Занятие объединено не только общей темой, но и имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фрагменты классической музыки изобразительного характера усиливают необычность обстановки ( «В пещере горного короля» Э. Грига, «Марш Черномора» М. Глинки).
Вывод: все виды тематических занятий применяются в каждой возрастной группе, различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке.
Планирование и учет музыкальной работы.
Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю, на каждый возраст длительность занятий варьируется.
Группы | Время | Вводная часть | Слушание музыки | Пение | Ритмика |
«Малыши» | 20 мин. | 2 мин. | 3 мин. | 10 мин. | 5 мин. |
«Почемучки» | 25 мин. | 3 мин. | 5 мин. | 12 мин. | 5 мин. |
«Фантазеры» | 30 мин. | 4 мин. | 6 мин. | 14 мин. | 6 мин. |
Планирование бывает 2 видов:
- перспективное ( на 2-3 месяца);
- календарное ( на каждое занятие).
Музыкальный руководитель может вести перспективное планирование, в нем может отражаться:
- виды музыкальной деятельности;
- задачи воспитания и обучения из Программы;
- музыкальный репертуар;
- даты проведения занятия.
Малоопытный музыкальный руководитель должен вести календарный план, с полным отражением содержания своих действий.
В календарном плане записывается:
- последовательность разучивания материала;
- программные требования по каждому виду деятельности;
- некоторые методические приемы.
Чтобы правильно написать календарный план, нужно уметь пользоваться Программой.
Вопросы
1.Общая характеристика видов музыкальных занятий.
2.Индивидуальные музыкальные занятия и занятия с подгруппой дошкольников.
3.Классификация фронтальных занятий. Типовые занятия, вариативность их структуры.
4.Доминантные занятия.
5.Тематические музыкальные занятия.
6.Комплексные занятия.
7. Обсуждение конспектов занятий, составленных студентами.
Литература
Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.
*Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 28, 29, 157-168.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981.
Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.
Корой Е.Ф. Анализ различных типов занятий музыкой в методической литературе // Формирование системы эстетического воспитания / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1983.
Корой Е. Ф. Музыкальное воспитание детей шестилетнего возраста. — Кишинев, 1986.
Петрова В. Музыкальные занятия //Дошк. воспитание. — 1994. — № 9. — С. 116. Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 154-168.
Дополнительная литература
Архипова Е. Конспекты музыкально-тематических занятий // Дошк. воспитание. - 1996. -№ 5. - С. 114.
Вайнфельд О. Петр Ильич Чайковский и его музыка (цикл комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста) // Дошк. воспитание. — 1998. — № 4. — С. 144.
Варанкина Н. Доминантное занятие по обучению детей восприятию м\ ки //Дошк. воспитание. — 1995. — № 5. — С. 121.
Космачева Т. Развитие творческих способностей (примерный конспект до
нантного занятия в подготовительной группе) // Дошк. воспитание. — 1993. — № 6 С. 90.
Папкова Р. Тематическое занятие, посвященное творчеству П.И.Чайковского // Дошк. воспитание. — 1990. — № 2. — С. 120.
Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные. — М., 1995.
Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.
Рогальская Л. Нетрадиционные формы работы — комплексные занятия Дошк. воспитание. — 1995. — № 2. — С. ПО.
Тютюнникова Т., Боровик Т. Весновкин прибаутничек (тематичес! занятие по принципам К.Орфа) //Дошк. воспитание. — 1998. — № 4. — С. 135.
Задания
1. Проанализировать и подготовить аннотации на конспекты тематических
доминантных и комплексных музыкальных занятий (см. список дополните;
ной литературы).
2.Составить план-конспект фронтального типового занятия с детьми 5-года жизни. Предложить варианты изменения его структуры.
3.Разработать конспект тематического занятия: собственно-тематического музыкально-тематического (^), сюжетного (по выбору) — для детей старшего дошкольного возраста. Подготовить наглядный материал.
4.М. Разработать конспект доминантного занятия:
фронтального с преобладанием одного из видов музыкальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста; индивидуального (с подгруппой детей) с целью развития одной из музыкальных способностей для старших дошкольников.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 715.