Упрощённое представление о педагогическом процессе сводится к следующему: педагогический процесс – это передача накопленного старшими поколениями опыта новому поколению.
Современный научный подход, базирующийся на принципе целостности, исходит из того, что педагогический процесс – многоуровневый и разноплановый по источникам и деятельности процесс влияния.
Воспитательные влияния на личность и группы целенаправленно или нет помимо педагогического процесса оказывают все социальные институты и среды, которые можно разделить на группы:
· социальные микросреды (семья, студенческая группа, спортивная команда, жители общежития и т. п.);
· система макросоциальных факторов (общественные отношения, СМИ, интернет и др.);
· специальные институты (образовательные учреждения) целенаправленного образования и воспитания человека.
Но личность подвергается влиянию не только социальных групп и организаций. Личность в той или иной мере включается в различные деятельности и в качестве созидателя и в качестве потребителя. Культурные «ареалы», в которые включён студент:
· наука;
· искусство;
· религия;
· учеба;
· труд;
· служба (например, обучение на военной кафедре);
· общественная деятельность.
В каждой такой системе вырабатываются свои нормы деятельности, отношений и правила поведения. Так, участие в трудовой деятельности формирует ответственность за результат перед обществом; учеба – ответственность перед собой; искусство развивает свободу творчества; общественная деятельность – инициативность и т. д.
Современный студент находится под воздействием самых разнонаправленных влияний, объем обрушившейся на него информации колоссален. Поэтому задачи педагогического воздействия на его личность многократно усложняются. Кроме того, в условиях отсутствия единой образовательной парадигмы современный учащийся сталкивается иногда с полярными моделями отношений и ценностей. Переходя из школы в школу, из школы в вуз, из вуза в вуз, от одного преподавателя к другому, он вынужден постоянно адаптироваться и перенастраиваться на новые формы и нормы деятельности. Преподаватели вуза по-разному видят педагогические цели и выбирают свои педагогические технологии, то есть могут имплицитно придерживаться разных педагогических концепций.
Системообразующим фактором педагогической концепции является ее цель.
Различия педагогических концепций определяются двумя основными компонентами:
1) предельными (стратегическими) целями, которые формулируются философами, культурологами, педагогами, психологами, политиками;
2) содержанием (наука, искусство, религия, право и др.), в проблемном поле которого предполагается осуществление названных целей.
В контексте целей и содержания образования формируется интеллектуально-эмоциональный, деятельностный «рисунок» взаимодействия участников педагогического процесса, в котором и проявляются их личностные позиции, язык, стиль и методы общения.
Стратегические цели определяют вектор развития личности студента.
Содержание целей включает:
· личность воспитанника;
· ее предназначение в обществе;
· основные пути и средства ее становления.
Для педагога цели формирования личности являются «сверхзадачей», которая существует в его профессионально-ориентированном сознании как некая предпосылка, определяющая цели и задачи, которые он ставит в конкретной педагогической ситуации.
Наиболее востребованный современным обществом гуманистический подход к образованию выдвигает на первый план задачу гуманизации образования. Гуманистически ориентированные педагоги считают, что традиционный подход усредняет личность учащегося, определяет цели и средства без учета запросов и возможностей учащегося, индивидуализацию только декларирует. Тем не менее традиционный подход до сих пор является наиболее распространенным в вузах страны. Эффективность его проверена временем.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 222.