Метод анализа конкретных ситуаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 Метод основан на анализе конкретных ситуаций-казусов. Выделено четыре вида таких ситуаций: ситуация-иллюстрация; ситуация-упражнение; ситуация-оценка; ситуация-проблема.
К ситуациям, используемым для обучения, предъявляются следующие требования:

– ситуации должны быть основаны на реальных событиях;

– предпочитать надо ситуации-мотиваторы (интересные студентам, побуждающие их к мышлению);

– ситуации должны быть поучительными.

Для реализации метода можно использовать различные способы. Группу делят на мини-группы (3-5 человек). Каждая группа анализирует ситуацию самостоятельно, а затем мнения «сталкиваются» в общем обсуждении. Заданную ситуацию каждый разбирает индивидуально и представляет в письменном виде. Затем происходит обсуждение предложенных вариантов решения. При обсуждении каждый студент имеет возможность сравнивать результаты своего анализа с мнением других членов группы.


Метод инцидента

 

Занятие по методу инцидента начинается с того, что педагог кратко знакомит студентов с каким-то случаем (инцидентом), происшедшим с кем-либо (лучше знакомым) или где-либо (лучше в значимом месте). Полной информацией об инциденте располагает лишь педагог. После краткого ознакомления студенты должны задать педагогу как можно больше вопросов для получения более полной информации. Затем они самостоятельно или по группам анализируют инцидент: формулируют проблему и принимают решение.

Метод кейсов

 

Кейс-метод (case study) обучения – это разновидность метода анализа конкретных ситуаций. Кейс – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

1) соответствовать четко поставленной цели создания;

2) иметь соответствующий уровень трудности;

3) иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

4) не устаревать слишком быстро;

5) иметь национальную окраску;

6) быть актуальным на сегодняшний день;

7) иллюстрировать типичные ситуации в бизнесе;

8) развивать аналитическое мышление;

9) провоцировать дискуссию;

10) иметь несколько решений.

Идеальный комплект материалов для работы с учебным кейсом выглядит следующим образом:

1) собственно сам кейс (текст с вопросами для обсуждения);

2) приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст кейса (копия финансовых документов, публикации, фото и др.);

3) заключение по кейсу (возможное решение проблемы, последовавшие события);

4) записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору кейса.

Деловая игра

 

В последние десятилетия в практике вузовского обучения все большую популярность завоёвывают инновационные и деловые игры. И те и другие направлены на самораскрытие личности, но есть и отличия. Инновационные игры в большей степени акцентируют творческий потенциал студента, а деловые – моделируют системы отношений.

Игровой метод – это форма воссоздания социального и предметного содержания реальной действительности, в рамках которой учащийся усваивает абстрактные по природе знания, закрепляет умения и навыки в реальном процессе подготовки и принятия решения. На практических занятиях в вузе чаще всего используется игра-импровизация. Ее особенность в том, что студенты знают основной сюжет, характер своей роли, сама же игра проходит в виде импровизации. Для того чтобы игра успешно выполняла учебную задачу, необходимо соблюдение ряда условий. Игра должна иметь общую и понятную всем участникам тему. Ход игры может координироваться лидерской группой, выдвинувшейся из числа участников. Наличие ведущего для снятия возможных конфликтов также является важнейшим условием. В игровой группе необходимо поддерживать благоприятный морально-психологический климат. Игра не должна содержать угрозу, т. е. иметь итоговую оценку по принципу «правильно – неправильно», «хорошо – плохо». Игру можно готовить заранее, а можно проводить и экспромтом. Главное условие эффективности в этом случае – опыт педагога, способного провести качественную групповую рефлексию процесса и результата игры. Кроме того, педагог должен глубоко понимать сущность игрового моделирования реальности, иначе игра не станет дидактической и не достигнет учебных целей, а превратится в пустое самовыражение студентов. Выполнение этих и некоторых других условий, владение технологиями игрового моделирования позволяет получить при использовании данного метода максимальный эффект не только в плане обучения, но и в плане реализации воспитательных целей.

Метод дискуссии

Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов; целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Это важнейший метод учебы, стимулирующей инициативность студентов, развитие у них рефлексивного мышления и полемической культуры.

В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и аналитический.

1. Подготовительный этап. Подготовительный этап, как правило, начинается за 7-10 дней до проведения дискуссии. Учебные дискуссии должны быть хорошо подготовлены. Для подготовки и проведения дискуссии педагог может заранее распределить роли участников и дать им соответствующее задание. Например, подобрать аргументацию в защиту своей позиции и контраргументацию к точке зрения конкурирующей группы студентов. Группе, ведущей дискуссию, дается задание подготовиться к анализу процесса и результата и к его организации. Выбирается вариант ведения дискуссии, определяется регламент и правила.

2. Основной этап. Начинается дискуссия вступлением ведущего (не более 2-3 минут). Во вступлении ведущий должен раскрыть основные моменты темы и наметить проблемы для обсуждения, огласить регламент, правила и очередность выступлений.

Если дискуссия проводится экспромтом, возможны следующие этапы ее проведения:

· постановка проблемы;

· разбивка участников на группы;

· обсуждение проблемы в группах;

· группы заявляют свои позиции;

· группы уточняют позиции друг друга;

· групповая дискуссия.

Формы организации дискуссии могут быть самыми разными: «круглый стол», форум, дебаты, симпозиум, конференция, «судебное заседание» и др.

3. Аналитический этап (коллективная рефлексия). На этом этапе выступает группа аналитиков. Их задача – организация персональной и групповой рефлексии процесса дискуссии. Аналитики знакомят студентов с результатами своей аналитической и оценочной работы: насколько четко сформулированы тезисы, научность аргументов, использование допустимых и недопустимых приемов спора и др.

Затем проводится коллективная рефлексия процесса и результата. Каждый участник дискуссии может высказаться о том, насколько грамотно вели себя участники, были ли они убедительны, корректно или некорректно было поведение полемистов; какие ценные выводы для себя сделал и что надо поменять в организации.

На заключительном этапе выступает педагог и подводит свои итоги (содержательные и учебные). Дается оценка вклада каждого в процесс.

 

Вопросы к размышлению и обсуждению

 

1. Существует точка зрения, что активных и пассивных форм занятий не бывает, есть активные и пассивные преподаватели и студенты. Каков, по вашему мнению, критерий активности учебного занятия определенной формы? Может ли активная форма гарантировать активность? В каком случае она превратится в свою противоположность и будет работать против педагогических целей?

2. Есть опасность, что увлекательная форма отодвигает на второй план осваиваемое содержание. Как сделать так, чтобы форма не довлела, а воспринималась как само собой разумеющееся, чтобы в фокусе внимания студентов было все-таки содержание?

3. Как оценивать вклад студентов в работу подгруппы? Возможно, наибольший вклад в общий результат внес один из членов мини-группы, а оценку получают общую.

4. Как повысить активность традиционно пассивных студентов, не уверенных в себе, демотивированных?

5. Иногда студенты побаиваются спонтанно творить в рамках предписанной роли, ведут себя скованно и все «портят». Как вы предлагаете решить эту проблему?

6. Можно ли в учебном процессе использовать только активные формы семинаров? Обоснуйте свой ответ.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.