Восемь месяцев – один год: худшие проявления бессистемного воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Многие дети в этом возрасте уже перемещаются, умеют ходить, и все уже могут подниматься и стоять вертикально. Они часто используют игрушки, чтобы кидаться, и выбрасывают их из кроватки, когда не могут заснуть. Эмоциональная жизнь малышей тоже становится богаче: у них развивается память, они начинают понимать различие между причиной и следствием. И хотя сепарационная тревога впервые проявляется в семь месяцев, полностью расцветает она именно в этом возрасте. У всех малышей она проявляется в разной степени, они уже достаточно большие, чтобы понимать, что теряют что-то. Они могут заплакать, уронив куклу или любимое одеяльце. Они в состоянии смекнуть «О, мама вышла из комнаты» и задаться вопросом «А она вернется обратно?». Теперь вам надо обращать внимание на то, что они смотрят по телевизору, потому что увиденные образы могут отпечататься в их памяти и вызвать нарушение сна.

Общие проблемы. Теперь, когда у малыша больше энергии – и он становится все более забавным, – у вас может возникнуть искушение подольше не давать ему заснуть. Но в возрасте семи-восьми месяцев ему захочется пойти в кроватку раньше, особенно если днем он спит на один раз меньше. Хотя прорезывание зубов, бо́льшая активность и страхи могут иногда приводить к неожиданным просыпаниям ночью, если это будет продолжаться регулярно, значит, причина в бессистемном воспитании. Иногда плохие привычки укореняются в течение месяцев («О, он никогда не спал как следует, а сейчас у него прорезываются зубы»). А новые привычки возникают, когда родители врываются в комнату посреди ночи, чтобы спасти ребенка, вместо того чтобы успокоить его и научить засыпать самостоятельно. Конечно, если он напуган, вы можете его отвлечь и утешить. Если у малыша прорезываются зубы, вы должны избавить его от боли. В обоих случаях надо обнять его и прижать к себе. Однако при этом вам следует не переступать черту и постараться не переусердствовать. Как только ребенок поймет, что вы взяли его на руки из жалости, он быстро сообразит, как можно вами манипулировать. Нарушения сна, возникшие по причине бессистемного воспитания, в этом возрасте труднее устранить, чем в более раннем, потому что, как правило, имеется целый ряд накопившихся проблем.

Иногда это бывает период нестабильного соблюдения распорядка дня, множество примеров можно найти в разных семьях. В какие-то дни вашему малышу потребуется утренний сон, в другие – он от него откажется и/или пропустит и дневной сон. Большинство детей дремлют утром всего 45 минут и немного дольше днем. Одни спят дважды в день по полтора часа, а другие – один раз, но целых три часа. Если вы смирились с судьбой и понимаете, что это продлится всего несколько недель, то меньше вероятность, что вы позволите себе впасть в панику и прибегнуть к временным мерам, что означало бы начало бессистемного воспитания (больше о дневном сне см. далее в этой главе).

Ключевые вопросы. Как случилось, что ребенок стал просыпаться ночью, и что вы сделали, когда подобное произошло в первый раз? Просыпается ли он ночью в одно и то же время? Если вы можете сверять по своему чаду часы, это почти всегда говорит о плохой привычке. Если малыш просыпается непредсказуемо, особенно когда ему уже около девяти месяцев, вполне вероятно, что у него происходит очередной скачок развития. Если это продолжается в течение уже нескольких дней, ведете ли вы себя как прежде? Берете ли вы ребенка к себе в постель? Чтобы развилась плохая привычка, достаточно всего двух-трех дней. Предлагаете ли вы ему грудь или бутылочку, когда он просыпается? Если он ест охотно, это скачок в развитии. Если нет, значит, приучен к бессистемному воспитанию. Проблема проявляется, только когда вы сидите с ребенком, или в случае с вашим супругом она тоже имеет место? Часто мама говорит, что налицо сепарационная тревога, а папа не соглашается. Иногда мама считает, что это ее участок и она лучше справится с ребенком, чем отец. Следует определить, кто берет на себя ответственность. Понятно, что лучше, когда родители могут скоординировать свои усилия и каждый будет ответствен за две ночи. Предполагается, что они оба находятся дома в то время, когда надо ложиться спать, и оба одинаково понимают проблему. Если один из родителей продержит ребенка слишком долго, или не уследит за временем, когда надо ложиться спать, или прибегнет к какому-то дополнительному средству, чтобы усыпить ребенка, то такая непоследовательность вызовет нарушения сна. Стараетесь ли вы подольше не давать малышу заснуть теперь, когда он стал старше? Если так, то вы ломаете тот естественный режим, который сами установили, и это может привести к нарушениям сна. Есть ли у него зубы? Как у него с кормлениями? Иногда несколько зубов режутся одновременно. У некоторых детей зубы выходят тяжело, и такие малыши очень страдают – у них течет из носа, попка воспалена, сон прерывист. Они часто начинают отказываться от еды, но потом просыпаются ночью от голода. У других детей без каких-либо предшествующих этому симптомов вдруг обнаруживается новый зуб.

Если я предполагаю, что причиной нарушения сна являются страхи, то задаю следующие вопросы: «Давился ли ребенок когда-нибудь густой пищей? Пугался ли он чего-нибудь недавно? Начал ли он ходить играть в новую группу детей? Если да, то обижал ли его кто-нибудь? Менялось ли что-нибудь у вас в доме – появилась новая няня, мама стала ходить на работу, вы переехали в новый дом? Обычно всегда или что-то произошло, или происходит. Стали ли вы показывать ребенку что-то новое по телевизору или на видео? В этом возрасте увиденные образы могут запоминаться и позднее пугать. Перенесли ли вы малыша из кроватки для младенцев в большую детскую кровать? Многие думают, что к одному году уже можно укладывать детей в большую кровать, но, по моему мнению, еще слишком рано.

Как адаптировать метод PU/PD. Когда ребенок плачет, чтобы позвать вас, войдите к нему в комнату, но подождите, когда он встанет . Ребенок в возрасте от восьми до двенадцати месяцев часто засыпает намного быстрее без ваших рук . Поэтому не берите его на руки, когда он расстроен. На самом деле с детьми, которым больше десяти месяцев, я проделываю лишь часть метода – только PD («положить»), то есть без взятия на руки. Если у вас низкий рост, как у меня, то поставьте рядом скамеечку – вам будет легче поднять ребенка на руки.

Стоя сбоку у кроватки, подсуньте свою руку под колени ребенка, а другой рукой обхватите спину, поверните его и положите обратно в постель, таким образом, он окажется повернут в другую сторону и не сможет видеть ваше лицо. Каждый раз дожидайтесь, когда он встанет, потом поднимайте и сразу же кладите обратно таким же образом. Успокаивайте малыша, похлопывая слегка по спине рукой: «Все в порядке, теперь ты будешь спать». В этот период вам надо больше пользоваться словами, чем в раннем возрасте, потому что такие дети больше понимают. Начните описывать ему его эмоции и продолжайте это делать после того, как перестанете применять метод PU/PD. «Я не ухожу от тебя. Я знаю, что ты устал / напуган / расстроен». Вероятно, ребенок снова встанет, но вы можете повторить процедуру множество раз в зависимости от того, как долго продлилось бессистемное воспитание, прежде чем возникли проблемы со сном. Повторяйте те же самые ободряющие слова, добавляя: «Пора ложиться спать» (или днем: «Пора немного вздремнуть»). Очень важно ввести данные слова в лексикон ребенка, если вы еще этого не сделали. Пусть сон для него будет чем-то приятным.

Когда ребенок выбьется из сил, тогда, вместо того чтобы вставать, он начнет садиться. Каждый раз укладывайте обратно. Не забывайте, что в восьмимесячном возрасте его память уже развита настолько, что позволяет ему вспомнить и понять: если вы ушли из комнаты, то обязательно вернетесь. Поэтому, применяя метод «взять на руки / снова положить», чтобы утешить малыша, вы на самом деле создали доверие. Неплохо также говорить ребенку в какие-то моменты в течение дня: «Я – на кухню, скоро вернусь». Это означает, что вы сдерживаете свое слово и тем самым продолжаете создавать доверие.

Если у вашего ребенка до сих пор нет никакого предмета, с которым он чувствовал бы себя в безопасности, например любимого одеяльца или мягкой игрушки, то сейчас самое время этим заняться. Когда малыш ляжет, дайте ему в руки маленькое одеяльце или плюшевую зверюшку и скажите: «Вот твое любимое одеяльце (или назовите имя этой зверюшки), – а затем повторите: – Ну, а теперь ты будешь спать».

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 864.