(1987 г.)
Необходимо прежде всего знать основные особенности коллективных творческих дел в методике ...воспитания.
Каждое коллективное творческое дело — это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому оно — дело .
Дело — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами.
Дело — творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Оно — творческое и потому, что не может совершаться по шаблону, а всегда осуществляется в новом варианте. Воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся воспитателями и решаются незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», «в глубине» решения практической задачи и открываются воспитанниками — в той или иной степени — при обсуждении результатов КТД.
Следует при этом обратить особое внимание на отличие коллективных творческих дел от воспитательных занятий («воспитательных мероприятий») — бесед, экскурсий, кружковых занятий и т.п., для которых характерны, напротив, открытая постановка перед воспитанниками и открытое осуществление воспитательных задач.
Необходимо иметь в виду, что именно в коллективных творческих делах происходит обогащение каждого участника опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других людей.
И что особенно важно — в этом процессе теснейшим образом соединяется развитие всех трех сторон личности нового человека: познавательно-мировоззренческой (научные знания, ...взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, на-
199
выки, привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).
Слияние всех этих частей общественно-ценного опыта происходит в каждом КТД благодаря:
созданию нового общественно ценного опыта;
творческому применению ранее усвоенного опыта, получению воспитанниками от воспитателей недостающего опыта; обмену опытом;
объединению приобретенного ранее и приобретаемого положительного опыта, его накоплению и преодолению отрицательного опыта — эгоистических взглядов, чувств, привычек.
Необходимо иметь в виду, что только целенаправленное осуществление коллективных творческих дел как системы может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД.
На первой стадии — предварительной работы коллектива — определяются конкретные воспитательные задачи КТД, намечаются исходные направляющие действия, проводятся «нацеливающие» беседы о том, какие коллективные творческие дела можно провести, для кого, с кем вместе. Происходит так называемая стартовая беседа, во время которой руководитель коллектива и его сотрудники увлекают воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? Кто? С кем вместе? Кому быть организатором?
На следующей стадии — коллективного планирования — воспитанники сначала на совещаниях микроколлективов высказывают свое мнение по выдвинутым вопросам и затем — на общем обсуждении. Педагог, ведущий общий сбор-старт, сопоставляет выдвинутые представителями микроколлективов варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать предложения или их критику, ставит дополнительные «задачи на размышление», которые тоже решаются сначала по микроколлективам, а потом сообща.
Тем самым руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой коллективного творческого дела в процессе совместной работы над ним. Таким образом, приобщая воспитанника к традициям коллективного планирования, воспитатель учит каждого составлять проект своего личного участия в деле.
На стадии коллективной подготовки КТД работа воспитателей и воспитанников определяется результатами предыдущей стадии. Созданный сообща проект коллективного творческого дела уточняется и конкретизируется сначала «советом дела», затем — в микроколлективах.
При этом воспитанники используют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и весь опыт прежней жизни. Этот опыт у каждого из ребят весьма различен.
Для стадии подготовки КТД характерно сочетание самых разнообразных видов товарищеской воспитательной заботы (каждая является, как правило, незаметной движущей силой общей заботы); побуждения, убеждения и приучения.
Стадия проведения коллективного творческого дела — это итог работы, проделанной при его подготовке.
200
Действия воспитанников в творческой «сборке» подготовленных сюрпризов, в необычных, трудных обстоятельствах, требующих немедленных решений, экспромтов, импровизации, — являются показательными: в них особенно четко проявляются и положительные качества воспитанников, и их слабости.
Поэтому на следующей стадии — коллективного подведения итогов — воспитатель ставит на общем сборе-«огоньке», а также в специальных анкетах задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? В заключительной части общего сбора-«огонька» воспитатель побуждает ребят сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, развивает и обобщает мнения, высказанные воспитанниками. Словом, воспитатель осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.
В свою очередь общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии коллективного творческого дела — его ближайшего последействия.
На этой стадии руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.
Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела27.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 246.