Личностный потенциал педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В профессиограмме педагогической деятельности преподавателя вуза ведущее место занимает направ­ленность его личности.

Направленность – это интегративная характеристика личности, характеризующая его ценностно-мотивационную сферу.

Направленность определяет интересы, склонности и характер педагогического взаимодействия со студентами.

Можно выделить следующие компоненты направлености: идейная, профессиональная, социально-коммуникативная.

В деятельности педагога идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. Идейная убежденность лежит в основе его социальной активности. Именно поэтому она считается наиболее глубокой фун­даментальной характеристикой личности педагога.

В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Профессиональная направленность личности педагога включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического так­та, который есть одновремен­но и чувство меры, и созна­тельная дозировка действия, и способность проконтролиро­вать его и, если это необходи­мо, уравновесить одно средст­во другим. Тактика поведения учителя в любом случае состо­ит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствую­щие стиль и тон, время и место педагогического действия, а так­же провести своевременную их корректировку. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на ко­торой вырастают доверительные отношения. Наиболее отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важ­ны внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобраз­ное мерило объективности учителя, уровня его нравственной вос­питанности. Педагогическую справедливость, по мнению выдающегося российского педагога В.А. Сухомлинского, нельзя понимать абстрактно. Справедливость всегда конкретна и предполагает учет жизненной ситуации студента, его способностей, возможностей стремлений, усилий.

Качества личности, характеризующие профессионально-педа­гогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности.

Но ни направленность личности, ни такт, ни справедливость не принесут успеха, если педагог некомпетентен (как предметник, как преподаватель и как коммуникатор).

С позиций компетентностного подхода важнейшими предпосылками успеха педагога является его социально-коммуникативная направленность, которая тесно связана с социальным интеллектом педагога, его социальной и коммуникативной компетентностью.

Одной из функций интеллекта является выработка приспособительных стратегий поведения. Интеллект в традиционном понимании этого слова обеспечивает приспособление субъекта к предметному миру. Социальный интеллект развивается в процессе взаимодействия с миром людей и направлен на решение коммуникативных проблем. Выполняя приспособительную функцию, он должен обеспечивать педагогу лучшую ориентировку в личностных особенностях студентов, а также адекватный выбор средств и способов воздействия, прогнозирование результатов педагогических действий и применения тех или иных методик.

Преподаватель вуза, не обладающий развитым мышлением, менее авторитетен среди студентов. Но если при этом он имеет развитый социальный интеллект, он способен выработать адаптивные и одновременно эффективные стратегии взаимодействия со студентами и коллегами, компенсируя свои недостатки социальными качествами. И наоборот, преподаватели с низким социальным интеллектом часто вступают в разного рода конфликты, остро переживают коммуникативные неудачи и, как следствие, раньше профессионально выгорают.

Понятие социальной компетентности выражает содержательный аспект соответствующих социальных качеств: знаний, умений и навыков, обеспечивающих педагогу успешность решения социальных задач. Этот вид компетентности преподавателя включает понимание студентов, учет их индивидуально-личностных особенностей, настроений и мотивов поведения, проницательность, способность учитывать сложившуюся социально-коммуникативную и политическую ситуацию, способность педагогически правильно организовывать коммуникацию с личностью и группой, способность эффективно реализовывать функции лидера во взаимодействии, организовывать эффективный педагогический процесс, реализовывать в процессе общения весь спектр социальных ролей (должность, гражданская позиция, ученый, наставник и др.).

Коммуникативная компетентность педагога проявляется в его способности вступать в различного рода контакты для решения коммуникативных задач (публичное выступление, организация группового взаимодействия, беседа, разрешение конфликта, воздействие на личность и группу студентов, общение с коллегами и руководством и др.). Все эти задачи педагог так или иначе решает в процессе чтения лекций, ведения семинаров, обсуждения со студентами результатов письменных работ, раздачи заданий и поручений и др.

Важной интегративной характеристикой педагога является также его имидж, то есть то, как его воспринимают студенты, коллеги и руководство.

Имидж педагога

Под имиджем чаще всего понимается сложившийся в массовом или индивидуальном сознании, имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный психический образ субъекта.

Многочисленные исследования имиджа субъектов воздействия выявили его зачастую определяющую роль в процессе воздействия. Так, в экспериментах, проведенных под руководством Аргайла, обучение самопрезентации повышало эффективность продавщиц, менеджеров, учителей на 60–100 %[22].

Исследовались характеристики и внешнего, и внутреннего имиджа.

Внешний имидж педагога включает мимический и жестовый имидж, голос, особенности речи, одежду, прическу, атрибуты, аксессуары, манеру поведения.

Внутренний имидж складывается из таких субъективно отражаемых студентами характеристик, как психическое здоровье, нравственность, педагогический стиль, характер.

Кроме того, были определены и социально-психологические механизмы, на которых базируется влияние имиджа. Общие рекомендации к имиджевым характеристикам педагога определяются механизмами социальной идентификации [23] , символизации, а также экспектациями студентов и состоят в следующем: внешние проявления педагога должны быть функциональны, обаятельны и соответствовать нормам общества.

Имиджевыми характеристиками педагога во многом определяется его влиятельность.

 

Влиятельность педагога

 

Влиятельность также рассматривается рядом авторов как качество, имманентно присущее субъекту воздействия, являющееся свойством его личности. Исследования В.М. Погольши показали, что в обыденном сознании влиятельность ассоциируется с харизмой, сильным характером, авторитетом, властью, ответственностью, опытом. Стержневой основой влиятельности является комплекс следующих личных качеств: уверенность, социальный интеллект, аффилиация, активная позиция во взаимодействии, адаптивность, лёгкость и навыки общения, мотив достижения, понимание собеседника.

Важные в педагогическом процессе личные качества педагога, можно разделить на две группы: а) имманентно присущие педагогу качества, определяющие его потенциал воздействия[24]; б) качества, определяющиеся через взаимодействие факторов конкретной педагогической ситуации.

Исследования показали, что ряд качеств затрудняет общение и снижает влиятельность педагога. К ним относятся[25]:

· вспыльчивость;

· прямолинейность;

· резкость;

· торопливость;

· обострённое самолюбие;

· упрямство;

· самоуверенность;

· отсутствие чувства юмора;

· обидчивость;

· простодушие;

· медлительность;

· сухость;

· неорганизованность;

· наличие стереотипных суждений об учащихся (по их успеваемости, дисциплинированности);

· недостаточная эмпатия.

 

Отношение педагога

Педагог – это прежде всего субъект воздействия (обучающего, воспитательного), для которого определяющим базовым качеством является его отношение.

Можно выделить два ряда таких отношений: педагог – сообщение и педагог – аудитория, каждый из которых включает в себя эмоциональные, когнитивные и поведенческие аспекты. По мнению Богомоловой, наиболее значимыми характеристиками коммуникатора по отношению к сообщению являются знание, убежденность, умение донести знания до аудитории. Автор обозначил этот фактор как компетентность/убежденность. А по отношению к аудитории наиболее значимыми качествами оказались знание аудитории, уважение аудитории, умение общаться на равных, авторитетность, престиж, умение поддерживать обратную связь. Этот фактор (комплекс свойств коммуникатора) автор обозначила как уважение/привлекательность. Отрицательное или ситуативно-отрицательное отношение к студентам снижает эффективность педагога. Отрицательное отношение проявляется в следующем: преподаватель даёт студенту меньше времени на ответ, при неверном ответе не повторяет вопроса, не делает подсказки, реже хвалит за правильный ответ, не замечает поднятой руки, реже улыбается, глядя в глаза.

Можно выделить еще как минимум два значимых вектора отношений: отношение к ситуации и отношение к самому себе. Так, если педагог, при всей своей убежденности, компетентности и уважении к аудитории, не согласует свое выступление с ситуацией (политической, житейской, коммуникативной), вряд ли он будет эффективен. А если педагог не уверен в себе, то эту неуверенность быстро почувствуют и студенты. Авторитет и влиятельность такого преподавателя невелики.

Таким образом, значимые качества педагога, определяющие его эффективность, можно разделить на следующие группы:

а) особенности мотивационно-потребностной сферы (включают отношения, мотивы общения, цели педагогического воздействия);

б) типологические особенности (включают особенности голоса, эмоционально-волевой сферы, когнитивные особенности, особенности темперамента, характера);

в) социально-коммуникативная компетентность (способность к самопрезентации, коммуникативные умения, знание аудитории);

г) статусные характеристики (социальный статус, престиж, авторитетность).

При этом можно выделить, судя по всему, оптимальный комплекс, наиболее подходящий для большинства педагогических ситуаций.

Поскольку процесс воздействия, осуществляемый педагогом вуза, является процессом взаимодействия со студентами, то для его успешности весь комплекс качеств педагога должен соответствовать аналогичным качествам студентов, а также вписываться в систему «свойства педагога – педагогическая задача – педагогическая ситуация – педагогический метод – личность студента», где все компоненты взаимодействуют друг с другом, порождая системный результат – эффективность педагогического воздействия.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 222.