Интерактивные формы семинаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий, таких как семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги.

Интерактивный метод предполагает более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Рассмотрим некоторые виды интерактивных семинаров.

Семинар-дискуссия/проблемный семинар. Особенно уместен этот вид семинара в тех случаях, когда надо познакомить студента с темами, получившими неоднозначное освещение в науке. При этом важно, чтобы источники информации, которыми пользуются студенты, были разнообразными, представляли разные точки зрения на проблему. При проведении семинара в такой форме преподаватель должен максимально корректно управлять дискуссией, задавать вопросы, оживляющие её течение, корректировать в нужном направлении. Оценивается уровень подготовки студента по теме и его активность в обсуждении.

Семинар «пресс-конференция». Данная форма семинара включает в себя выступление студента по заранее оговоренной теме, после которого каждый студент группы должен задать докладчику свой вопрос. Вопросы и ответы на них составляют основную часть семинара. Формулировки вопроса являются показателем того, насколько тот или иной студент подготовился к обсуждению данной темы, изучил предложенную литературу и т. д. Если ответ докладчика кажется преподавателю недостаточным или поверхностным, преподаватель может попросить слушателей развить и дополнить ответ и только после этого может сам внести какие-то коррективы и дополнения.

Семинар «круглый стол». За «круглым столом» учащиеся чаще всего встречаются со специалистами, учёными, деятелями искусства, представителями общественных организаций, государственных органов и в процессе коллективной работы обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать.

Семинар-исследование. Перед семинаром преподаватель поручает студентам подготовиться к обсуждению одной или нескольких связанных друг с другом проблем, идет поиск ответа на поставленные вопросы при помощи так называемого «мозгового штурма», групповой рефлексии. Для проведения семинара студенты должны быть достаточно подготовлены не только теоретически, но и иметь навыки командной работы, быть психологически совместимыми.

Семинар «ситуационный анализ». Данный тип семинара направлен на разбор конкретной ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью студента. Задача преподавателя – максимально полно смоделировать определённую профессиональную ситуацию. Студенты должны оценить причины возникновения данной ситуации или её последствий для участников, найти способы выхода/выведения из неё, выявить меры по предотвращению ситуации в действительности и т. д. Основная цель ситуационного анализа – научить студентов применять теоретические знания в практике и принимать верные стратегические и оперативные решения.

Семинар «мастер-класс». В данном случае подразумеваются мастер-классы, которые проводятся самими студентами для других обучающихся в целях обмена опытом, повышения образовательного и профессионального уровня. Это могут быть мастер-классы, проводимые старшекурсниками для младшекурсников или преуспевшими в овладении какими-то навыками студентами для других студентов той же группы.

Учебно-ролевые и деловые игры. Ролевые и деловые игры имитируют тот или иной аспект будущей профессиональной деятельности студента. В ходе игры её участники получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в процессе игре. Игровые действия регламентируются жесткой системой правил, максимально приближенной к профессиональным условиям. При этом ролевая игра характеризуется ключевой функцией того или иного персонажа, деловая – концентрируется прежде всего вокруг той или иной профессиональной ситуации.

Игровые методы необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих «практическую составляющую». Такими традиционно считаются иностранные языки, право, психология, политология и др. Игры позволяют студентам проявить максимум активности. Но есть участники, которым некомфортно в таких формах организации занятий. Им следует поручать вполне конкретные, но почетные функции (например, экспертное оценивание), чтобы не провоцировать личностный дискомфорт в социально-активных ситуациях.

Рекомендуется варьировать виды семинаров, постепенно усложняя их в процессе прохождения курса. Например, первые занятия проводить в форме развернутой беседы, постепенно включая комментированное чтение первоисточников, потом давать доклады и рефераты студентам, а завершать изучение курса теоретической конференцией. Такое разнообразие значительно оживляет семинары, делает их более интересными, позволяет сочетать сильные стороны каждой из форм.

 

Вопросы к размышлению и обсуждению

 

1. Какие формы семинаров наиболее эффективны для решения задачи усвоения знаний, развития умений и навыков, развития мышления? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Каковы условия эффективности каждой из форм семинара?

3. Надо ли так часто разнообразить формы проведения занятия? Не ведет ли это к утомлению студентов? Ведь образовательная среда становится слишком динамичной и непривычной. Некоторые преподаватели считают, что студенты не успевают приспособиться, поэтому тратят много энергии и испытывают дискомфорт. Вы с ними согласны? Не согласны? Докажите свою правоту.

4. Какова должна быть величина группы, где проводится семинар? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Предложите свои критерии оценки проведенного семинара.

 

Самостоятельная работа студента

 

Одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении.

Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Условия, обеспечивающие успешное выполнение СРС:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Ясная постановка познавательных задач.

3. Понятный алгоритм выполнения работы.

5. Определение видов консультационной помощи.

6. Критерии оценки, отчетности и т. д.

7. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

 

Формы СРС

При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторной самостоятельной работы; аудиторной самостоятельной работы, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; творческой, в том числе научно-исследовательской работы.

Конкретные формы внеаудиторной СРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:

· подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;

· реферирование статей, отдельных разделов монографий;

· изучение учебных пособий;

· изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов;

· изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;

· выполнение контрольных работ;

· написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;

· аннотирование монографий или их отдельных глав, статей;

· конспектирование монографий или их отдельных глав, статей;

· участие в составлении тестов;

· выполнение исследовательских и творческих заданий;

· написание курсовых работ, дипломной работы;

· составление библиографии и реферирование по заданной теме;

· создание наглядных пособий по изучаемым темам;

· самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов»;

· занятия в архиве, музее, библиографическом отделе библиотеки и др.

Методические рекомендации преподавателям по организации самостоятельной работы студентов:

1. Не перегружать учащихся заданиями.

2. Чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во внеурочное время.

3. В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы студентов, указывая на источник ответа в литературе.

4. Давать опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.).

5. Давать студентам четкий и полный инструктаж, включающий:

· цель задания;

· условия выполнения;

· объем;

· сроки;

· образец оформления.

6. Осуществлять текущий контроль и учет.

7. Оценивать, рецензировать работы, обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной работы.

 

Вопросы к размышлению и обсуждению

 

1. Некоторые преподаватели считают, что студент, осваивая материал самостоятельно, только закрепляет свои житейские стереотипы, заблуждения, заучивает ошибки. По их мнению, самородки и самоучки, способные докопаться до сути, крайне редки, да и они также нуждаются в хорошем наставнике. В этом случае они меньше будут тратить времени и сил на овладение материалом. Вы согласны с такой точкой зрения?

2. Какое содержание стоит выносить на самостоятельное изучение? Какие методические условия при этом должны соблюдаться?

3. Как можно сделать учебное задание мотивирующим?

4. Есть обоснованные опасения, что самостоятельная работа в «век интернета» для подавляющего большинства студентов не имеет смысла, так как сегодня все можно либо «скачать», либо заказать. А как вы считаете?

5. Какие виды самостоятельной работы предпочтительны в современном российском вузе?

Активные методы обучения

 

 Как и в проблемном обучении, основной идеей у педагогов, использующих так называемые активные методы, является представление об имманентной[15] активности личности в обучении.

Все формы активных методов, используемых в практике вузовского обучения, можно условно разделить на две группы.

Первая группа. Активные формы традиционных способов обучения. Это группа методов, методик, приёмов, разработанных в педагогике и дидактике, преследующих цель активизации процесса усвоения знаний.

Примером могут служить «дидактические игры» – специальные формы занятий, которые, включая учебное содержание, реализуются в игровой форме. Это разнообразные мнемические игры, интеллектуальные игры и т. д.

Вторая группа. Собственно активные методы обучения. В эту группу попадают методы, целью которых является активизация личности в учебной деятельности, уменьшение давления стереотипов, развитие способности к пониманию сущности проблем, формирование навыков саморегуляции. Далее мы подробнее охарактеризуем эти методы.

 

«Мозговой штурм»

 

Основной задачей обучения в этом методе является формирование творческих способностей. «Мозговой штурм» (или «мозговая атака», брейнсторминг) разработан А.Ф. Осборном[16]. Педагогическая модификация, активно применяемая с 1980-х годов в вузах нашей страны, предложена Г.С. Альтшуллером[17]. При использовании данного метода происходит коллективное решение неординарной задачи. Творческий процесс фактически разделён на две последовательные операции: генерация идей и критика идей. Соответственно и студенты делятся на «генераторов» и «критиков». Перед студентами ставится творческая задача и группе «генераторов» предлагается за ограниченное время сформулировать как можно больше вариантов решения. Поощряются любые решения, даже самые фантастические. Затем все предложенные идеи анализируются «критиками». В итоге выбирается самое оптимальное решение задачи. Существуют адаптированные способы работы на каждом этапе и у каждой роли.

Синектика

 

При этом методе идёт изучение и критическая оценка условий задачи по принципу «проблема как она дана» – «проблема как она понята». Синектика включает четыре этапа:

1) переработку условий задачи, генерацию и сочетание идей;

2) применение различных аналогий;

3) выбор решения и определение последовательности операций;

4) принятие окончательного решения.

При этом используются аналогии четырёх типов.

1. Прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы; например, утверждают, что наблюдение Брюнеля за червем-древоточцем, образующим трубчатый канал, когда он пробуравливает древесину, навело этого исследователя на мысль о кессонном методе строительства подводных сооружений.

2. Субъективные аналогии. Например, участник старается представить себе, как можно было бы использовать своё собственное тело для достижения искомого результата; что он сам почувствовал бы, если выполнял бы функцию лопасти винта вертолёта, какие силы воздействовали бы на него со стороны воздушного потока и со стороны втулки; что он испытывал бы, если бы «был кроватью»?

3. Символические аналогии. Это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, например: социальный организм, болезни общества, головка молотка, дерево решений, заглушить вибрацию, подавить сопротивление.

4. Фантастические аналогии. Здесь надо представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими их хотели бы видеть; например, дорога существует лишь там, где её касаются колеса нашего автомобиля; одежда меняется самопроизвольно в зависимости от погоды; знания принимаются в виде таблеток.

Осуществление учебной деятельности предполагает активизацию поведения личности студента. Для этого необходимо использовать учебные методы, связанные с активной коммуникативной деятельностью.

Особенно эффективно в вузе себя зарекомендовали методы анализа конкретных ситуаций, метод инцидента и деловые игры.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.