Концепции педагогического процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Упрощённое представление о педагогическом процессе сводится к следующему: педагогический процесс – это передача накопленного старшими поколениями опыта новому поколению.

Современный научный подход, базирующийся на принципе целостности, исходит из того, что педагогический процесс – многоуровневый и разноплановый по источникам и деятельности процесс влияния.

Воспитательные влияния на личность и группы целенаправленно или нет помимо педагогического процесса оказывают все социальные институты и среды, которые можно разделить на группы:

· социальные микросреды (семья, студенческая группа, спортивная команда, жители общежития и т. п.);

· система макросоциальных факторов (общественные отношения, СМИ, интернет и др.);

· специальные институты (образовательные учреждения) целенаправленного образования и воспитания человека.

Но личность подвергается влиянию не только социальных групп и организаций. Личность в той или иной мере включается в различные деятельности и в качестве созидателя и в качестве потребителя. Культурные «ареалы», в которые включён студент:

· наука;

· искусство;

· религия;

· учеба;

· труд;

· служба (например, обучение на военной кафедре);

· общественная деятельность.

В каждой такой системе вырабатываются свои нормы деятельности, отношений и правила поведения. Так, участие в трудовой деятельности формирует ответственность за результат перед обществом; учеба – ответственность перед собой; искусство развивает свободу творчества; общественная деятельность – инициативность и т. д.

Современный студент находится под воздействием самых разнонаправленных влияний, объем обрушившейся на него информации колоссален. Поэтому задачи педагогического воздействия на его личность многократно усложняются. Кроме того, в условиях отсутствия единой образовательной парадигмы современный учащийся сталкивается иногда с полярными моделями отношений и ценностей. Переходя из школы в школу, из школы в вуз, из вуза в вуз, от одного преподавателя к другому, он вынужден постоянно адаптироваться и перенастраиваться на новые формы и нормы деятельности. Преподаватели вуза по-разному видят педагогические цели и выбирают свои педагогические технологии, то есть могут имплицитно придерживаться разных педагогических концепций.

Системообразующим фактором педагогической концепции является ее цель.

Различия педагогических концепций определяются двумя основными компонентами:

1) предельными (стратегическими) целями, которые формулируются философами, культурологами, педагогами, психологами, политиками;

2) содержанием (наука, искусство, религия, право и др.), в проблемном поле которого предполагается осуществление названных целей.

В контексте целей и содержания образования формируется интеллектуально-эмоциональный, деятельностный «рисунок» взаимодействия участников педагогического процесса, в котором и проявляются их личностные позиции, язык, стиль и методы общения.

Стратегические цели определяют вектор развития личности студента.

Содержание целей включает:

· личность воспитанника;

· ее предназначение в обществе;

· основные пути и средства ее становления.

Для педагога цели формирования личности являются «сверхзадачей», которая существует в его профессионально-ориентированном сознании как некая предпосылка, определяющая цели и задачи, которые он ставит в конкретной педагогической ситуации.

Наиболее востребованный современным обществом гуманистический подход к образованию выдвигает на первый план задачу гуманизации образования. Гуманистически ориентированные педагоги считают, что традиционный подход усредняет личность учащегося, определяет цели и средства без учета запросов и возможностей учащегося, индивидуализацию только декларирует. Тем не менее традиционный подход до сих пор является наиболее распространенным в вузах страны. Эффективность его проверена временем.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 196.