Инструкция. Оцените, какие мотивы учения для вас важны, а какие – нет. В соответствующей графе поставьте галочку или плюс. Оцените степень выраженности каждого мотива.
Мотивы учения |
Степень выраженности мотива
Окончание табл.
Мотивы учения |
Степень выраженности мотива | ||||
В учении мною движет… | Совсем не важен | Имеет значение, но небольшое | Достаточно значим | Важен | Является ведущим |
5.Желание получать стипендию | |||||
6.Чувство долга | |||||
7.Стремление к самовыражению и реализации творческих сил | |||||
8.Это необходимо для уважения со стороны товарищей и преподавателей | |||||
9.Мне интересен сам процесс преодоления трудностей, решения проблем | |||||
10.Интерес к новым знаниям, любознательность | |||||
11.Честолюбие | |||||
12.Приятно чувствовать свой интеллектуальный рост | |||||
13.Стремление не огорчать родных и близких людей | |||||
14.Стремление стать хорошим специалистом |
Ключ
Подсчитайте степень выраженности внутренней и внешней мотивации учения, оцените структуру мотивов и силу мотивации. Для этого переведите в баллы ваши ответы по следующей таблице.
Совсем не важен | Имеет значение, но небольшое | Достаточно значим | Важен | Очень важен и является ведущим |
1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Внутренняя мотивация (ВН): 2, 4, 7, 9, 10, 12, 14.
Внешняя общая мотивация (ВШ): 1, 3, 5, 6, 8, 11, 13.
Внешняя отрицательная мотивация (избегание неудач и неприятностей) (ВШ-): 1, 5, 13.
Внешняя положительная (стремление к успеху) (ВШ+): 3, 6, 11.
Оценка структуры мотивации:
1. Мотивация оптимальная, наиболее благоприятная для профессионального роста: Вн>Вш/Вш+>Вш-. Внутренняя мотивация сильнее внешней, причем внешняя положительная мотивация сильнее внешней отрицательной.
2. Мотивация, благоприятная для профессионального роста, но неблагоприятная для внешних достижений: Вн>Вш/Вш->Вш+. Внутренняя мотивация сильнее внешней, но внешняя отрицательная сильнее внешней положительной.
3. Мотивация, благоприятная для внешних достижений, но не оптимальная для профессионального роста: Вш>Вн/Вш+>Вш-. Внешняя мотивация преобладает над внутренней, при этом внешняя положительная сильнее внешней отрицательной.
4. Мотивация неблагоприятная для успехов в учебе и профессионального роста: Вш >Вн/Вш->Вш+. Внешняя мотивация сильнее внутренней, при этом мотивация избегания неудач преобладает над положительной.
Оценка силы мотивации. Диапазон оценок силы внешней и внутренней мотивации колебался от 7 до 35 баллов, внешней положительной и внешней отрицательной – от 3 до 15 баллов. Средние значения по видам мотивов (для всех систем стимуляции и контроля): внутренняя мотивация – 20,27; внешняя общая мотивация – 19,89; внешняя положительная мотивация – 8,69; внешняя отрицательная мотивация – 8,3.
Сила мотивов оценивалась следующим образом: мотивация слабая – от 7 до 16 баллов; мотивация средняя – от 17 до
25 баллов; мотивация сильная – от 26 до 35 баллов.
[1] Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналит. докл. / под ред. В.С. Ефимова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 182 с. – С. 24.
[2] См.: Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. –
304 с. – С. 230–231.
[3] См.: Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
[4] См.: Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.
[5] См.: Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
[6] См.: Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994. – 300 с. – С. 247–251; Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопр. психол. – 1998. – № 5. – С. 59–68.
[7] Фрустрация – состояние, возникающее при невозможности удовлетворить потребность, проявляющееся в агрессии или депрессии.
[8] Расширения.
[9] См.: Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.6. Орудие и знак в развитии ребенка / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с. – С. 27–35.
[10] См.: Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / отв. ред. К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1982. – 185 с.
[11] См.: Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
[12] Педагогическая психология. – С. 132.
[13] См.: Лозанов Г. Суггестология. – София: Наука и искусство, 1971. – 518 с.
[14] См.: Педагогическая психология. – С. 133.
[15] Неизбежно присущей.
[16] См.: Осборн А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vikent.ru/author/983/
[17] См.: Щедровицкий Г.П. Избр. тр. – М.: Шк. культ. полит., 1995. – 800 с.
[18] Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
[19] См.: Орлов А.Б. Склонность к профессии. – М.: Знание, 1981. –
96 с. – (Серия «Педагогика и психология»; № 11).
[20] Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 80 с.
[21] Дистервег А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1723515/
[22] См.: Argyle M. Social Interaction. N.Y., 1969. ; Argyle M., Kendon A. The Experimental Analysis of Social Perfomance //Advances in Experimental Social Psychology. N. Y.: London, 1967.
[23] Так, в исследованиях Э.Ф. Семеновой зрители выше оценивали сообщение и личность коммуникатора, если он относился к той же социальной группе, что и они. Например, рабочие выше оценивали коммуникатора в роли бригадира, а инженеры – если он выступал в роли генерального директора и т. д.
[24] В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и В.М. Погольша вводят понятие личностный потенциал или личностная сила как «устойчивость к внешнему влиянию и одновременно силу воздействия на людей».
[25] См.: Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – С. 322.
[26] Ранги мотивов: Вн = 7,7; Вш = 7,28; Вш+ = 7; Вш- = 6,33.
[27] По некоторым данным до 20 %.
[28] См.: Соколова М.В. Социологическое исследование мотивации получения высшего образования // Вестн. Нижегород. ун-та. Сер. Социология. Психология. Философия. – 2008. – № 5. – С. 319–323.
Борисова П.А., Буланова М.Б. Риски, связанные с особенностями выбора абитуриентами специальности при поступлении в вуз // Мониторинг общественного мнения. – 2013. – № 4 (116) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/ fileadmin/ file/ monitoring/ 2013/ 116/2013_116_10_Borisova.pdf
[29] Проблемы иностранных студентов в России: результаты исследования в рамках программы «Защита прав иностранных студентов в РФ». – Воронеж: Изд-во Профсоюза литераторов. – 2008. – 60 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.citizens.ru/upload/iblock/ 923/book_inostudy_A5_2007_new.pdf
[30] Там же.
[31] См.: Григорьева М.В., Мягков А.Ю. Факторный анализ социального самочувствия студентов. Социально-экономические и гуманитарные проблемы развития России // Межвуз. сб. науч. тр. – Иваново, 2009. – Вып. 3. – 188 с. – С. 94–101.
[32] Ожидание.
[33] Силина И. Сорбонская и Болонская декларации. Интернационализация в процессе высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://interlogos.ru/news/48.html
[34] Объединение ректоров европейских университетов.
[35] Из доклада Центра стратегических исследований и разработок.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.