3. Современные формы планирования музыкально-образовательной работы.
1.Управленческая функция ДУ начинается с определения и постановки задач, которые находят свое отражение в планировании. Цель планирования в ДУ – выработка единых действий администрации и педагогического коллектива, связанных с совершенствованием воспитания и обучения дошкольников.
В соответствии и предстоящей реформой всю систему ДУ образования РБ предлагается строить на культурологическом подходе. Не случайно в национальной Программе воспитания и обучения «Пралеска» значительно повышается роль эстетического воспитания детей.
Для успешной реализации воспитательно-образовательных задач музыкальному руководителю важно тщательно и продуманно планировать свою работу с учетом рекомендаций Программы «Пралеска» по степеням сложности музыкального репертуара. В практике работы музыкального руководителя сложились разные формы планирования:
- календарная (оперативная) - на одну-две недели;
- перспективная – на месяц, квартал, год.
В календарном плане учитывают:
1. Все организационные виды музыкальной деятельности;
2. Указывается тип занятия (фронтальное, тематическое, доминативное, комплексное);
3. Определяется программное содержание;
4. Намечается музыкальный репертуар;
5. Указываются методы и приемы;
6. Фиксируются игры.
Тип занятия | Виды деятельности Музыкальный репертуар | Программное содержание | Методы и приемы | Работа с воспи- тателем | Работа с детьми | Время |
Начинающий музыкальный руководитель испытывает особые трудности в планировании целей и программного содержания музыкального занятия. Вот несколько примеров, чтобы сформулировать программное содержание:
1. Рассказать детям о творчестве композитора.
2. Знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш).
3. Учить детей эмоционально воспринимать музыку и передавать свои впечатления об услышанном.
4. Учить детей петь светлым звуком, точно интонировать мелодию.
5. Совершенствовать музыкально-ритмические движения.
С приобретением опыта работы музыкальный руководитель может перейти к перспективной форме планирования, где предусматриваются цели на ближайший месяц, квартал.
Перспективный план может быть дан по такой схеме:
Виды музыкальной деятельности | Программное содержание |
Музыкальный репертуар | ||
|
| сентябрь | октябрь | ноябрь |
В старших группах планируются все виду музыкальной деятельности, а в младших только те виды, которые доступны детям.
3.Сущетвуют современные формы планирования: план-схема, план-планшет.
Дата | Виды деятельности | Музыкальный репертуар (или составляющие элементы) |
01.09 05.09 07.09 | Вводная часть Слушание: Пение: Муз.-ритм .деят-ть: Игра на ДМИ | Марш, ходьба на носочках, ковырялочка, пружинка. Разучивание веревочки. П. Чайковский «Осень» Я. Жабко «Кружева осенние» Е. Ремизовская «Восень» Б.н.т. «Лявонiха» Е. Ремизовская «Музыканты» |
2.Документация музыкального руководителя.
Примерный перечень материалов в микрокабинете
Музыкального руководителя
1. Нормативно-правовые документы.
2. Перечень литературы по Программе «Пралеска».
3. Планирование работы (перспективный план на год, календарный план, график работы музыкального руководителя, анализ работы за год).
4. Диагностико-коррекционная работа ( диагностика музыкально-творческого развития детей, тетрадь индивидуальной работы с детьми, с воспитателями, другими специалистами, с родителями).
5. Тетрадь по самообразованию (учет совещаний при заведующем, посещение методических объединений, прохождение курсов повышения квалификации, самообразование).
6. Паспорт микрокабинета ( картотека игр, музыкальных инструментов, музыкально-дидактических пособий, ТСО, фонотека).
7. Пропаганда передового педагогического опыта по музыкально-творческому развитию детей среди специалистов ДУ.
8. Пропаганда передового педагогического опыта по музыкально-творческому развитию детей среди родителей.
9. Слушание музыки.
10. Пение.
11. Музыкально-ритмическая деятельность.
12. Обучение элементам нотной грамоты, игре на ДМИ.
13. Работа с одаренными детьми.
14. Музыкальные праздники и развлечения.
15. Музыкально-театральная деятельность.
Тема: Методическая и музыкальная литература для детских садов.
В 1995 году в РБ была создана Программа воспитания и обучения в детском саду, которая была названа белорусским словом «Пралеска» (подснежник)
Основная цель Программы – обеспечить детям в ДУ радостную, содержательную жизнь, их полноценное физическое и психическое развитие.
Программа «Пралеска» полностью исключает авторитарный подход, «Холод» педагогической строгости в работе с детьми дошкольного возраста.
Программа содержит новые повышенные требования к музыкальному воспитанию детей. Учитывая разный уровень развития детей, их природные возможности, музыкальный руководитель особое внимание должен уделить отбору музыкального материала – музыка по слушанию, пению, ритмике, дидактических игр. В этом огромную роль играет методическая литература.
К методической литературе относят:
Учебники, методические пособия, разработки, методические рекомендации, журналы «Пралеска», «Музыкальный руководитель», «Колокольчик», Программу «Пралеска», музыкальные сборники для различных видов музыкальной деятельности и форм работы.
Вот несколько примеров методической литературы отечественных и зарубежных авторов:
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
2. Волох О.П. Музыкально-эстетическое воспитание и формирование личности дошкольников.
Методические рекомендации и сборник песен. – Гомель, 1995.
3. Ветлугина Н,А. Музыкальный букварь. М., 1989.
4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М., 1976.
5. Кононова А.Г. Обучение дошкольников игре на ДМИ. М.Э, 1990.
6. Кононова А.Г. Музыкально-дидактичекие игры. М., 1992.
7. Радынова О.П. Слушаем музыку. М., 1990.
8. Ремизовская Е.Р. «Солнышко»: система, методика, опыт работы.Мн., 1996.
9. Савельев Г.В. Программа «Вдохновение»
10. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа под ред. Л.А. Боренбойма.Л., 1980.
11. Ходонович Л.С. «Падарожжа у свет музыкi» Мн., 2007
12. Петрушин В. Музыкальная психология . М., 1997.
13. Петрушин В. Диагностика музыкальных способостей.М., 1998
14. Авторские сборники песен для детей дошкольного возраста:
Е.Ремизовской,О.Волох, В.Серых, Я.Жабко, И.Лученка, Л.Захлевного и др.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1764.