Творчество детей в игре на ДМИ

1.Необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений и восприятия искусства, которые являются образцом для творчества. Его источником.

Другое условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают знания, умения и навыки для того, чтобы они могли выразить свои впечатления.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков. Умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Дети овладевают этими качествами к старшему возрасту.

Существуют следующие этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки, к заданиям, способствующих освоению способов творческих действий, и , наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей.

Существуют следующие упражнения для развития музыкально-слуховых представлений:

1. Самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую музыкальным руководителем.

2. Подстраивание к звукам: игра типа «музыкальное эхо».

3. Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

 

Воспитанники младшей группы  поют мелодии, которые не содержат развернутого текста, поэтому используются упражнения на звукоподражание. Иногда дети сами могут придумать текст и мелодию.

 

«Почемучки»: выполняют задания на пропевание песен, импровизаций на несложные тексты. У детей налаживается слухо-вокально координация. Они чище интонируют в пении.

 

«Фантазеры»: способны сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, импровизируют на мелодии на заданный текст, очиняют попевки определенного настроения и жанра.

 

Вывод:  Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание становится более прочным.

 2.Творческие проявления детей в музыкально-ритмической деятельности являются важным показателем их музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Существует определенная последовательность творческих заданий из 4-х этапов:

1 этап: Детям предлагается создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы птиц, животных).

2 этап: Идет усложнение заданий, т.е. дается развитие музыкакльно-игровых образов в действии отдельных персонажей, а также в умении передать характер музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс).

3 этап: Детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей, а также найти элементы национальных танцев на предлагаемую музыку.

4 этап: Ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумывают музыкальную композицию или танец на предлагаемую музыку.

 

Творческая активность детей в музыкально-ритмической деятельности во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий. Программная музыка (песня, пьеса с названием) занимает главное место, т.е. текст помогает лучше понять ее содержание и создать музыкально-игровые персонажи, составить композицию танца. Лучше начинать с инсценировок песен.

 

3.Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях.

Слушание инструментальных и вокальных произведений ( в аудиозаписи и «живом» исполнении), сравнение тембров музыкальных инструментов – все это необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

На музыкальных занятиях дети не только обучаются игре на ДМИ, но и импровизации, музицированию, сочинению мелодий.

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель дает детям творческие задания различной сложности: от простых звукоподражаний до сочетания разных по жанру и характеру мелодий.

 

Младшая группа: импровизируют на ударных и шумовых музыкальных инструментах, контрастных по характеру звукоподражания (шум приближающегося и удаляющегося поезда, шум начинающегося дождя).

Средняя группа:  могут сыграть на металлофоне свою колыбельную, плясовую мелодию.

Старшая группа творческие задания усложняются, дети музицирую, импровизируют на заданные темы.

Широко применяются различные виды сопоставлений:

· Контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей);

· Контраст в пределах одного названия (птичка поет весело или грустно);

· Контраст в пределах одного настроения (светлая грусть или грусть-жалоба).

Творческие задания дети могут выполнять коллективно – в шумовом оркестре. Один из приемов, стимулирующих и обогащающих творческие проявления детей – аранжировка наиболее удачных сочинений музыкальным руководителем, исполнение их на фортепиано с сопровождением. Для этого педагог должен уметь быстро подбирать и гармонизировать мелодию.

Вывод: Исполнение оркестром. Сочиненных детьми мелодий, побуждает их к коллективному творчеству, прививает их к музицированию.

 

 

Вопросы

1. Характеристика понятия творчество в психолого-педагогической литературе.

2. Сущность понятия детское художественное творчество, его условность

3. Различные точки зрения отечественных и зарубежных педагогов на проблему развития детского творчества.

4. Изучение проблемы детского художественного творчества в работе Н.А.Ветлугиной, ее учеников.

 

Литература

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.; Л., 1965.

Ветлугина Н.А. Общие проблемы эстетического воспитания и развития // Ос новы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. — М., 1980 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1987.

Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.Бурменской и В.Слуцкого. — М., 1991

Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград, 1994.

Резерв успеха — творчество / Под ред. Г.Нойнера, В.Калвейта, Х.Клейна. — М., 198?

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1969.

Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. — М 1985.-Т. 1.

Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1972 Задания

1. Законспектировать предложенную литературу по выделенным вопросам занятия.

2. Подготовить устные сообщения по вопросам:

 

— источники детского художественного творчества;

— основные этапы творческого процесса;

— предпосылки музыкального творчества;

— самостоятельность и подражательность как первоначальный этап в развитии музыкального творчества детей.

3. Подготовить реферат на тему «Проблема развития детского музыкального
творчества в работе Н.А.Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка».

Вопросы

1. Специфика детского музыкального творчества.

2. Формирование предпосылок развития детского музыкального творчества

3. Создание условий для успешного развития музыкально-творческих спо­собностей дошкольников.

4. Взаимосвязь обучения и развития музыкального творчества детей.

5. Развитие музыкально-творческих способностей детей в разных видах му­зыкальной деятельности (восприятие музыки, певческая, музыкально-игро­вая, танцевальная деятельность, игра на детских музыкальных инструментах).

 

Литература

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

Ветлугина Н.А. Общие проблемы эстетического воспитания и развития ре­бенка // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. — М., 1980.

Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1974. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1972.

 

Задания

1. Законспектировать предложенную литературу.

2. Подготовить устные сообщения по вопросам:

 

— развитие творчества детей в певческой деятельности;

— особенности формирования творческих проявлений дошкольников в танце;

— творчество детей в музыкально-игровой деятельности;

— творческие проявления дошкольников в игре на детских музыкальных инструментах.

Вопросы

1. Этапность в применении творческих заданий:

— в певческой деятельности детей;

— в танцевальной и музыкально-игровой деятельности;

— в игре на детских музыкальных инструментах.

2. Вариативность заданий, их усложнение с учетом возраста детей или этапов обучения.

 

Литература

Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., 1976.

Ветлугина НА., Д з е р ж и н с к а я Л.Н., К о м и с с а р о в а Л. Н. Музы­кальные занятия в детском саду. — М., 1984.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М., 1993.

Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инстру­ментах. — М., 1990.

Музыка в детском саду: Песни, пьесы, игры / Сост. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. — М., 1985-1987. — Вып. 1-3.

Музыкальное воспитание в детском саду: Спецкурс. — М., 1994.

Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М„ 1989.

Праздники и развлечения в детском саду: Пособие для воспитателя и муз. руководи- -теля дет. сада / Общ. ред. Э.В.Соболевой. — М., 1982.

Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М.,

 

Дополнительная литература

Акбарова Р.Т. Творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности детей шести лет: Канд. дис. — М., 1990.

А к и ш е в СВ. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников : Канд. дис. — М., 1989.

Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М., 1993.

Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М., 1996.

Мели к-П а ш а е в А.А. Педагогика искусства и творческие способности: С
«Педагогика и психология». — 1981. — № 1.

X о д ь к о в а А. И. Формирование песенного творчества у детей 6—7 лет: — М., 1974.

 

Справочная литература

Психология: Словарь / Сост. Л.А.Карпенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — Т. 2. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. — М., 1989.

 

Задания

1. Придумать несколько заданий для развития песенного творчества старо

дошкольников с учетом усложнения.

2. Подобрать несколько сказочных сюжетов, которые могут служить оа! вой для песенных и музыкально-игровых импровизаций детей.

3. Придумать задания на развитие танцевального творчества детей младая средней, старшей групп.

4. Предложить задания на развитие творчества в игре на детских музыкц ных инструментах.

5. Придумать несколько игровых ситуаций для детей разного дошкольн! возраста с включением творческих заданий: по развитию песенного, тан1 вального, музыкально-игрового творчества, а также творчества в процессе ил на детских музыкальных инструментах.

6. Составить краткий конспект музыкального занятия (или развлечения] подробным описанием используемых в нем творческих заданий.

 

 

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 50.