Проблемы со сном во второй год
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изменения в развитии и возрастающее ощущение самостоятельности объясняют некоторые проблемы со сном во второй год жизни ребенка. Когда кто-нибудь из родителей говорит мне, что дневной или ночной сон «нарушился», я спрашиваю: «Ваш ребенок ходит? Разговаривает?» Малыш начинает учиться ходить примерно к первому дню рождения. Даже те, кто поздно встает на ноги, к этому времени уже имеют достаточно сильные мышцы. В предыдущей главе я объясняла, что изменения в физическом развитии могут повлиять на ребенка, даже когда он отдыхает, а особенно в тот период, когда он пытается делать первые шаги. Некоторые дети встают посреди ночи, хотя до этого спали, и ходят по периметру своей кроватки. Потом они просыпаются, не понимают, как они там оказались, и не знают, как снова лечь. Также ребенка могут разбудить спазмы мускулов и чувство падения. Подумайте, сколько раз в день падает ваш малыш.

Я не советую позволять детям смотреть телевизор или видео, потому что эти развлечения способны излишне возбудить малышей или оставить в их головах вызывающие беспокойство образы, что тоже может нарушить сон. В возрасте одного года фаза быстрого сна уменьшается до 35 процентов, но времени на сновидения остается еще достаточно. Хотя малышам тоже могут сниться кошмары – это реакция на пережитые пугающие ситуации, – у них чаще бывают ночные страхи, которые меньше всего связаны с плохим сном, а больше – с физическим напряжением и возбуждением. Дети воссоздают эти моменты в своем сне.

Вам также следует подумать об остальных членах семьи: «Есть ли у ребенка старшие братья или сестры, которые его заводят?» Когда малыш начинает ходить, то его брата или сестру это забавляет, и им нравится его мучить – в хорошем смысле слова. Однако подобное отношение может расстраивать малыша и способно привести ночным пробуждениям.

Ваш маленький ходунок любознателен и активен. «Лезет повсюду» – этой фразой часто описывают детей в возрасте от года до двух. Даже если он не говорит законченными предложениями, он все равно лопочет и, конечно, понимает все, что вы произносите. Вы, вероятно, слышите, как он воркует со своими мягкими игрушками – это свидетельствует о том, что он научился забавлять себя. Если вы не будете заглядывать к нему в кроватку, то сможете увидеть множество других восхитительных моментов.

Когда у прежде хорошо спавшего ребенка внезапно появляются проблемы со сном в возрасте около двух лет, я всегда пытаюсь найти разгадку в его здоровье или окружающей обстановке. Вы меняли в доме распорядок? Не режутся ли у малыша зубы? Стали ли вы заниматься какими-то новыми видами активности? Не болел ли ребенок недавно? Начали ли вы ходить играть в новую детскую группу? Были ли перемены в жизни других членов вашей семьи, затрагивающие здоровье, работу, возможность присутствовать дома? Наверное, вы должны подумать о последних нескольких неделях или месяцах, посмотреть, что происходило и как вы на это реагировали.

Дневной сон тоже теперь станет коварнее. В этом возрасте дети обычно переходят от полуторачасового или двухчасового дневного сна к более продолжительному (см. врезку «Быстро! Спать один раз вместо двух» далее в этой главе). На бумаге все представляется очень простым, но оказаться в такой ситуации – все равно что скакать на быке: сплошные взлеты и падения и постоянная угроза, что ты будешь сброшен! Ваш ребенок может отказываться от утреннего сна в течение нескольких дней, а потом вернуться к старому порядку без всякой видимой причины. И если детям в раннем возрасте хороший режим дневного сна обеспечивает хороший сон ночью, то в случае с детьми старше года поздний дневной сон может привести к нарушению ночного. Если ребенок подрос, привыкнув спать поздно днем, я часто предлагаю сдвинуть этот дневной сон на более раннее время и предупреждаю родителей, что они должны поднять малыша к 15.30 – иначе у него не будет достаточно времени на активность, в ходе которой он мог бы выбросить свою энергию и подготовиться ко сну. Впрочем, из всех правил есть исключения: если ваш ребенок не спал в предыдущие дни и ему надо наверстать упущенное; если он болен и ему надо больше времени на сон, а не на активность; если вы чувствуете, что в какой-то день малышу требуется поспать подольше.

Самым важным достижением в развитии является то, что ваш ребенок теперь понимает причину и следствие. Вы видите, как он обращается со своими игрушками. Поскольку он обрел такое понимание, плоды бессистемного воспитания могут теперь созревать намного быстрее. В прошлом, если вы качали ребенка или давали ему грудь, чтобы унять его, это входило у него в привычку – происходило нечто, похожее на опыты Павлова на собаках. Каждый раз, когда звонил звонок, академик давал собаке еду, и через некоторое время у животного при звуке звонка каждый раз начиналось слюноотделение. Теперь, когда ваш ребенок отличает причину от следствия, бессистемное воспитание становится для него не просто инстинктивной реакцией. Каждый урок, данный вами (сознательно или несознательно), будет занесен в маленький компьютер его мозга и помещен в память для дальнейшей загрузки. Если вы не проявите осмотрительности на этом этапе, то научите ребенка искусству манипулировать родителями!

Предположим, ваш пятнадцатимесячный сын внезапно проснулся в три часа ночи. Может, у него выходят коренные зубы или ему приснился плохой сон. Может, он был слишком активен, играя в группе с другими детьми, или поездка к дедушке подействовала на малыша возбуждающе. А может, объяснение проще: он вышел из фазы глубокого сна, а какой-нибудь звук или луч света вызвал у него чрезвычайное любопытство. Дети от года до трех интересуются абсолютно всем. Поэтому если они просыпаются ночью, то их довольно сложно усыпить.

Когда он впервые так делает (самый непривлекательный сценарий для многих семей), очень важно не начать бессистемное воспитание. Если вы подбежите и схватите его на руки, сказав себе: «Я только один раз почитаю ему книжку, чтобы он успокоился», я гарантирую, что завтра ночью он проснется и захочет, чтобы вы его снова развлекли, и, вероятно, повысит ставку, потребовав еще одну книжку, а заодно попить и обнять. Он уже способен провести связь между тем, что делает он и что делаете вы. «Я поднял шум. Мама вошла, и что-то произошло». На третью ночь он уже рассудительно скажет себе: «Вот я поднял шум. Скоро появится мама, почитает мне книжку, а потом начнет меня укачивать. Если я снова подниму шум, когда она будет класть меня в кроватку, тогда она меня еще покачает». И вот вы попали в огромную мышеловку – ваш ребенок стал манипулятором.

Нетрудно определить, когда родители попадают в такую ловушку. Я часто задаю вопрос: «Случались ли у него днем приступы гнева или раздражения?» Как только ребенок научится манипулировать, этим будет окрашен весь его день. Большинство маленьких тиранов демонстрируют такого же рода требовательность ко всему, что происходит в часы бодрствования: к кормлению, одеванию, играм с другими детьми. Не забывайте, что два года – возраст, когда они все время говорят «Нет!». Дети от года до трех начинают чувствовать свою силу, выучив это слово, и очень любят его использовать.

Естественно, что когда родители постоянно занимаются бессистемным воспитанием, то проблемы нарушения сна, такие как пробуждение, просыпание ночью, беспорядочный дневной сон и зависимость от помощи со стороны, связаны не столько с проблемами развития, сколько с укоренившимися вредными привычками. Два ключевых вопроса помогают мне определить, имели ли место какие-нибудь происшествия, которые могли встревожить ребенка, когда он должен был ложиться: «Спал ли когда-нибудь малыш всю ночь?» и «Всегда ли вы сталкивались с проблемами, укладывая его?» Отрицательный ответ на первый вопрос и положительный ответ на второй говорят мне о том, что передо мной малыш, которого не научили засыпать без посторонней помощи и который не умеет заснуть сам, после того как проснулся. Затем я должна уточнить детали, в том числе какими вспомогательными средствами пользовались родители, задав ряд вопросов. Как вы сейчас укладываете его? Где он спит? Кормите ли вы его до сих пор грудью? Если да, то делаете ли вы это, чтобы его усыпить? Испытываете ли вы к нему жалость, когда он плачет ночью? Подбегаете ли вы к нему? Приносите ли вы его в свою постель? Когда он был меньше, могли ли вы выйти из комнаты, если он еще не заснул глубоким сном? Какова продолжительность периодов дневного сна и где он спит? Применяли ли вы когда-нибудь метод контролируемого плача? Подобного рода вопросы помогают мне определить масштаб бессистемного воспитания.

 

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 956.