Коллективное творческое дело
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(1987 г.)

Необходимо прежде всего знать основные особенности коллектив­ных творческих дел в методике ...воспитания.

Каждое коллективное творческое дело — это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система практических дей­ствий на общую радость и пользу. Поэтому оно — дело .

Дело — коллективное, потому что планируется, готовится, со­вершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как млад­шими и старшими товарищами.

Дело — творческое, потому что на каждой стадии его осуще­ствления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения жиз­ненно важной практической задачи. Оно — творческое и потому, что не может совершаться по шаблону, а всегда осуществляется в новом варианте. Воспитательные задачи в процессе коллективного творческо­го дела ставятся воспитателями и решаются незаметно для воспитанни­ков, как бы «по ходу», «в глубине» решения практической задачи и открываются воспитанниками — в той или иной степени — при обсуж­дении результатов КТД.

Следует при этом обратить особое внимание на отличие коллективных творческих дел от воспитательных занятий («воспитательных мероприя­тий») — бесед, экскурсий, кружковых занятий и т.п., для которых ха­рактерны, напротив, открытая постановка перед воспитанниками и открытое осуществление воспитательных задач.

Необходимо иметь в виду, что именно в коллективных творческих делах происходит обогащение каждого участника опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других людей.

И что особенно важно — в этом процессе теснейшим образом со­единяется развитие всех трех сторон личности нового человека: позна­вательно-мировоззренческой (научные знания, ...взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевой (высокие чувства, стремления, интере­сы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, на-


199


выки, привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).

Слияние всех этих частей общественно-ценного опыта происходит в каждом КТД благодаря:

созданию нового общественно ценного опыта;

творческому применению ранее усвоенного опыта, получению вос­питанниками от воспитателей недостающего опыта; обмену опытом;

объединению приобретенного ранее и приобретаемого положительного опыта, его накоплению и преодолению отрицательного опыта — эгоис­тических взглядов, чувств, привычек.

Необходимо иметь в виду, что только целенаправленное осуществ­ление коллективных творческих дел как системы может обеспечить ре­ализацию воспитательных возможностей КТД.

На первой стадии — предварительной работы коллектива — опреде­ляются конкретные воспитательные задачи КТД, намечаются исходные направляющие действия, проводятся «нацеливающие» беседы о том, какие коллективные творческие дела можно провести, для кого, с кем вместе. Происходит так называемая стартовая беседа, во время кото­рой руководитель коллектива и его сотрудники увлекают воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Ког­да? Где? Кто? С кем вместе? Кому быть организатором?

На следующей стадии — коллективного планирования — воспитан­ники сначала на совещаниях микроколлективов высказывают свое мне­ние по выдвинутым вопросам и затем — на общем обсуждении. Педагог, ведущий общий сбор-старт, сопоставляет выдвинутые представителями микроколлективов варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать предложения или их критику, ставит дополни­тельные «задачи на размышление», которые тоже решаются сначала по микроколлективам, а потом сообща.

Тем самым руководитель коллектива увлекает воспитанников радост­ной перспективой коллективного творческого дела в процессе совместной работы над ним. Таким образом, приобщая воспитанника к традициям коллективного планирования, воспитатель учит каждого составлять проект своего личного участия в деле.

На стадии коллективной подготовки КТД работа воспитателей и вос­питанников определяется результатами предыдущей стадии. Созданный сообща проект коллективного творческого дела уточняется и конкрети­зируется сначала «советом дела», затем — в микроколлективах.

При этом воспитанники используют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и весь опыт прежней жизни. Этот опыт у каждого из ребят весьма различен.

Для стадии подготовки КТД характерно сочетание самых разнооб­разных видов товарищеской воспитательной заботы (каждая является, как правило, незаметной движущей силой общей заботы); побуждения, убеждения и приучения.

Стадия проведения коллективного творческого дела — это итог ра­боты, проделанной при его подготовке.

200


Действия воспитанников в творческой «сборке» подготовленных сюрпризов, в необычных, трудных обстоятельствах, требующих немед­ленных решений, экспромтов, импровизации, — являются показатель­ными: в них особенно четко проявляются и положительные качества воспитанников, и их слабости.

Поэтому на следующей стадии — коллективного подведения итогов — воспитатель ставит на общем сборе-«огоньке», а также в специальных анкетах задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? В заключительной части общего сбора-«огонька» воспитатель побуждает ребят сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимули­рует поиск причин успехов и неудач, развивает и обобщает мнения, высказанные воспитанниками. Словом, воспитатель осуществляет това­рищескую заботу о том, чтобы каждый воспитанник участвовал в об­щих размышлениях.

В свою очередь общественное мнение, выработанное на стадии кол­лективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии коллективного творческого дела — его ближайшего последей­ствия.

На этой стадии руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела27.




Дата: 2018-12-28, просмотров: 246.