Так как физические возможности вашего ребенка расширяются, его подвижность постепенно становится причиной нарушений сна. Теперь малыш способен делать больше движений ногами и руками – дотягиваться до предметов и держать их, – его туловище тоже становится сильнее. Он начинает вставать на колени и уже может передвигаться в кроватке. Если вы положите его посредине кроватки, то через некоторое время найдете его свернувшимся в углу. Он может попытаться подняться на колени и оторвать тело от матраса. Если ребенок устал, он начинает плакать, и его крик будет постепенно нарастать по интенсивности, пока не достигнет кульминации.
Если вы исправляете последствия бессистемного воспитания и пропустили какие-то сигналы от ребенка, а он уже слишком переутомился, вы должны понимать язык жестов и телодвижений: он выгибает спинку и отталкивает вас ногами, когда вы держите его на руках.
ЭТО МИФ
ЧЕМ ПОЗДНЕЕ ЛЯЖЕШЬ – ТЕМ ПОЗДНЕЕ ВСТАНЕШЬ
Я потрясена тем, сколько родителей звонит и жалуется на раннее пробуждение и на то, что их педиатры посоветовали им: «Не давайте малышу спать подольше». Но это означает, что он будет переутомлен, когда наконец отправится спать. Детей следует укладывать спать тогда, когда они начинают проявлять признаки усталости . Иначе их ночной сон окажется прерывистым, а утром они проснутся в то же самое время, в которое привыкли.
Обычные проблемы. Многие сложности сейчас – те же самые, которые мы видели в раннем возрасте и которыми не занимались. Если ребенок просыпается от собственных движений, а ему не хватает умения, чтобы снова заснуть самому, это может привести к бодрствованию ночью. В данный период родители пытаются иногда раньше ввести прикорм или добавляют в бутылочку зерновые смеси. Вопреки существующему мифу прикорм не способствует лучшему сну и не является средством от бессистемного воспитания. Сон – это приобретенное умение, а не результат наполнения желудка. Если у ребенка вошло в привычку спать урывками и никто не научил его, как надо засыпать снова, то короткий дневной сон может привести к проблемам в этом возрасте.
Ключевые вопросы. Я спрашиваю то же самое, что и на более раннем этапе. Поскольку дневной сон является одним из главных аспектов, то я интересуюсь у родителей: «Всегда ли ребенок спал в течение таких коротких промежутков времени или это началось недавно?» В последнем случае я задаю еще несколько вопросов: о том, что происходит в доме, о кормлениях, новых людях и об активности малыша (см. также раздел «Немного о дневном сне» в этой главе). Если все оказывается довольно стабильным, то я спрашиваю: «Бывает ли такое, что ваш ребенок не в духе и капризничает после дневного сна? Хорошо ли он спит ночью?» Если днем у малыша все в порядке и он также хорошо спит ночью, то причина может быть в его биоритмах – ему не требуется спать днем дольше. Если же он капризничает в светлое время суток, то для увеличения периодов дневного сна необходимо применить метод PU/PD, потому что малышу явно не хватает того, сколько он спит.
Как адаптировать метод PU/PD. Если ваш ребенок прячет голову в матрас, вертит ею из стороны в сторону, поднимается на колени и неуклюже двигается туда-сюда, не берите его сразу же на руки. Если возьмете, он ударит вас ногой или вцепится в волосы. Вместо этого продолжайте разговаривать с ним тихим успокаивающим голосом. А когда поднимете его, то подержите только две-три минуты. Положите ребенка обратно, даже если он продолжает плакать. А затем поднимите снова на руки и повторите процедуру. Дети в этом возрасте могут оказывать физическое сопротивление, когда вы пытаетесь изменить какую-нибудь их привычку. Самой типичной ошибкой родителей является то, что они слишком долго держат их на руках (см. историю Сары в следующем разделе). Если ребенок сопротивляется, не держите его. Он может наклонять вперед голову или отталкивать вас ногами и руками. В этот момент скажите: «Ну, хорошо. Давай я тебя положу». Скорее всего, он не перестанет плакать, потому что находится в боевом настрое. Тотчас же возьмите его на руки. Если он снова начнет с вами воевать, положите его в кроватку. Посмотрите, возможно, он начнет успокаиваться или ударится в плач-причитание (см. вставку ниже). Положите его на спинку и возьмите за руки. «Ну, ну, ш-ш-ш… Сейчас ты уснешь. Эй, все хорошо. Я знаю, что тебе трудно». Родители, детям которых около пяти месяцев, часто пишут: «Я взял ребенка на руки, и он утих. Но он начинает плакать раньше, чем я положу его в кроватку. Что делать?» Итак, что происходит: вы кладете малыша, устраняете любой физический контакт и говорите: «Я тебе снова возьму на руки». Так вы учите его плакать, просясь на руки. Вы должны постоянно это отслеживать, когда кладете ребенка в кроватку, а потом снова поднимаете.
ПЛАЧ-ПРИЧИТАНИЕ
К тому времени, когда вашему ребенку исполнится три-четыре месяца, вы должны будете понимать его сигналы – язык жестов, телодвижения и тип плача – и знать его особенности. Важно научиться чувствовать разницу между настоящим плачем – просьбой о помощи – и тем, что я называю «плачем-причитанием». Дети могут разразиться таким плачем. Не надо брать их на руки. Вместо этого следует посмотреть, не успокоится ли малыш сам. Берите ребенка на руки только тогда, когда он плачет по-настоящему, как бы говоря: «Мне нужно, чтобы вы мне помогли».
Успех метода «взять на руки / снова положить» отчасти зависит от вашего умения отличать плач о помощи от плача-причитания. Последний у каждого ребенка индивидуален. Понаблюдайте, какой он у вашего малыша, – и вы увидите, что, когда он испытывает физическую усталость, он моргает, закрывает глаза, зевает. А если он слишком утомлен, то еще и машет руками и ногами. При этом он произносит что-то вроде: «У-а-а… у-а-а…» Звук, как мантра, повторяется снова и снова на той же высоте и в той же тональности. Такой плач совсем не похож на настоящий, который обычно нарастает по громкости.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 546.