Методика исследования учебной мотивации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Инструкция. Оцените, какие мотивы учения для вас важны, а какие – нет. В соответствующей графе поставьте галочку или плюс. Оцените степень выраженности каждого мотива.

Мотивы учения

Степень выраженности мотива

В учении мною движет… Совсем не важен Имеет значение, но небольшое Достаточно значим Важен Является ведущим 1.Стремление избежать неприятностей со стороны преподавателей           2.Радость открытия           3.Понимание практической пользы получаемых знаний           4.Удовлетворение от хорошо выполненной работы          

 

Окончание табл.

Мотивы учения

Степень выраженности мотива

В учении мною движет… Совсем не важен Имеет значение, но небольшое Достаточно значим Важен Является ведущим
5.Желание получать стипендию          
6.Чувство долга          
7.Стремление к самовыражению и реализации творческих сил          
8.Это необходимо для уважения со стороны товарищей и преподавателей          
9.Мне интересен сам процесс преодоления трудностей, решения проблем          
10.Интерес к новым знаниям, любознательность          
11.Честолюбие          
12.Приятно чувствовать свой интеллектуальный рост          
13.Стремление не огорчать родных и близких людей          
14.Стремление стать хорошим специалистом          


Ключ

Подсчитайте степень выраженности внутренней и внешней мотивации учения, оцените структуру мотивов и силу мотивации. Для этого переведите в баллы ваши ответы по следующей таблице.

Совсем не важен Имеет значение, но небольшое Достаточно значим Важен Очень важен и является ведущим
1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Внутренняя мотивация (ВН): 2, 4, 7, 9, 10, 12, 14.

Внешняя общая мотивация (ВШ): 1, 3, 5, 6, 8, 11, 13.

Внешняя отрицательная мотивация (избегание неудач и неприятностей) (ВШ-): 1, 5, 13.

Внешняя положительная (стремление к успеху) (ВШ+): 3, 6, 11.

Оценка структуры мотивации:

1. Мотивация оптимальная, наиболее благоприятная для профессионального роста: Вн>Вш/Вш+>Вш-. Внутренняя мотивация сильнее внешней, причем внешняя положительная мотивация сильнее внешней отрицательной.

2. Мотивация, благоприятная для профессионального роста, но неблагоприятная для внешних достижений: Вн>Вш/Вш->Вш+. Внутренняя мотивация сильнее внешней, но внешняя отрицательная сильнее внешней положительной.

3. Мотивация, благоприятная для внешних достижений, но не оптимальная для профессионального роста: Вш>Вн/Вш+>Вш-. Внешняя мотивация преобладает над внутренней, при этом внешняя положительная сильнее внешней отрицательной.

4. Мотивация неблагоприятная для успехов в учебе и профессионального роста: Вш >Вн/Вш->Вш+. Внешняя мотивация сильнее внутренней, при этом мотивация избегания неудач преобладает над положительной.

Оценка силы мотивации. Диапазон оценок силы внешней и внутренней мотивации колебался от 7 до 35 баллов, внешней положительной и внешней отрицательной – от 3 до 15 баллов. Средние значения по видам мотивов (для всех систем стимуляции и контроля): внутренняя мотивация – 20,27; внешняя общая мотивация – 19,89; внешняя положительная мотивация – 8,69; внешняя отрицательная мотивация – 8,3.

Сила мотивов оценивалась следующим образом: мотивация слабая – от 7 до 16 баллов; мотивация средняя – от 17 до
25 баллов; мотивация сильная – от 26 до 35 баллов.


[1] Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналит. докл. / под ред. В.С. Ефимова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 182 с. – С. 24.

 

[2] См.: Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. –
304 с. – С. 230–231.

[3] См.: Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

[4] См.: Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.

[5] См.: Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.

[6] См.: Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994. – 300 с. – С. 247–251; Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопр. психол. – 1998. – № 5. – С. 59–68.

[7] Фрустрация – состояние, возникающее при невозможности удовлетворить потребность, проявляющееся в агрессии или депрессии.

[8] Расширения.

[9] См.: Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.6. Орудие и знак в развитии ребенка / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с. – С. 27–35.

[10] См.: Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / отв. ред. К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1982. – 185 с.

[11] См.: Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

[12] Педагогическая психология. – С. 132.

 

[13] См.: Лозанов Г. Суггестология. – София: Наука и искусство, 1971. – 518 с.

[14] См.: Педагогическая психология. – С. 133.

 

[15] Неизбежно присущей.

[16] См.: Осборн А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vikent.ru/author/983/

[17] См.: Щедровицкий Г.П. Избр. тр. – М.: Шк. культ. полит., 1995. – 800 с.

 

[18] Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. – 304 с.

[19] См.: Орлов А.Б. Склонность к профессии. – М.: Знание, 1981. –
96 с. –  (Серия «Педагогика и психология»; № 11).

[20] Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 80 с.

[21] Дистервег А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1723515/

[22] См.: Argyle M. Social Interaction. N.Y., 1969. ; Argyle M., Kendon A. The Experimental Analysis of Social Perfomance //Advances in Experimental Social Psychology. N. Y.: London, 1967.

[23] Так, в исследованиях Э.Ф. Семеновой зрители выше оценивали сообщение и личность коммуникатора, если он относился к той же социальной группе, что и они. Например, рабочие выше оценивали коммуникатора в роли бригадира, а инженеры – если он выступал в роли генерального директора и т. д.

[24] В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и В.М. Погольша вводят понятие личностный потенциал или личностная сила как «устойчивость к внешнему влиянию и одновременно силу воздействия на людей».

[25] См.: Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – С. 322.

[26] Ранги мотивов: Вн = 7,7; Вш = 7,28; Вш+ = 7; Вш- = 6,33.

[27] По некоторым данным до 20 %.

[28] См.: Соколова М.В. Социологическое исследование мотивации получения высшего образования // Вестн. Нижегород. ун-та. Сер. Социология. Психология. Философия. – 2008. – № 5. – С. 319–323.

Борисова П.А., Буланова М.Б. Риски, связанные с особенностями выбора абитуриентами специальности при поступлении в вуз // Мониторинг общественного мнения. – 2013. – № 4 (116) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/ fileadmin/ file/ monitoring/ 2013/ 116/2013_116_10_Borisova.pdf

[29] Проблемы иностранных студентов в России: результаты исследования в рамках программы «Защита прав иностранных студентов в РФ». – Воронеж: Изд-во Профсоюза литераторов. – 2008. – 60 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.citizens.ru/upload/iblock/ 923/book_inostudy_A5_2007_new.pdf

[30] Там же.

[31] См.: Григорьева М.В., Мягков А.Ю. Факторный анализ социального самочувствия студентов. Социально-экономические и гуманитарные проблемы развития России // Межвуз. сб. науч. тр. – Иваново, 2009. – Вып. 3. – 188 с. – С. 94–101.

[32] Ожидание.

[33] Силина И. Сорбонская и Болонская декларации. Интернационализация в процессе высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://interlogos.ru/news/48.html

[34] Объединение ректоров европейских университетов.

[35] Из доклада Центра стратегических исследований и разработок.





Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.