Проблемная лекция. Целью проблемной лекции является развитие профессионального мышления студента. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить.
Проблемные вопросы отличаются от обычных тем, что скрытая в них проблема не решается привычным способом.
Преподаватель приобщает студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, активизирует их познавательную активность. Новое знание вводится как неизвестное для студентов. Полученная информация усваивается как личностное открытие еще не известного для себя знания. Это позволяет создать у студентов иллюзию «открытия» уже известного в науке. Задача преподавателя состоит в создании проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают наоборот – вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа.
Проблемы должны быть доступными по своей трудности для студентов, соответствовать их познавательным возможностям.
Учебная проблема и система связанных с ней частных проблем, составленных преподавателем до лекции, разворачиваются на лекции в живой речи преподавателя. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, обращение к студентам за помощью и др.) преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, дискуссии, которая может начаться непосредственно на лекции или на следующем семинаре.
Чтобы лекция стала проблемной, в ходе изложения материала должен быть реализован принцип проблемности как на этапе отбора содержания, так и в ходе его изложения.
Лекция-визуализация. Такая лекция является результатом нового использования принципа наглядности, содержание которого меняется с появлением новейших информационных технологий. Наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений.
Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что обеспечивает глубокое осмысление изученного материала. Кроме того, любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию наглядной основы для развертывания мышления. Но в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, здесь активизируется именно образное мышление. Задача преподавателя – использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации.
Подготовка данной лекции состоит в том, чтобы переконструировать учебную информацию в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т. п.). Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Лучше всего использовать разные виды визуализации – натуральные, изобразительные, символические. Можно применять комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Этот вид лекции предпочтителен на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом образная основа для последующей вербальной и символической информации формирует у студента ощущение понимания глубинных механизмов изучаемого. Основная трудность лекции-визуализации состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности, в дидактически обоснованной подготовке процесса ее чтения с учетом психофизиологических особенностей студентов и уровня их знаний.
Лекция вдвоем. В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п.
При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации. В дидактических целях следует привлекать к диалогу студентов, побуждать их задавать вопросы, высказывать свою позицию.
Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. Студенты сравнивают подходы и делают свой выбор либо вырабатывают свою точку зрения. Уровень вовлеченности в познавательную деятельность студентов сопоставим с активностью преподавателей. Помимо всего этого студенты получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений.
Лекция с заранее запланированными ошибками. Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты и их не так легко можно было заметить студентам.
Перед студентами ставится задача: по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы – преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.
Нередко студенты указывают и такие ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно речевые и поведенческие. Преподаватель должен честно признать это и сделать для себя определенные выводы. Все это создает атмосферу доверия между преподавателем и студентами, личностное включение обеих сторон в процесс обучения. Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность студентов.
Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень подготовки студентов по предмету, а тот, в свою очередь, проверить степень своей ориентации в материале.
Данный вид лекции лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентов сформированы основные понятия и представления.
Лекция «пресс-конференция». Форма проведения такой лекции близка к форме проведения пресс-конференций.
Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на листе и передать преподавателю. Перед сортированием (в течение 3-5 минут) вопросов по их смысловому содержанию, студентам можно дать небольшое поручение, связанное с темой лекции, чтобы они «не расслаблялись». Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Активизация деятельности студентов на лекции «пресс-конференции» достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответам на них оказывает воспитательное влияние на студентов.
На лекции «пресс-конференции» в качестве лекторов могут участвовать несколько преподавателей разных предметных областей.
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, контролировать понимание и адресно воздействовать на студентов с разным уровнем мотивации. Если преподаватель замечает, что студент не участвует в ходе беседы, то можно ему лично адресовать вопрос, попросить высказать мнение по обсуждаемой проблеме.
Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачиванием студентов вопросами в начале лекции и по ее ходу. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала.
Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.
Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.
Дискуссия оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.
Также можно предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или лаконично сформулированных проблем и предлагает студентам их обсудить, после чего преподаватель дает свой краткий анализ, делает выводы, – и лекция продолжается.
Участие в дискуссии обеспечивает лучшее запоминание материала. Кроме того, метод позволяет преподавателю проверить, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии.
Но есть и опасности. Во-первых, студент, отстаивающий «свою» точку зрения, может укорениться в ней и стать невосприимчивым к иному взгляду. Во-вторых, студенты в большинстве своем не владеют искусством полемики. Поэтому лучше сначала преподать им урок искусства ведения дискуссии, а потом уже проводить такие формы лекций.
Вопросы к размышлению и обсуждению
1. Как вы считаете, достойны ли «жизни» традиционные лекции? В чем их польза сегодня? Ведь всю информацию можно найти в интернете.
2. Представьте, что все лекции, которые читаются студентам, – проблемные. Каковы будут последствия такого образовательного процесса? Как часто можно использовать эту форму лекции? Обоснуйте свои мысли.
3. Стоит ли привлекать для лекций вдвоем студентов? Обоснуйте свою точку зрения. Когда целесообразно проводить такие лекции?
4. Какие педагогические издержки могут быть у лекции с запланированными ошибками? Как их избежать?
5. С какой аудиторией предпочтительно проводить лекцию «пресс-конференцию», а с какой не стоит в принципе?
6. Как избежать превращения лекции-дискуссии в банальный спор ради спора? Стоит ли проводить такие лекции, если современная студенческая аудитория не владеет культурой спора?
Семинары
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) реализация образовательной деятельности должна предусматривать семинарские занятия в качестве одного из основных установленных видов организации учебного процесса.
Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» – рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от преподавателя к студентам и «прорастающих» в сознании студентов. Семинары формируют такую компетенцию, как способность к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.
Семинар представляет собой не столько средство, сколько среду развития у студентов культуры научного мышления.
По цели выделяют следующие виды семинаров:
1. Просеминары – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой и методикой работы над ними.
2. Учебные семинары.
3. Научные семинары.
Учебные семинары
По тематике семинары классифицируют следующим образом.
Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видению межпредметных связей.
Проблемные. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание выявить и сформулировать проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет определить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
Тематические. Эти семинары готовятся и проводятся в целях акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы. Если студенты затрудняются, преподаватель может это сделать сам. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.
Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т. п. Метод ориентированных семинаров помогает подготовиться к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.
Системные. Проводятся для более глубокого ознакомления с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемая тема. Метод системных семинаров формирует широту мышления студентов, помогает выявить внешние факторы, вносящие свой вклад в проблемную ситуацию, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.
Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации; предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.
Коллоквиумы (от лат. colloguiurfl – собеседование) – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса. Коллоквиум может проводиться в форме дискуссии, в ходе которой студентам предоставляется возможность высказать свою точку зрения. Студенты учатся аргументировано отстаивать свое мнение и в то же время демонстрировать глубину и осознанность усвоения изученного материала. Одновременно это и разновидность массового устного опроса, позволяющего преподавателю в сравнительно небольшой временной промежуток выяснить уровень знаний студентов целой академической группы по конкретному разделу курса.
Общие критерии оценки учебного семинарского занятия:
1) организованность (управление временем и активностью студентов преподавателем);
2) стиль проведения семинара (и как результат – эмоциональный фон, отношения преподавателя и группы, внутригрупповые коммуникации);
3) результативность (достижение целей семинара).
Научные (сетевые) семинары
Для проведения специализированных (научных) сетевых семинаров эффективно привлечение ведущих ученых в соответствующих предметных областях. Информационные технологии предоставляют большие возможности расширения круга специалистов, обеспечивающих сопровождение учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов.
Организация сетевых семинаров предполагает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе преподавателем составляется план проведения семинарского занятия, определяется круг учебной и научной литературы, выстраивается логика семинарского занятия. Студенты получают задание не позднее чем за одну неделю до проведения семинарского занятия и на подготовительном этапе занимаются самостоятельной подготовкой к занятию. Программа семинарского занятия и задание для студентов высылаются или по электронной почте, или представляются в базе данных, или на специально разработанной web-странице. В целях предварительного обсуждения наиболее важных и сложных проблем семинара полезно проведение телеконференции, которая дает возможность снять некоторые наиболее типичные вопросы по теме семинара, организационные и методические проблемы, возникающие у студентов в процессе самостоятельной подготовки к сетевому семинару.
Основной этап проведения сетевого семинара включает непосредственное общение между студентами и преподавателем, организованное в сети в режиме online.
Сетевое общение позволяет фиксировать логику работы семинара и контролировать деятельность каждого студента, дает возможность организовать не только коллективное обсуждение темы, но и построить несколько частных диалогов, помогающих решить или даже предотвратить психологические проблемы, возникающие у студентов, не имеющих опыта участия в научных или учебно-познавательных дискуссиях.
Наиболее важным отличием сетевого семинара от традиционного занятия в аудитории является возможность проведения рефлексии, основанной на анализе зафиксированного (сохраненного) текста семинара. Это позволяет руководителю семинара осмыслить проблемы, с которыми сталкиваются студенты, обновить тематику семинара, внести корректировки в ход изучения учебной дисциплины или научной проблемы.
На заключительном этапе подводятся итоги семинара, осуществляется контроль по теме семинарского занятия или промежуточный контроль по курсу в целом.
Специфика организации сетевых семинаров особенно заметна на этапе специализации, когда возрастает роль спецсеминаров, имеющих научную компоненту.
Такие семинары рекомендуется проводить с группой не более 10 человек (данное число является психологически и технологически обоснованным).
Традиционные формы семинаров
По форме коммуникации выделяют следующие варианты проведения семинаров.
Вопросно-ответный. Преподаватель задает аудитории вопросы, отвечают желающие (по очереди), вызываемые преподавателем, а преподаватель комментирует полученные ответы.
Развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия. Студентам заранее предлагаются темы для обсуждения. По желанию студента или по вызову преподавателя студенты выступают по каждой из тем, остальные дополняют и развивают сообщения своих товарищей, преподаватель резюмирует ход обсуждения.
Устные доклады студентов с последующим их обсуждением. Для расширения вовлеченности студентов в процесс обсуждения методисты рекомендуют назначать не только докладчиков, но и содокладчиков, и оппонентов, сообщения которых также должны быть подготовлены заранее. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы каждый студент был готов дополнить и проанализировать доклад своего товарища, прослушав его на занятии.
Обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем, до семинара, прочитанных всей группой. Подготовка реферата, посвященного анализу какой-то проблемы, требует относительно длительного срока (от одной до двух недель). Преподаватель, предлагающий студентам темы рефератов, должен помочь с подбором литературы по теме, при необходимости – с составлением плана работы. Семинары в форме обсуждения рефератов продуктивны тем, что прививают студентам навыки как устной, так и письменной научной речи.
Теоретическая конференция в группе или на потоке. Близкий по форме к обсуждению докладов или рефератов, семинар-конференция обычно проводится по итогам изучения дисциплины, часто – для нескольких групп или потока в целом, по возможности – на «сдвоенном» занятии (4 академических часа). На обсуждение выносятся ключевые темы курса, позволяющие закрепить представление о фундаментальных, системных вещах. Доклады не должны длиться больше 7-10 минут. Показателем эффективности подобной формы семинарского занятия является живое и заинтересованное обсуждение, превышающее время, отведённое на сам доклад.
Комментированное чтение первоисточников. Этот вид семинара развивает у студентов навыки научного комментирования, умение находить в тексте фрагменты, нуждающиеся в комментарии, вскрывать дополнительные, внутренние слои и подтексты информационных источников, учитывать разные научные гипотезы и т. д.
Семинар-экскурсия (например, в музеи или по памятным историческим местам). Данная форма семинара актуальна главным образом для младшекурсников, позволяет им окунуться в атмосферу, окружавшую людей изучаемой эпохи, представить себе окружение рассматриваемых авторов и т. д. Основная трудность связана с тем, что время, требующееся на такого рода поездки, не укладывается в расписание занятий, так что чаще всего подобные экскурсии проводятся во внеучебное время.
Письменная контрольная работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением результатов. Контрольные работы можно проводить по всему ранее пройденному материалу или по заранее оговоренной теме/темам, предупреждая о ней студентов или без предупреждения. Редко семинар целиком посвящается контрольной работе – это возможно только в том случае, когда по результатам такой контрольной работы выставляется итоговая оценка (или зачёт) по дисциплине в целом. Чаще всего письменная контрольная работа занимает от четверти до половины занятия, иногда 10-15 минут в начале или в конце пары. Методисты рекомендуют проводить контрольные работы один-два раза в семестр.
Проведя контрольную работу, на следующем занятии методически правильно обсудить её результаты, заострить внимание на сделанных ошибках, уточнить понимание тех вопросов, которые по итогам контрольной работы оказались недостаточно хорошо усвоенными. Обсуждение может принимать характер «работы над ошибками», когда учащемуся предлагается самому исправить допущенные неточности или ошибки.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 496.