью и уважением к детям, с заботой о растущем человеке, милосердным отношением к нему.
Соответственно вышесказанному педагогическое управление развитием ребенка осуществляется в формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития.
Ориентация на описанную парадигму по-новому выстраивает отношение между образованием и воспитанием в учебно-воспитательном процессе. Она означает перевод системы образования в рамки культуро-сообразного человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса.
Цели воспитания становятся и целями образования: усиливается гуманитарная компонента содержания, гуманизируются технологии образования. Вопрос о воспитывающем обучении в системе культурологического личностно ориентированного образования просто снимается, так как оно предполагает иную культурную среду обучения, в которой ученик выступает «автором» (О.Н. Крутова) своих мыслей, ориентации, оценок, высказываний, поступков. В системе же воспитывающего обучения ориентации и оценки, направление мыслей ученику задаются, внушаются.
236
Сущность культурологического личностно ориентированного образования в достаточной степени еще не раскрыта. Однако можно выделить его некоторые принципы и важные характеристики.
В культурологической школе приоритетное значение придается изучению культуры и человека как ее субьекта, формируется целостный образ культуры, с которым связывается общая картина мира. Содержание образования характеризуется тенденциями к энциклопедичности, интеграции знаний, гуманистической и эстетической направленностью, которая распространяется и на области естественнонаучного знания. Эпицентром образования в этой школе является ученик: его развитие, становление его индивидуальности, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей. Для этого применяются технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения, используются методики развивающего, опережающего и коррек-ционного обучения. Учебные программы отличаются вариативностью, что создает условия для свободного выбора содержания и способов образования. Особое внимание уделяется развитию у учащихся культурологического и исторического мышления, проблемному видению и познанию мира, интеграции знаний в целостную систему. Эта школа духовно-практической ориентации, которая помогает ребенку не только обрести систему духовных ценностей, но и подготовиться к жизни в конкретно-историче к- л социокультурном пространстве.
Таким образом, можно констатировать, что у гуманистического воспитания и культурологического личностно ориентированного образования общие цели, общие методологические основания, общие принципы. Специфика же образования состоит в осуществлении их особой центра-ции на развитие интеллекта учащихся, способностей к познавательной деятельности и творчеству.
Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности — умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и других ее сторон.
С этих позиций гуманистическое личностно ориентированное воспитание в дошкольном и младшем возрасте — это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развития его природных способностей — Ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогические механизмы включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание.
В подростковом возрасте — это процесс интенсивного физического и социального созревания личности, создающий предпосылки начала культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте — включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в культурное творчество.
237
Наконец, в старшем школьном возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно нравственной автономизации личности, физического к нравственного самосовершенствования, вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации. Механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие.
Понимание механизмов культурного развития личности на каждом возрастном этапе предъявляет требование адекватности не только к содержанию, но и к технологиям образования. Приоритетное значение в системе культурологического личностно ориентированного образования в младшем школьном возрасте приобретают технологии развивающего обучения; в подростковом — технологии, имеющие ценностно-ори-ентационный характер (например, проблемное обучение, стимулирующее способности к выбору и ориентации, другие технологии, разверты вающиеся на ситуативной основе); в старшем школьном возрасте — технологии рефлексивно-творческого обучения (например, по терминологии ВТ. Фоменко, построение учебного процесса на диалогической основе, на личностно-смысловой основе и др.).
Следует обратить внимание на то, что для культурологического образования недостаточно тех областей гуманитарного знания, которые определены в базисном учебном плане. Заслуживают внимания мнения культурологов о необходимости расширить их и представить культуру в школьном образовании целостно. Так, В. Болотов и А. Малышезский предлагают включить в учебный план в качестве его культурологических оснований следующие области гуманитарного знания: словесность, искусство, культурную антропологию, основы социальной практики, философскую антропологию. Авторами предлагается и соответствующий этим областям нетрадиционный набор учебных дисциплин, значительно расширяющий границы возможного выбора.
Становление системы культурологического личностно ориентированного образования в регионе предполагает самодетерминацию в региональной культуре и самоопределение образовательных учреждений как нужных окружающему социуму структур, индивидуализацию образовательных микросистем (детских садов, школ), их саморазвитие.
Раскрытие теоретических основ личностно ориентированного воспитания позволяет говорить о нем как о воспитании гуманистического типа, которое имеет альтернативный характер по отношению как к коллективистическому воспитанию, так и к воспитывающему обучению в их традиционном понимании. У этих воспитательных систем различные ценностные основания.
Основными ценностями гуманистического личностно ориентированного воспитания выступают: человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре.
Именно эти ценностные основания позволяют осуществлять личностно ориентированное воспитание как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории38.
И . С . Кон ,
психолог , социолог
Дата: 2018-12-28, просмотров: 313.